Белый А. - Блоку А., 8 или 9 марта 1912 г.

БЕЛЫЙ - БЛОКУ

<8 или 9 марта 1912. Москва>1

Милый, дорогой, бесконечно близкий!

Только сейчас после возвращения из Петербурга немного пришел в себя. Москва навалилась множеством неприятностей, и я десять дней только и делал, что распутывал узлы. Бесконечно Ты прав, избегая людей. Редко люди умеют друг другу дарить свою душу: обычно же они требуют себе душу близких. Так и в Москве: в Петербурге мы с Асей вращались среди людей, как иноземцы; и несмотря на всю суету умели сохранять себя; а за десять дней жизни в Москве я совершенно измучился, ибо слишком много людей здесь связаны какою-то роковою цепью; и поскольку сейчас приходится больше отзываться на темное, поскольку всюду видишь ряд нападений, постольку общая наша московская друг с другом связь в какой-то никому лично не принадлежащей истерике, где источника истерики нет, а всё только проявления: уберечься от этого невозможно.

Милый, вспоминаю нашу встречу светло, светло - радостно, радостно: пусть будет и впредь - так.

Едва я приехал, как мне подвалили груду корректур, рад деловых совещаний, ревизия "Мусагета", сложности в отношении между Кожеб<аткиным> и "Логосом", обиду Логосов за наш coup d'état {Государственный переворот (фр.).} с журналом2 (первый No выходит через два дня; второй - через две недели); сложности между 1) "Мусагетом" и "Путем", 2) Рачинским и Метнером, 3) Метнером и "Домом Песни"3 и т. д. и т. д. + еще ряд печальных известий. Во все это пришлось тотчас войти - нет: бежать, бежать, бежать!

Между прочим: передай Александре Андреевне, что пишу ей, что 1) спасибо за хороших несколько слов4, 2) что хотел ей тотчас ответить, но не мог до Москвы, 3) что в Москве закружился, 4) что в довершение всего потерял ее адрес. Милый, напиши мне адрес Александры Андреевны.

Чтоб покончить с внешне-деловым, скажу о журнале, что мы от Тебя ждем для второго номера. Номер первый выходит в таком составе на днях:

I отдел. Слово от редакции. В. Иванов: Мысли о символизме. А. Белый: О символизме. Пяст: О внутреннем каноне. Вольфинг: Лист. Кузмин: Cor ardens5.

II отдел. Метнер: "Мусагет". В. Иванов: "Орфей". А. Белый: "Орфей". Ф. Степпун: "Логос". Ophis. Об идее. Cunctator. О журавлях и синице.

Содержание второго No:

I. Алекс<андр> Блок. Бальмонт и польская душа6. А. Белый. О символизме. Вольфинг. Об элементах в музыке. Недоброво. О метре и ритме. Бугаев. "Ночные часы" А. Блока7. В. Иванов. Критика.

II. М. Сизов. Культура. Ф. Степпун. Философия тосканского пейзажа. А. Белый. Нечто о мистике. Б. Яковенко. Прагматизм. Cunctator. Диалог. (И если хватит места) Б. Садовской. О городе и деревне (диалог)8.

Предполагаемое содержание третьего, осеннего, номера (выйдет к 1-му сентябрю, 4-ый - в октябре, 5 - в ноябре, 6-ой - в декабре):

1) Нужен непременно А. Блок, А. Белый и В. Иванов - дадут среди лета. Вольфинг - даст. Сюннерберг. Искусство вожатый (есть)9. В. Иванов. Критика.

2) В. Иванов "Дикие колосья" (дописываются)10. Ophis. Платонизм эпохи возрождения (есть). Яковенко (пишет). Хорошо бы Блока. Cunctator. Диалог (есть). Н. П. Киселев. О книге (пишется). Неллендер. Обзор орфической литературы (есть). Вот предполагаемое содержание 3-го номера11.

горько. Итак: условия таковы, что статью ждем со дня на день: милый, не оставь нас. Если же у Тебя нет ни выше-помеченной статьи ("Бальмонт и польская душа"), ни другой какой-нибудь, что ж делать: с горечью мы Тебя напечатаем в 3 номере (осенью). Это не у меня горечь, а у всех нас, мусагетцев.

Но, милый, к третьему No уже Ты дай непременно. Теперь: личная просьба - поговори с Пястом, уговори его за лето приготовить нам статью - какую, это ему будет виднее: через Тебя Пяст входит к нам: он - наш; и потому-то, если он напишет, то мы его печатаем осенью. Передай и мою горячую просьбу ему, чтобы он написал12.

Теперь: спрашиваю Твоего совета. Раз Яковенко нам становится ближе (внутренно, вопреки гносеологизму и "Логосу", он - наш), то нельзя ли просить С. Н. Булгакова дать маленькую статейку во 2-ой отдел (о культуре), как и Н. А. Бердяева13. В обмене мнений по вопросу о культуре точка зрения "Пути" должна быть представлена, раз представляются точки зрения: 1) "Мусагета", 2) в частности - наша, русская, 3) логосовская. Но не хочу приглашать без Твоего мнения по этому поводу. Конечно Булгако-Бердяев = Булдяев будет в минимальном виде, как и Гессякенко (Гессен + Яковенко). Они - рама в картине журнала, которого ядро - Ты, я, Иванов, т. е. первый отдел.

Пояснения. Cunctator - я; Ophis - молодой, прекрасный философ, оставленный при Университете и вплотную подошедший к оккультизму: знаток Плотина, Филона и гностиков. Фамилия его - Топорков. Не суди его по плохим рассказикам и по "Золотому Руну". У нас он представлен философски нам близко и сериозно.

Убеждаюсь все больше: журнал имеет смысл, ибо задача его: взаимное ознакомление и сближение немногих Москвы и Петербурга. Этими немногими в Петербурге считаю: Тебя, Вячеслава, Пяста, Скалдина, может быть, Недоброво, может быть, Сюннерберга, Аничкова. В Москве: Метнер, Яковенко, Топорков, я, Киселев, Петровский, Рачинский - может быть, Булгаков. И еще, кажется, намечается один человек: Дурылин. Вот, кажется, все.

думаешь?

-----

Да, Саша, милый: может быть, Ты бы захотел для 3 номера дать свои мысли о Стриндберге. Стриндберг нам близок очень и очень. Если можешь, скажи о нем: ведь первый отдел допускает все. И не прозвучат, верь, всуе Твои слова14.

-----

Милый, как в глубине души поет весна; и какая-то чуется мне свобода; и хочется: Тебя по-детски поцеловать, обнять и сказать: "Будет, будет: неспроста мы маялись, неспроста будем мы маяться и впредь". Пишу Тебе через великую усталость, от множества треволнений и огорчений: ведь небо над нами; и слова небес - те же. И зори - каждый вечер бывает заря. О, милый!

-----

Саша... Как писать Тебе... Мне трудно: ужасно трудно...

Но прежде вот что, чтобы Ты понял, в чем суть.

"Русская Мысль" надула15. Разговоры с Аничковым о новом журнале16 обусловили то, что я дал слово Вячеславу не решать с романом до 1) разговора с Метнером en trois {Втроем (фр.).}, 2) я отклонил реальные разговоры а) с Евг<ением> Ляцким17, b) "Шиповником", с) "Группой писателей"18. Метнер сказал, что для нового журнала достанет деньги к концу 1912 года. Иванов просил Метнера обеспечить меня, чтобы я мог роман мой дописывать с совершенным спокойствием и дать его в наш будущий общий журнал (не "Труды и дни"). Редакция бы тогда заплатила бы "Мусагету". Метнер обещал. Я разорвал все разговоры согласно товарищескому слову, данному Иванову (как будущий член редакции члену редакции). Приезжаю в Москву - сюрприз: Метнер говорит, что 1) денег не будет (журнал пролетает), 2) Мусагет получил до сентября вдвое меньше, чем ждал, и не может дать аванса под роман, который в 1913 году печатается. Между тем: 1) работать в Москве нельзя, 2) Ася уже дала слово учителю19, который ее ждет (она страшно горюет). Ко мне на помощь приходит "Путь", заказывая монографию (большую)20 21 неудобно сейчас, а в Бобровку сейчас нам нельзя (все это сложности, о которых долго писать).

Милый: я 5 дней был в отчаянии: жить вдвоем в комнатке, пространство которой 4 шага22, где 2 постели, два стола, гравировальные принадлежности, вещи, одежа, книги, груды своих и чужих рукописей, в вечном притоке людей (ходят ко мне - мои, к Асе - Асины, к Поццо - его, Наташе - ее и т. д.) - с утра до вечера рой людей + московская неразбериха, сложности, Мусагет - ну как тут работать; между тем переговоры о романе я могу вести (надо заново начать его устраивать) лишь по окончанию; на окончание надо 3 месяца. Бельгия для меня стала символом моей трудовой кельи, для Аси - символом окончанья ее образования у Данса (ей осталось два месяца); и вот все - рухнуло: мы уехать не можем: арестованы.

Голубчик, я поручаю здесь заложить имение23<ующие> справки, указал учреждения, и к осени я получаю залог в 7 тысяч: это - точно). Тогда - расплачиваюсь с Мусагетом (3 тысячи), с Тобой и спокойно продаю имение, не торопясь пристраиваю роман и т. д.

Милый, а пока: до осени, к стыду своему, обращаюсь к Тебе с просьбой (да останется она до осени между нами): хочу занять у Тебя в последний раз 350 рублей. Вот для чего: чтобы уехать и приехать; на житье минимум будет, а на проезд нет. А ужасно: из-за 350 рублей протомиться 21/2 месяца бесцельно, глупо, без работы, лишить Асю возможности окончить худ<ожественное> образование и все прочее.

-----

Милый, ответь: если не можешь выслать, ответь просто: не могу; если можешь, глубокое спасибо - и мы освобождены от сутолоки до осени (из Бельгии вернемся на Волынь). Я Тебе оттого пишу так просто, что знаю, что имение заложено - будет. Но на всю канитель уйдет месяца 3--4. Я здесь поручаю дело адвокату. Сведения о залоге - верные. И потому знаю, что занимаю до осени; и как только получаю залог, выплачиваю сразу Тебе все деньги. Милый, ответь же: если можешь, мы сразу же берем заграничные паспорта.

Твой Боря

1 Датируется на основании пометы Блока химическим карандашом: "Получ. 10 марта 1912".

2 Подразумевается, видимо, фактическое отстранение "логосцев" от активного участия в "Трудах и Днях", осуществленное по инициативе Белого (который писал Э. К. Метнеру из Петербурга в середине февраля 1912 г. в связи с задержкой выхода 1-го номера): "... предстоит выбор: между Ивановым и Гессеном - Яковенко. И альтернатива: если программный No будет такой, Иванов и Блок писать не станут, и мы обречены все время пробавляться логосовцами; если передвинуть центр первого No, Иванов душой и пером - наш навсегда, а Гессен и Яковенко все-таки будут, но не в столь густом виде" (ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 394). См.: Безродный М. В. Из истории русского неокантианства (журнал "Логос" и его редакторы) // Лица. Биографический альманах. Вып. 1. М. --СПб., 1992. С. 388--389.

3 "Дом Песни" - организованный в Москве в 1908 г. П. д'Альгеймом и М. А. Олениной-д'Альгейм центр концертно-лекционной пропаганды новых идей в музыке (о деятельности этого объединения дает представление газета "Дом Песни", выходившая в Москве в 1910-- 1911 гг. два раза в месяц). Подробнее см.: Начало века. С. 425--443.

4 Письмо А. А. Кублицкой-Пиоттух Белому, относящееся к этому времени, нам не известно. Ср. сообщение в письме Блока к матери от 25 февраля 1912 г.: "Боря говорил, между прочим, что он в религ<иозно>-филос<офском> собр<ании> сам хотел к тебе подойти, но не знал, как ты отнесешься, и был очень рад, когда ты пришла к нему на лекции" (Письма к родным, II. С. 193. Вероятно, имеется в виду лекция Белого "Современный человек", прочитанная в Петербурге 23 февраля в большой аудитории Соляного городка).

"Трудов и Дней" - "Нечто о каноне"; рецензия М. Кузмина ""Cor ardens" Вячеслава Иванова" была опубликована там же в сокращенном виде, см. новейшую ее публикацию по рукописи с комментарием: Богомолов Н. А. Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999. С. 502--513.

6 Вместо этой статьи в "Трудах и Днях" (1912. No 2) была помещена статья Блока "От Ибсена к Стриндбергу". С речью на тему "Бальмонт и польская душа" Блок предполагал выступить в петербургском Неофилологическом обществе на заседании 11 марта 1912 г., посвященном 25-летию литературной деятельности Бальмонта; в протоколе заседания указано, что речь Блока "не могла быть произнесена по нездоровью" (Записки Неофилологического общества. Вып. VII. СПб., 1914. С. 56; ср. дневниковую запись Блока от 5 марта: VII, 131), - однако она и написана не была.

7 Статью о четвертом сборнике стихов Блока "Ночные часы" Белый не написал.

8 Из перечисленных авторов в No 2 "Трудов и Дней" участвовали: А. Блок (см. выше, примеч. 6), Андрей Белый ("О символизме", "Нечто о мистике"; под псевдонимом Cunctator - "О двойной истине"), Вольфинг (Э. К. Метнер) ("Инвективы на музыкальную современность", "Маленький юбилей одной "странной" книги"), Н. В. Недоброво ("Ритм, метр и их взаимоотношение", "Общество ревнителей художественного слова"), Ф. А. Степпун ("К феноменологии ландшафта"), Б. В. Яковенко ("О сущности прагматизма"), Б. Садовской ("Жизнь и поэзия").

9 См. примеч. 5 к п. 267.

"Трудах и Днях" не появилась. 30 января 1912 г. Белый писал Э. К. Метнеру об Иванове: "... для нас он начал статью "Степные колосья", отрывки из которой читал: эти отрывки - лучшее из всего, что я знаю: лучше его предыдущих статей" (ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 390). Статья "Дикие колосья" не была завершена автором; опубликован ее план (см.: Обатнин Г. В. Из материалов Вячеслава Иванова в Рукописном отделе Пушкинского Дома // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1991 год. СПб., 1994. С. 43-44).

11 Из перечисленных авторов в No 3 "Трудов и Дней" участвовали лишь Андрей Белый (Cunctator) ("Метафизика"), Вольфинг (Э. К. Метнер) ("Инвективы на музыкальную современность"), Конст. Эрберг (Сюннерберг) с указанной статьей, А. К. Топорков (Ophis) ("Логика и риторика" - под псевдонимом Югурта).

12 Запрашиваемой статьи Пяст в "Труды и Дни" не представил.

13 С. Н. Булгаков в "Трудах и Днях" не участвовал, Н. А. Бердяев опубликовал в 8-й (последней) тетради "Трудов и Дней" (1916) статью "Гносеологические размышления об оккультизме".

14 В конце мая 1912 г. в перечне своих замыслов ("Ч то должно быть сделан о") Блок указал: "Стриндберг - для "Трудов и дней" (к августу)" (VII, 147), - однако намерение написать эту статью не было реализовано.

16 Во время пребывания Белого в Петербурге в конце января--феврале 1912 г. возник проект издания нового журнала, в котором был бы опубликован его роман. В воспоминаниях Белый сообщает: "... ставший бардом "Петербурга" Е. В. Аничков и Вячеслав Иванов настаивают: роман - богатейшее приобретение для нужного петербуржцам журнала; Аничков берется достать несколько тысяч; и вызывает спешно Метнера в Петербург; если он пожертвует несколько тысяч рублей со своей стороны, то средства для журнала налицо; спешно приехавший Метнер, конечно же, не обещает ничего точного; этим журнал повисает в воздухе" (Между двух революций. С. 440).

17 Е. А. Ляцкий в это время редактировал журнал "Современник". На предложение Ляцкого представить в журнал рукопись романа Белый в начале марта 1912 г. ответил неопределенно и уклончиво. См.: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1978 год. Л., 1980. С. 222.

18 О предложении напечатать роман, исходившем "со стороны Издательства группы писателей", Белый сообщал Е. А. Ляцкому в феврале 1912 г. (Там же. С. 221). Вероятно, имелось в виду "Издательское товарищество писателей", учрежденное в Петербурге в ноябре 1911 г.; в первый состав его правления входили Е. Н. Чириков (председатель), С. Н. Сергеев-Ценский и В. В. Муйжель, заведовал издательством Н. С. Клестов. См.: Голубева О. Д. Издательское товарищество писателей (1911--1913) // Книга. Исследования и материалы. Сб. VIII. М., 1963. С. 414-416.

19 Дане, преподаватель гравировального искусства в Брюсселе.

"Путь" монографию о Фете. К работе над этой книгой Белый, по всей видимости, даже не приступил. См.: Голлербах Евг. К незримому граду. Религиозно-философская группа "Путь" (1910--1919) в поисках новой русской идентичности. СПб., 2000. С. 129--130.

21 Т. е. в Боголюбы под Луцком.

23 См. примеч. 8 к п. 261.

Раздел сайта: