Белый А.: Воспоминания о Блоке
Глава девятая. У второго порога.
Двойники

Двойники 

Дракон нападает теперь на А. А. со всех точек зрения; нападает со всех он миров и сторон: нападает - с духовного плана, с душевного плана, с физического143; появляется перед ним он во внутреннем мире; идет на него в мире внешнем: от Запада - на Восток; от Востока - на Запад; он в мире духовном - Дракон; он же в мире душевном есть Демон; в физическом мире он - низшее сознание Блока, отказывающееся от жизни:

Так падай перевязь цветная!
Хлынь кровь и обагри снега...144

То, конечно же, - Арлекин тома первого (с глазами совы), который "сбежал с горы и замер в чаще" болот, городов, там слоняется по ресторанам он черным человеком, плачущим на заре, когда "хмурое небо низко закрыло и самый храм"; это он о себе заявляет, что - "пригвожден к трактирной стойке", встает же он в образах внешней общественности, в образах государственного механизма, где действует лишь "стальной интеграл" или мертвое - упокоение монголо-китайской реакции; с Запада на Восток угрожает он образом страшного "Сэра" и "Командора"; с Востока на Запад грозится грядущими Гуннами: жечь города "и мясо братьев жарить"; отовсюду вздымается ужас Драконова испытания; Лев, женский образ, есть Люцифер (черт душевного мира); Дракон - черт духовного мира, иль - Ариман. Взметается - страшная туча: Дракон, Демон, Самоубийца, Пьяница, Арлекин, Интеграл, Монгол, Сэр - все, все обступают поэта; справиться с бесовскою силой -- отдать свою волю, свой голос и в волю, и в голос сознания: "Да воскреснет Бог!" На максимум смерти -- ответить последним максимализмом. Сказать себе: "В это смертное время -- хочу жить; и -- буду; сознаю, моя жизнь есть жизнь не моя, о пославшего меня в жизнь". Лишь Христово Пришествие в "Я" облекает Мечом; и Жена в этот миг отступает перед силой Дракона; и "Я" есть не "Я" (не я, а Христос во мне), в озеро огненное оно сражает Дракона; тут в первый раз в жизни А. Блок проявляет "минимализм"; отступает он в тему поэмы "Возмездия", в силы жизни не верит; так телом его овладевает Дракон.

Тема третьего испытания подготовлена всею жизнью поэта; сначала звучит заглушенно она под покровом тоски и уныния; демон уныния есть сперва - аллегория; потом - символ; и наконец - воплощение.

Враг - воплощен.

Появление обусловлено поступками 1902 года: "сбежал с горы и замер в чаще"; бегство себя самого от себя самого: разделение сознания, в результате которого тот, от "которого" другой бежал, - начинает заглядывать (тот - этому) в лицо белым призраком:

И опрокинувшись заглянет

Белый призрак есть неудавшееся посвящение в рыцари "Иоаннова Храма" ("Я их хранил в пределе Иоанна"); не посвященный в жизнь горнюю есть "печальный демон - дух изгнанья"; другой же есть тот, кто сказал:

Мое болото их затянет;
Сомкнётся мутное кольцо.

Мутное же кольцо - кольцо низменной жизни; создание "белого призрака" с осени 1902 года вместо Нее в мирах видит "Прекрасную Даму"; другой, ставши "черненьким человеком", видит даму уже вовсе с маленькой буквы ("она стройна и высока"), подстерегая ее и подглядывая за ней из подъездов; так идущее к посвящению этим бегством, с горы - разорвано надвое: Люцифер, Ариман, подхватывая части душевного "я", их - растаскивают; а духовное "Я" ("Я" большое), которому должно их воссоединить, есть далекая несошедшая точка звезды пока, долженствующая где-то еще стать солнцем Дамасского Света145; поэт ощущает два "я", иль - два зрения Ее - двумя "Я": перемешивает ее сферы ("Ты - здесь: ты - близко... тебя здесь нет: ты - там ); появляется "Я" и "я", "Дама" и "дама"; одно я - люциферизовано; другое - ариманизовано. Оба - пригвождены: одно - к кругу кантианского мышления ("как верный знак, что мы внутри неразмыкаемого круга"); другое - к трактирной стойке ("я пригвожден к трактирной стойке"); на расщепах душевных двух "я" распято невоскресшее духовное "Я" поэта.

"Я", Ich, рассекаемо мечом света ("Я - Меч и разделение"), который и есть Свет Дамаска; "Не я, а Христос во мне"; "Я" поэта вплотную не приближается к тому "Свету", к свету - Его; в третьем томе поэт говорит о себе:

Да. Ты - родная Галилея.
Мне, невоскресшему Христу146

Пока в Я не воскреснет Христос, - неотвратимы опасности третьего испытания: даже "Она" в Апокалипсисе улетит от Дракона: Дракон побеждается - "Им": Семя жены (не сама Она) сотрет главу Змея.

В испытаниях смертью "Я", "Ich" распадается в "I" и "ch"; Александр, например, здесь становится и "Iochann"'ом и "Christian"'ом; они - двойники; лишь Дамасский Свет высекает в распаде "Ich" на "I" и "ch" символ "I. ch": Iesus Christus.

Духовное "Я" у поэта - еще невоскресший Христос; части "Я", похищенные Люцифером и Ариманом - обложены явно пределами: неразмыкаемым кругом рассудка; и - чувственным "мутным кольцом"; "в неразмыкаемом круге" - Прекрасная Дама становится отвлеченной премудростью; в кольце она есть - земля сыра; в точке ж духовного "Я", создающей разрывы "я" малого, она пока - точка, звезда: при попытке приблизиться к ней, звезда - падает; остается пустая лишь скобка иль маска Ее: Незнакомка; под этою медиумической маскою могут вить гнезда и совы, и голуби; чаще - здесь совы.

На всех произведеньях А. А. можно видеть, каким из двух "Я" продиктованы произведения эти: так, например, "Крушение гуманизма" диктуется люциферическим "Я", созерцающим с высоты ариманическое кипение духа музыки; рассуждения же о русской интеллигенции последнего времени писаны ариманическим "я" (бездонной стихийностью, плещущей в природу интеллигентского мира).

Разрыв нераздельного "Я" еще с 1902 года подготовляет А. А. и последнюю встречу с порогом.

Проследим же пока судьбы этих двух "я" души Блока.

"Белый призрак", заглядывающий в лицо, как двойник, сопровождается в мире мысли поэта и грустью, и скепсисом, т. е. знаком того, что внутри неразмыкаемого круга явлении мы; откровение мысли скепсисом превращается лишь в простое воплощение чувств; а "встреча" становится тут - отошедшей сказкой; до этого обращается к лучшим друзьям, говорит:

Молча свяжем вместе руки, -
Отлетим в лазурь.

"королевы забытой страны"); и ни он не узнал их, и ни они не узнали его.

Ибо что же приятней на свете,
Чем утрата лучших друзей.

Не узнал и того он, кто молча сидел рядом с ним и пил мутное пиво: себя самого, иль другую свою половину, которая в королевне увидела - дочку трактирщицы; эта другая его половина блуждает по улицам города; и - повторяет она с остряками:

"In vino Veritas!"

И - пригвождается к стойке; и - поет на заре:

Ах, какой бледный город на заре,
Черный человек плачет на заре...147

Люциферическое, одинокое "я" не увидело униженного, оскорбляемого им бродяги - бродяги, самим собой оскорбленного.

Ибо что же приятней на свете,
Чем утрата лучших друзей.

Что друг это - "Я", это ясно, но его не видит плененная Люцифером другая его половина, то "я" унижая в себе; и униженный быстро наглеет перед люциферическим "денди":

Однажды в октябрьском тумане
Я брел, вспоминая напев...
. . . . . . . . . . . . . . .
И стала мне молодость сниться,
И ты, как живая, и ты...

От ветра, дождя и мечты...
Вдруг вижу, - из низи туманной,
Шатаясь, подходит ко мне
Стареющий юноша (странно,
Не снится ли он мне во сне?)
Выходит из ночи туманной
И прямо подходит ко мне.
И шепчет: "Устал я шататься,
Промозглым туманом дышать,
В чужих зеркалах отражаться
И женщин чужих целовать..."
Вдруг он улыбнулся нахально,
И нет близ меня никого148.

Два я тут проходят - один пред другим: уединенный мечтатель; и - ресторанный гуляка; Люцифер - ведет первого; и второго ведет - Ариман; и уводятся оба, столкнувшись, - в противоположные стороны; "я", уводимое Люцифером, - догадывается:

Быть может, себя самого
Я встретил на глади зеркальной.

Оно - белый призрак, мечтатель, брезгливый пред миром явлений (не он бежал в чащу) - вздыхает о прошлом:

И стал я мечтой уноситься
От ветра, дождя, темноты.

О, мир непродажных лобзаний!
О, ласки некупленных дев!

В ресторане, когда визг напева его окружил, видит в деве со страусовым пером он евангельскую Магдалину; за вьюгой видит страну, "опаленную солнцем юга". Двойник же его, Ариман, плененный, с глазами совиными, -- в эту минуту несется к Елагину мосту - с той самой "девою ":

Я чту обряд: легко заправить
Медвежью полость на лету,
И, тонкий стан обняв, лукавить
И мчаться в снег и темноту.

И помнить узкие ботинки,
Влюбляясь в хладные меха...
Ведь грудь моя на поединке
Не встретит шпаги жениха...

Один созерцает за вьюгою - Палестины; другой - заявляет:

Все только - продолженье бала,
Из света в сумрак переход.

Переход к обыденному есть вторая натура второго "Я". И одно "Я" вздыхает:

О, ласки некупленных дев!

А другое "Я" ищет тех купленных ласк:

Нет, я не первую ласкаю...

И уж знаешь наверное всю последовательность фаз этой ночи: летенье на тройке - к Елагину острову; и - "кабинет":

Венгерский танец в небесной черни
Звенит и плачет, дразня меня.149

Потом:

Испугом схвачена, влекома водоворот.
В водоворот...150

И - "комната": --

Красный штоф полинялых диванов,
Пропыленные кисти портьер...

Вплоть до - раскаянья:

дом в самом деле?
Разве так суждено меж людей?

Раскаянье в ариманическом "я" оттого, что была-таки встреча с другим, с лучшим другом, потерянным некогда, - на улице, там, где прохожий, надменно тоскующий денди, увидел стареющего юношу, который улыбнулся нахально"; в это время, "стареющий юноша с пошло-нахальной улыбкою" не видел прохожего, а ощутил смутный трепет лишь:

Только крыл раздался трепет,
Кто-то мимо в небо канул,
Как разгневанная тень...151

И - прошли двойники, не узнавши друг друга: один проходил - в свои синие сферы мечты с Люцифером; другого повел Ариман - в погребок: уже в три часа ночи:

Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все равно.
Вон счастие мое на тройке
В сребристый дым унесено...

И только сбруя золотая
Всю ночь видна... Всю ночь слышна...
А ты, душа... душа глухая...
Пьяным пьяна... пьяным пьяна...

И - вскрик отчаянья:

Забыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!..152

В минуту такую жутка эта новая встреча с "Я": вовсе не денди на улице, а - Крылатый: и с неба Он прянул ("только крыл раздался трепет"); и - тук: в его пьяную комнату, в "мутное кольцо" жизни:

Зачем за дверью свет погас?
Не бойся!
Я твой давно забытый час,
Стучусь - откройся.
. . . . . . . . . . . . . .
Зачем склонился ты лицом
Так низко?

То трубы смерти близкой!..153

Сквозь опьянение чувствует душа холоды чуждого мира: то мир двойника:

Не сходим ли с ума мы в смене пестрой
Придуманных причин, пространств, времен?154

Не открывает ослепшее "я" ту закрытую дверь; и на возглас забытого часа (забытого "я") - отвечает сугубым развратом:

Так вонзай же, мой ангел вчерашний,
В сердце острый французский каблук!
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Все на свете, все на свете знают:
Счастья нет.
И который раз в руках сжимают
Пистолет!
И в который раз, смеясь и плача,
Вновь живут!
День, как день; ведь решена задача:
Все умрут.155

Униженное "Я" в аримановом плене себя утешает.

Мой грозный Мститель...
Лик его был гневно-светел
В этой ночи на скале156.

Та скала есть "гора", от которой бежало в болото совиное "Я", на которой когда-то оно повторяло: "Я озарен: я жду Твоих шагов!" и болота теперь - рябь канала.

Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.157
. . . . . . . . . . . . . .
А перед шкафом с надписью "Venena",
Хозяйственно согнув скрипучие колена,
Скелет, до глаз закутанный плащом,
Чего-то ищет, скалясь черным ртом...158

Но скелет Ариман, заведший оторванную часть сознанья с горы (сквозь сияния ресторанного зала, сквозь "штоф полинялых диванов", трактирную, сквозь канал) к преисподней, к аптеке и к шкафу с "Venena"; пред шкафом с "Venena" открылся лик подлинный Спутника: то - Скелет, или Великий Мертвец; от него кидается "Я" - к позабытому лучшему другу, к "Я" Горнему, к рыцарю, с гор не сбегавшему: и - начинаются воспоминания - о "потухшей " горе:

Было то в темных Карпатах,
Было в Богемии дальней...
Впрочем, прости... мне немного
Жутко и холодно стало...159

Карпаты - "горы"; на горе - ждет оставленный рыцарь: но почему "мне немного жутко и холодно стало"? Да потому, что стоящий там рыцарь твердит:

Недостойный раб, сокровищ
Был "ты" царь и страж случайный.

И покинув стражу, к ночи
"Ты" пошел во вражий стан.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Падший ангел, был "ты"* встречен
В стане их, как юный бог...160

{* В тексте у Блока тут всюду вместо "ты" стоит "Я"}

Рыцарь с Карпат - повествует о гибели падшего, дошедшего до аптекаря "Я": "Страшно, страшно"... и "я" закрывается в ужасе далекого голоса прошлого (ждущего... в будущем!):

Но не спал мой грозный Мститель.
Лик его был гневно-светел
В этой ночи на скале.

Вот что подлинно совершается: -

... в темных Карпатах,
... в Богемии далекой...

Повторяется "Страшная Месть": тот же рыцарь, - стоит, ожидает к себе возвращенья убежавшего в чащи, того, кто предательски -

... пошел во вражий стан
. . . . . . . . . . . . . .

Это - отрывок случайный,
Это - из жизни другой мне
Жалобный ветер напел161.

А с другой стороны, где аптекарь (мертвец) поджидает, оттуда

Говорит Смерть:

Когда осилила тревога
И он в тоске обезумел,
Он разучился славить Бога
И песни грешные запел
. . . . . . . . . . . . . .
Он больше ни во что не верит,
Себя лишь хочет обмануть,
А сам - к моей блаженной двери
Отыскивает вяло путь.
С него довольно славить Бога -
Уж он не голос, только - стон.
Я отворю. Пускай немного
Еще помучается он. 162

Было то в темных Карпатах...

И вот, что действительно значит:

... Постигать
В обрывках слов
Туманный ход
Иных миров163.

И слышится голос: "колдун, завершающий проклятый род: жду тебя!" Бежать некуда: бегство в сторону бездны: к аптекарю, где

Скелет, до глаз закутанный плащом,
Чего-то ищет, скалясь черным ртом.

Напрасно трусливое сознание начинает подсказывать:

Это - из жизни другой мне
Жалобный ветер напел.

Т. е. из жизни гоголевской "Страшной Мести", реминисценция, литература? О, нет: так - бывает всегда! И -


Обожженный языками
Преисподнего огня.

Тут вот и приподымается в поэзии Блока глубокая безвыходность поэмы "Возмездие"; эта поэма по существу есть поэма о проклятом роде, не о каком-либо роде, - о "роде", как таковом; ведь колдун "Страшной Мести" -- чудовище зла потому, что - последний в грехом отягощаемом роде: он - декадент, жалкий выродок и прижизненный труп; "Мертвецы" его ждут, потому что давно они - в нем. Тема рода всегда - тема грешного рода; ведь все родовое - в грехе первородном; мы сильны постольку, поскольку мы силою Божией возрождаемся в Духе; но для рода (в Христе) умираем. В сознании Блока Христос - не воскрес; оттого-то не может себе подтвердить он: "Не "Я", но Христос во мне". Между тем: к испытанью порогом вплотную придвинут он; а в испытании поднимается пред сознанием испытуемого бесконечная цепь кармы личной и родовой; тема рода грызущего мертвеца.

Автор первого тома стихов говорит:

Мы помчимся к бездорожью
В несказанный свет.

Бездорожье дано лишь в безродности, в отрешении от наследственных уз. Отступление поэта от бездорожий внеродного света к дороге наследствешюй, родовой, есть потеря возможности силою света Христова преодолеть испытания: отступление - от дерзающего максимализма в позитивный "минимализм"; и недаром он ставит знак равенства меж возмездием ("страшной местью") и - родом; поэма "Возмездие", занимающая А. А. в тот период - поэма о роде. Для Блока же "род" -- темный род, грешный род, издавна угрожающий светлому миру его.

Когда в беседе с А. А. я наткнулся на жуткую в нем тему "рода", то я испугался: опасности для А. А. этой темы; мне помнится: взявши за локоть меня, говорил он в полях все о косности человечества в роде, о том, что он - косный, что родовое начало его пригибает к земле; он стоял предо мною с печальной улыбкою:

- Какие бы ни свершали усилия светлые силы, на чаше весов перевесит исконная смерть.

влиянъи рода судил тогда, еще не вполне пригибаемый родом; а через пятнадцать лет, в предисловии к поэме "Возмездие" он написал: "Тогда (то есть в 1911 году) мне пришлось начать постройку большой поэмы... Тема заключается в том, как развивается зрение единой цепи рода. Отдельные отпрыски всякого рода развиваются до положенного им предела, и затем вновь поглощаются мировой средой... Мировой водоворот засасывает в свою воронку почти всего человека: от личности почти вовсе не остается следа; сама она, если остается существовать, становится неузнаваемой, обезображенной, искалеченной. Был человек -- не стало человека, осталась дрянная, вялая плоть и тлеющая душонка"164 {Из предисловия к поэме "Возмездие".}.

Читатель: не ужас ли это согласие на истлевание личности и на "тлеющую душонку"? Поэт оговаривается, что "семя брошено и в следующем первенце растет новое"; все равно: перенесение судьбы бессмертия от "я" к "семени" угашает все то, что способно вооружить на борьбу с бесконечной змеей (со временем). Именно: пред явлением Дракона сознанию Блока отчетливым отступлением от Вечности к темам Золя165 отступает в он; и заключает он компромисс с изживаемой точкой зрения позитивизма, которым когда-то ругался поэт.

Отступление в род подымает в нем тему возмездия: здесь заглавие, аллегория, превращается в совершенно реальную жуткую тему; род - "страшная месть"; полоненный им, мчится конем на Карпаты, где Мститель стоит, ожидая, чтоб свергнуть примчавшегося во тьму Аримана:

Было то в темных Карпатах
Было в Богемии дальней...
Впрочем, прости... мне немного
Жутко и холодно стало.

Тема вступления в поэму звучит - уже двойственно: Зигфридом Нотунг кутается:

Так Зигфрид правит меч над горном
. . . .. . . . . . . . . . . .
И Миме, карлик лицемерный,
В смятеньи падает у ног166.

Забывает поэт: Зигфрид - в спину сражается; загораются небеса; и все - гибнет; поэт ощущает себя и не Зигфридом, а рабом "из глины созданным и праха"; меж тем:

Над всей Европою дракон,
Разинув пасть, томится жаждой...

Не ведаем: над нашим станом,
Как встарь, повита даль - туманом,
И пахнет гарью. Там -- пожар.

На фоне этого начинающегося мирового пожара изображен -

Коротенький обрывок рода -
Два-три звена...

Изображено, как -

Сыны отражены в отцах,

В предисловии к поэме А. А. пишет: "Вся поэма должна сопровождаться определенным лейтмотивом "возмездия"; этот лейтмотив есть мазурка... мазурка -- разгулялась; она звенит в снежной вьюге... В ней явственно слышится уже голос возмездия".

И так: с одной стороны, поднимается на Европу разинувший пасть и задышавший огнем Дракон, а с другой стороны - пригибаемый темой "возмездия" род; где же Зигфрид? Ясно, что выхода - нет: тупик, смерть.

"Месть! Месть!" -- в холодном чугуне
Звенит как эхо над Варшавой
То Пан Мороз на злом коне

Пан Мороз есть примчавшийся всадник (с Карпат); и он рыщет по городу за порождением грешного рода:

Молчат магнатские дворцы,
Лишь Пан Мороз во все концы
Свирепо рыщет на раздолье!
Неистово взлетит над вами
Его седая голова,
Иль откидные рукава
Взметнутся бурей над домами,
Иль конь заржет - и звоном струн
Ответит телеграфный провод,
Иль вздернет Пан взбешенный повод,
И четко повторит чугун
Удары медного копыта
По опустелой мостовой.

Здесь, не правда ли, слышится явственно тема Медного Всадника? И - шагов Командора?

Месть! Месть! - так эхо над Варшавой
Звенит в холодном чугуне.

Эта тема летящего всадника на коне перекликается с темой метельного всадника "Кубка Метелей": "Над крышей вздыбился воздушный конь, пролетая в небо развеял хвост... На нем сидел метельный всадник... На минуту блеснуло его копье; он скрылся в снежном водовороте. Раздалось звенящее трепетанье: это буря рванула номер фонаря". Или "Раздались призывы: "Ввы... Ввы... Уввы..." Над крышей вздыбился воздушный конь". Или: "Вздыбился над домами... вьюжный... белый... замахнулся ветром, провизжавшим над домом, как мечом: "Вот я... вот вас... вот я! Моя ярость со мной". Или: "Над домами занес свой карающий меч... "Задушу снегом, разорву ветром". "Спустился меч... Взлетел. И с высей конем оборвался".

Эти всадники (Пан Мороз и Метельный) суть образы Рока, или всадника на Карпатах. Уже рок подступает к "Возмездию"; и - некуда скрыться, разве что в комнату, куда зазывают:

"Прошу вас. В пять он умер. Там..."
Отец в гробу был сух и прям.

С одной стороны - ярость рока, Возмездие; с другой -

Мертвец, собравшийся на смотр,
Спокойный, желтый бессловесный.
. . . . . . . . . . . . . . .
Внушал тоску и мысли злые
Его... тяжкий ум,
Грязня туман сыновних дум...

И он отравил его, потому что отравленный сын знает точно, что -

... На ребра гроба лег
Свинец полоскою бесспорной
(Чтоб он, воскреснув, встать не мог.)

Меж Ариманом, иль мертвецом, воскресающим второй смертью, "Месть, Месть", - ограничиваются кругозоры ариманической части сознания; остается одно: подчиниться.

И статуя Командора, себя самого, от далеких Карпат, прошлых гор подступает:

Я твой давно забытый час.
Стучусь. Откройся.
. . . . . . . . . . . .

Но: -

(Это я помню неясно...
Это из жизни другой)
. . . . . . . . . . . .
Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова мотор.
Тихими тяжелыми шагами
В дом вступает Командор...
Настежь дверь. Из непомерной стужи -
- (То - Пан Мороз...)*
Словно хриплый бой ночных часов, -
Бой часов: - Ты звал меня на ужин
- Я - пришел. А ты готов?167

* В скобках - примечание Андрея Белого (С. П.).

"я", полоненная Люцифером. Командор - белый, окаменевший очерк рыцаря, некогда говорившего:

Я их хранил в приделах Иоанна,
Недвижный страж, - хранил огонь лампад.
. . . . . . . . . . . . . . .
Я скрыл лицо и проходили годы.
Я пребывал в служеньи много лет168.

Служенье же протекало на той озаренной "горе", от которой бежала другая, отколотая от святыни часть "я" ("Сбежал с горы").

Сбежавшее, грешное "я" - грешно очень; но не безгрешна оставшаяся на горе часть сознания, утверждающая горделиво, что -

... в оный День - один участник встречи,
Я этих встреч ни с кем не разделил.

Не разделил; и - замкнулся в своем одиночестве; и - не спустился за убежавшим, не выдержавшим выспренной гордости сотоварища "двойником"; но покинутое половиной себя самого, превращается "я" Иоаннова рыцаря - в белого, бескровного призрака; в скорбного инока:

Брожу в стенах монастыря,
Безрадостный и темный инок;
Чуть брезжит бледная заря, -
Слежу мелькание снежинок.
. . . . . . . . . . . . . .

Как ряд заутрень и обеден.
Ах, сам я бледен, как снега,
В упорной думе сердца беден.169

Обледневает, окаменевает и ждет на "Карпатах": свершить месть "другому".

Да минует нас чаша сия!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Проследим теперь повесть бледнеющей половины душевного "Я", полоненной мечтой Люцифера; она не сошла за сбегающим в чащу; и оттого стала вовсе она обескровленным призраком: мысли, которая, замыкаясь в пределах рассудка, стремится к высокому; но высокое - признает за мечту; и не видит в нем - сущего; не воплощенная идея - пуста; и пустая идея - понятие; в мире понятий все - "кажется"; все - только Майя; и рыцарь мечтаний абстрактного мира проходит по сущему миру - тоскующим денди; само слово "рыцарь" становится здесь аллегорией; и встречаясь с собою, воспринятым чувственно, - видит нахального, постаревшего господина, произведя на него впечатление жуткого трепета крыл и исторгая тяжелое восклицание: "И опрокинувшись заглянет... белый призрак мне в лицо..." Этот денди мечты заключен ведь в пределы рассудка - "Тебя здесь нет: ты там"; а этого "там" как бытия ведь и нет вовсе.

Ужасен холод вечеров!..

В этом холоде движется контур посетителя ресторанов; но он, предающийся буйным разгулам, - двойник недействительного в мире денди ("мир есть мое представление"); черный сквозной человечек есть тень: не пугает "нахальный двойник",

Несуществующих шагов
Я слышу шелест по дороге.170

Шаги теневых проходимцев, протянутых под ноги, - мороки; их - спасать нечего; жизнь "пустынна, бездонна, бездарна", и - нет ее вовсе; щемящие песни глухо гуторят в ушах:

Всюду эти щемящие ноты
Стерегут и в пустыню зовут...171

Мертвеца с безобразия к безобразию -
Скрежещущий несет таксо-
мотор.

Жизнь - лишь общая форма познания: категория должности или - абстрактивная мысль (после бегства с горы полнокровного двойника рыцарь Мудрости, обескровленный, может рассудочно лишь рассуждать о прекрасной идее, о Логике, но не о Даме). И рыцарь мертвец:

Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая --... лязг костей.

- "кости лязгают о кости"

Спит мертвец. На нем изящный фрак.

Или:

Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат...172

Прохожие

... дома и прочий вздор.

Теневой этот вздор суть аллегорические понятия, круга рассудка; они меняются прихотливою мыслью, они догматически утверждаются эмпирическим фактом; в сознании крайнего кантианства они суть - скелеты, иль - схемы; само представление двойника просто есть познавательный результат предпосылки сознания; анализ его рассуждающим сознанием переживает он как собственную свою гибель: как бегство к аптекарю за "Venena"; "Venena" здесь есть "вещь в себе", строящая пределы познания; переживается она - Мстителем, угрожающим Рыцарем, - угрожающим гибелью а римановского двойника, убегающего от себя, как от Всадника; пуля же мысли - его настигает:

Чеченская пуля верна.173

Упразднен существующий мир: освобождена чистая мысль, свободная от чувственных примесей:

Летун отпущен на свободу,
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское в воду
Скользнул в воздушные струи.
Уж в вышине недостижимой
Сияет двигателя медь.174

Этот двигатель - мысль: мысль - уносит в безбрежный мир:

В бинокле вскинутом высоко,

Но безобразный мир есть ничто:

Миры летят. Года летят.
Пустая Вселенная...175

Или:

Что? Совесть? Правда? Жизнь?..176

Тут:

Все... чернее сгущается свет,
И все безумней вихрь планет177.

Во всех вихрях пространство и время, иль формы a priori независимые от фактически упраздненного мира; в не сущем работает двигатель мысли, как в сущем; не сущее сотворяет здесь "энное" образование миров (мир мечты) - ради скуки; так Брама видит в снах творений: душа их - Прекрасная Дама, -- Абстрактная Дама; и рыцарь, иль денди, - "субъект "

Входит ветер, входит дева
В глубь испорченных зеркал.178

И в ту не сущую Деву - влюбляется:

Не уходи. Побудь со мною
Я так давно тебя люблю.
. . . . . . . . . . . . .
Из хрустального тумана,
Из невиданного сна
Чей-то образ, чей-то странный...

К образу нового мира мечты протянулось "я". Но он строится теми же законами рассуждающего сознания, образующего ту же все упраздненную пустоту:

Из хрустального тумана,
Из невиданного сна
Чей-то образ, чей-то странный, -

Но виданный. Где же? В Богемии дальней? Нет -

- В кабинете ресторана
За бутылкою вина.

Этот образ - мечтает о том же все: о Елагином, о венгерке; двойник, упраздненный в том мире, - воскресает в сем мире несущей мечты; стало быть: "ветер дева" -- не "ветер"; простая цыганка - лишь "ветер мечты".

Когда ж конец назойливому звуку
Не станет сил без отдыха внимать...
Как страшно все! Как дико!
Дай мне руку,
Товарищ, друг! Забудемся опять.179

Товарищ же, тень - убегает; и - убегает тень тени товарища; лучшего друга; "венгерка же - тень тени тени; Мечта, как действительность; тень тени тени товарища, лучшего друга, есть смерть у прилавка Аптеки: в сне сна, где Меч Мстителя - форма протянутости "субъекта сознания", видит Мстителя, Всадника на Карпатах, который не всадник, а - двигатель, Авиатор, Авторская Мысль, тревожащая себя самое в своем собственном творчестве - собственным двойником; она видит в ресницах "товарища, сотворенного друга"

Больная, жалобная стужа,
И моря снеговая гладь...
Из-под ресниц сверкнувший ужас -
Странный ужас (дай понять).
Слова? - Их не было. Что ж было? -
Ни сон, ни явь. Вдали, вдали
Звенело, гасло, уходило
И отделялось от земли.180

Отделялось "Я", денди во взорах нахального юноши, в дальней Богемии; совершалось перевоплощение мира двойника в мир материи, в мир материального тела перед аптекою: и возник ресторан, где -

... рука подлеца нажимала
Эту грязную кнопку звонка.181

В тот же миг, как рассеялся чувственный призрак пред взорами рыцаря-Мстителя, обнаружилась перед взорами пустота, куда падает авиатором, сломав винт машины, тот рыцарь; и кабинет ресторана, где он восседал,

За бутылкою вина -

- возникает в мечтательных рассуждающих схемах сознания:

Слишком больно мечтать
О былой красоте
И не мочь:
Хочешь встать -
И ночь.182

Припомнишь ты
И то, и се,
Все, что было... -
- (Было в темных Карпатах,
Было в Богемии дальней) -
Все, что было,
Что манило,
Что прошло,
Все, все.183

Был же рыцарь, оставшийся верный "горе":

Лик его был гневно-светел.

Был другой - посетитель трактиров:

Все, что было,
Что прошло,

Командор, убивающий Дон-Жуана, - есть сон Дон-Жуана; он - пьяное окаменение: и -

Говорят черти:

Греши, пока тебя волнуют
Твои невинные грехи,

Твои греховные стихи.184

Тут-то и входит морочивший Люцифер, уводивший в надзвездные мысли", которые были - иллюзией Люцифера; плотяная материя есть иллюзия Аримана; а Ариман - есть неизбежная смерть: Люцифер - неизбежная жизнь: вечно эта вот жизнь; или - вечное возвращение в прошлое: круг:

Осенний вечер был. Под звук
дождя стеклянный
Решал все тот же я - мучительный вопрос,
Когда в мой кабинет, огромный
и туманный,
Вошел тот джентльмен.
За ним - лохматый пес.
На кресло у огня уселся гость устало,
И пес у ног его разлегся на ковер.
"Ужель
еще вам мало?
Пред Гением Судьбы
пора смириться, сэр!"185

И воистину: встреча со Стражем Порога люциферской части душевного "Я" столь же тягостна, как той части, которая пленена Ариманом. Мечта, как действительность, вечная, - окружающей жизни: во веки веков! Но сознание - протестует: "Но в старости -- возврат и юности, и жара". Где смыкается крут, нет ни жара, ни холода; юности - нет; но и дряхлости - нет.

И странно: жизнь была - восторгом,
бурей, адом,
А здесь - в вечерний час -
с чужим наедине, -
Под этим деловым, давно спокойным
взглядом
Представилась она гораздо проще мне.186

Простоту эту выдержать и не лишить себя жизни, и не позволить теперь окончить до срока свой путь", - в этом смысл испытания; ведь невольно захочется уничтожения рыцарю поднебесной мечты:


Хлынь кровь, и обагри снега!

В испытании третьем - одновременное нападение: справа - темнотного Аримана; и слева - светлейшего Люцифера: на части душевного "Я"; вместе с тем: нападение двойников друг на друга: один - обнажает меч рыцаря на другого; другой - отвечает на это ужаснейшим утверждением себя, как исконно живущего мертвеца в той же самой заплеванной жизни; тут Люцифер - подменяется Ариманом; тут Мститель - становится статуей Командора; тут Ариман подменяется Люцифером (иль Командором, Сэром, Бессмертным Жидом); двойники, обе части разъятого "я", - предаются своим страшным участям: жаждущий смерти из смерти теперь - созерцает бессмертие смерти: рука, заносящая над собой самим меч, роняет меч:

Меч выпал. Дрогнула рука.

Другой, собирающийся отомстить жаждущему бессмертия страшной смертною местью: он умирает - от им же задуманной мести:

Хлынь кровь, и обагри снега!

Обе части устранены в раздельности, чтобы - не быть, иль - восстать в "Я", в Ich, в I. Ch: 188

Раздался голос: Ессе homo!..

Что испытывает Большое Сознание Чело Века в ту пору, когда его части иль части низшего "я" переживают порог? Оно переживает опасность Порога - по-своему: исход испытанья его обусловлен исходами испытания низшего "я".

Испытанье духовного я - встреча с образом мирового Дракона; "Дракон" -- это символ духовного (а не душевного) зла; символы символа - неудачные разрешения индивидуально-духовных и социально-духовных проблем; рост государственной культуры - такой символ; в механике государства, съедающего личные жизни, иль вдавливающего их в подсознание вне-государственных физиологических отправлений. С Драконом встречается Блок - гражданин; где-то видящий всечеловеческое назначение России. В духовных путях только тот прочитает духовные символы, кто победил в себе сферу душевного раздвоения; этой победы в эпоху последнего испытания -- нет у Блока; оно настигает его безоружным.

Ведь и сэр, усмиряющий; ведь и "каменный Командор" в мире духа - иные, чем в мире души; их проекция в социальную сферу - стальная, давящая власть государственного механизма; здесь Сэр-Командор есть - Ллойд-Джордж189190, иль Пуанкаре191? Кто еще? Тот, Кто их выдвигает, тот спрятан за ними. "Его" ощущает духовное зрение А. А. Блока; и "Он" направляет Россию путями огромной неправды, отображаемой, как вовлеченье России, любимой Жены, в "мировую бойню "народов, в начало пожара, который проносится с запада на восток, поднимая с востока на запад ответные волны грядущего японо-монголо-китайского нападения на Европу; так мировая неправда, вошедшая в запад войной, отразится в востоке - такой же войною: с востока на запад. Россия, стоящая меж востоком и западом, должна явно сказать свое "нет", чтобы выполнить миссию: отражения бойни с востока; она - щит; поверхность его должна быть очень чистой: ведь в ней отразится Лик Скорой Помощницы. В 1908 году Блок предчувствовал "бой": в образе воспоминания о Куликовом Поле встает поле будущего; святость русско-вселенского дела требует незапятнанности "щита", поставленным пред востоком и заграждающим Европу: в "щите" отразится ведь лик Богоматери.

И когда на утро тучей черной
Двинулась орда, -
Был в щите
Светел навсегда.

Блок первый откликнулся на стихию грядущей войны, как предчувствовал полосу страшных годин в 1898 году в стихотворении, где Гамаюн, птица вещая -

Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых

Злодеев силу, гибель правых.

В 1901 году он предчувствовал зори Солнца, могущего взойти над Россиею в случае выполнения нами судьбою врученного русско-вселенского дела; но оговорка не переживалась Блоком в годах тех; и оттого-то "в " встает - через десять лишь лет как угроза.

В 1905--1906 году гаснут зори далеких ландшафтов; а в 1908 году придвигаются ландшафты ближайшие скорых опасностей; и поднимается гигантская туча, которую Блок воспринимает всем своим существом: социально, морально, душевно, духовно, физически, лично.

На пути - горючий белый камень.
За рекой - поганая орда.

Не взыграет больше никогда.
Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
192

Характерно здесь все: ощущение "поганой орды"; ощущение долгой болезни России, которая будет отдана чародею: и - сглажена.

Какому хочешь чародею
193

И не является ль "Новая Америка" этой Россией, отдавшей свою луговую, разбойную стать иноземному колдуну ("Страшной Мести"), "железоплавильных" печей. В стихотворении "Новая Америка" рисует он две России: не тронутую цивилизацией, и - отдавшую красу свою иноземному капиталу. И первая - вот:


Ектеньи, ектеньи, ектеньи -
Шепотливые, тихие речи,
Запылавшие щеки твои...194

Вторая Россия отделена перерывом от первой: каким-то зияющим пустырем:


Черноземным летя пустырем.

И за ним -

Тянет гарью, горючей, свободной,
Слышны гуды в далекой земле.

Путь степной - без конца, без исхода,
Степь да ветер, да ветер, - и вдруг
Много-ярусный корпус завода,
Города из рабочих лачуг...

"Черноземный пустырь", степь без края; вдруг - корпус завода; перепрыги какие-то к Руси "заводской", напоминающие похищение красавицы:

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу.

"чародею" - надменнейший вызов:

Но не страшен, невеста, Россия,
Голос каменных песен твоих!

"страшен":

Пускай загубит и обманет,
Не пропадешь, не сгинешь ты"

- однако же:

"мы дети страшных лет России"? Да именно потому, что душа цельная, долженствующая примирить восток с западом, вдруг распалась, между западом и востоком; в одной половине, в восточной:

Там прикинешься ты богомольной,
Там старушкой прикинешься ты,

За крестами - кресты да кресты.

Во второй, в западной -

Черный уголь - подземный мессия.

А меж обеими половинками - перерыв, иль - пустырь:


Черноземным летя пустырем.

В тот пустырь, вместо будущей, третьей России ("природа боится пустоты"), стремительно вдавливается от запада "стальной интеграл"; и втягивает Россию в войну; а с востока проходит ужасная ведьма, старуха, отдавшаяся кабацкому пьянству: монголизация русских задач - налицо.


Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой.

Ужас востока есть излияние древней желтой, души в душу нашу. И образ "татар" или китайца с винтовкой встает в потрясающих образах. Молнья боя разрезала воздух в 12-ом (война на Балканах), в 13-ом (недоразумения с Австрией); упала стрелою на нас лишь в 14-ом году; "Новая Америка", т. е. дух авантюры вовлек-таки в бойню; и - отклонил нас от миссии: быть в стороне от войны; воспевали поэты войну; Блок учуял лишь:

Грусть - ее застилает
С Галицийских, кровавых полей.195

Да:

Петроградское небо мутилось дождем.
На войну уходил эшелон.

Даже в самом "ура" ему слышались крики "пора"...

В грозном клике стояло: пора...

Что - "пора"?

Теперь твой час настал: - молись.196

Берлин 1922 г. Декабрь,

Андрей Белый.

Примечания

143 тело физическое, тело астральное (сфера страстей) и тело ментальное (сфера сознания), образующие в совокупности своей состав человека.

144 Из стих. "Идут часы, и дни, и годы".

145 Свет, пролившийся с неба, осиявший язычника Савла, гонителя христиан, на пути в Дамаск, после чего тот уверовал в Иисуса Христа и стал ревностным его последователем апостолом Павлом (Деяния Апостолов, 9).

146 Строки из стих. "Ты отошла, и я в пустыне...".

147 Из стих. "По городу бегал черный человек" (1903).

148 "Двойник" (1909). Последующие поэтические цитаты, перемежающиеся с цитатами из стих. "На островах", - из того же стих.

149 Строки из стих. "Дух пряный марта был в лунном круге..." (1910).

150 Первые строки одноименного стих. (1914), входящего в цикл "Черная кровь".

151 Строки из стих. "Как свершилось, как случилось?".

152 Неточная цитата из стих. "Друзьям" (1908).

153 "Ты в комнате один сидишь..." (1909).

154 Из стих. "Миры летят. Года летят. Пустая..." (1912).

155 Цитируются строки стих. "Ночь - как ночь, и улица пустынна..." (1908).

156 Строки из стих. "Как свершилось, как случилось?".

157 Из стих. "Ночь, улица, фонарь, аптека...", входящего в цикл "Пляска смерти".

158 "Пустая улица. Один огонь в окне..." (1912), входящего в тот же цикл.

159 Первые строки стих. "Было то в темных Карпатах..." (1913).

160 Из стих. "Как свершилось, как случилось?".

161 Строки стих. "Было то в темных Карпатах...".

162 Строфы стих. "Говорит смерть" (1915), завершающего цикл "Жизнь моего приятеля".

163 "Было то в темных Карпатах...".

164 См.: Собр. соч. Т. 3. С. 297--298.

165 Творчество французского писателя Эмиля Золя (1840--1902) в глазах символистов-"соловьевцев" являлось образцом позитивизма, грешило фатализмом, "фетишизмом быта" (Между двух революций. С. 194).

166 Здесь и далее приведены строки из поэмы "Возмездие".

167 Строфы стих. "Шаги командора" (1910--1912).

168 "Я их хранил в приделе Иоанна..." (1902).

169 Приведены первая и последняя строфы стих. "Брожу в стенах монастыря..." (1902).

170 Неточная цитата из стих. "Ужасен холод вечеров..." (1902).

171 Из стих. "С прежней жизнью покончены счеты...".

172 Эта, как и предыдущие цитаты, - из стих. "Как тяжело мертвецу среди людей" (1912).

173 "Демон" (1910).

174 Эта и следующая цитата - из стих, "Авиатор" (1912).

175 Первые строки одноименного стих. (1912).

176 Цитата из стих. "Весь день - как день. Трудов исполнен малых..." (1914), открывающий цикл "Жизнь моего приятеля".

177 Искаженная цитата из стих. "Голос из хора" (1910--1914).

178 "Из хрустального тумана...".

179 Строки из стих. "Идут часы, и дни, и годы..." (1910).

180 Из того же стих.

181 Из стих. "Унижение".

182 Заключительная строфа стих. "Я сегодня не помню, что было вчера..." (1909).

183 "Вспомнил я старую сказку...".

184 Первая строфа стих. "Говорят черти" (1915) из цикла "Жизнь моего приятеля".

185 Две первые строфы стих. "Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный..." (1912).

186 Продолжение цитирования того же стих.

187 Заключительные строки стих. Идут часы, и дни, и годы...". Три приведенные ниже строчки - - из того же стих.

188 "я" ("Ich") и аббревиатуры "I. Ch" - "Иисус Христос".

189 Ллойд Джордж (у Белого: Лойд-Джордж) Дэвид (1863--1945) - премьер-министр Великобритании в 1916--1922 гг., один из крупнейших лидеров либеральной партии.

190 Вильсон Вудро (1856--1924) - президент США в 1913--1921 гг. от демократической партии. Инициатор вступления США в 1-ю мировую войну.

191 Пуанкаре Раймон (1860--1934) - президент Франции в 1913--1920 гг., премьер-министр в 20-е годы.

192 Строфы стих. "Мы, сам-друг, над степью в полночь стали..." (1908), входящего в цикл "На поле Куликовом".

193 "Россия".

194 Эта и последующие цитаты из стих. "Новая Америка" (1913).

195 Эта и последующие цитаты из стих. "Петроградское небо мутилось дождем..." (1914).

196 Как уже отмечалось, заключительная строка стих. Опять над полем Куликовым...", которым завершается весь блоковский цикл "На поле Куликовом".

Раздел сайта: