Белинков А. В., Михайлов О. Н.: Блок А. А. (Краткая литературная энциклопедия)

БЛОК, Александр Александрович [16(28). XI. 1880, Петербург, — 7. VIII. 1921, Петроград] — рус. поэт. Род. в дворянской семье. Отец — А. Л. Блок (1852—1909, проф. права Варшавского ун-та), мать — А. А. Бекетова (1860—1923), писательница. Детские годы Б. протекали в семье деда — ректора Петерб. ун-та — в Петербурге и в подмосковном имении Шахматово. После окончания гимназии Б. поступил в 1898 на юридич., а в 1901 перешел на историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та, к-рый окончил в 1906. В 1903 Б. женился на Л. Д. Менделеевой, дочери рус. химика Д. И. Менделеева. Поэтич. дарование Б., начавшего писать стихи еще в детском возрасте, формировалось в условиях бекетовской усадьбы, в атмосфере отрешенности от обществ. жизни и влюбленности в иск-во. Молодой Б. испытал влияние романтич. поэзии В. А. Жуковского, «чистой» лирики А. А. Фета, Я. П. Полонского, «жестоких» романсов А. Н. Апухтина, что отразилось в цикле стихов, позднее названном «Ante Lucem». Погруженный в мир мечты, напряженно ищущий ответов на мучившие его мистич. вопросы, Б. увлекается поэзией Вл. С. Соловьева, проникнутой культом «Вечно-женственного» и «Мировой души».

Первые стихи Б. опубл. в 1903 в журнале петерб. символистов Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус «Новый путь». В 1904 вышла кн. Б. «Стихи о Прекрасной Даме», в к-рой он выступил как символист. Центр. ее тема — любовь — служит выражению романтич. чувства слитности индивидуальной души поэта с единой «мировой душой». Образ любимой очищается от всего земного, мистифицируется, однако сквозь «тайнопись» символизма в стихах о Прекрасной Даме прорывается, правда еще робкое, утверждение радости земного бытия. Уже к концу 1902 Б. разочаровывается в соловьевской мистике; умиротворенно-молитвенный тон сменяется в его стихах мотивами «жестокой арлекинады» (цикл «Распутья», 1902—04). В стихах 1903—04 начинают появляться городские пейзажи. В обращении Б. к урбанистич. теме большую роль сыграл сб. стихов В. Брюсова «Urbi et Orbi». Однако, в отличие от Брюсова, Б. не слагает городу-гиганту восторженных гимнов. Его город — «черный город», «пузатый паук», «черный ад». В стих. «Из газет» (1903), «Фабрика» (1903) социальные мотивы начинают преобладать над символистскими. Влияние Брюсова сказывается на поэтике Б.: опрощение словаря, отход от музыкально-импрессионистич. манеры, поиски новой ритмики («дольник»).

В обострении социального и худож. зрения Б. большую роль сыграла революция 1905, с к-рой связаны отход поэта от ортодоксального символизма и настойчивые поиски места художника в жизни. Для этого периода характерны такие стихотворения, как «Сытые» (1905), «Митинг» (1905). В стихах и особенно в пьесе «Балаганчик» (1906, пост. В. Э. Мейерхольдом в театре В. Ф. Комиссаржевской в том же году) Б. подверг осмеянию декадентскую мистику. Для второго сб. лирики «Нечаянная Радость» (1906) характерно обращение к нар. мифологии (цикл «Пузыри земли»), столкновение повседневности с романтич. фантастикой («Незнакомка», 1906), обостренное внимание к «темной музыке» стихов. Лирич. стихия певучести находит наивысшее воплощение в цикле «Снежная Маска» (1907). Жизнеутверждающим чувством проникнут написанный в годы политич. реакции цикл «Вольные мысли» (1907). В 1907—08 Б. ведет критич. обозрение в журн. «», выступает по вопросам лит-ры, театра, пишет о задачах иск-ва. Во мн. статьях и публичных докладах Б. говорит о разрыве между народом и интеллигенцией («„Религиозные искания“ и народ», «Народ и интеллигенция»). Тема искания путей интеллигента к народу, к родине находится в центре драмы Б. «Песня Судьбы» (1908). В патриотич. лирике Б. оживает некрасовская традиция («Россия», 1908). Следуя славянофильскому представлению о России как смиренной, многотерпеливой стране, Б. запечатлевает, однако, «широкие и тихие пожары», обещает «начало высоких и мятежных дней» (цикл «На поле Куликовом», 1908). В связи с этим происходит «открытие» Блоком забытого критика и поэта 40-х гг. 19 в., сторонника «почвенничества» (см. Почвенничество в литературе) А. А. Григорьева, стихи к-рого Б. собрал, прокомментировал и издал со своим предисловием в 1916.

«Снежная Маска» (1907), «Лирические драмы» (1908), «Земля в снегу» (1908), «Ночные Часы» (1911) и трехтомного собр. стихотворений (изд-во «Мусагет», 1911—12) упрочилась поэтич. слава Б. Лирика зрелого Б. овеяна дыханием историч. бурь и житейских тревог. С исключит. остротой ощущал поэт назревавший в России обществ. кризис, воплотил свои предчувствия в трагич. образе одинокого, гибнущего героя, «человека, ослепшего в ночи». «Страшный мир» (таково название цикла стихов Б. 1909—16) вынуждает героя искать забвенья в вине или бежать от жизни в безрадостную любовь («На островах», «В ресторане», «Унижение»). Неприятие «страшного мира» вызвало в лирике Б. струю романтич. сатиры (цикл «Пляски смерти», 1912—14), наложило на его поэзию трагич. отсвет. В творчестве Б. периода реакции отразились противоборствующие тенденции — «и отвращение от жизни и к ней безумная любовь». Но даже в пору «убийственного опустошения» в его лирике не перестает звучать оптимистич. начало, вера в победу светлых сил (стих. «О, я хочу безумно жить: все сущее увековечить», 1914, и др. из цикла «Ямбы»). В его стихах, не иссякая, продолжает звучать гуманистич. тема («На железной дороге», 1910; «Поздней осенью из гавани», 1909). В дальнейшем в творчестве Б. сохраняется стремление освободиться от эстетич. иллюзий, возникают черты пластич. описательности, повествоват. элементы, получают развитие темы труда, социального неравенства. Таковы «Итальянские стихи» (1909), навеянные заграничными путешествиями (Италия, Бретань, юг Франции), драма «Роза и Крест» (1912—13, опубл. 1913), поэма «Соловьиный Сад» (1915). Крупнейшая поэма Б. «Возмездие» (1910—21; написаны пролог, 1-я глава, вступление ко 2-й и начало 3-й главы) должна была нарисовать историю трех поколений одной семьи с 1870-х гг. до 1905. Она содержит и худож. декларацию поэта, и размышления о судьбе интеллигента, оторвавшегося от народа, и беспощадную оценку «железного» 19 века и «бездомного» 20 века. По определению самого Б., поэма эта полна «революционных предчувствий». Б. скупо откликнулся на события 1-й мировой войны и восторженно встретил Февр. революцию 1917. Работа в качестве одного из редакторов стенографич. отчета Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывших царских министров дала Б. материал для книги «Последние дни старого режима» (1919). Октябрьская революция вызвала новый творческий подъем у поэта. В статье «Интеллигенция и Революция» (янв. 1918) Б. призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию» (Соч., т. 2, 1955, с. 228).

Сила революционного подъема отразилась в крупнейших послеоктябрьских произведениях Б.: поэме «Двенадцать» (1918) и стих. «Скифы» (1918). В первом из них с огромной поэтич. силой запечатлено столкновение ненавистного поэту старого мира с новым миром, воплощенным в образах двенадцати красногвардейцев. Поэма овеяна революц. романтикой; в ее ритмах звучит победная «музыка» революции. Впервые в сов. лит-ре прозвучала здесь тема острого столкновения созидающих сил революции, шествующей «державным шагом», с бунтарскими стихийными силами, к-рые пытаются ее захлестнуть. В худож. ткани поэмы органически слиты свободный стих, частушка, патетич. лексика революц. лозунга, интонации мещанского романса. «Скифы» проникнуты утверждением земной историч. миссии революц. России, обличением бурж. цивилизации. Одновременно здесь выражено внеисторич. противопоставление Востока и Запада. В эти годы Б. вел большую обществ. деятельность, много сил отдавал изд-ву «», учрежденному М. Горьким. В 1920 Б. избрали председателем Петрогр. отделения Всероссийского союза поэтов. В историю рус. лит-ры Б. вошел как крупнейший лирик, личный мир к-рого принял в себя историч. катаклизмы века, как поэт-новатор, далеко раздвинувший возможности рус. стиха и оказавший большое влияние на развитие поэзии 20 в. Произв. Б. переведены на все основные языки мира.

Соч—12, Л., [1932—36]; Соч. в одном томе, [Ред., вступ. ст. и примеч. Вл. Орлова], М. — Л., 1946; Соч., т. 1—2, М., 1955; Собр. соч. в 8 томах. Под ред. В. Н. Орлова, т. 1—3, М. — Л., 1960; Стихотворения, [Вступ. ст., подгот. текста, примеч. Вл. Орлова], Л., 1955; Дневник, под ред. П. Н. Медведева, [т. 1—2], Л., 1928; Письма Александра Блока к родным, [Предисл. и примеч. М. А. Бекетовой], т. 1—2, М. — Л., 1927—1932; Записные книжки, [Ред. и примеч. П. Н. Медведева], Л., 1930; Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, М., 1940.

Лит.: Бекетова  В. М., Поэзия А. Блока, П., 1922; Чуковский К., Александр Блок как человек и поэт, П., 1924; «Лит. наследство», № 27—28, М., 1937;  А. С., А. А. Блок, М., 1949; Тимофеев  Г., Поэмы Александра Блока, М., 1959; Штут «Двенадцать» А. Блока, «Новый мир», 1959, № 1; Медведев «Драмы и поэмы Ал. Блока» (Из истории их создания), в его кн.: В лаборатории писателя, Л., 1960; Театральные воспоминания о Блоке В. П. Веригиной и Н. Н. Волоховой, публикация Д. Е. Максимова и З. Г. Минц, «Уч. зап. Тартуского ун-та», в. 104, 1961;  S. (Laffitte), L’Univers poètique d’Alexandre Blok, P., 1946;  —1921. Библиография 1903—1923, [М.], 1923; Блюм Э. и Гольцев —1928), в сб.: О Блоке, М., 1929;  Е.,  П.,  —1957 гг., «Уч. зап. Вильнюсск. пед. ин-та», 1959, т. 6.

А. В. Белинков, О. Н. Михайлов.

Раздел сайта: