Белый А. - Блоку А., 13/26 апреля 1911 г.

БЕЛЫЙ - БЛОКУ

<13/26 апреля 1911. Пароход Яффа - Одесса>1

Милый Саша,

сейчас есть потребность Тебе писать. Как-то особенно близко Тебя чувствую. Да, есть связь между людьми. Для меня несколько человек обведены магическим кругом; в ссоре я с ними, или нет - они в общем круге. В числе этих немногих - Вячеслав и Ты. Оттого-то душно и грозно мне, когда мы в ссоре; в дружбе ли, в ссоре ли - все одно: мы в одном круге; а если круг обведен, лучше быть в дружбе; тяжело плыть с врагом в одной каюте, на одном корабле; а мы вместе плывем...

Пишу о каюте, корабле, может быть, потому, что плыву на корабле. Сейчас большая, большая волна, подскочив на полторы сажени, неожиданно плеснула за борт, измочила меня с ног до головы; ничего, обсох. Сейчас плывем уже третий день из Яффы; Иерусалим остался в памяти, как Золотой Сон; теперь плыть нам еще 9 дней... до Одессы; сегодня утром стояли у Триполи; вчера останавливались у Кайфы и Бейрута; завтра оставляем Сирию и плывем вдоль Малой Азии...

В Иерусалиме очень хорошо у Гроба Господня2: никакой профанации; веселая суматоха и толкотня; мы попали в самое выгодное время; видели обряд омовения ног и обряд благодати огня; омовение ног - сплошной театр, один архиерей играет роль Петра, а другой, рыжий, Иуды; Патриарх - Христос. Обряд благодати огня неописуем; громадный храм во мраке; тысячи богомольцев в храме, на карнизах, хорах, переходах; у каждого - пучок из 33 свечей, образующих толстый факел; во мраке христиане арабы поют священные песни и бьют в тарелки; в момент появления благодатного огня из отверстия храма Гроба Господня водворяется громогласный рев; через несколько секунд турецкие солдаты тащут испуганного патриарха через толпу, готовую его растерзать; в руках патриарха два белых факела, от которых через море голов распространяется море огня: все факелы вспыхивают сразу. Пасхальную ночь встретили у Гроба Господня. Возвращались домой с процессией мужичков, поющих "Христос Воскресе"3...

На днях в Иерусалиме была паника: англичане, кажется, обокрали подземелья великолепной Омаровой мечети (Соломонова Храма); турки, арабы, сирийцы собрались толпой и кричали, что осквернителей следует убить; вмешались турецкие солдаты: произошла свалка; в результате мужички с криком "арапы напали" бежали от Гроба Господня, вызывая панику. Губернатор для избежания возможной резни запретил вход в Омарову мечеть. Мы с Асей все же не без риску проникли туда под охраной "кавасов"4 и двух турецких солдат: мальчишки свистали; у входа в мечеть нас окружила толпа женщин, иные воздевали руки, посылая нам проклятия; было немного жутко; нас закоулками провели из мечети, чтобы нас не увидела толпа. Мечеть - лучшее, что я доселе видел: извне и изнутри она - тончайшая мозаика, в середине - скала, на которой Авраам приносил в жертву Исаака... Все пространство Сиона, где стоит мечеть, евреи избегают, чтобы не ступить на место, где было "Святое - святых". У мусульман Омарова мечеть место второе после Мекки; сюда в день Страшного Суда перенесется по воздуху Кааба5. Под Храмом подземелья, откуда брался камень для Соломонова Храма (кусочки этого камня везу с собой); от Соломонова Храма (мечети Омара) тайный ход ведет к Гробу Господню: вещий символ.

-----

Бросаю писать: качает - скачет перо, скачут мысли, но... хорошо! Устали от путешествия так, что не высадимся в Константинополе; только бегло осмотрим6. Христос с Тобой. Обнимаю и нежно люблю.

Борис Бугаев

Примечания

апреля 1911 г., прибыли в Одессу 22 апреля / 5 мая.

2 Подробное описание храма Гроба Господня Белый дал в письме к А. С. Петровскому от 1/14 апреля 1911 г. (Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988. С. 172-174).

4 См. также описание иерусалимских пасхальных торжеств в письме Белого к матери от 22 апреля (ст. ст.) 1911 г. (Там же. С. 177).

4 Кавасы - в Турции - почетная стража, облеченная низшей полицейской властью.

Раздел сайта: