Белый А. - Блоку А., не ранее 6, не позднее 8 февраля 1905 г.

БЕЛЫЙ - БЛОКУ

<Не ранее 6, не позднее 8 февраля 1905. Москва>1

Милый Саша,

бесконечно обрадован Твоим письмом. Все то же испытываю и я. Одиночество было бы полное, если б не было Сережи. Был у него. Он то лее. Я не знаю, что: но он - то лее. Когда я ему сказал о лете, об одеждах, он закричал, что полгода только и думает об этом, что дальше жить нельзя, что нужно расстаться с грузом и тяжестью, что наступает пора блаженных островов. Рассказывал и то, как он бросил Астрову в ответ на общественное значение Христа, что дело Христово бесконечно больше в танцах Дёнкан2. Он таки вручил ей свое стихотворение, написанное по-гречески с переводом по-английски, упав на колени перед ней, за что и удостоился цветов от нее3.

Помню, очень скучаю о Тебе, о Любови Дмитриевне, об Александре Андреевне и Франце Феликсовиче. Утешаюсь цветами. Думаю о цветах.

Только цветы!!

Все остальное в Москве мучительно, грузно и нудно. Был у Котляревского, говорил о революции; виделся с Эрном, Свентицким, едем в Троицу, где сходками студентов руководит... Петровский, который стал писать... прокламации!!!!!!

Но все это о другом!

"золота, роз, лазури, снега и пурпура". - Лазурно-золотые, снегопурпурные розы Вечности!

Христос с Тобой.

Милый, будь счастлив, не забывай - помни, помни!

Любящий Тебя бесконечно

Боря

P. S. Как странно! В тот приезд из Шахматова узнал о смерти Плеве. Теперь - опять смерть4

Примечания

1 Ответ на п. 71. Помета Блока красным карандашом: "1905 - весна".

2 Первый концерт Айседоры Дункан в Москве состоялся в Большом зале Консерватории 24 января 1905 г. (исполнялись танцы на музыку Шопена), второй концерт - там же 27 января ("Dances idylles"); Дункан выступала тогда в Москве еще дважды в театре Солодовникова - 31 января и 3 февраля. 25 января 1905 г. С. Соловьев писал Блоку: "Вчера видел Айседору Дункан и... Евангелие лучше, чем ее пляска, но вот и все. Я не влюбился. Однако кричал до хрипоты и, наконец, через всю толпу швырнул ей мою фуражку. Она ее взяла и надела на голову. Теперь я не позволяю этой фуражке ночевать в передней и кладу ее в спальне на стол. Куплю новую, а эту буду носить только по богородичным праздникам. Написал рецензию о Дункан и отдал Валерию" (ЛН. Т. 92. Кн. 1. С. 387). В заметке "Айсадора Дёнкан в Москве", переданной В. Брюсову и опубликованной в "Весах" (1905. No 2. С. 33--34. Подпись: С. С.) Соловьев утверждал: "Айсадора Дёнкан дала нам предчувствие того состояния плоти, которое я называю "духовною телесностью". В ее танце форма окончательно одолевает косность материи, и каждое движение ее тела есть воплощение духовного акта. Она, просветленная и радостная, каждым жестом стряхивала с себя путь хаоса, и ее тело казалось необыкновенным, безгрешным и чистым". Заметка перепечатана в кн.: Айседора: Гастроли в России / Составление, подготовка текста и комментарий Т. С. Касаткиной. М., 1992. С. 84--87.

"Мунэ Сюлли и Айседора Дёнкан" (Соловьев С. Цветы и ладан. Первая книга стихов. М., 1907. С. 108--110).

Раздел сайта: