Белый А. - Блоку А., февраль 1905 г.

БЕЛЫЙ - БЛОКУ

<Февраль 1905. Москва>1

Саша, милый -

трудно. Два дня провел спокойно. Третий день был матовый и ласковый, закругленный, как жемчужина, но жемчужину вдруг изорвали со всех концов ворвавшиеся люди - верблюды с часами, расписаниями, тяготами, дружбой, обязательствами. Наконец из Петербурга приехал зуборог Волжский с охапкой религиозной общественности23

Я было изготовил ананас; чтоб пустить в небо4, но Свентицкий ласково прибрал ананас, сказав, что мы в свое время его скушаем, как десерт, а пока нужно устраивать зверинцы и экспонировать приехавшего зуборога. С утра сегодня пишу записки - приглашаю на зрелище5. Душою рвусь к Вам. Милый, не забывай.

Твой бесконечно любящий

Боря

1 Помета Блока красным карандашом: "1905 - весна".

2 Критик и публицист Волжский (А. С. Глинка) в середине 1900-х гг. испытал воздействие религиозно-философских идей Мережковского, занимался рассмотрением религиозно-философской проблематики в русской литературе; см. его работы "Гаршин как религиозный тип" (М., 1906), "Ф. М. Достоевский. Жизнь и проповедь" (М., 1906). Белый познакомился с Волжским в Петербурге у Мережковских в январе 1905 г. В статье "Об уединении в поэзии и философии современного модернизма" Волжский охарактеризовал деятельность Белого как пример отхода от "декадентского" эстетизма (см.: Волжский. Из мира литературных исканий. Сб. статей. СПб., 1906. С. 292-294).

3 Все перечисленные лица имели более или менее близкое отношение к "Христианскому братству борьбы" (руководители - В. П. Свенцицкий и В. Ф. Эрн), стремившемуся к совмещению христианских и революционных идей, к реформе и демократизации Православной церкви. В январе 1905 г. в Петербурге Свенцицкий вместе с Белым посетил Блока, где развивал идеи "Христианского братства борьбы", тогда же Свенцицкий и Эрн встречались с Мережковскими и Волжским, который, по свидетельству Белого, "восторженно" аттестовал их "религиозными радикалами" (О Блоке. С. 168). О своем знакомстве и общении с "тройкой студентов" - Флоренским, Свенцицким и Эрном - Белый рассказал в отдельной главе воспоминаний (Начало века. С. 298--304). Ироническая тональность, в которой характеризует Белый Блоку учредителей "Христианского братства борьбы", отражает его идейные разногласия с ними в это время; о существовании таких конфликтных обстоятельств можно судить и по письму П. А. Флоренского к Белому от 15 июля 1905 г.: "Хотя Вы, кажется, и сердитесь на меня за наши разногласия этою зимою и хотя в результатах наших, действительно, разногласия, но я все-таки считаю Вас так близким к себе и по цели, и даже по путям, что пишу" (Контекст - 1991. Литературно-теоретические исследования. М., 1991. С. 37). Подробнее о "Христианском братстве борьбы" см.: Иванова Е. В. Флоренский и "Христианское братство борьбы" // Вопросы философии. 1993. No 6; Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от "Проблем идеализма" до "Вех". 1902--1909. СПб., 1996. С. 225--277.

"На горах" (1903): "В небеса запустил // ананасом" (Золото в лазури. С. 120).

"сред" у П. И. Астрова. В "Воспоминаниях о Блоке" Белый в связи с этим сообщает: "Мы каждую среду встречались у Астрова <...> образовалось в те дни христианское братство борьбы, под руководством Свенцицкого; приезжавшие в то время в Москву А. С. Волжский с Булгаковым совершенно подпали под обаянье Свенцицкого; помню: зашедший ко мне А. С. Волжский, шагая растерянно и сутуло по комнате, встряхивал пышной копною волос и посматривал на меня детски-добрыми, голубыми глазами: - "Что ж, - может быть, и они низведут огонь с неба?" "Они" - В. Ф. Эрн и Свенцицкий" (О Блоке. С. 171).

Раздел сайта: