Белый А.: Воспоминания о Блоке
Глава седьмая. Встреча и охлаждение.
Опять Петербург

Опять Петербург 

Блоки жили тогда на углу Николаевской площади, около Николаевского моста: мне помнится - на Галерной, а может быть, - нет: в географии Петербурга - не тверд, я москвич; но я помню, что дом их был вовсе угольный, одной стороной выходящий на площадь, где церковь (коричневая), с золотой острой крышей.

Квартира их состояла из небольших комнат, убранных просто, со вкусом; ход был со двора.

Никогда не забуду я чувства смущенья, с которым звонился я; встреча с Л. Д. волновала меня. Но мы встретились просто; во всем объясненьи с Л. Д. проявилась одна удивительная черта; объяснялись мы как-то формально; и чувствовалось, что объяснение подлинное, до дна, - ускользает; ну словом: мы, кажется, помирились, - не так, как с А. А. И еще я заметил: разительную перемену в Л. Д. Прежде тихая, ясная, молчаливая, углубленная, разверзающая разговор до каких-то исконных корней его, - ныне она, наоборот, на слова все как будто набрасывала фату легкомыслия; мне казалось, - она похудела и выросла; что особенно поразило в ней, это стремительность слов; говорила она очень много, поверхностно, с экзальтацией; и была преисполнена всяческой суеты и текущих забот; объяснение с Любовь Дмитриевной 1906 года могло бы вполне состояться, а объяснение с Любовь Дмитриевной 1907 года, казалось мне, - объяснение со светской дамой, исполненной треволнений, забот, удовольствий (до объяснений ли ей!). Так я, объяснялся, - недообъяснился: и водворился меж мной и Л. Д. полушутливый легкий стиль - даже не дружбы, скорее causerie67.

Видел я, что А. А. в Петербурге подхвачен был вихрем своих обязательств, намерений, планов, забот; словом, - тот, кто ко мне приезжал объясняться в Москву, потом в Киев - исчез; появился передо мной в Петербурге захваченный шумной жизнью поэт, которому просто времени нет углубляться в детали общения; словом: я понял, что жизнь и Л. Д., и А. А. изменилась; была она тихой, семейною жизнью; теперь стала бурной и светской, и кроме того, понял я, что А. А. и Л. Д. живут каждый своею особою жизнью; А. А. был захвачен какой-то стихией; был весь динамический, бурный, сказал бы я, что влюбленный во что-то, в кого-то; и в нем самом явственно я замечал нечто общее с "ритмами" "Снежной Маски"; он был очень красив и был очень наряден в изящном своем сюртуке, с белой розой в петлице, с закинутой гордо прекрасною головою, с уверенной полуулыбкой и с развевающимся пышным шарфом; таким его часто я видел - в гостях, иль в театре, иль возвращающимся домой; я был больше с Л. Д., составляя отчасти компанию ей; очень часто А. А. оставлял нас; и - несся куда-то по личным делам; он казался мне в этот период весьма возбужденным, овеянным лейтмотивом мятели68, которую он так воспел; все мятелилось вкруг него; он мятелил; и от него на меня часто веяло ветром мятели; мы мало с ним были вдвоем; он, как будто, всем видом и тоном хотел мне сказать:

- Будем вместе - потом: наговоримся - потом... Теперь - некогда: видишь, захвачен весь я...

Я его понимал; и его наблюдая, я им любовался. Л. Д. говорила мне часто:

- Переезжайте же к нам, в Петербург: я ручаюсь вам, - будет весело...

Слова "весело", "веселиться", -- казались мне наиболее частыми словами в словаре Любовь Дмитриевны; мне казалось: А. А. и Л. Д. окружали себя будто вихрем веселья; но скоро заметил я, что этот вихрь их несет неизвестно куда, что они отдались ему; и несет этот вихрь их не вместе; Л. Д. улетает на вихре веселья от жизни с А. А.; и А. А. летит прочь от нее; я заметил, они - разлетаются, собираясь за чайным столом, за обедом; и - вновь разлетаются.

Словом, - я стал наблюдателем жизни их. Я замкнулся от них (не враждебно, а дружески); я старался не нарушать своим стилем их стиля; я даже входил в этот стиль, я участвовал в общем веселье, старался быть светским, но - видел: веселье то есть веселье трагедии; и - полета над бездной; я видел - грядущий надлом, потому что веселье, которому отдавались они, было только игрой, своего рода не более:

По улицам метель метет,
Свивается, шатается.
Мне кто-то руку подает
И кто-то улыбается.

Это стихотворение А. А. мне читал в кабинете своем; оно было написано приблизительно в этот период.

Пойми, пойми, ты одинок,
Как сладки тайны холода...
Взгляни! взгляни в холодный ток,
Где все навеки молодо...69

Запомнились мне эти рифмы: "молодо" и "холода"; и Л. Д., и А. А. были молоды; оба пылали расцветами красоты, сил, здоровья; но вместо тепла в жизни их я расслышал вихрь холода, подхватившего их и помчавшего путем "артистизма"; вот слово, которое определяет то именно, чем, казалося, жили они: артистизм, театральность; да действие, о котором мечтали мы некогда вместе, теперь наступило для них; но это действо

Там воля всех вольнее воль
Не приневолит вольного;
И болей всех больнее боль
Вернет с пути окольного.

Эту боль я почувствовал под весельем, под легкомысленным стилем Л. Д.; мне однажды она говорила в ту пору, что многое она вынесла в предыдущем году; и что не знает сама, как она уцелела; и от А. А. очень часто я слышал намеки о том, что они перешли Рубикон, что назад, к прошлым зорям возврата не может быть; я понимал, что пока проживал за границею, в жизни Л. Д. и А. А. произошло что-то крупное, что изменило стиль жизни; однажды, придя рано к Блокам, застал я в постели их; я дожидался их в смежной комнате; тут раздался звонок: появилась Марья Андреевна; мы с ней встретились впервые; она все расспрашивала меня о заграничном житье моем; и потом перешла на жизнь Блоков; и тут закивала с какою-то вещею грустью:

- Да, да: уж не то, уж не то... Нет цветочности... Вы, вероятно, заметили?

- Что?

- Да не та эта жизнь: облетели цветы, поизмялись... Мне Марья Андреевна показалась какою-то вещей: ну, паркою, что ли: с досадою я на нее посмотрел. В это время раздался мучительный, хриплый кашель А. А. за стеною; мне стало не по себе; этот кашель - пустяк; но в оттенке его мне послышалось столько страдания, что припомнилась строчка:

И болей всех больнее боль...

Скоро вышел А. А., очень желтый, с мешками под сонными и, как мне казалось, страдающими глазами; он говорил хриплым голосом; голос его стал не тот, каким прежде он был: стал грубее он, стал таким хриплым он.

Я Александру Андреевну в эти дни в Петербурге не помню; быть может, ее не встречал я у Блоков; поэтому я заключал, что между ней и Л. Д. вероятно - не лады.

Но почти я всегда натыкался по вечерам на артистку театра Комиссаржевской, Веригину70, которая по моим представлениям очень дружила с Л. Д.; очень часто встречал я и Волохову (тоже артистку, того же театра), дружившую очень с А. А. Волохова, Веригина - вот наше общество; порою встречал и Ауслендера, с которым носились артистки театра Комиссаржевской. Театр стоял в центре всей жизни А. А.; очень часто туда уходил он. Однажды меня он позвал с ним: смотреть "Балаганчик", дававшийся после - "Чуда Св. Антония" Метерлинка. Приехавши, мы застали еще представление "Антония", рюмка за рюмкою; я опьянел очень скоро; А. А. выпил больше, чем я, но совсем не пьянел; скоро он, посадив меня в первом ряду, быстро скрылся (ушел за кулисы); смотрел "Балаганчик" один: я был пьян; и из первого ряда кивал я артистам; я помню, как сквозь туман, что А. А. появился в пустом бенуаре налево; и ласково, дружески покивав, быстро скрылся; я более в этот вечер не видел его, на другой уже день мне А. А. говорил:

- Мне рассказывали артистки, что ты сидел развалясь; и курил папиросу - пред самою сценою...

Этого я не помню.

Другой раз поехали вместе мы (Л. Д., А. А. и я) на первое представление "Пелеаса и Мелисанды"71; перед началом спектакля к А. А. забегал очень, очень взволнованный Мейерхольд; поднимаясь на цыпочки и кивая изогнутым носом, хватался за голову он, восклицая:

- Да что: прыгать в бездны, - вот что теперь надо.

Он очень взволнован был предстоящей премьерою; представление мне не понравилось вовсе; был весь Петербург; мне запомнился в этот вечер А. А.; я его наблюдал издалека, в антракте: в фойе; он стоял у стены и помахивал белою розою, разговаривая с какою-то дамою, на него налезавшей; стоял он, подняв кверху голову и обнаруживая прекрасную шею, с надменною полуулыбкою, которая у него появилась в то время, которая так к нему шла; его черный, прекрасный сюртук, не застегнутый, вырисовывался тонкою талией на фоне стены; шапка светлых и будто дымящих курчавых волос гармонировала с порозовевшим лицом; сквозь надменное выражение губ я заметил тревогу во взгляде его; помахивая белою розой, не обращал он внимания на налезавшую даму, блуждая глазами по залу; и точно отыскивая кого-то; вдруг взгляд его изменился; стал он зорким; глазами нацелился он в одну точку и медленно повернул свою голову: тут он мне опять напомнил портреты Оскара Уайльда. Глядел на него я и думал, что вовсе не узнаю его, прежнего: где застенчивость, робость и детскость, которые так явственно выступали в нем; "светский лев, а не Блок" -- так мне думалось; он же, все целился взглядом во что-то, рассеянно очень откланялся и быстрыми, легкими, молодыми шагами почти побежал чрез толпу, разрезая пространство фойе; развевались от талии фалды его незастегнутого сюртука.

Мне запомнился этот образ: как будто смотрел он не в зал, а чрез зал - в вихрь метели: и когда побежал он, то побежал, как во тьму "моего города"; почему-то я вспомнил слова посвящения первого издания "Снежной Маски": "Посвящаю эту книгу женщине с крылатыми глазами, влюбленной во тьму... моего города"72 (так кажется). Про А. А. говорили в то время, что он - влюблен.

В тот приезд свой я очень любил А. А. Но говорил с ним я мало; мне было - так грустно; я чувствовал: жизнь, им лелеемая, - не настоящая жизнь; это легкий запой над подкрадывающейся к нему новой драмой сознания; и он знал, что я думаю; он как бы просил меня:

- Не разочаровывай: сам отдайся той жизни, которую я здесь веду. И Л. Д. мне говаривала не раз:

- Приезжайте же, будет весело...

"глазами крылатыми, в тьму влюбленными" ждут А. А. его строки:

Эй, берегись! Я вся - змея!
Смотри: я миг была твоя,
И бросила тебя!
Ты мне постыл! Иди же прочь!
С другим я буду эту ночь!
Ищи свою жену.
Ступай, она разгонит грусть,
Ласкает пусть, целует пусть,
Ступай, - бичом хлестну 73.

Почему-то А. А. того времени связывается для меня со стихами его отдела "Фаина". И образ "Фаины" встает предо мною:

Вот явилась. Заслонила
Всех нарядных, всех подруг,
И душа моя вступила

И под знойным, снежным стоном
Расцвели черты твои.
Только тройка мчит со звоном
В снежно-белом забытьи.
Ты взмахнула бубенцами,
Увлекла меня в поля...
Душишь черными шелками,
Распахнула соболя 74.

Образ Фаины, - лукавый, неверный; у нее - темная вуаль и узкая рука ("Пусть навек не знают люди, как узка твоя рука"); одета она - в "темный шелк"; и "нагло скромен дикий взор" ее; она - "черноокая" ("черноокая моя"); душа ее - "буря"; шелка ее "поют";

Найди. Люби. Возьми. Умчи.

В ней просыпается образ Клеопатры, которую А. А. увидел в музее-паноптикуме; и кажется, будто Фаина есть вставшая кукла музея-паноптикума; она - напоминает поэту Египет.

В косых лучах вечерней пыли
Я знаю, ты придешь опять
Благоуханьем Нильских лилий
Меня пленять и опьянять75.

Ей сопутствует пенье шелков; и театр сопровождает ее: "Живым огнем разъединило нас рампы светлое кольцо"; "Когда твой занавес тяжелый раздвинулся -- театр умолк"; она говорит о себе: "Я в дольный мир вошла, как в ложу"; и - далее: "Театр взволнованный погас". Словом, она артистка:

Тобою пьяная толпа,

И -

Дрожит серебряная лира
В твоей протянутой руке76.

Эпитет "темный" сопровождает повсюду образ ее: "твой темный шелк", "за темною вуалью", "я... мрак тревожу", "темной ложи", "сумрак глаз твоих", "темным взором".

Вползи ко мне змеей ползучей,
В глухую полночь оглуши,
Устами томными замучай,
Косою черной задуши77.

У меня создалось впечатление: в это время А. А. относился прекрасно ко мне; но ему все казалось, что идеология москвичей мне губительна; Брюсов губит меня, завлекая в "политику" литературы, а Эллис, Рачинский, С. М. Соловьев и философы-кантианцы влекут меня каждый в свою идеологическую трясину; в его представлении, вероятно, меня надо было изъять из столь вредной, абстрактной, в полемику вталкивающей атмосферы; и - приобщить: живой жизни; под этою жизнью в моем представлении он разумел "артистизм"; и - кулисы театра Комиссаржевской; но именно: в этой кулисной, обманчивой жизни я видел лишь пыль - пыль "кулис"; да: в моем представленьи не я, а А. А. подменил жизнь живую кулисными "суррогатами" жизни; я видел, что спорить нельзя с ним; и я позволял завлекать себя в эту мне вовсе не близкую жизнь, наблюдая ее; и, естественно, не поддаваясь обману. Поэтому мы, превратившись в "политиков", не заговаривали напрямик, а - таились; любил я А. А., но не верил пути его; мы оставалися в противоположных и даже враждебных партиях; и тем не менее часто бывало уютно нам вместе; я помню, что часто просиживали вечерами у Блоков мы впятером: я, Л. Д., А. А., Волохова, Веритина, милая, молодая блондинка, дружившая очень с Л. Д. В ней мне виделся юмор, задор, доброта; с ней легко было; Волохова - не то: очень тонкая, бледная и высокая, с черными, дикими и мучительными глазами и синевой под глазами, с руками худыми и узкими, с очень поджатыми и сухими губами, с осиною талией, черноволосая, во всем черном, - казалась она reservee78. Александр Александрович ее явно боялся; был очень почтителен с нею; я помню, как встав и размахивая перчатками, что-то она повелительно говорила ему, он же, встав, наклонив низко голову, ей внимал; и - робел:

- Ну -

И шурша черной, кажется, шелковой юбкой, пошла она к выходу; и А. А. за ней следовал, ей почтительно подавая пальто; было в ней что-то явно лиловое; может быть, опускала со лба фиолетовую вуалетку она; я не помню, была ли у ней фиолетовая вуалетка; быть может, лиловая, темная аура ее, создавала во мне впечатление вуалетки; мое впечатленье от Волоховой: слово "темное" с ней вязалось весьма; что-то было в ней - "темное".

Мне она не понравилась.

Тем не менее были уютны и веселы вечера, проведенные вместе. Дела вызывали в Москву (был октябрь уже). А. А. звал меня жить в Петербург.

- Приезжай, Боря, к нам...

- Тебе вредно застрять в вашей душной Москве.

А Л. Д. прибавляла:

- Истерики там, у вас.

- Приезжайте сюда...

- Будет весело...

- Обещаю вам это...

- Увидите сами...

И я обещал, что приеду: переселюсь в Петербург.

Я поехал в Москву ликвидировать все дела; и - и скорей перебраться; приехав в Москву, я застрял; очень странно: я прежде стремился к А. А. и Л. Д., а теперь переезд в Петербург - не пленял меня как-то; во-первых: меня не пленяла жизнь Блоков; я видел, что в жизни А. А. происходит какой-то разгром; предотвратить его не было в силах; я думал о том, что я буду, приблизившись к Блокам, в глухой оппозиции; наконец, ощущение, что еще предстоят объясненья с Л. Д., останавливало мой пыл переезда; во мне постепенно откладывалось недоверье к Л. Д.; переменилися отношения наши друг к другу; как в 1906 году я, дружа с Л. Д., чувствовал отдаление от А. А., так теперь: примирившись с А. А., явно чувствовал я недомолвки с Л. Д.

Кроме этого: Мережковские, единственно близкие мне из петербуржцев в то время (кроме А. А.) проживали в Париже; с Ивановым я разошелся идейно; и - видеть его не хотел; крут Иванова, пресловутая "башня", был чужд мне; я, в сущности, в Петербурге остался один бы; наоборот: в Москве - крепли все связи мои; предстояла кипучая газетная деятельность, интересовавшая в то время меня; здесь, в Москве, находились "Весы", штаб-квартира движения нашего; круг друзей аргонавтов был здесь; здесь встречался я постоянно с С. М. Соловьевым, с Рачинским, с Петровским, с Сизовым и с Эллисом; приезжал мой друг Э. К. Метнер из-за границы; и - наконец: организовывалась деятельность разного рода.

Во-первых: "Эстетика" предполагала расшириться; я, как член Комитета, был связан с ней; заседания "Московского Религиозно-Философского Общества" становилися интереснее и интереснее с переездом Булгакова, ставшего членом Совета его; в это Общество втягивал меня Г. А. Рачинский и М. К. Морозова, с которой все более я дружил; наконец: в Москву переселились д'Альгеймы, с которыми я познакомился еще раньше, через Рачинских. П. И. д'Альгейм, человек замечательный, с проблесками гениальности, устраивал в Москве свой "Дом Песни"; с 1902 года я стал посетителем всех концертов Олениной; и - горячим поклонником ее пения; П. И. д'Альгейм старался группировать вокруг "Дома Песни" литературные и музыкальные силы Москвы; в гостеприимной квартире (в Гнездниковском переулке) мы собиралися вечерами, заслушиваясь блистательными речами П. И. об искусстве, о мистике, о музыкальной культуре; здесь я встречался с О. К. Мюратом79, с гр. С. Л. Толстым80, с В. Я. Брюсовым, С. И. Танеевым, с Энгелем81, с Кашкиным82, с проф. Л. А. Тарасевичем83; здесь встречался и с Н. А. Тургеневой и с А. М. Поццо84"Дома Песни". Так, на открытии "Дома Песни" я должен был выступить с лекцией "Песнь жизни" {Первая часть этой лекции напечатана в "Арабесках".}; вторую часть лекции М. А. Оленина иллюстрировала своим исполнением "песен".

И - наконец: философские интересы мои находили пищу в Москве; незаметно сближался я с Г. Г. Шпетом, наиболее бойким и всесторонним среди тогдашних философов (из молодых); у М. И. Морозовой (на Смоленском бульваре) происходили частые заседания "философского кружка" молодежи, в котором бывал я; здесь бывали И. А. Ильин85, Гордон, Б. А. Фохт, Г. Г. Шпет, А. К. Топорков, Б. П. Вышеславцев86, А. В. Кубицкий87; бывали и старики - Л. М. Лопатин, появившийся в Москве к тому времени кн. Е. Н. Трубецкой, И. В. Хвостов, всегда принимавший деятельное участие в заседаниях, Б. А. Кистяковский и пр.

Остановился я на Васильевском Острове, в меблированных комнатах, против моста; из окон моих открывался унылейший вид на Неву, к тому времени полузамерзшую; стоило перебежать этот мост и - я попадал прямо к Блокам; но к Блокам, представьте, я мало ходил; обнаружились тотчас же мои контры с Л. Д.; и настолько серьезные, что я мрачно засел в своей комнате и с отчаянною решимостью застрочил нападательную статью на театр, под заглавием "Театр и современная драма"88 (статья предназначалась для сборника, выпускаемого "Шиповником").

объяснение, после которого решил ликвидировать все с Петербургом89. Я скоро наездом там был (был два раза): читал свои лекции; и уезжал очень быстро в Москву. Мы с А. А. находилися в дружеской переписке; но мы чувствовали, что говорить и видаться - не стоит. И уже понимал, что отдал и лися друг от друга без ссоры мы; медленно замирало общение наше, чтобы возобновиться лишь через несколько лет; наступала страннейшая мертвая полоса отношений (ни свет и ни тьма, ни конкретных общений, ни явного расхождения)...

Письма писали друг другу мы редко; и, наконец, - перестали писать.

Цоссен - Свинемюнде, 22 г.

Май--Июнь

Примечания

67

68 Белый обыгрывает блоковское написание слова "метель", на котором тот применительно к некоторым своим стихотворениям настаивал.

69 Строфы из стих. "Но улицам метель метет..." (1907), входящего в цикл "Заклятие огнем и мраком".

70 Веригина (в замужестве Бычкова) Валентина Петровна (1882--1974) - актриса театра Комиссаржевской, режиссер, педагог (см. ее "Воспоминания об Александре Блоке" // Воспоминания. Т. 1).

71 Премьера пьесы М. Метерлинка "Пелеас и Мелисанда" в постановке В. Мейерхольда в театре Комиссаржевской состоялась 10 октября 1907 г.

72 "Снежной маски" (Спб., 1907) открывалось следующим посвящением: "Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города". И. Н. Волоховой был посвящен и следующий поэтический цикл "Фаина" и вообще большинство стихотворений, написанных в 1907 г. Образ Волоховой отразился и в драматургии Блока (Фаина в "Песне Судьбы"), и в его прозе ("Сказка о той, которая не поймет ее").

73 Неточное (без разбивки на строфы) цитирование стих. "Песня Фаины" (1907).

74 Первые строфы стих. "Вот явилась. Заслонила..." (1906), открывающего цикл "Фаина".

75 Строки из стих. "Ушла. Но гиацинты ждали..." (1907).

76 Строки из стих. "Я был смущенный и веселый" (1907).

77 "Ушла. Но гиацинты ждали...".

78 Сдержанная (фр.).

79 Мюрат Сергей Казимирович - кузен д'Альгейма, учитель французского языка.

80 Толстой Сергей Львович, граф (1863--1947) - сын Л. Н. Толстого, земский деятель, гласный Московской городской думы, музыкант.

81 Энгель Юлий Дмитриевич (1868--1927) музыкальный критик, композитор.

82

83 Тарасевич Лев Александрович (1868--1927) - микробиолог и патолог, профессор московских Высших женских курсов.

84 Поццо Александр Михайлович (1882--1941) - муж Н. А. Тургеневой, юрист, редактор московского журнала "Северное сияние".

85 Ильин Иван Александрович (1882--1954) - религиозный философ и публицист. Представитель неогегельянства. В описываемый период - приват-доцент Московского университета.

86 Вышеславцев Борис Петрович (1877--1954) - юрист, философ. Приват-доцент Московского университета.

87

88 Написана в 1906 г. Опубликована в составе сб. "Арабески".

89 Белый вернулся в Москву 18 ноября 1907 г.

Раздел сайта: