Белый А. - Блоку А., 10/23ноября 1912 г.

БЕЛЫЙ - БЛОКУ

<10/23ноября 1912. Штутгарт>1

Дорогой, близкий, любимый Саша!

Как Тебе объяснить мое 5-месячное молчание? Уж и не помню, ответил Тебе или нет на Твое мюнхенское письмо2. Если и ответил, то, вероятно, спешно, полагая, что отвечу подробно вскоре.

Во всяком случае не думай, что мое молчание обусловлено чем-либо: я все время был с Тобой, всегда думал, всегда помнил.

И... молчал.

Молчал потому, что все эти 5 месяцев упорно, долго, многообразно работал; молчал потому, что говорить о внешнем или полувнешнем с Тобою мне невмоготу; а делиться мюнхенскими впечатлениями о моей работе у Доктора, свиданиях с ним и разговорах - да Ты сам однажды мудро мне написал: довольно, слишком..? (это на мои безумные брюссельские письма).

И я понимаю, почему. Мои письма достигли того критического пункта, где глупо писать, где надо быть вместе, чтобы вместе видеть и вместе молчать.

Да и кроме того: то, что писал Тебе из Брюсселя, было ново для меня, но наивно и по-детски с точки зрения оккультиста. Ведь я писал не зная как, не зная о чем: это были письма застигнутого врасплох. При Докторе есть люди, идущие реально путем ок<культ>ного обучения по 5, 6, 7 лет (люди ок<культ>но одаренные); и эти люди обыкновенно хранят молчание и скупы на слова там, где я "орал"...

Словом: попав в Мюнхен, мы с Асей очутились между Доктором и 2--3 действительными учениками его и сотнями теософов. А рядовой теософ в теософии ничем не лучше Якова Година (в модернизме). На поверхности движения трещат, злословят, рассказывают небылицы, сплетничают, флиртируют - словом: как везде.

А действительные работают у себя наедине: Доктор (единственное, несравненное, в мире небывалое явление) единственно соединяет тех и других, жертвуя себя сотням рядовых совершенно сознательно для очень важных последствий близкого будущего.

Но только Доктор соединяет тех и других.

Из Мюнхена я не мог Тебе писать ни о чем, потому что весь Мюнхен для нас с Асей был сплошным перебоем3: упорная работа, как окк<ультн>ая, так и школьническая (немецкий, чтения курсов, конспекты, упражнения, переводы и т. д.) перебивалась событиями странными, небывалым энтузиазмом, величайшею фальшью и плоскостью (теософы), усталостями, неприятностями с Москвой и новыми взлетами. В этой напряженно-трудовой, гениально-странной и тупо-пустой атмосфере мы, новички, школьники, просто долгое время ничего не понимали, да и не смели иметь своего суждения: ведь мы попали в студенты (на первый курс) к строгому эсотерическому, контролирующему мысли профессору, пред которым тайное на ладони.

И мы просто слушали, молчали, учились, уставали и сдавали экзамены (каждое свидание с Доктором - экзамен).

Что тут писать?

За это время прослушали курс, видели мистерии4; потом поехали в Базель на новый курс Доктора "Ев<ангелие> от Марка"5... Говоря внешне: ничего гениальнее я не слышал.

В Базеле сдали отчет Доктору (чертежами, рисунками); и поехали в Vitznau (в Швейцарии) работать над уроком Доктору (теперь у нас с Асей по докладу ему). Мы месяц жили в полном уединении, среди гор, в деревушке6"Петербург", немецкий, циклы лекций для изучения, статьи в "Труды и Дни")7. Буквально не выходили месяц из комнат.

После нас позвала одна из лучших учениц Доктора работать с ней под Штуттгарт (в тихое местечко около леса); и здесь мы прожили опять-таки более 4-х недель8; и опять: работа, медитации, роман9, схемы.

И вот завтра едем в Мюнхен10, где встретимся с Доктором и сдадим ему отчет (и устный, и писанный); в Мюнхене решится наше дальнейшее пребывание. Или Доктор нам велит быть при себе, в Берлине, или отошлет вновь в уединение работать.

Ему виднее.

И то, и другое хорошо.

-----

Вот мое резюме: после 4-месячной работы итоги - открылись безмерные горизонты; страшно прибавилась четкость и строгость к себе; в одном отношении совершенно измучены медитациями, в другом отношении: бодрей, крепче. Ты спросишь: нашли ли мы то, чего искали? Отвечу: да, да и да!... Но то, что казалось в розовом свете, оказалось исполненным терниями.

Белый А. - Блоку А., 10/23ноября 1912 г. путь есть путь чрез очищение к просветлению; и уже только потом к посвящению.


Очищение же - легко сказать: Белый А. - Блоку А., 10/23ноября 1912 г. пути очищение значит - реально пережить чистилище еще здесь на земле. Между очищением и просветлением стоит первый страж Порога11, существо, созданное моими мерзостями всех воплощений. То, куда идет душа после смерти (хождение по мытарствам), это нападает еще здесь, на земле для реального работа у Доктора, то под работою, если только реально к ней отнестись, разумеются не розы, а нечто тяжелое, как крест.

Отвечу: бесспорны, математически точны; твои ощущения безумнейшие точно измерены, взвешены, исчислены, предопределены. Доверие к Доктору на этом пути безусловно.

Ты спросишь: "А прошлое? Искусство, жизнь, связи?.." Отвечу: "Ничего не откидывается: все пресуществляется, все горит в новом свете. Скажу только: воспоминания, связи, прошлое резонирует сильнее всего в эфирном теле, а работа начинается с чистки эфирного тела, к<отор>ая отражается на необычайной живости всех переживаний; в центре всего стоит:

"Переживи себя"...

Опять, вновь, сызнова - все, без прикрас: еще раз!

-----

И вот сколько раз переживал нашу связь: и все не писал. Не писал по очень серьезным причинам. О них, и о деле одном (нашем с Тобой) до следующего письма из Мюнхена (нет бумаги, поздно, завтра утром уезжаем). Ну, Христос с Тобой, дорогой, близкий, любимый брат. Есть свет, есть свобода: есть будущее!!

Нежно Твой Боря

P. S. От Аси привет.

Примечания

1 Над текстом - приписка Белого: "Прилагаю найденное и не отправленное письмо Тебе". Письмо, затерявшееся в бумагах Белого, было отправлено им адресату вместе с письмом от 13/26 декабря 1912 г. (п. 284).

2 Т. е. письмо, отправленное Блоком в Мюнхен (см. примеч. 1, 5 к п. 279).

3 В Мюнхене Белый и А. Тургенева жили с начала июля до конца августа (н. ст.) 1912 года.

4 В Мюнхене были представлены "Святая элевзинская драма" Эдуарда Шюре (18 августа) и три мистерии Штейнера: "Врата посвящения" (20 августа), "Душевный искус" (22 августа), "Страж Порога" (24 августа).

5 В Базеле Белый и А. Тургенева жили с конца августа до конца сентября (н. ст.) 1912 г. С 15 по 24 сентября Штейнер читал там лекционный курс "Евангелие от Марка".

6 Белый и А. Тургенева жили в Фицнау (на Фирвальдштетском озере) с 1 до 26 октября (н. ст.).

7 В Фицнау Белый написал статьи "Линия, круг, спираль - символизма" и "Круговое движение (Сорок две арабески)", опубликованные в "Трудах и Днях" (1912. No 4/5. С. 13--22, 51--73).

сочинений, близкой знакомой Эллиса, ставшей его спутницей жизни.

9 В Дегерлохе Белый занимался переработкой начальных глав "Петербурга", в первоначальной редакции созданных в конце 1911 года.

10 Белый и А. Тургенева переехали из Штутгарта в Мюнхен 24 ноября (н. ст.).

11 Одно из основных понятий штейнеровского учения (различаются Малый и Великий Стражи Порога); согласно Штейнеру, "при встрече со Стражем Порога человек впервые узнает, с какой магнетической силой притягивает его к себе то, что он должен оставить"; "Страж Порога для каждого отдельного человека принимает до известной степени индивидуальный облик. Встреча с ним соответствует как раз тому переживанию, благодаря которому преодолевается личный характер сверхчувственных наблюдений <...>" (Anthropos. Опыт энциклопедического изложения духовной науки Рудольфа Штайнера. Составитель Г. А. Бондарев. М., 1999. Т. II. С. 670, 672).

Раздел сайта: