Белый А.: Воспоминания о Блоке
Глава первая. Период до личной встречи.
Период от лета до первой встречи

Период от лета до первой встречи

В августе получаю письмо от С. М. Соловьева, вернувшегося из Шахматова, со свадьбы А. А.; то письмо потрясенного: чем потрясенного, не могу понять я.

К октябрю попадаю в Москву; узнаю от С. М. о подробностях свадьбы220 С. М. очень красочно, в лицах, рисует ее эпизоды; и я понимаю: С. М. поражен атмосферою свадьбы, сплотившей участников свадьбы в дни свадьбы в один коллектив; верю чуткости друга, но все ж не могу я понять, что там, собственно, было, откуда взволнованность эта в С. М., этот блеск расширяемых взоров и самая интонация описания свадьбы; переживают мистерии так, а не свадьбы; прислушиваюсь; по С. М. выходило, что в Боблове221, в Шахматове (имениях, где проживали жених и невеста) располагало все к тишине, к углубленному пониманию обряда венчания; обед после свадьбы какой-то особенный был; и природа была лучезарна, и - гости; состав их и отношенье друг к другу опять-таки высекали какие-то ноты поэзии Блока, какие-то ноты грядущей эпохи. Ведь вот тебе на: "эпохальная свадьба" -- полушутливо подумал я, слушая повествование Соловьева; и все старался понять, что же, собственно говоря, поразило его; наконец угадал: свадьба Блока, "влюбленного в Вечность", на эмпирической девушке вызывала вопрос: кто для Блока невеста? Коль Беатриче, - на Беатриче не женятся; коли девушка просто, то свадьба на "девушке просто" измена пути; право - темы поэзии Блока вызывали к догадке: какими путями духовными шел сам поэт? Ведь естественно было нам видеть монахом его, защищающимся от житейских соблазнов; а тут - эта свадьба. С другой стороны (знали мы): в "свете Новой Богини" пучины мирские преобразятся, но как, в каких формах? Преображение мы волили; и о нем говорили; и в нас поднимался вопрос: свадьба ли это иль это - мистерия? По описанию С. М. Соловьева я понял: "мистерия" (что-то неописуемое); так подобало; невеста Менделеева, по Соловьеву, вставала воистину существом необычным; она понимала двузначность, двусмысленность своего положения: быть невестою Блока, быть новой, дерзающей на световые пути; во-вторых, А. А. Блок понимал, понимали иные участники свадьбы: ответственность свадьбы; мне помнится, что один из участников, шафер невесты, совсем поразил Соловьева своей глубиной; он был "наш", т. е. чающий Новой Звезды; он был мистик, окончивший университет и особенно почитавший невесту; он должен был ехать в Галицию, чтобы там принять католичество, постригаясь в монахи; фамилия шафера - граф Развадовский222; и он, по словам Соловьева, развил свой, особый мистический культ, углубляя который он видел "Звезду"; за "Звездою" он шел в монастырь.

Характерно: меж мной и А. А. только раз это имя отметилось; именно: при последнем свидании, весной 21-го года223, пред последней московской поездкой А. А., столь несчастно оконченной; А. А. был у меня с Р. В.224 и с Алянским225; А. А., улыбаясь, показывал мне в "Русской Мысли" гнуснейшие выходки Гиппиус226 против сенатора Кони227 и некоторых из писательской братии; он с некоторым высокомерным добродушием развертывал передо мною за "прелестью" "прелесть", и мы узнавали впервые, что мы - коммунисты, что Кони - продался; не за муку или сахар, иль чай, или спички, а - именно: за крупу он продался; узнали еще, как кокетливо примеряет ботинки одна комиссарша; но нового в сплетнях для нас вовсе не было: в ряде годин упражнялась З. Н. бескорыстным сплетением мифов; интересовал лишь цвет сплетен: доносный. От "Дневника" перешли к положению русских на Западе; далее к обсуждению славянских и польских вопросов; А. А. повернулся ко мне и сказал, что в Галиции (кажется) упоминается имя епископа; и что это есть граф Развадовский: "Ты знаешь, ведь это наверно тот Развадовский", - сказал, улыбаясь мне, Блок; и в улыбке мелькнуло: воспоминание о далеких годах, когда юные шафера Л. Д. Блок ждали новой зари; один видел "мистерию" в свадьбе; другой непосредственно после обряда пошел за "Звездой", увенчавшей епископской шапкой его.

сопровождающим свою светлую дочь, музу Блока, которая в юморесках С. М. была "Темного хаоса светлою дочерью". "Темный хаос", подслушавший ритмы материи и начертавший пред миром симфонию из атомных весов, - был такою фигурой, которая и должна была ясно присутствовать при венчании Блока: благословляя невесту, заплакал старик Менделеев.

Запомнилась мне эта свадьба в рассказах С. М.

С этой осени и до самого окончания года пришлось отвлекаться от писем к А. А.; и от тем, с ними связанных; я отдавался изволнованной жизни кружков; все, что в прошлом таилось в "подполье", теперь выявлялось в кружках; был кружок молодых литераторов "Грифа"228, кружок "Скорпиона"229; возник теософский кружок и кружок "Аргонавтов" (мои воскресенья); наш Арго готовился плыть: и - забил золотыми крылами сердец; новый кружок был кружком "символистов" - "par exellence" символистов; поэты из "Скорпиона" и "Грифа" его посещали; бывали и теософы; ядро же "Аргонавтов", не обретя себе органа, проливалося в органы "Скорпиона" и "Грифа", в "Свободную совесть"230, в "Теософический вестник"231, впоследствии в "Перевал"232, в "Золотое Руно"233 (так название "Золотое Руно" Соколов подсказал Рябушинскому, памятуя об "Арго"); поздней "аргонавты" участвовали в заседаниях "Свободной эстетики"234, в кружках Крахта235 и в "Доме песни" д'Аль-геймов236; объединились вокруг "Мусагета"237; оттуда рассеялись в 1910 году; семилетье "аргонавтизм" процветал, его нотой окрашен в Москве "символизм"; может быть, "аргонавты" и были единственными московскими символистами среди декадентов. Душою кружка - толкачом-агитатором, пропагандистом был Эллис; я был идеологом.

По воскресеньям стекались ко мне аргонавты; сидели всю ночь; кружок не имел ни устава, ни точных, незыблемых контуров; примыкали к нему, из него выходили - естественно; действовал импульс, душа коллектива - не люди; с 1903 до 1907 года "аргонавтами" числились Л. Л. Кобылинский (или Эллис), С. Л. Кобылинский (философ), С. М. Соловьев, М. А. Эртель (историк), Г. А. Рачинский, В. В. Владимиров (художник), А. С. Челищев, А. С. Петровский, В. П. Поливанов238, Н. И. Петровская239, Батюшков, П. И. Астров240, Н. П. Киселев, М. И. Сизов241, В, О, Нилендер242, С. Я. Рубенович243, К. Ф. Крахт и другие. Роль "Арго" нам ниделась в отоплении атмосферою символизма, в динамизировании движения и в разработке программы; идеи московского символизма созрели, конечно, не в декадентских "Весах", - в мифе "Арго", не бывшем нигде: но везде возникающем фантазийно (в "Весах", и "Перевале", в "Руне", в средах Астрова, на заседаниях "Эстетики", " молодом "Мусагете", в "Орфее"244 "Духовного Знания"); помнится: в 1918 году духом "Арго" - повеяло; и - возникли мечты о журнале: "Эвоэ"; опять духом "Арго" повеяло, когда мы - я, С. М. Соловьев и Нилендер, старинные "аргонавты", - участвовали в организации московского отделения "Вольфилы"245.

В 1903--1905 годах аргонавтическим настроением дышат мои воскресенья; позднее бывали собрания - до 1910 года; здесь, кроме друзей и поэтов из "Скорпиона" и "Грифа", бывали: К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ю. К. Балтрушайтис246, С. А. Соколов, литератор Поярков247, художники Липкин248, Борисов-Мусатов249, Российский250, Шестеркин251, Феофилактов252 и Переплетчиков253; музыканты: С. И. Танеев254, Буюкли255 и Метнер; философы: Г. Г. Шпет256, Б. А. Фохт257, М. О. Гершензон258, Н. А. Бердяев, С. И. Булгаков, В. Ф. Эрн, Г. А. Рачинский; здесь проездом бывали: В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Д. В. Философов259; бывал П. И. Астров. Средь иных посетителей упомяну академика Павлова260, его жену261, палеонтолога проф. И. А. Каблукова262, М. К. Морозову263, И. А. Кистяковского264

"Аргонавты" восторженно относились к поэзии Блока, считая поэта своим, "аргонавтом". Впоследствии он посетил "воскресенья" мои265 (в свою бытность в Москве); и, вернувшись в Петербург, он прислал мне стихи, посвященные "Арго" с эпиграфом из стихов "Аргонавты" (моих) и написанные как гимн аргонавтам:

Наш Арго, наш Арго,
Готовясь лететь, золотыми крылами
Забил.

("Аргонавты" имели печать: ее Эллис в экстазе прикладывал ко всему, что ему говорило: к стихам, к переплетам, к рукописям). Вот стихи Блока266:

НАШ АРГО

Андрею Белому

Сторожим у входа в терем,
Верные рабы.
Страстно верим, выси мерим,
Вечно ждем трубы.
Вечно - завтра. У решетки
Каждый день и час
Славословит голос четкий
Одного из нас.
Воздух полон воздыханий,
Грозовых надежд.
Высь горит от несмыканий

Ангел розовый укажет,
Скажет - вот Она:
Бисер нижет, в нити вяжет
Вечная весна.
В светлый миг услышим звуки
Отходящих бурь.
Молча свяжем вместе руки,
Отлетим в лазурь.

Стихотворенье пронизано аргонавтическим воздухом; переживанья искателей Золотого Руна отражает оно; строчки же "молча свяжем вместе руки, отлетим в лазурь" передают ту идею конкретного братства, которую мы пытались осуществить.

Этой осенью часто встречалися - почти каждый день где-нибудь: по воскресеньям мы виделись у меня, а по вторникам собирались иные из нас у Бальмонта, по средам собирались у Брюсова, по четвергам - в "Скорпионе"; был вечер собрания у "Грифов". Совсем неожиданно "Скорпион" предъявил ультиматум сотрудникам "Скорпиона": должны они были уйти из издательства "Гриф"; мы с Бальмонтом отвергли такой ультиматум; поэтому Брюсов косился на нас; говорили, что Гиппиус интриговала; А. А. меня спрашивал письмами, как быть ему; но узнав, что я с "Грифом", он тотчас же присоединился к ослушникам, сопровождая письмо свое шуточным стихотворением, изображающим разоблачение гиппиусовой интриги:

... Опрокинут
Зинаидин грозный щит...267

И далее - "разбит": "разбит" - Брюсов.

Аргонавтический коллектив процветал; струи жизни в нем били; а мне - было грустно; литературная ажитация утомляла меня; и я чувствовал убыль в душе темы внутренней жизни; как будто бы экскламация жизни, попытка построить на ней ритмы братства - убийственно отзывались в душе; ощущал появление словесного беса; слова тяготили; отчетливей поднимались конфликты сознания, неразгадавшего зори, от зорь отделенного испареньями душевного коллективизма; искал ноты гармонии; в воображении возникали прекрасные формы общения; все мы сидим за столом; мы - в венках; посредине плодов - чаша, крест; мы молчим, мы внимаем безмолвию; тут поднимается голос: "Се... скоро".

Такие картины всплывали; вставали вопросы, как нам подойти к совершению религиозного дела: и как его выразить в формах; попытки гармонизировать коллектив потерпели фиаско; ведь вот: не наденешь на Эллиса тоги; я, бывало, высказывал грусть свою Н. Петровской и А. С. Петровскому; первая - понимала меня, но помочь не могла; а второй меня вез к прозорливому епископу на покой, к Антонию268, личности замечательной и одаренной прозрением. Антоний, вперив в меня сини зрачков, оправляя белейшую шелковистую бороду, сам принимался бросать искрометно словами; и вспыхивали сияющие недомолвки из слов; и вставало все то, о чем плакало сердце: но не было в этих сияньях венков; не было "аргонавтов"; вставали над вечным покоем упорные шепоты сосен Сарова. И после Антония наши слова о мистерии, о соборности, о братстве казались крикливыми, явно лишенными ритма; но я, стиснув зубы, пытался привить тихий ритм аргонавтам; "аргонавты" галдели; во внутреннем мире недавней гармонии не было, хлынули волны ветров: благодати; несли меня и принесли прямо к осени 1903 года, там бросили на холодные октябревские камни Москвы, отлетевши бесследно: крутились столбы мерзлой пыли перед невидящим взором.

Заря убывала: то был совершившийся факт; зари вовсе не было; гасла она там в склонениях 1902 года; 1903 год был только годом воспоминаний.

И помнилось прошлое: я отдавался духовной работе; и достигались минуты покоя, в одну из минут я увидел как небо времен лучезарное с горизонта встающими тучами; голос сказал мне: "Смотри - покрывается небо; оно покидает на годы". Я осенью этой не раз возвращался к духовно увиденной пелене на годах. Но сознаться, что мы в пелене, что "мистерия" чувств не вернет благодатного времени, - нет; и я лгал себе; может быть, лгал я другим? Аргонавты мне верили; я же смятенный, в себе замыкался.

Так ощупьями полусознанной лжи создавались те ноты измученности, от которых искал избавления я в безотчетных мечтах о мистерии с Н. И. Петровской, в беседах с Антонием и в письмах к Блоку.

такая мне близкая жизнь.

Письма А. А. были так же многосторонни, как прежде; но не было слов о подруге уже; была мягкая грусть, растерянность. Помню в одном из посланий А. А. упоминает о сплетнях, которые распространяются по поводу его брака, и восклицает, что жить ему стало и легче, и проще. В одном из тех писем он пишет о страхе269: что страх перед страхом есть самый действительный страх; таким, страхом испуганным, он считает философа Канта; он все возвращается к Канту, как к испугавшемуся во веки веков; темы страха и темы Канта не раз повторяются; не оттого ли, что столетняя годовщина со смерти философа приближалась в то время, иль оттого, что вопрос о границах познанья впервые решительно выступает перед А. А.; переплетение темы Канта и темы о "страхе" - весьма показательно; мысль о границе, черте - есть продукт потрясения, страха; граница сознания - тень, мной отброшенная; А. А. посвящает свои стихи Канту; рисуется Кант весь в тенях, скрещивающий и ручки и ножки; химера преследует Блока; творит он мифологему о Канте: по петербургским каналам какие-то люди везут в лодке ящик, а в ящике

- Кант; он - увозится к юбилею в родной Кенигсберг подозрительными колпачниками; этот "шарж" увозимого Канта и шаловливо, и жутко выглядывает в одном из объемистых писем в нешаловливых, скорее очень грустных, страницах. Стихотворения этого времени - грустны, как приводимое:

Я на покой ушел от дня,
И сон гоню, чтоб длить молчанье...
Днем никому не жаль меня -
Мне ночью жаль мое страданье270.

В ноябре 1903 года А. А. написал мне, что он и жена его собираются ехать в Москву; я, С. М. и кружок "аргонавтов" давно его ждали; но - отсрочивался приезд.

В это время издательство "Скорпион" выпускало за книгою книгу; стихи Сологуба, Валерия Брюсова, Гиппиус; "Urbi et Orbi"271 лежало у всех на столах; в этой книге - стихи, посвященные молодым символистам; одни - посвященные мне, завершаются строчками:

Я многим верил, я проклял многое
И мстил неверным в свой час кинжалом272.

Впоследствии В. Я. Брюсов пытался осуществлять свою месть.

В стихотворении "Младшим" (с эпиграфом "там жду я Прекрасной Дамы") описывается, как поэт В. Я. Брюсов прижимается к болту железной решетки, чтоб увидеть мистерию храма, увы, недоступную Брюсову; он - воскликнул:

Железные болты сорвать бы, сломать бы...
Но пальцы бессильны и голос мой тих273.

Да, тут смесь подозренья, недоверия, страха ко всей нашей линии, чуждой для Брюсова; на подозрение это А. А. отвечает посланием к Музе:

Тебя, чья тень давно трепещет
В закатно-розовой пыли.

Великий маг моей земли274.

Брюсов назван "великим" здесь магом; но слово "великий" впоследствии заменено иным словом: "суровый". Брюсова А. А. называет здесь магом не в риторическом смысле, - в реальном; в то время В. Брюсов особенный интерес проявлял к спиритизму и всевозможным сортам "оккультизмов" (до самых сомнительных), интересуясь эксцессами магии и собирая "досье" оккультических фактов для зреющего в его сознании "Огненного Ангела"; А. А. был осведомлен о занятиях Брюсова, и потому он назвал его - магом. Но почему же скрежещущий маг 275крежетанье Брюсова по отношению к А. А. и ко мне из вовсе конкретных причин: "Грифа" мы предпочли "Скорпиону". В то время завязывались переговоры между А. А. и С. А. Соколовым, касающиеся издания стихотворений А. А. в книгоиздательстве "Гриф". Этот сборник выходит через год276 и обложку рисует Владимиров, "аргонавт" как мы все.

Наступал новый год.

Примечания

220 Свадьба А. А. Блока и Л. Д. Менделеевой датируется 17 августа 1903 г.

221 Имение Менделеевых в Клинском уезде Московской губернии.

222 Развадовский Александр Иванович - польский граф, студент Петербургского университета (математик), впоследствии католический монах.

223 Последняя встреча поэтов произошла 25 мая 1921 г. в гостинице "Спартак", где Белый остановился по приезде в Петроград в марте 1921 г.

224 Имеется в виду Иванов-Разумник (наст. имя и фам. Разумник Васильевич Иванов) (1878--1946) - критик, публицист, историк литературы и общественной мысли, сблизившийся в годы революции с Блоком и Белым.

225 Алянский Самуил Миронович (1891--1974) - владелец издательства "Алконост".

226 Имеются в виду "Черная книжка. Дневник 1919 г." и "Серый блокнот" З. Н. Гиппиус, напечатанные в "Русской мысли" (София) в 1921 г. (No 1--2, 3--4). См. также: Гиппиус З. Петербургские дневники (1914--1919). Нью-Йорк, 1982.

227 Кони Анатолий Федорович (1844--1927) - юрист и общественный деятель, писатель.

228 Книгоиздательство, учрежденное С. А. Соколовым в 1903 г. и просуществовавшее до 1914 г. Наряду с книгами выпускало альманах "Гриф".

229 Книгоиздательство, принадлежавшее инженеру и переводчику С. А. Полякову (1874--1942) и специализировавшееся на издании книг русских и западноевропейских символистов. Существовало в 1899--1916 гг. В 1904--1909 гг. издавало также журнал московских символистов "Весы", который редактировал В. Я. Брюсов.

230 Литературно-философские сборники, издаваемые П. Н. Астровым (1906). Вышло два сборника. См. рец. А. Блока "Свободная совесть" (Собр. соч. Т. 5).

231

232 Московский литературный и общественно-философский журнал (1906--1907); издавался в Москве под редакцией С. А. Соколова и при участии многих московских символистов, в частности, его активным сотрудником был А. Белый.

233 Московский символистский литературно-художественный журнал (1906--1909), основанный капиталистом-меценатом Н, П. Рябушинским (1876--1951), который был также его редактором-издателем.

234 Имеется в виду Общество свободной эстетики - возглавлявшийся Брюсовым клуб ревнителей "нового искусства", существовавший в Москве в 1906--1907 гг. и объединявший в основном творческую интеллигенцию символистской ориентации. Большую роль в "Эстетике" играли также буржуа-меценаты. "Все толкали в "Эстетику", - вспоминал Белый в книге "Между двух революций", - где усилиями Брюсова и Трояновского соединялись живые силы искусства; общество-де - наш салон; можем здесь агитировать <...> "Эстетика" стала местом новых знакомств; буржуазия, сидя у стенок, первое время покорно внимала нам вместе с демократическими курсистками. Было модно стать членом "Эстетики"; ее погубило переполнение ее миллионершами" (С. 195).

235 Крахт Константин Федорович - скульптор. В его студии "собирался кружок, Эллисом названный "Молодым Мусагетом"; здесь бывали иные из будущих "центрофугистов"; бывали: Марина Цветаева и молодой Пастернак" (Между двух революций. С. 333).

236 Организованный бароном Д'Альгеймом (см. ком. 56 к наст, гл.) и его женой певицей Олениной-Д'Альгейм в 1908 г. в Москве Центр концертно-лекционной пропаганды новых идей в музыке (см. гл. "Д'Альгейм" в "Начале века").

237 Московское символистское издательство (1910--1917), организованное Э. К. Метнером при ближайшем участии А. Белого и Вяч. Иванова.

238 Поливанов Владимир Павлович (1881--?) - детский писатель, участник кружка "аргонавтов".

239 Петровская (в замужестве Соколова) Нина Ивановна (1884--1928) - прозаик, критик, переводчик; первая жена С. А. Соколова. Отношения Петровской с Белым и Брюсовым послужили основой для написания брюсовского романа "Огненный ангел" (1908). Характеристику психологического облика Петровской см. в мемуарном очерке В. Ф. Ходасевича "Конец Ренаты" (Ходасевич В. Некрополь. Воспоминания. Bruxelles, 1939).

240 Астров Павел Иванович (1866--?) - юрист, публицист, член московского окружного суда. На его квартире проходили собрания символистски настроенной интеллигенции, так называемые "среды Астрова" (см. гл. "Павел Иванович Астров" в "Начале века").

241 Сизов Михаил Иванович (1884--1956) - физиолог, педагог, критик, переводчик (псевд. М. Седлов, Мих. Горский).

242 Нилендер Владимир Оттонович (1883--1965) - филолог-классик; переводчик (см. о нем гл. "Тройка друзей" в "Начале века").

243 Рубанович Семен Яковлевич (ум. в 1930 г.) - поэт, переводчик.

244 Название серии книг по вопросам мистики под редакцией Вяч. Иванова, выпускавшихся издательством "Мусагет".

245 Московское отделение "Вольной философской ассоциации" (Вольфилы) (см. о ней ком. 46 к гл. 3) было учреждено в сентябре 1921 г.

246 Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873--1944) - русский и литовский поэт, переводчик, дипломат; в 1921--1939 гг. - полномочный представитель Литвы в СССР.

247 Поярков Николай Ефимович (1877--1918) - поэт, литературный критик.

248 Липкин Борис Николаевич (1874--1954) - живописец.

249

250 Россинский Владимир Иллиодорович - художник.

251 Шестеркин Михаил Иванович (1866--1908) - живописец, секретарь Московского товарищества художников.

252 Феофилактов Николай Петрович (1878--1941) - художник-график, оформлявший журнал "Весы".

253 Переплетчиков Василий Васильевич (1863--1918) - живописец.

254

255 Буюкли Всеволод Иванович (1874--1921) - пианист.

256 Шпет Густав Густавович (1878--1937) - философ, литературовед, переводчик; вице-президент Гос. академии художественных наук.

257 Фохт Борис Александрович (1875--1946) - философ-кантианец, профессор Московского университета.

258 Гершензон Михаил Осипович (1869--1925) - историк русской литературы и общественной мысли, публицист, философ, переводчик; вдохновитель сборника "Вехи" (см, гл. "Михаил Осипович Гершензон" в Начале века).

259

260 Павлов Алексей Петрович (1854--1929) - геолог, профессор Московского университета.

261 Павлова Мария Васильевна (1854--1938) - палеонтолог, жена А. П. Павлова.

262 Каблуков Иван Алексеевич (1857--1942) - физико-химик, профессор Московского университета.

263 Морозова (урожд. Мамонтова) Маргарита Кирилловна (1873--1958) - жена московского фабриканта М. А. Морозова; учредительница издательства "Путь" и Московского религиозно-философского общества; объект первой, "мистериальной" влюбленности Белого. Он вспоминает о феврале 1901 г.: "... моя встреча глазами с М. К. М. на симфоническом концерте во время исполнения бетховенской Симфонии; и отсюда мгновенный вихрь переживаний, мной описанный в поэме "Первое свидание". С той поры совершенно конкретно открывается мне: все учение о Софии Премудрости Вл. Соловьева, весь цикл его стихов к ней... (Материал к биографии. Л. 17--17 об.).

264

265 Посещение Блоком "воскресений" Белого (они начинаются в сентябре 1903 г.) относится к 11 января 1904 г.

266 Далее следует неточно процитированное стих. Блока из цикла "Молитвы".

267 Стих. "Опрокинут, канул в бездну..." приведено в письме Белому от 20 ноября 1903 г.

268 Антоний, епископ (Михаил Флоренсов) (1847--1918).

269 "Сижу за ширмой. У меня..." (1903).

270 Строфа из стих. "И снова подхожу к окну..." (1903).

271 Сборник В. Брюсова "Urbi et orbi. Стихи 1900--1903" был опубликован в Москве в 1903 г.

272 Неточная цитата из стих. "Андрею Белому" (1903).

273 Неточная цитата из стих. "Младшим" (1903), обращенного к "младшим" символистам (Блоку, Белому и др.).

274 "Ночная" (цикл "Молитвы", 1904).

275 Сам Белый в 1903--1904 гг. написал два стихотворения, воссоздающие образ Брюсова, которые названы одинаково - "Маг". В письме Э. Метнеру от 25 июля 1903 г. содержится объяснение, почему Брюсов назван "магом": "Среди официальных выразителей магизма, с сознательным актерством ретуширующих себя перед обществом, пальма первенства принадлежит, конечно, Брюсову, который "играет роль" с чувством, с пафосом, исполняя свою миссию (миссию показного мага) перед целой Россией, и, конечно, заслуживает уважения и признания за это, ибо он же - громоотвод, принимающий львиную долю грязи, оскорблений на себя, приучающий нашу мужиковато удивляющуюся толпу не удивляться" (РГБ, ф. 167, оп. 1, ед. хр. 19).

276 Имеются в виду "Стихи о Прекрасной Даме".

Раздел сайта: