Поиск по творчеству и критике
Cлово "1854"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 8. Размер: 158кб.
2. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Философия
Входимость: 2. Размер: 36кб.
3. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Период от лета до первой встречи
Входимость: 2. Размер: 30кб.
4. О иудаизме у Гейне
Входимость: 1. Размер: 13кб.
5. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава третья. Шахматово. Не Эккерман!
Входимость: 1. Размер: 16кб.
6. Из письма Александры Николаевны Блок А. Л. Блоку, 1 февраля 1900 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
7. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". "Нечаянная радость"
Входимость: 1. Размер: 12кб.
8. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Первые вести
Входимость: 1. Размер: 14кб.
9. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава девятая. Годы мировой войны (1914-1917)
Входимость: 1. Размер: 98кб.
10. Дневник 1918 года
Входимость: 1. Размер: 77кб.
11. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". Горячка
Входимость: 1. Размер: 47кб.
12. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Кружок Соловьевых
Входимость: 1. Размер: 28кб.
13. Андрей Турков. Александр Блок. Часть 4
Входимость: 1. Размер: 25кб.
14. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава тринадцатая
Входимость: 1. Размер: 37кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 8. Размер: 158кб.
Часть текста: гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун Северной области и директор Большого драматического театра — II, 338, 408. Андреева-Дельмас (ур. Тишинская) Любовь Александровна (1879—1969), оперная артистка, возлюбленная и близкий друг Блока — II, 96, 102, 171, 355, 408. Andrieu — Андрие Шарль (1845—1910), артист франц. драм. труппы в Петербурге (с 1875 г.) — I, 56, 57. ...
2. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Философия
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Часть текста: Блока. Философия Философия   Зима 1907--1908 годов отмечена внешней деятельностью - Москве: очень близким касаньем к "Весам" и участием в делах комитета "Свободной эстетики", где я читал ряд докладов (о музыке, о современной литературе, о Сологубе), участием в заседаниях московского религиозно-философского общества, завоевавшего много симпатий в Москве; к нему близко примюгули: проф. Булгаков, переселившийся из Петербурга в Москву, и Н. А. Бердяев, проф. Е. Н. Трубецкой, переведенный из Киева: на кафедру философии (вместо покойного брата С. Н. Трубецкого); действовали - В. Ф. Эрн, Г. А. Рачинский и В. П. Свенцицкий, не исключенный еще; здесь бывали священники: Добронравов 1 , Арсеньев, Востоков и Фудель; являлися: Новоселов, Кожевников, Громогласов, Флоренский, Покровский, П. Астров; естественно: складывалось ядро общества, организовавшее ряд интереснейших заседаний - на протяжении: десяти лет. Одно время я, помнится, был даже членом совета (с Рачинским, Свенцицким, Булгаковым, Эрном, Бердяевым, Трубецким); тут Рачинский решительно настоял на вхожденьи в совет, чтобы было представлено левое религиозное устремление мною; боялся в те годы он тяги к ортодоксальности в С. Н....
3. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Период от лета до первой встречи
Входимость: 2. Размер: 30кб.
Часть текста: чуткости друга, но все ж не могу я понять, что там, собственно, было, откуда взволнованность эта в С. М., этот блеск расширяемых взоров и самая интонация описания свадьбы; переживают мистерии так, а не свадьбы; прислушиваюсь; по С. М. выходило, что в Боблове 221 , в Шахматове (имениях, где проживали жених и невеста) располагало все к тишине, к углубленному пониманию обряда венчания; обед после свадьбы какой-то особенный был; и природа была лучезарна, и - гости; состав их и отношенье друг к другу опять-таки высекали какие-то ноты поэзии Блока, какие-то ноты грядущей эпохи. Ведь вот тебе на: "эпохальная свадьба" -- полушутливо подумал я, слушая повествование Соловьева; и все старался понять, что же, собственно говоря, поразило его; наконец угадал: свадьба Блока, "влюбленного в Вечность", на эмпирической девушке вызывала вопрос: кто для Блока невеста? Коль Беатриче, - на Беатриче не женятся; коли девушка просто, то свадьба на "девушке просто" измена пути; право - темы поэзии Блока вызывали к догадке: какими путями духовными шел сам поэт? Ведь естественно было нам видеть монахом его, защищающимся от житейских соблазнов; а тут - эта свадьба. С другой стороны (знали мы): в "свете Новой Богини" пучины мирские преобразятся, но как, в каких формах? Преображение мы волили; и о нем говорили; и в нас поднимался вопрос: свадьба ли это иль это - мистерия? По описанию С. М. Соловьева я понял: "мистерия" (что-то неописуемое); так подобало; невеста Менделеева, по Соловьеву, вставала воистину существом необычным; она понимала двузначность, двусмысленность своего положения: быть невестою Блока, быть новой, дерзающей на световые пути; во-вторых, А. А. Блок понимал, понимали иные участники свадьбы: ответственность свадьбы; мне помнится, что один из участников, шафер...
4. О иудаизме у Гейне
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: религии и философии в Германии» и «Романтическая школа» (см. «Сочинения Г. Гейне», т. VII, изд. «Всемирной литературы»). Одною из моих реплик в ходе этих прений было обвинение Гейне в измене иудаизму. Эта последняя реплика в связи со статьей Жирмунского и его книгой о иенских романтиках («Немецкий романтизм и современная мистика», СПб., 1914) вызвала страстный и блестящий доклад А. Л. Волынского, в котором он указывал на немецкий идеализм как на философскую основу немецкого романтизма, оперировал с именами Канта, Шлейермахера, Лессинга, Мендельсона и протестантских богословов- рационалистов; параллельно с этим Волынский говорил об иудейской сущности христианства и о несродности его арийским племенам; в заключение доклада Волынский утверждал, что иудаизму Гейне не изменял никогда. Сильно полемический тон речи Волынского был вызван тремя обстоятельствами: 1) отсутствием философской основы, которое он усмотрел в статье Жирмунского; 2) защитой в книге Жирмунского некоторых начал, враждебных Волынскому, и 3) моим необоснованным обвинением Гейне в измене иудаизму. По поводу отсутствия философской основы в статьях Жирмунского я повторяю то, что сказал устно: Жирмунский в первой же своей книге выделяет гносеологический вопрос, именно отказывается признать теоретико-познавательную ценность за теми попытками построить цельное знание, которое он потом исследует у иенских романтиков и (мимоходом) у русских символистов. Таким образом, Кант остался незатронутым; за то, что введена в вопрос проблема отношения романтизма к немецкому идеализму, я думаю, Жирмунский, как и я, был бы благодарен Волынскому. По этому поводу остается только сказать что Жирмунский имеет в виду, когда говорит о иенском романтизме, пять коротких лет на рубеже двух столетий, когда о католической...
5. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава третья. Шахматово. Не Эккерман!
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: лишь облик, лишь жест отношенья к тому иль другому; и слышу: - Оставьте себя, упраздните себя, - дайте Блока. И - нет. У меня есть причина на это. На расстоянии 18-ти лет невозможно запомнить текст речи; и - внешние линии мысли закрыты туманами; я привирать не хочу; моя память - особенная; сосредоточенная лишь на фоне былых разговоров; а тексты забыты; но жесты молчания, управлявшего текстами, жесты былых изречений и мнений, прошедших меж нами, - запомнил; сочувствие помнится; так фотографии, снятые с жестов - верны; а слова, обложившие жесты, "воззрения" Блока, - куда-то исчезли. О - да, стилизация мне удалась бы; но выдумки я не хочу; я не хочу подставлять мои мысли под мысли покойного; кроме того, - у меня есть дефект: перевираю цитаты; перевираю себя самого. Наконец же: А. А. говорил совершенно особым наречием: метким, как яркая напряженная стихотворная строчка стихов, выявляющая неуловимый оттенок и подающая обертон разговора; ловил не слова: обертоны; за фон разговора - ручаюсь; за атмосферу - ручаюсь; и нет, не внимал - сотрясению воздуха, бьющему в ухо; вставали словесные жесты; из жестов лепили, как лепится облако ветром, причудливый миф, подстилавший формальное сочетание слов и являвший оттенок слагаемых образов; кроме того: у меня и А. А. был особый жаргон; комментарий к словам был бы нужен. Слова у А. А. вырастали, как тучи над небом молчания; следили: словесный поток изменялся, как облачко, в контурах - коллективною атмосферой; следили за облачком: вот возникало оно; вот плотнело оно, проливалось словесным дождем; вот оно растворялось в лазури молчания; нагл разговор был сеансом; образовались ландшафты фантазии, слышимой молча, за словом; и - закрепляя слова без моральной фантазии, их порождавшей, - я впал бы, наверное, в ложь. Да, ныне внимают лишь внешнему слову (иль - тексту); другие внимают молчанию текста, которое - в гении; бодрствует первая пара ушей - спит вторая; обратно; ведь вот: Эккерман нам оставил два тома своих ...
6. Из письма Александры Николаевны Блок А. Л. Блоку, 1 февраля 1900 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: «Сумасшедшего» Апухтина. [184] Он сказал его очень хорошо, горячо и в настоящем тоне. Потом, после пения Оли, Петя, Ив. Ив. и Саша прочли «Три смерти» Майкова [185] (Саша читал Люция). Чудная вещь. Мы, дамы, слушали и работали, так же и наши оба мальчика, [186] так было приятно и уютно. Мы с девочками [187] проектируем почаще устраивать подобные сборища и начать пока с самой маленькой компании и будем впускать очень осторожно новобранцев. Сашу, конечно, буду извещать всякий раз, не знаю, будет ли он так же мило отзываться, как в последний раз. Он нам с Петей очень симпатичен (впрочем, и всем родным тоже), и Петя мне сказал, что он, видимо, очень умный мальчик. Остальные Ваши деньги — 26 р., согласно Вашему желанию, поделили между Вашими петербургскими племянниками, за что все Вас очень благодарят и, вероятно, все будут писать. Большое Вам спасибо за письмо, зная Вашу ненависть к писанию, я это особенно ценю, хотя меня и огорчило, что Вы себе испортили целый вечер. Зачем Вы так много думаете над такими письмами, гораздо бы лучше было, если бы Вы писали менее логично, но зато все, что есть па душе <…> ИРЛИ, ...
7. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". "Нечаянная радость"
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: без аристократизма, свойственного этому поэту, но с большею близостью к истокам души народной. Впрочем, мы не стоим за это сравнение. Каково идейное содержание высокочтимого поэта? 10 Но тут приходится остановиться, потому что второй сборник стихов А. Блока выдвигает совершенно новые для поэта мотивы. "Стихи о Прекрасной Даме" окрашены определенным и весьма значительным содержанием. В неуловимых и нежных строчках поэт воспевает приближение "вечно женственного начала" жизни. Здесь он является продолжателем целого ряда имен. В ароматный венец его поэзии вплетены раздумья Платона, Плотина 11 , Шеллинга 12 , Вл. Соловьева и гимны Данте, Лермонтова, Фета. Древние гностики вместе с греческой философией всесторонне разработали учение о мировой душе и "вечно женственном" начале Божества. Шеллинг в сочинении "Weltseele" 13 пытался дать учению о мировой душе естественно-научную подкладку. Гете, Данте, Петрарка сумели из любимого образа создать символ вечно женственного, соединяя универсализм гностических догматов с индивидуальными переживаниями. Фет и Лермонтов бессознательно касались того же. Вл. Соловьев, соединяя размышления гностиков с гимнами поэтов, сказал новое слово о близком сошествии к нам лика Вечной Жены. Тут началась поэзия Блока. Тема его - глубокая. Цель его - значительная. Вдруг он все оборвал... В драме "Балаганчик" горькие издевательства над своим прошлым. Последнее время злоупотребляли плохо понятой гностикой - это правда....
8. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Первые вести
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: личной встречи. Первые вести Первые вести   Воспоминания об Александре Александровиче Блоке простираются вспять - далеко, пересекая громовые годы России; и упираясь в эпоху слепительных зорь 1 , над которыми оба задумались мы. С А. А. Блоком я был уже знаком до знакомства и первую весть об А. А. я имею от С. М. Соловьева 2 {Поэта, филолога, критика, ныне священника, знатока истории и церковной философии, племянника Владимира Соловьева.} в 1898, а не то в 1897 году. В эти годы уже узнаю: родственник 3 С. М. Соловьева, тогда еще "Саша" Блок, пишет, как все мы, стихи; и как все мы: душой отдается театру Шекспира; я знаю, что он, как и я, - гимназист; уважает он дом Соловьевых 4 , в котором я принят; Михаил Сергеевич Соловьев, брат философа, и супруга его, поощряют меня в моих странствиях мысли; необычайные отношения возникают меж нами; уж юноша 16--17 лет я дружу с маленьким Соловьевым (11--12-летним); особенно слагается близость меж мной и Ольгой Михайловной Соловьевой, художницей и переводчицей Рёскина 3 , Оскара Уайльда 6 , Альфреда де Виньи 7 ; в душе у О. М. перекликаются интересы к искусству с глубокими запросами к религии и мистике. О. М. любит английских прерафаэлитов 8 (Россетти 9 , Бёрн-Джонса 10 ), иных символистов; зачитывается Верленом 11 и Малларме 12 ; и первая мне открывает миры Метерлинка 1 3 , тогда еще всеми бранимого; выписывает художественные журналы "Jugend" 14 и "Studio" 15 ; впоследствии - "Мир Искусства" 16 ; она обостряет и утончает мой вкус; ей обязан я многими часами великолепных, культурных пиров. Михаил Сергеевич Соловьев был, воистину, замечательною фигурою: скромен,...
9. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава девятая. Годы мировой войны (1914-1917)
Входимость: 1. Размер: 98кб.
Часть текста: на низких нотах. В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжелого. Напротив - весь он солнечный; легкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью". Влюбленность - и снова звуки "мирового оркестра", бурный прилив вдохновения. В несколько дней, в конце марта, создается цикл "Кармен". В стихотворении "Сердитый взор бесцветных глаз" поэт вспоминает о первой встрече: В партере - ночь. Нельзя дышать. Нагрудник черный близко, близко... И бледное лицо... и прядь Волос, спадающая низко... .................. В движеньях гордой головы Прямые признаки досады... И песня Ваших нежных плеч Уже до ужаса знакома, И сердцу суждено беречь, Как память об иной отчизне, - Ваш образ, дорогой навек... О "музыке" этой новой любви - короткие заметки в "Записной книжке": 9 марта. "Холодный ветер. Уж очень было напряженно и восторженно все эти дни - устал немного, утих". 16 марта. "Дождь, мгла, скучаю... Март кошмарит". 29 марта. "Все поет". 1 апреля. "Холодный, серый ветер с моря, я дома, усталый. Демоническое мировоззрение". 14 мая. "Страстная бездна и над ней носятся отрывки мыслей о будущем. - Дух Божий". В. Э. Мейерхольд и литератор-режиссер Вл. Н. Соловьев издают журнал, посвященный театру, названный по имени известной комедии Карло Гоцци "Любовь к трем апельсинам". В нем проповедуется возвращение к традиции Commedia dell'Arte, ярмарочного театра эпохи Мольера, фантастических сказок Гоцци и Гофмана. Блок не сочувствует идеям Мейерхольда, но из дружбы к нему соглашается заведовать отделом стихов. В августе в новом журнале появляется его цикл стихов "Кармен". Свои...
10. Дневник 1918 года
Входимость: 1. Размер: 77кб.
Часть текста: кричит от страха. А его возьмут… и выпустят (жест наверх; вообще — напев А. Белого — при чтении стихов и в жестах, и в разговоре). Вы — западник. Щит между людьми. Революция должна снять эти щиты. Я не чувствую щита между нами. Из богатой старообрядческой крестьянской семьи рязанец. Клюев в молодости жил в Рязанской губернии несколько лет. Старообрядчество связано с текучими сектами (и с хлыстовством). Отсюда — о творчестве (опять ответ на мои мысли — о потоке). Ненависть к православию. Старообрядчество московских купцов — не настоящее, застывшее. Никогда не нуждался. Есть всякие (хулиганы), но нельзя в них винить народ. Люба: «Народ талантливый, но жулик». Разрушают (церкви, Кремль, которого Есенину не жалко) только из озорства. Я спросил, нет ли таких, которые разрушают во имя высших ценностей. Он говорит, что нет (т. е. моя мысль тут впереди?). Как разрушают статуи (голая женщина) и как легко от этого отговорить почти всякого (как детей от озорства). Клюев — черносотенный (как Ремизов). Это — не творчество, а подражание (природе, а нужно, чтобы творчество было природой; но слово — не предмет и не дерево; это — другая природа; тут мы общими силами выяснили). [Ремизов (по словам Разумника) не может слышать о Клюеве — за его революционность.] Есенин теперь женат. Привыкает к собственности. Служить не хочет (мешает свободе). Образ творчества: схватить, прокусить. Налимы, видя отражение луны на льду, присасываются ко льду снизу и сосут: прососали, а луна убежала на небо. Налиму выплеснуться до луны. Жадный окунь с плотной: плотва во рту больше его ростом, он не может проглотить, она уж его тащит за собой, не он ее. 5 января Любимое занятие интеллигенции...