Белый А.: Воспоминания о Блоке
Глава девятая. У второго порога.
Случай с Минцловой

Случай с Минцловой 

Моя радость от примирения с Блоком во мне заслонялась заботами, мне предстоявшими: с Асей Тургеневой мы решили зимою поехать в Италию; надо было во что бы то ни стало для этого найти средства; и кроме того: в Боголюбах мне дали труднейшее для меня поручение: отыскать для Наташи, Тани и Аси, переезжавших в Москву, подходящее помещение.

По приезде в Москву, Киселев, очень близкий в то время мне, уведомляет меня: в Москве - Минцлова; и она меня ждет; должен немедленно-де к ней отправиться я (остановилась она, как я помню, в квартире Сабашниковых, недалеко от Тверского бульвара). Свидание с Минцловой было мне тягостно; я все более не понимал ее крайне запутанного поведения: стремление образовать среди нас круг людей, изучающий духовное знание; не понимал я намеков ее, что какие-то руководители духовного знания, о которых пока ничего она больше сказать не решается, появляются-де среди нас; появление "неизвестных" поддерживало все время в нас атмосферу естественного ожидания, напряжения и надежд, соединенных с опаскою: не замешались ли во все это дело отцы иезуиты; а к ним относились мы более чем отрицательно; но с другой стороны: фантастические мифы Минцловой, вплетаемые в обыденную жизнь в связи с частыми ссылками ее на оккультные братства, внушали нам страх, что имеем мы дело с больной, очень нервной, замученной женщиной; так: она уверяла нас, будто путь теософии Штейнера есть путь падения Штейнера, как учителя в области "тайного знания"; и она заклинала: не верить особенно штейнеризации христианства; и вместе с тем: все указания нам, медитации, вся эзотерика Минцловой была сколком интимных бесед ею так отвергаемого учителя Штейнера (мне впоследствии и это пришлось узнать лично); во время бесед с Киселевым, со мною, с Петровским, с Ивановым фигурировали в фантазиях Минцловой все какие-то ее "сокровенные педагоги", за нею следящие; все-то изъявляли намерение появиться среди нас. Кто же мог ими быть? Темплиеры4, Масоны5? Нет, нет; розенкрейцеры6? Право, терялись в догадках. Смущало нас то, что всегда потрясенная Минцлова несказанно чего-то боялась: не то нападения на нее сатанинских таинственных братств, собирающихся разрушить "светлую пряжу", которой переплетала она в орган светлого действия, потрясенные ею сердца; но преследования - менялись: являлись откуда-то наблюдающие за нею "шпики"; появлялись какие-то темные оккультические "татары"; и появлялись: не одобрявшие ее деятельность мартинисты7, расширившие-де влияния среди избранного петербургского общества и среди иерархов; мне помнится, как она сообщала, что будто бы она имела беседу с одним из великих князей, мартинистов, что будто бы этот последний поставил вопрос, как нам быть с нашей родиной и что делать с царем Николаем Вторым. Эти страхи и эти таинственные происшествия с ней (то - спасала она сатаниста8, а то занималась духовным исследованием черных пакостей магов) в нас часто будили вопрос: кто за нею стоит? Если есть этот "кто-то", то почему же общение Минцловой с "кем-то " переполняет всю душу ее этим ужасом, этой истерикой? "Кто-то" внушал опасения мне, начинал понимать, что имеем мы дело с больной, истощенной повторными галлюцинациями и, может быть, поддавшейся страшному чьему-то влиянию. Это все было причиною моего отдаления от Минцловой весной 1910 года.

Но узнав от Н. П. Киселева, что Минцлова хочет видеть меня, - я отправился к ней со смятенными противоречивыми чувствами. В день этот, помнится, неосветные ветры ходили по улицам: дули и гнули; надули ненастье; сухиничи, листья ошамкали ноги; и - капало; и стояла мокрель неиссошная.

Минцлова встретила и сообщила такое, что... что: я стоял, ошарашенный; Минцлова же скорее упала, чем села, в глубокое кресло, роняя свои очень пухлые руки на спинку скрипевшего кресла под нею; откинув на спину большую свою, одутловатую голову с желтыми, перепутанными волосами, роняя пенсне и глядя перед собою большими и выпуклыми голубыми глазами, всегда стекловидными, напоминавшими мне не раз (и не мне лишь) глаза Е. П. Блаватской (в ней было всегда это сходство): какая-то толстая, грузная, в черном своем балахоне, напоминающем не платье, а очень просторный мешок. Эллис часто шутил, говоря про нее: "Знаешь, Анна Рудольфовна ходит не в платье, - в мешке"

Я стоял, ошарашенный, перед новою, очередной, как казалось мне, ею увиденной сказкой, которую приняла за действительность ни на что не похожая женщина эта; а она, чуть кивая большой головой, уплывала глазами за стекла, где ветры и дули, и гнули деревья, где в стекла окна стрекотали хрусталики дождика, - уплывая глазами за стекла, она мне рассказывала о фактах, которые по сие время стоят пред душою моей неотвязным вопросом. Читатель, - о фактах тех не могу рассказать ничего я конкретного; все равно: им поверить так трудно; и мне непонятны они; я скажу лишь два слова о том, что она мне сказала, - скажу отвлеченно, обще: сообщила, что "миссия", ей-де порученная (возжечь к "свету" сердца, соединив нас для "света" духовного), ей не исполнена; "миссия"-де провалилась ее, потому что ее неустойчивость и болезненность вместе с растущею атмосферою недоверия к ней среди нас расшатала все "светлое дело" каких-то неведомых благодетелей человечества, за нею стоящих; а между тем: дала слово она ("им" дала), что возникнет среди нас братство Духа; неисполнение слова-де падает на нее очень тяжко; ее удаляют "они" навсегда от людей и общений, которые протянулись меж нею; она исчезает-де с того времени навсегда; и ее не увидит никто; и она умоляет нас всех; эти годы ближайшие строго молчать о причинах ее окончательного исчезновения. Я так и не понял, что, собственно, означает исчезновение это: исчезновенье - "куда"? В монастырь, в плен, в иные страны? Или же - исчезновенье из жизни? Но что-то подсказало, что на этот раз этот бред не есть "миф" ее, и что мы никогда не увидим ее; бывало: пускает словесные мнения, как змеи бумажные; дергаются под небесами хвостом из мочала они; а теперь я отнесся к словам ее, как к какой-то ужасно, всю душу смущающей тайне ее, про которую мне ничего не известно; известно одно: это -- правда.

Запомнился мне этот день, непрозрачный и белый, как горный хрусталь: этот день, оседающий в тень; и запомнился лист с червоточиной, кажется липы-листухи, за окнами, - там, где кислятиной бедной прибеднилось все; и запомнилась полная, точно опухшая, Минцлова в "черном мешке" с запрокинутой головою, с глазами Блаватской (не то "шарлатанскими", а не то гениальными).

В совершенно болезненном состоянии передавала она, почему "они" (кто?) порешили "убрать" ее и что она, исчезая, нас просит быть верными "свету". Что "кто-то" "бегства" от нас - переезд в Петербург, откуда исчезнет она. Каждый день до отъезда бывал у нее и выслушивал совершенно бредные речи, не понимая их смысла; и не имея возможности ей перечить; я думал, что Минцлова появилася на пороге значительных двух эпох моей жизни и жизни мне близких: "исчезновение" ее глубоко взволновало. Мне запомнился день, когда я и Сизов провожали ее на вокзале с очень диким сознанием, что ее никогда не увидим и без всякого понимания повеленья ее; она же стояла в своей черной кофточке на площадке вагона перепоясавшись саквояжем; и - улыбалась значительно; и махала рукою, когда поезд тронулся; и - опустела платформа: последний вагон убегал, умалялся до точки, и исчез: так исчезла она - навсегда!9

Мы ее никогда не видали с тех пор: и - никто не видал.

Дни сменялись ночами: ползло полосатое время - ночами и днями! И время точило клыки на съедобные дни; и несносные ночи летели проносною тьмою. Боюсь непробежного времени я!

Единственный случай бесследного исчезновения человека, который, я знаю, живет до сих пор неизживным вопросом во мне: как возможно, чтобы имеющий стольких друзей и знакомых живой человек так бесследно исчез, чтобы даже не спрашивали впоследствии: что сталось с Минцловой? В Петербурге у ней был я знаю ряд верных друзей; в Москве - кто не знавал ее? У покойного проф. К. А. Тимирязева10, у В. И. Танеева, у Ф. И. Маслова11, у "аргонавтов" и "мусагетчиков", у теософов она была своим человеком. С 1910 года же исчезла бесследно; не поднималось - вопросов, тревог, беспокойств. Лишь ходили страннейшие шепоты, что-де бросилась в волны она Атлантического океана, что-де живет она в монастыре иезуитов (и называли мне города в Италии, где ее будто видели). Верных сведений - не было.

Обстановка отъезда ее глубоко взволновала меня; сообщая событие исчезновения Минцловой приехавшей вскоре Наташе Тургеневой, разволновался я. Она - плакала. Это было в редакции "Мусагета".

Примечания

4 Тамплиеры (у Белого: темплиеры) - от фр. temple - храм. Члены католического рыцарского ордена, основанного в Иерусалиме около 1118 или 1119 г. Занимались торговлей, ростовщичеством (в XIII в. крупнейшие в Западной Европе банкиры). Считались носителями "тайного знания". В конце XIII в. были сосредоточены во Франции. Под давлением французского короля против них был начат инквизиционный процесс, а в 1312 г. папа Климент V упразднил орден.

5 Масоны (франкмасоны) - от фр.: franc macon - вольный каменщик. Участники религиозно-этического движения, возникшего в начале XVIII в. в Англии и распространившегося во многих странах, в том числе и в России. Название организации, ее структура, традиции заимствованы от средневековых цехов (братств), рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились к созданию всемирной тайной организации, призванной к мировому объединению человечества в религиозном братском союзе.

6 Члены тайных религиозных мистических обществ в XVII--XVIII вв. в Германии, России, Нидерландах и некоторых других европейских странах. Названы по имени легендарного основателя общества X. Розенкрейцера, якобы жившего в XIV--XV вв., или по эмблеме общества - розе и кресту.

7 "Трактат о живых существах с их первоначальными добродетелями и духовно-божественными способностями".

8 Последователи культа сатаны, распространившиеся в декадентских кругах Европы и Америки во второй половине XIX в. Сатанисты-палладисты поклонялись Люциферу как порождению света и считали себя последователями тамплиеров, практиковали черную магию. Их ритуалы, получившие художественное отражение в романе французского писателя-символиста Ш. Гюисманса "Там, внизу" (1891), носили необузданно-чувственный характер.

9 Ср. запись Белого от августа 1910 г.: "... сваливается тяжелая проблема исчезновения " (Материал к биографии. Л. 58 об.).

10

11 Маслов Федор Иванович (1840--1915) - юрист.

Раздел сайта: