Блок А. А. - Белому Андрею, 9 января 1903 г.

БЛОК - БЕЛОМУ

9 января 1903. Петербург1 

Многоуважаемый Борис Николаевич.

Первое письмо мое к Вам было ужасно крикливо. Простите меня за это. Крики объясняются тем, что я только что перед этим прочел Вашу статью и был внезапно потрясен. Вашим письмом (сегодня получил его) Вы ввели меня в берега и, кажется, мне яснее все. Главное, я твердо уверился в том, что статья Ваша есть "конспект первой ступени", чисто "формальная" эволюция искусства (с намеками, конечно, но нераскрытыми), еще без "идейности", вне "содержания", тем более только намек на "искусст<во> с т<очки> зр<ения> религии", на угол зрения мистико-религиозный. Впрочем, я видел это из самой статьи, теперь же только Лучше сказать, некоторое недоразумение произошло оттого, что от Вас я не ждал в этом случае частностей, которые, однако, оказались неизбежными и для Вас по самой громадности темы и невмещаемости ее в рамки "статьи" (особ<енно>, журнальной). Испуг прошел.

Ваше письмо говорит о второй "зоне", об "искании Лучесветной Подруги". Кажется, тогда как в первой зоне Вам приходится еще считаться с эволюцией искусств и говорить о многом (5 форм)2, во второй Вы сразу покидаете первые 4 ступени, от относительного восходите к абсолютному и имеете дело с единством. Содержание едино в противоположность множественности форм. Но это все еще - содержание, идейное. Третья и последняя зона, перед которой Вы пока смолкли (в письме), сколько я понимаю, вводит в последнюю мистическую область, я сказал бы, - в область субстанции, "новое", "белое", - в противоположность тем двум - одно, слитное, а не раздробленное. Это - сфера Познанной Девы. То, что двоится (может быть, десятерится!) в форме и двоится в содержании - оказалось единым. Таким образом, у Вас, очевидно, трихотомия (опять-таки), в которой последний член составляет внемирную сущность. Ваш "синтез" занимает место "вверху", представляет чистый нумен. Все это, сильно опошляя упрощениями, я пишу только для того, чтобы Вы могли судить, понял ли я только схему Вашей системы, вообще трудной для понимания, требующей читателя проникновенного, который "имеет уши"3, которому чудилось. Перцов и Мережковские говорят, что часто не понимают Вас.

Для того, чтобы поговорить о музыке, мне придется сделать известный компромисс, на который, впрочем, Вы, мож<ет> б<ыть>, согласитесь. Мне придется спуститься ниже от "искусства движения" к "мосту между временем и пространством", т. е. от музыки к поэзии. При этом попытаюсь говорить о певучем и самом певучем в поэзии для возможно большего приближения ее к музыке. Словом, по возможности закрывать глаза на пространственные элементы для того, чтобы сосредоточиться на временных. Этот компромисс кажется мне возможным потому, что: 1) И в поэзии, как в музыке, в менее совершенном виде лежит эволюция, система, хотя бы новая трихотомия [например: I. Форма (положим - эпос). II. Содержание, идейность, искание Лучезарной Девы (положим, лирика). III. Синтез, мистическая зона (положим - драма-мистерия). Подобная схема, разумеется, только пример]. 2) Потому что поэзия, стоя рядом с музыкой, окрыляется ей и сама чует устремленное тяготение к последней, как будто две точки силятся сбежаться, избирая кратчайшее расстояние (символ поэзии - прямая), в одну (символ музыки). В этом представлении - поэзия представляет из себя то, "что нужно преодолеть"4, для того чтобы взойти к музыке. Она - уменьшенное движение, отраженное. Она - в пути, и, преклоняя ухо к содрогающейся земле, можно слышать, как "цветет сердце"5. Она - в противоположность трем первым "формам" искусства, которых не оторвать. Но четвертое уже мост к пятому, близко ему, греется около него и, - кто знает? - не перейдет ли в него, как вышло из него, не возвратится ли, тогда как те три не сделают скачка и отпадут. Может быть, обновленный ученик, очарованный близостью песен, которых он лишь слабое подобие, хоть и не станет "выше учителя"6, но научится многому и безболезно вернется к нему? От этой мысли то страшно и весело, то гнетуще и тоскливо.

Вся эта аргументация (и подобная), разумеется, зиждется на компромиссе и сама в себе имеет что-то глухое, даже тугое, натянутое, но мне приходится ввести ее просто уже по личному бессилию что-либо выводить из чистой музыки. Веду я к тому, чтобы поставить вопрос, может ли поэзия в своем maximum'e приблизиться к Запредельному настолько, чтобы расслышать и познать? Утвердительный ответ возможен хотя бы только на том основании, что наши времена поэзии ощутили, как никогда, до пророчественного прозрения, двойственную природу вселенной, и именно ощутили музыкально, путем все большего отрицания пространственных образов и все большего прислушиванья к "ритму" (кстати, ритм в Вашем озарении близок к Гераклитовскому "огню-Логосу"?). В сущности, т<ак> н<азываемые> "декаденты" прекратились теперь лишь относительно. Это скорее не смерть, а перерождение из бессознательного в сознательное. Даже еще Коневской не сознавал, не мог еще углубиться в сумрак своего духа и найти в нем неподдельное. Он бросал богатства в кучу, бесформенную, но блестящую, а "личность" жаждала "целомудрия"7. Но и он уже пел. А Брюсов, например, поет уже так, что, кажется иногда, что "решается судьба" (Ваше выражение о музыке). Тут, мне кажется, играет роль не сознание даже, как таковое, а скорее "пора", "возраст", органическая связь с субстанцией собственного творчества, когда эта субстанция не сознается, а просто присутствует. Она здесь, ее слышно. Это - высший расцвет поэзии: поэт нашел себя и, вместе, попал в свою эпоху. Таким образом моменты его личной жизни протекают наравне с моментами его века, которые, в свою очередь, единовременны с моментами творчества. Здесь такая легкость и плавность, будто в идеальной системе зубчатых колес. В этих благоприятнейших условиях для проявлений (творческих) поэзия освобождается, находит русло, притом не старое, а доселе неизведанное. В таком случае можно ждать от нее все большего расцвета, эволюции, а следовательно - сближения с музыкой. Тут может зародиться последняя песня поэта, после которой он должен или смолкнуть, или перейти в последнюю область точки, как символа музыки. Но в этой последней песне "линия" внезапно исчезает и... сменяется точкой. Две точки, устремленные друг к другу, сбегутся внезапно в одну. Это - аксиома, с т<очки> зр<ения> Вашей (и всякой классифицирующей) системы. Но сама система не нарушится. Окажется налицо только чудодейственный факт свершившихся pia desideria {лучших пожеланий } всех поэтов. Тогда фактически исчезнет "четвертое искусство", но не ранее, чем в нем проявится "дух музыки". И это именно еще в нем, а не за ним. - Я чувствую, что пишу под другим углом зрения, чем Ваш, притом, может быть, абсурдно и слишком теоретично, но позволяю себе это ввиду догматичности Ваших построений, без сомнения неизбежной (хотя бы и до времени), но потому именно и не исключающей постороннего им.

Перечитав письмо, почувствовал его бессилие и вялость. Извините. Теперь другого не написать, потому что чувствую просто сильнейшую физическую усталость все эти дни. Кроме этого, некоторым оправданием мне может послужить действительная трудность Вашего письма, многогранность воззрений. Здесь есть нечто порой переполняющее чашу жизненной странности, которая неизменно веет кругом, шепчет день и ночь, дышит в лицо неустанно и сладко, будто сон и явь - одно прекрасное, один голос от Ее Лучезарности:

И к неверному другу - нежданный пришлец

Благодатной стучится рукой8.

"всесветной мистерии", о которой мне сегодня так сухо и бессвязно довелось говорить Вам. Еще раз - простите.

Преданный Вам Ал. Блок

Петерб<ург>. Петерб<ургская> сторона, Гренадерские казармы, кв. 13.

Комментарий Андрея Белого

8) К письму Блока к Бугаеву от 9-ого января:

"Идея", "Содержание", Блок разумеет "абстрактный идеализм", с его дуализмом на "здесь" и "там"; я же ближе осознал необходимость конкретного идеализма; и скорее "имманентист", не до конца себя осознавший (осознаванье - в ряде будущих годин: в линии: Соловьев - Риккерт, Штейнер; этим подусловливается разночтение терминов наших (у меня и у Блока), заволакивающее, точно дымкой, наши идеологии друг от друга; для меня Блок, Перцов, Мережковский, как мыслители - "туманисты"; Блок пишет: "Перцов и Мережковский говорят, что часто не понимают Вас". Мог бы прибавить: "Не понимаю и я" (разумею в разрезе структуры моих "абстракций"). Далее в письме-ответе Блок, в неблагоприятные условия поставленный (нашими разными тактиками) относительно моей "системы" мысли, все же с удивительной чуткостью ставит знак равенства между моим ритмом, огнем Гераклита и Логосом. Ну да: знак ритма - знак Логоса: Печать Христа (кстати, для Блока "чуждого"). "Играет роль не сознание даже, а скорее "Пора!"" Но его "пора", "началось" для меня уже в сознании: и "пора", и "началось" - началось в "сознании"; для него - "только в сознании"; для меня, того времени, это "только в сознании" уже почти "все". критицизм для меня не старый критицизм, а уже пророжденный Логосом, соединенным пусть в одной точке с "Логикой" (даже Канта); но соединенным действенно; Блоку это чуждо: чуждо "логосическое", а потому и чуждо конкретно логическое; "Пишу под другим углом зрения, чем Ваш, ввиду догматичности Ваших построений". В то время я был враг и догматизма, и скептицизма, критицизма, "духовного знания"); Блоку, мистическому догматику от "пора, началось" и логическому "скептику", именно мой догматизмом (в подходе к нему "мыслью") и скептицизмом (в подходе к нему "чувством").

Так оно и было все время; и оттого - частые "changez vos dames" в позициях письменного обмена; то я а он скептик; то я скептик, а он догматик.

"пора" я отвечаю: "Терпение!" Как потом, на мое неоднократное "пора", "Балаганчиком". "туман"

Примечания

1 Ответ на п. 3.  

2 "Формы искусства" Белый выделяет 5 форм в градации нарастания спиритуального начала и убывания начала материального, вещественного: зодчество, скульптура, живопись, поэзия, музыка.  

3 "Кто имеет уши слышать, да слышит!"  

4 Формулировка, восходящая к Ницше ("Так говорил Заратустра", ч. 1, "Предисловие Заратустры", 3). Ср. в переводе Ю. М. Антоновского: "Человек есть нечто, что должно превзойти" (Ницше Ф. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 8).  

5 См. примеч. 28 к п. 1.  

6 Мф. X, 24: "Ученик не выше учителя"; ср.: Лк. VI, 40.  

7 "Откуда силы воли странные...": "Ах, личность жаждет целомудрия // Средь пышных рощ, холмов, лугов" (Северные Цветы на 1902 год. М., 1902. С. 137).   8 Цитата из стихотворения Вл. Соловьева "У царицы моей есть высокий дворец..." (1875--1876).

Раздел сайта: