Белый А. - Блоку А., 28 или 29 сентября 1911 г.

БЕЛЫЙ - БЛОКУ

<28 или 29 сентября 1911. Москва>1

Милый Саша,

пишу Тебе после долгого и вынужденного молчания. Уже с месяц, как у меня к Тебе для меня - важное дело, но все не знал Твоего точного адреса2 и откладывал письмо.

Живу я по следующему адресу. Павелецкая ж. д. Станция Расторгуево. Видное. Дача А. Н. Депре. Мне3. Бываю я раз в неделю в Москве, приурочивая все дела к этому дню. Другой мой адрес - Мусагет.

Я более не могу жить в городе. Городская беспочвенность, суета и праздные разговоры, разводящие микробы истерики, несовместимы с отдыхом и напряженной умственной работой. Умирать не собираюсь, оттого и поселились мы с Асей в деревне. Сейчас золотые листья и ранний снег. Тишина. С ужасом совершаю мои паломничества в Москву, где меня ждет бездна дел самого разнообразного содержания. Мой ответ Тебе замедлился именно благодаря моему отсутствию из Москвы.

Ввиду экономии времени пишу Тебе только деловое письмо о предполагаемых нами хрониках; все же личное, интимное, даже все мотивирующее мою просьбу к Тебе, я откладываю до письма из деревни. Здесь, в городе, все слова сухи, все часы разобраны.

-----

Мысль о хрониках у меня возникла в Африке. В Каире узнал о Вашем плане "Дневник Поэтов"4. Ввиду молчания Вячеслава, Твоего отсутствия из России, а также ввиду необходимости сейчас же приступить к организации, я взял на себя инициативу того, что сейчас сложилось в "Труды и дни" (подраз<умеваю> наши). Начну с формы:

Труды и дни Мусагета (выходят 6--7 раз в году с подпиской), No - 4 печатных листа (40 000 букв).

1 отдел

Логос, Орфей, Мусагет5 в сжатых, лаконических, застегнутых статьях (в этом смысле аполлиничных) платформируют свое отношение к арийской культуре, символизму и друг к другу. 1) К культуре (что есть культура для совр<еменной> философии, искусства, мистики), 2) Что есть символизм. В чем вяжущее единство нашей будто бы разноголосой, а на самом деле кровно спаянной триады - Логос (философия), Мусагет (символизм), Орфей (мистика). Форма статей - сухие, неразведенные водой духи; размер от 7 до 10, 12 страниц формата "Весов"; заглавия - какое угодно, содержание: Культура и символизм, К<ульту>ра и философия, К<ультура> и искусство, К<ультура> и мистика, К<ультура> и проблема Востока и Запада, К<ультура> и Греция, К<ультура> и Россия, К<ультура> и Индия, К<ультура> и Италия, все переложения и сочетания из К<ультуры>, символизма, мистики, религии, эстетики, философии. Не необходимо, чтобы тема была общая. Например, если взять Пушкина, Врубеля, Ницше, Вагнера, Соловьева и кого бы то ни было и орьентировать в культуре, философии, эстетике и т. д., то можно. Твои статьи были бы очень, очень, очень и очень желанны. Более того, я смотрю на Тебя и на Вячеслава как на отсутствующих в Москве руководителей "Трудов и дней Мусагета". Не рассчитывая на ближайшее Ваше участие, мы бы и не предприняли хроник.

-----

2-ой отдел

Второй отдел прямо погибнет без Тебя и Вячеслава, ибо в нем вся соль и сила. Если первый отдел жест в сторону всех, парламентская декларация со стиснутыми зубами о том, что осозналось в итоге переживания и страдания лет, то второй отдел воистину суть самые эти переживания. Если в первом отделе Логос, Мусагет, Орфей в тоге Аполлона, то второй отдел есть Дионис этого Аполлона, прекрасный хаос, питающий логизирующую форму первого. Это воистину как бы "Дневник поэтов" и ближайших друзей поэтов; под поэтами этого отдела мы прежде всего разумеем: " Тебя, Вячеслава, меня"; но если Брюсов дает нам свою лирику "Miscellanea", то мы не отказываемся6.

В этом отделе вижу лирические статьи à la твоей о " Символизме"7, напечатанной в Аполлоне, верней не статьи, а признания. Вижу наброски мыслей, страницы, вырванные из дневника Твоего, Вячеславова, вижу афоризмы. Предела интимности не вижу для некоторых мест этого отдела. Допускаю даже в принципе напечатана отрывков из писем, которыми мы обменивались и обмениваемся о предметах важных (кстати, за неимением пока Тебя в первом No, не разрешишь ли напечатать какой-либо фрагмент из Твоих писем мне, разумеется, касающийся не наших отношений, а предмета искусства, литературы, мистики? Жду ответа: фрагмент будет Тебе, конечно, предварительно послан для одобрения). Будет в этом отделе подотдел: "О чем говорят" (под иным названием)89

Без Тебя тут мы погибнем, ибо самая форма этого отдела есть форма для того, чтобы Ты, Вячеслав, Я et создали, как наиболее в ней заинтересованные.

3 отдел

Если первый отдел Аполлон, второй - Дионис, то третий - хитрый Гермес, просовывающий свой палец в книжное дело. Ты читаешь книги: три, четыре книги совершенно особенно поразили Тебя: то, чем поразили, Ты делаешь стержнем обзора, а книги лишь рекомендация Твоя. Трафарет мы взяли у издательства Дидерихс; идет статья:

Белый А. - Блоку А., 28 или 29 сентября 1911 г.

10.

Призываю Тебя, ради Бога, смотреть на " Труды и дни", как на свое дело. Трафарет мы были вынуждены выработать для сравнительно внешних нашему делу. Главная задача - дать пластическую гибкость для высказывания Тебя, Вячеслава, Меня. Мотивацию всего этого предприятия изложу на днях. Теперь же прошу Тебя, милый, писать нам - хоть по пяти страниц (право, не трудно, если не думать о форме, содержании). Каждое одно лишнее написанное искреннее письмо без обращения "Дорогой... и остаюсь и т. д." - вот уже статья, фрагмент, афоризм нам. "Труды и Дни" не журнал, а хроника pro domo sua. Первый номер выходит в ноябре11. Желательно иметь к тому времени материал на 3--4 No.

Пока (условно) содержание первого "No": {Весь материал имеется в портфеле редакции. (Примечание Белого).}

1 отдел

О Мусагете Метнера,
О Логосе Степпуна,
Об Орфее В. Иванова12.

Желательна сюда еще одна небольшая статья платформирующая, но не от трех лиц Троицы (М<усагет>, Л<огос>, О<рфей>). Вот бы Ты написал!

Философия тосканского пейзажа (лирика) Степпуна,

Нечто о мистике моя,

Miscellanea Брюсова.

Диалоги: 1) О двойной истине,

13,

(нехватает Тебя! Ждем.)

Обзор К<нигоиздательст>ва "Мусагет" (мотивы издания нами изданных и предполагаемых книг)14.

Я отношусь пока горячо к предприятию под условием деятельного отношения Твоего и Вячеславова. Деятельность Вашего отношения мы предполагаем потому, что хотим у себя для Вас создать место: то, что Ты не понес бы в прессу, Ты понес бы к нам.

15.

Остаюсь искренне любящий

Б. Бугаев

P. S. Я ручаюсь, что каждая строка Твоя и Вячеслава будет напечатана.

Примечания

"30 сент. 1911".

2 По возвращении из-за границы в Петербург (7 сентября ст. ст.) Блок жил в Петербурге по прежнему адресу: Малая Монетная ул., д. 9, кв. 27.

3 Белый и А. Тургенева поселились по указанному адресу в конце сентября и прожили там до середины ноября 1911 г. См.: Между, двух революций. С. 433, 436.

4 См. п. 250, примеч. 4.

5 Подразумеваются три издательские линии с соответствующими издательскими марками, по которым распределялась книжная продукция "Мусагета": "Логос" - издание "международного ежегодника по философии культуры", посвященное специальным теоретико-философским вопросам; "Орфей" - издание произведений мистического, оккультного характера; собственно "Мусагет" - синтезирующая символистская, культурологическая, религиозно-философская линия.

"В. Я. Брюсов очень горячо присоединился к проекту; в "Дневник" предоставляет какой угодно материал из приготовленной к печати книги (которую издаст еще только через год); книга будет называться "Miscellanea", содержание ее - фрагменты. Просит черпать оттуда хоть для каждого выпуска страничек на 5--10" (РГБ. Ф. 167. Карт. 2. Ед. хр. 48. "Дневник" - одно из обозначений будущих "Трудов и Дней"). "Miscellanea" Брюсова в "Трудах и днях" не появились; позже цикл его заметок под таким обозначением был напечатан в альманахе "Эпоха" (Кн. 1. М., <1918>. С. 211-232; Кн. 2. М., <1919>. С. 111-117).

7 Подразумевается статья "О современном состоянии русского символизма".

8 Именно такое заглавие получила одна из рубрик в "Трудах и Днях".

9 Т. е. в петербургской квартире Вяч. Иванова на верхнем этаже дома на углу Таврической и Тверской улиц ("башня").

10 Такая форма подачи материала в "Трудах и Днях" не была использована.

"Трудов и Дней" вышла в свет лишь в середине марта 1912 г. Краткую характеристику этого издания см. в статье А. В. Лаврова "Труды и дни" (в кн.: Русская литература и журналистика начала XX века. 1905--1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984. С. 191-211).

12 Раздел "Орфей" в No 1 "Трудов и Дней" был написан Вяч. Ивановым и Белым.

13 Ни одно из произведений, намеченных к опубликованию в составе этого отдела, в No 1 "Трудов и Дней" не появилось. В No 2 "Трудов и Дней" (1912) были напечатаны статьи "К феноменологии ландшафта" Ф. Степпуна, "Нечто о мистике" Белого и "О двойной истине" Белого (под псевдонимом Cunctator), в No 3 (1912) - статья "Метафизика" Белого (под псевдонимом Cunctator).

"Мусагета", приложенном к No 1 "Трудов и Дней". Имеется еще один, более подробный, черновой проект содержания первых номеров "Трудов и Дней", составленный Белым (РГБ. Ф. 190. Карт. 55. Ед. хр. 13. 6 лл.). В архиве издательства "Мусагет" также сохранился подготовленный Белым проект редакционной статьи для No 1 "Трудов и Дней" - "Задачи книгоиздательства "Мусагет"" (Там же. Ед. хр. 14. 8 лл.).

15 2 октября 1911 г. Блок сообщал матери: "Получил длинное письмо от Бори. В Москве устраивается наш маленький журнал ("Труды и дни Мусагета"). Буду там писать" (Письма к родным, II С. 185).