Тимофеев Л.: Александр Блок
От автора

От автора

Жизнь и творчество Блока почти не освещены в нашей критике. Работы, ему посвященные, во многом нуждаются в пересмотре. Нe изучены литературные связи Блока, не прослежена эволюция его творчества, почти не рассматривались особенности его поэтического мастерства.

Работа, предлагаемая вниманию читателей, не претендует на охват всех этих вопросов. Она ставит себе задачей дать широкому читателю общую характеристику развития творчества Блока в связи с его биографией.

Анализ творчества лирического поэта крайне сложен, и методика этого анализа далеко еще не разработана.

Характеристика особенностей стихотворной речи — ритмики, строфики, звуковой ее организации — требует привлечения специального материала, неуместного в книге, ориентирующейся на широкого читателя, и поэтому здесь не дается. Это не значит, что мы вовсе оставляем в стороне поэтическое мастерство Блока, — затрагиваются лишь более общие его стороны.

Художественное произведение воздействует на читателя прежде всего конкретностью своих образов, оно воспринимается как непосредственный жизненный факт во всем богатстве жизненных деталей и подробностей.

Если драматург располагает для такой конкретизации всей яркостью красок сценического воплощения своего замысла, если прозаик ставит своего героя в сложнейшие сюжетные ситуации, которые и помимо словесных его характеристик позволяют читателю увидеть живую индивидуальность героя, то лирик сравнительно с ними крайне ограничен в своих средствах: в его распоряжении только слово, ритм, интонация.

Пользуясь ими, он и придает жизненную убедительность, конкретность тем переживаниям, которые раскрываются в стихах. Мастерство поэта в том и состоит, что он находит именно те речевые средства, которые воспринимаются читателем как живая речь, отвечающая своим звучанием тем чувствам, о которых говорит поэт, и передающая их.

А мысли и чувства, составляющие содержание каждого отдельного стихотворения, постепенно создают у читателя представление о том, как воспринимает поэт мир, как откликается он на все, что его окружает. Так возникает у читателей целостный образ поэта. Он не совпадает, конечно, с реально-жизненным обликом поэта, хотя и неразрывно связан с ним. В этот лирический образ поэт вкладывает весь свой жизненный опыт, свои обобщения, художественный вымысел («Над вымыслом слезами обольюсь» — Пушкин), — он и представляет собой основу того художественного своеобразия, которое отличает всякого подлинного поэта. И, чем значительнее поэт, тем шире, полнее, многостороннее созданный им лирический образ, тем в большей мере становится он, говоря словами Белинского, братом по человечеству своих читателей.

От характера и свойств этого целостного человеческого облика, сложившегося в творчестве поэта, зависит выбор интонаций и ритмов, воплощающих его переживания, представляющих собой голос поэта, индивидуальный и неповторимый.

Мы не можем здесь проследить всю сложную цепь (образ — переживание — слово — интонация — ритм), из отдельных звеньев которой слагается блоковское поэтическое мастерство, но ставим своей задачей охарактеризовать целостный лирический образ, составляющий основу творчества Блока, и проследить его развитие.

в хронологическом порядке, они дадут читателю непосредственное представление о развитии мастерства Блока на фоне его общей идейной эволюции. Таким образом, настоящая работа стремится дать читателю очерк жизни Блока в связи с характеристикой его творчества и — прежде всего — созданного им лирического образа поэта в сложном и противоречивом процессе его развития.

Раздел сайта: