Белый А. - Блоку А., конец июля 1905 г.

БЕЛЫЙ - БЛОКУ

<Конец июля 1905. Серебряный Колодезь>1

Милый Саша,

Так хорошо, что Ты мне написал. Мне было радостно получить от Тебя письмо, потому что Ты - один из немногих, которых я люблю истинной любовью. Радуюсь Твоему письму: так хорошо... Из Твоего письма пахнул аромат зеленого леса, окропленного слезами, а я живу в степях, сухих и жарких, и вот уже скоро две недели, как не было росы: спасибо Тебе, милый. Я брожу по полям, сухим и жарким, и обдумываю введение к кирпичу, которое должен закончить к осени. Но оно растягивается в самостоятельную книгу... чуть ли не в кирпич, а самый кирпич удаляется от своего воплощения2 действительности, ибо пришел к тому, что бытие есть категориальная форма для одного из видов суждений относительных. Я умер для действительности, которую постигаю в понятиях, но зато отношение суждения гносеологического к трансцендентному понятию о ценности - отношение, имеющее форму метафизического суждения о реальности трансцендентного постулата, - являясь суждением, предопределяющим гносеологическое суждение, открывает для меня возвращение в мир бытия, понятый как трагический долг; тут оживаешь Ты, пробираясь в душу "тайною тропинкою, скорбною и милою"3, - живешь, дышишь ароматом лесов несказанных, летаешь и сидя, и стоя, - и всячески... Еще вчера я постулировал в своем введении трансцендентной Идеей, а уж сегодня читал Твои нежные строки. Милый, спасибо Тебе. Вижу, вижу Тебя - Вечная, Бессмертно Живущая Идея, которую примат практ<ического> разума реализует в категорическом императиве. Милый, пиши мне.

Бесконечно любящий Тебя всегда Твой

Боря

P. S. Знаешь ли, что в статье моей "Химеры" Ты - Меркурий, спасаешь меня от В. Иванова4.

Примечания

"1905 - осень (в Шахм.)".

2 Подразумевается замысел теоретико-философского труда о символизме, который Белый во всей полноте предполагавшегося содержания и объема не воплотил. В "Списке пропавших или уничтоженных автором рукописей" (1927?) он сообщает: "Материалы черновые ряда глав сочинения "Система символизма" (недописанного); переработанный отрывок из этих материалов являет собой "Эмблематику Смысла", другой отрывок являет собой статью "Смысл Искусства"; обе статьи - куски написанного; эти материалы писались в 1904--1905 годах; автор все искал случая переработать материалы в философскую систему; вместо системы в 1909 году спешно пришлось выкроить из материалов две статьи для книги "Символизм". Эти материалы затерялись в заторе старых рукописей; в 1918--1919 годах автор сжег рукописи; и вместе с ними нечаянно сжег "Материалы"" (ГПБ. Ф. 60. Ед. хр. 31).

"Les revenants" (1900).

4 В статье "Химеры" (Весы. 1905. No 6. С. 1--18) Белый вывел себя в образе "безумного юноши", Вяч. Иванова - в образе "феоретика дионисиазма"; в тексте фигурирует также "безбородый прохожий с лицом Меркурия, с палкою из двух сплетенных змей в руках", который будит и ободряет героя (С. 11).

Раздел сайта: