Белый А. - Блоку А., 20 июня 1904 г.

БЕЛЫЙ - БЛОКУ

1/2 часа 1-го 20 июня <1904>. Сер<ебряный> Кол<одезь>1

Милый, дорогой Александр Александрович,

Спасибо за Твое милое письмо. Знаю, знаю я о том, Кто в голубом. Знаю я, Кто милый и чуть-чуть страшный. И знаешь ли - все-таки этот образ-веяние говорит о Христе. Здесь подход с одной стороны. Милое, голубое - бархатное (не то лапка кошки, не то тигра) и в то же время опьяненное. Вот дионисич-ность лазури - Чьих-то очей. Все это было бы страшно, все это говорило бы о небывалых провалах, если б не строгий изгиб пурпурных уст, строгий и грустный, грустный. Белая, чище снега (но матовей и бархатней) одежда - и опять-таки все было слишком мягко, если б не пурпурная кровь, которая сочится с бледного чела. А кругом - старинная, неизменно вечная стихия, не то небо, не то весенний пейзаж талого Снега... Вот образ - подлинный - Христа. Тут каждый цвет - грандиознейший синтез, каждая черточка, увеличенная до колоссальных размеров, уже есть Его веяние. Так: Его лазурь: она слагается из сквозящей стариной (бездной) белизны. Белизна же чудесным образом распадается 1) на все цвета спектра, 2) на зеленое и краснопурпурное (зеленый и пурпурный цвет - цвета дионисизма чисто языческого), 3) на золото (желтизна) и лазурь (как цвет спектра) - просветленный, высвеченный дионисизм, где зелень смарагдов (первично земляное; растительное, физиологическое) переходит в голубизну незабудок (еще бы забыть Его, любовно и ласково смотрящего, - тут немецкие сказки: Он, как завершитель германизма - Сверхчеловек), а красно-пурпурное (страсть к миру) - в золото (опьянение тем, что над миром). 4) Золото в свою очередь может распадаться на а) Золотое, дионисически-христианское (перегиб - Вагнер, нежные, как раскаяние и тоска звучащие жалобы Ницше), b) Церковное (риза, парча), с) Желтозолотое (хлеба, рожь, нива), d) Янтарное (среднее между золотом и бледнорозовым), е) Жемчужное (среднее между белым и золотым). Что же касается пурпура, то пурпур 1) или как Его кровь (всегда способная стать вином - не отсюда ли пурпур, как символ дионисизма?), 2) Или как Отчее: "Я в Отце и Отец во Мне"2 "о юдаизме"3.)

Вот первичный анализ цветов Христовых. Уже отсюда видно, что Христово Чувство, будучи самым реальным, в то же время наиболее сложное из всех существующих чувств. Сложность эта при ее абсолютной оправданности (стало быть, и чистоте) есть в то же время преодоление всех бездн - и квинтэссенция жизненного.

Вот где уклон признать Христово Чувство = Дионисову. Христос, будучи преодолением всего, мог и может воплощаться в дионисическом, сквозить в нем, но кощунство говорить, что дионисизм безусловно равен христианству. Тот, кто пришел ко Христу чрез Диониса, должен отрицать, упразднять Диониса, но он может заблуждаться, когда, полагая, что его путь единственный, станет утверждать, будто ко Христу нужно подойти преодолением изнутри дионисианства. И обратно, церковник только свой путь и признает. Забывают, что Христово надо всем {В автографе, вероятно, описка: "всех".}.

Вот почему, когда Ты пишешь, что Христос от Тебя далеко, и милый и близкий... чуть-чуть страшный не Он - не верю, не верю... Скорее - это одна сторона Христова дуновения.

Прежде и я полагал, как Ты. Теперь знаю Его, когда Он бывает 1) в пурпурно-голубом и белом. 2) Не боюсь Его, Милого, Близкого, Голубого. 3) Люблю белизну. 4) Радуюсь строгости, когда пурпурная Теплота (после причастия) в груди. Шелковый шелест алого антиминса4 "теплоты"...

Милый, Христос с Тобою!...

P. S. Наверное буду у Тебя 1, 2, 3 июля. Только что получил Твое письмо.

P. P. S. Ну, конечно, страшно рад и нисколько никого Ты не стеснишь. Адрес: 1) По Московско-Курской до Тулы с 3-часовым. 2) В Туле пересадка на Сызрано-Вяземскую до Ефремова. От Ефремова 35 верст на лошадях. (Лучше напиши заранее, дней за 7, чтобы вышли Тебя встретить).

P. P. P. S. Мой привет и уважение всем.

"1904 - лето".

2 Ин. XIV, 10.

"Юдаизм" была опубликована в "Новом Пути" в 1903 г. (NoNo 7--12). Белый, возможно, подразумевает следующий фрагмент из гл. VI: "... вода, роженица, омовение, с благоговением покрываемое, при перенесении, царственным пурпуром, - вот три стихии сосуда, внутри скинии находящегося; и это суть те самые стихии, которые мы, после тысяч лет преобразований, жизни, бытия, все еще открываем в микве <...>" (Тайна Израиля. "Еврейский вопрос" в русской религиозной мысли конца XIX - первой половины XX вв. СПб., 1993. С. 138).

4 Антиминс - обязательная и неотъемлемая часть престола, без которой нельзя служить литургию; четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во гроб Иисуса Христа, орудий его казни и четырех евангелистов по углам с их символами.