Блок А. А. - Белому Андрею, 3 февраля 1903 г.

БЛОК - БЕЛОМУ

<3 февраля 1903. Петербург>1

Многоуважаемый и милый Борис Николаевич!

Ваши письма и слова ясны для меня, вероятно, более, чем для многих других. Это происходит, преимущественно, оттого, что наши углы зрения очень часто совершенно одинаковы; потому я часто подозреваю заранее то, о чем Вы говорите в системе, но именно подозреваю. Все это уясняет мне очень многое, будучи пока, как сами Вы пишете в последнем письме, эксотеричным (предлагая подробнее коснуться "зерна эзотеризма" Вашего - синтеза в искусстве. Последнее было бы для меня еще более важно, и я очень прошу Вас, не затрудняясь скоростью ответов, писать мне об этом). Говорю именно, что подозреваю, потому что сам не умею и не могу уяснить так, а для уяснений себе, когда очень нужно, пользуюсь другими путями, большей частью жду дыхания жизни - "контрастов" извне. И это не только потому, что у меня гораздо меньше специфически Ваших способов уяснения, т. е., например, образования и обусловливающей его "страсти ума", но и потому, что вижу ясно и несомненно сам для себя (исключительно) необходимость уяснять именно так, а не иначе. Все эти "биографические" подробности пишу Вам для того, чтобы показать Вам важность "в предвестие, иль в помощь, иль в награду"2. Также для того, чтобы Вы не стали в тупик перед следующей моей просьбой: объяснить мне "четвертое посвящение" и символ его (крест) в египетских мистериях. Мне еще жутко от этого, потому что число четыре, которому находится чуть не ежедневное подтверждение, смотря по состоянию духа, то мучит, то радостно тревожит меня уже давно. Это же число проходит и в древней Индии. Веды (древнейший памятник) состоят из 4-х книг. У Будды четыре истины - и четвертая - о Пути (?) - последняя близость к Нирване. Знаете ли, что из всякого числа выйдет четыре? У кончающего работу (непременно только при этом условии человек настроен - работа взята в самом широком объеме) открываются глаза - глаза на числа мира. Он умеет считать - это момент прозрения. Тут уже нет речи об ужасе или радости, о стихах оттуда или о прозе отсюда, как в моменты низших прозрений. Тут все достается легко. Начинается счет ("здесь мудрость"!). Открываются широкие глаза, не различающие цветов, светов, дня и ночи. Все, "кружась", исчезло3. Вырастает число человека. Мое число - 4. Допускаю и другие числа для других - все равно. Это число (хотя бы 4) не субъективно, однако; субъективность - только одна сторона его. Другая -- объективная -- и она выражается в том, что число остается самим собой, прекращаясь (извините, извините!). Это - образ не зрительный, не слуховой и т. д. Он - без формы и без содержания. Он только субстанциален, довлеет сам себе, заключает в себе все остальные числа. И при этом он необходимо - с придатком. В этом-то придатке - малом, или громадном - группируется остальное. Не счесть ли этим путем и число зверя?4 Может быть вместо придатка и убыль, но какая? придаток. Какая-то убыль. Что там?

Все это объяснит Вам один из моментов моих видений. В каком-то пятне (опять не зрительное, и т. д.) мелькает и дрожит, то расширяя, то стискивая самою себя, сущность и цель.

"Я Ей сказал: Твое Лицо явилось,
Но всю Тебя хотел бы увидать:
Чем для ребенка Ты не поскупилась,
В том - юноше нельзя же отказать!"5

Рассматриваю и созерцаю Незнакомку. Вот здесь - Ее спокойное, а здесь - вихревое. Это - Ее время - история (так сменялась Она в истории - отдыхала в греческих мраморах и разметала торговые города на Средиземном море во время крестовых походов). Это ее - пространство - догма (так сменяется Она пространственно - здесь вот взмахнула крыльями и приняла контур горы, а здесь - легла и распласталась в пустыню, манящей позой указав сама свою подчиненность - женское, а не Женственное). Но все это - только одно, и знаю, что это победится Иным. Здесь - мучительные придатки и убыли Вечно-Женственной, когда же и где же Она Сама? Потеряется ли Ее четыре, когда отпадут придатки и убыли? Из Ваших четырех кругов понимания (ненапечатанная в "Нов<ом> Пути" часть Вашего письма6) четвертый перестает быть четвертым, когда отпадают от него первые три несовершенства ("синтетическое" понимание явления откалывается от "механического", "аллегорического" и "символического" и становится совершенно "Счесть" число - не значит ли преодолеть его? Измерить тело - не значит ли воспарить над ним? Счесть свое число значит познать себя, а, познав, перестать предаваться вечному здесь самоутверждению. И наконец, счесть себя (свое 4, Иоанново 666 - не впадаю ли в последнюю ересь и здесь и вообще?) не значит ли преодолеть смерть, не ощутить границы, замести ее снегами, утонуть в вихрях вселенского восторга, перестать нуждаться, отрешиться от отчаяний? И обратно:

"Громадный город-дом, размеченный

Колесам, блокам, коромыслам,
Предчувствую тебя, земли желанный сын!"

(Брюсов, поэма - "С<еверные> Ц<веты>" 1901)7

бесчисленны, а бесам имя - легион. Жена пространства и жена времени - обе расчислились, распластались по истории, по земле. Они - манят. Другая - не манит. "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Иоанн. Откровение. XXII, 17).


Сменяя знамена и власти,
Много сковали оков
Вседневные мелкие страсти.
Вынырнул снова поток...

Только лавровый венок,
Да мчало Ее покрывало.

(Фет)8

С большим удовольствием посылаю Вам свои стихи9"Пусть на рассвете туманно"10. Нравится оно мне всем и особенно, как все, что Вы пишете. Пришлите, пожалуйста. Моя мама просила передать Вам, что перечитывает 2-ую "Симфонию" очень часто, а иногда только ее и может читать из всей литературы. Радуюсь за Сережу, не знаете ли, где он будет и что намерен делать, когда вернется из Киева? Память о Михаиле Сергеевиче и Ольге Михайловне, без сомнения, для нас связующа, и нам близка и понятна.

"В царство времени все я не верю,

Роковую не скрою потерю,
"навсегда" - не могу"11.

И вместе:

"Того мгновенья жаль, что сгибло навсегда"12.

Глубоко преданный Вам
Ал. Блок

Комментарий Андрея Белого

12) К письму Блока от 3 февраля:

Перечитывая это письмо, поражаюсь глубоко затронутой темой о числе "4"; "4"-го, как проблема "Софии"; и контрапункт проблемы "3" (троичность) в "4", как переход к "семерке" моей философии культуры (7-- "3" в "4"); "4" есть проблема целого композиции, без которой "тема в вариации" ("7") не может получить конкретизации. Идея целого в "4" - Блоком уже взята вне-субъектно и вне-объектно; "Это образ не зрительный, не слуховой..., он - без формы и без содержания..." и т. д. - все последующее (о "придатках" и "убылях") для меня теперь изумительно; это идея композиции, связанная с Софией; и это глухим на него; ни одною идейно живою нотою на него не откликнулся!

Примечания

1  

2 Строка из вступления к поэме Вл. Соловьева "Три свидания" (1898).  

3 Обыгрывается строка из стихотворения Вл. Соловьева "Бедный друг, истомил тебя путь..." (1887): "Всё, кружась, исчезает во мгле".  

4 Откр. XIII, 18: "... число зверя <...> число его шестьсот шестьдесят шесть".  

5 Неточно цитируется 1-я строфа главки 3 поэмы Вл. Соловьева "Три свидания".  

6 "открытого письма" Белого по поводу книги Д. С. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский" (см. примеч. 12 к п. 1), переписанный Блоком в дневник: "Каждое явление имеет четыре круга понимания, входящих друг в друга, четыре стадии. 1) Явление, как таковое, т. е. научное его толкование, где прослеживается механическая причинность, породившая во времени данное явление. Отсюда - важность исторического понимания. 2) Явление, как аллегория чего-то, лежащего вне исторического процесса, метафизическое понимание явления, т. е. посредственное знание исторического, как проявления сверх-исторического. 3) Явление, как символ вневременного, как соединение временного и вневременного, соединение еще происходящее, но не происшедшее до конца. Здесь мы имеем непосредственное "знание" явлений, переходим от исторического к сверх-историческому, освобождаясь окончательно от внешних историч<еских> оболочек. 4) Явление, как уже совершившийся синтез, соединение "до конца". Здесь мы низводим сверх-историческую сущность после освобождения ее от внешних механических аллегорич<еских> оболочек в историю, возвращаемся обратно к пониманию причинности, но уже не механической, но внутренней. Здесь мы свободно читаем в истории ее душу, здесь мы понимаем в каждой вещи ее сущность ("вещь саму по себе"). С т<очки> зр<ения> понимания в явлениях воплощения Вечного стадии научного, метафизического и символического понимания являются чем-то предшествующим, посредственным. Религиозная т<очка> зр<ения> начинается с символизма и кончается воплощением этого символизма в историю. Вот почему историческое христианство важнее символического, которое явл<яется> посредств<енным> звеном между наукой, философией и историч<еским> христианством. Это - мост, средство, но не цель, не пристань" (Литературное наследство. Т. 27/28. М., 1937. С. 326).  

7 Цитата из поэмы В. Брюсова "Замкнутые", впервые опубликованной в альманахе "Северные Цветы на 1901 год" (М., 1901) под обозначением "Отрывки из поэмы" (С. 136). Ср. те же строки в окончательном варианте: Брюсов В. Собр. соч. В 7 т. М., 1973. Т. 1. С. 265.

8 "В пене несется поток..." (1866?)  

9 Из ответного письма Белого (п. 11) выясняется, что в числе автографов, присланных ему Блоком, были стихотворения "Запевающий сон, зацветающий цвет...", "Целый год не дрожало окно...", "Здесь ночь мертва. Слова мои дики..."  

10 "Знаю" (Золото в лазури. С. 226). Стихотворение (в первоначальной редакции) было известно Блоку из письма О. М. Соловьевой к А. А. Кублицкой-Пиоттух от 3 сентября 1901 г., где оно было приведено с пояснением: "Боря <...> написал, по поводу Сашиных стихов, стихи, которые посвятил Сергею. - Вот они" С. 175).  

11 Неточно приведена строфа из стихотворения Вл. Соловьева "У себя" ("Дождались меня белые ночи...", 1899). 

12 Строка из стихотворения Вл. Соловьева "Опять надвинулись томительные тени..." (1895; публиковалось также под заглавием "Миг").

Раздел сайта: