Поиск по творчеству и критике
Cлово "1893"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 6. Размер: 158кб.
2. Бекетова М.А.: Александр Блок и его мать. Александр Блок. Глава II
Входимость: 5. Размер: 51кб.
3. Бекетова M. A.: Александр Блок
Входимость: 2. Размер: 58кб.
4. Чулков Георгий: Александр Блок и его время
Входимость: 2. Размер: 57кб.
5. Белый А. - Блоку А., 6 января 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
6. Судьба Аполлона Григорьева
Входимость: 1. Размер: 71кб.
7. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Первые вести
Входимость: 1. Размер: 14кб.
8. Никольский Ю. А.: Александр Блок о России
Входимость: 1. Размер: 13кб.
9. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Священная брань"
Входимость: 1. Размер: 33кб.
10. Белый А. - Блоку А., 26 или 27 сентября 1907 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
11. Тимофеев Л.: Александр Блок. Глава IV. Ранний период творчества Блока
Входимость: 1. Размер: 47кб.
12. Бекетова М.А.: Александр Блок и его мать. Александр Блок. Глава I
Входимость: 1. Размер: 40кб.
13. Чулков Г. И.: Красный призрак
Входимость: 1. Размер: 26кб.
14. Кублицкий Ф. А.: Саша Блок
Входимость: 1. Размер: 22кб.
15. Чулков Г. И.: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 62кб.
16. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. В Казармах
Входимость: 1. Размер: 46кб.
17. Из письма Ариадны Александровны Блок А. Л. Блоку, апрель 1898 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 6. Размер: 158кб.
Часть текста: (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун Северной области и директор Большого драматического театра — II, 338, 408. Андреева-Дельмас (ур. Тишинская) Любовь Александровна (1879—1969), оперная артистка, возлюбленная и близкий друг Блока — II, 96, 102, 171, 355, 408....
2. Бекетова М.А.: Александр Блок и его мать. Александр Блок. Глава II
Входимость: 5. Размер: 51кб.
Часть текста: орфографию: Конец весны весна! Весна! поют стрекозы, Весна! весна, поют птенцы: Ужь в чистом поле; там жнецы. Кузнечики в траве стрекочат, Как будто хочят: Пленить лягушечек в пруду! В свою потеху Да не совсем-та къ спеху!.. К этим же годам (до 10 лет), несомненно, относится написанный по двум линейкам "Ежемесячный журнал "Корабль" в числе двух номеров. В тексте рассказы с названиями "Война", "О детях", "Ванинъ котъ" и т. д., кроме того, шарады, шутки и ребусы. Привожу один из рассказов первого номера "Корабля". ВОЙНА Ночь была темная и война была большая. Много ружей сабель штыковъ рапиръ сикиръ пистолетов револьверовъ и барабановъ просовывалось через тьму. На конце поля битвы стояла избушка. Старыя стены едва держались. Потолок чуть не проваливался, ржавые окна, то-есть крючки на окнах тоже едва держались. Но вдруг огромная бомба разорвала избушку. Конец. Другие рассказы не длиннее этого. Сашин почерк быстро менялся к лучшему сообразно годам, но развитие в смысле житейской зрелости и расширения интересов шло...
3. Бекетова M. A.: Александр Блок
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Часть текста: которая особенно его любила. <...> Около полудня часто отправлялся Саша в бабушкину спальню, выходившую окнами на Неву. Здесь он совсем еще маленьким прыгал на столе и на кресле и, стоя на подоконнике, поддерживаемый кем-нибудь из домашних, дожидался, пока ударит пушка. А весной смотрел на Неву, следя за яликами, барками и пароходами. Войдешь, бывало, в эту комнату в солнечный день и увидишь яркую полосу синей Невы, сверкающую из-под белой маркизы, а на окне — веселый, розовый мальчик и при нем кто-нибудь из взрослых. Все жители ректорского дома принимали Сашу с распростертыми объятиями. В дедушкином кабинете, тоже выходившем окнами на Неву, он подолгу сидел на ковре и рассматривал картинки в больших томах Бюффона и Брэма 2 . Много бегал Саша по комнатам обширного ректорского дома, особенно наверху, в длинной, светлой зале, и не раз опускался и поднимался по теплой внутренней лестнице, устланной ковром, которая соединяла два этажа. Вставал он рано, как все дети, и успевал утром и погулять и поиграть. В хорошую погоду он гулял еще среди дня, после 2-х часов. Его водили чаще всего по солнечной...
4. Чулков Георгий: Александр Блок и его время
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: связана с судьбою Владимира Соловьева. Встретился я с Анною Николаевною Шмидт вот при каких обстоятельствах. В 1903 году я жил поневоле в Нижнем-Новгороде. Меня вернули из Якутской области, но в столицах жить не разрешили, и я без паспорта, под гласным надзором полиции, жил в чужом городе, не зная, что с собою делать. Я в это время писал с увлечением стихи. Стихи были несовершенные по форме, — даже странно перечитывать, — а между тем в них была некая лирическая правда, насколько лирика может быть правдивою. И вот однажды ровно в полночь ко мне явилась незнакомая старушка и объявила, что намерена прочесть мне сейчас же, в эту ночь, свою рукопись — «Третий Завет». Она тут же вытащила из большого сака, вышитого бисером, несколько тетрадей и, между прочим, только что вышедшую тогда мою первую книжку стихов «Кремнистый путь». Эта странная старушка была та самая А. Н. Шмидт, чьи сочинения вместе с письмами к ней Владимира Соловьева были опубликованы в 1916 году, т. е. спустя десять лет после ее смерти (она умерла 7 марта 1905 года). Анна Николаевна раскрыла мою книжку и указала мне на три мои стихотворения — «О, медиума странный взор...», «Я молюсь тебе, как солнцу, как сиянью дня...» и, наконец, мое стихотворное переложение «Песни Песней». — Это мне дает право требовать от вас внимательного отношения к моему «Третьему Завету», — сказала она тихо и торжественно. В самом деле, хотя я никогда лично не знал Владимира Соловьева и заочно не имел с ним связи, если только не считать косвенного к нему касания через его брата Михаила Сергеевича Соловьева (t 16 января 1903 г.), который был моим учителем в Шестой классической гимназии и всегда относился ко мне благосклонно, все-таки в душе моей бессознательно преобладала тогда тема «софианства», соловьевская тема, с ее ослепительным светом и с ее ...
5. Белый А. - Блоку А., 6 января 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: общества, где и прочитана с соответствующими нагромождениями 2 . Но скажите, - мог ли я прямо высказаться в студенческом обществе, где довольствуются бескровным, кантовским идеализмом, еще фальсифицируя его? И эту фальсификацию выдают за неокантианство!? Моя цель была издали сказать (и между прочим) имеющим уши. Отсюда необычайная популярная общедоступность во внутреннем. С другой стороны: моя статья осколок моих взглядов, конспект (не больше) первой ступени с намеками (не больше) на характер дальнейшего. Если освободиться от этих намеков, останутся именно "Формы искусства". "Мигание" же получается от уклонения из области феноменального под оболочкой реторич<еских> отступлений. Ошибка моя - я поднял уголышек завесы и, подняв, не открыл до конца. "Содержание искусства" - вторая ступень: раскрытие идейности (Платон, Шопенгауэр, Соловьев (идеалисты); Лотце, Лейбниц (монадологи)). Идеи видовые (объективные и субъективные). Конкретное проявление идейности в формах и направлениях. Музыкальные (родовые) идеи как внутренний аккомпанемент к действительности из "глубин духа", как влечение к дальнему, как приближение к последнему обобщению: последнее обобщение - Мировая Идея, Душа Мира, воплощающая Божеств<енный> Логос, "Лучезарная подруга". "Искусство с т<очки> з<рения> религии" -- теософски-религиозное обоснование и раскрытие вышесказанного. Центр Вашего письма - указание на недостаточно резкую границу у меня между искусством и более чем искусством, т. е. теургией; но мой угол зрения в статье -...
6. Судьба Аполлона Григорьева
Входимость: 1. Размер: 71кб.
Часть текста: О Григорьеве не написано ни одной обстоятельной книги; не только биографической канвы, но и ученой биографии Григорьева не существует. Для библиографии Григорьева, которая могла бы составить порядочную книгу, не сделано почти ничего. Где большая часть рукописей Григорьева — неизвестно. Судьба культуры русской определяется на наших глазах. В наши дни «вопрос о нашей самостоятельности» (выражение Григорьева) встал перед нами в столь ярком блеске, что отвернуться от него уже невозможно. Мне кажется общим местом то, что русская культура со смерти Пушкина была в загоне, что действительное внимание к ней пробудилось лишь в конце прошлого столетия, при первых лучах нового русского возрождения. Если в XIX столетии все внимание было обращено в одну сторону — на русскую общественность и государственность, — то лишь в XX веке положено начало пониманию русского зодчества, русской живописи, русской философии, русской музыки и русской поэзии. У нас еще не было времени дойти до таких сложных явлений нашей жизни, как явление Аполлона Григорьева. Зато теперь, когда твердыни косности и партийности начинают шататься под неустанным напором сил и событий, имеющих всемирный смысл, — приходится уделить внимание явлениям, не только стоящим под знаком...
7. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Первые вести
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: 3 С. М. Соловьева, тогда еще "Саша" Блок, пишет, как все мы, стихи; и как все мы: душой отдается театру Шекспира; я знаю, что он, как и я, - гимназист; уважает он дом Соловьевых 4 , в котором я принят; Михаил Сергеевич Соловьев, брат философа, и супруга его, поощряют меня в моих странствиях мысли; необычайные отношения возникают меж нами; уж юноша 16--17 лет я дружу с маленьким Соловьевым (11--12-летним); особенно слагается близость меж мной и Ольгой Михайловной Соловьевой, художницей и переводчицей Рёскина 3 , Оскара Уайльда 6 , Альфреда де Виньи 7 ; в душе у О. М. перекликаются интересы к искусству с глубокими запросами к религии и мистике. О. М. любит английских прерафаэлитов 8 (Россетти 9 , Бёрн-Джонса 10 ), иных символистов; зачитывается Верленом 11 и Малларме 12 ; и первая мне открывает миры Метерлинка 1 3 , тогда еще всеми бранимого; выписывает художественные журналы "Jugend" 14 и "Studio" 15 ; впоследствии - "Мир Искусства" 16 ; она обостряет и утончает мой вкус; ей обязан я многими часами великолепных, культурных пиров. Михаил Сергеевич Соловьев был, воистину, замечательною фигурою: скромен, сосредоточен, - таил он огромную вдумчивость, проницательность, мудрость; соединял дерзновенье искателей новых путей он с дорическим 17 консерватизмом хорошего вкуса. Он, кажется, ...
8. Никольский Ю. А.: Александр Блок о России
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: по прозрению. Даже при беглом рассмотрении можно увидеть постепенное укорачивание строчек - оно вполне оправдано внутренне. Первая строфа характеризует застыл ость и грусть. Хорошо передается такая картина звуковым сочетанием "ст", как бы восходящим к праарийскому "sta": "река... грустит", "в степи грустят стога". Резкое восклицание нарушает печальную идиллию: "О, Русь моя! Жена моя!" Ведь все это "мое", "наше", и оттого боль стрелой пронзает сердце: "до боли нам ясен долгий путь"... Здесь начинается тот бешеный ритм с укорачиваньем стоп, который один достаточно передает бешеную скачку степной кобылицы. Наездник как бы захлебывается в своем неудержимом лёте, и это отражается на стиле "лестницей": одна строка кончается "долгий путь", другая начинается "наш путь"... и т. д. В следующей строфе снова повторение: Наш путь степной, наш путь в тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь. Не только грустной показалась теперь Блоку Русь - в ней тоска, но она еще более убеждает его: И даже мглы ночной и зарубежной Я не боюсь. Рысь кобылицы во второй и третьей строфе, где цезуры не вполне ясны, превращается теперь в уверенный галоп. Цезуры с однообразной четкостью начинают рубить строки. У всадника - светлая надежда: "Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами"... Не надолго успокоение души. Будто...
9. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Священная брань"
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: войны» варшавского банкира И. С. Блиоха, с которыми Блок познакомился, слушая лекцию П. Н. Милюкова, посвященную вопросам международного разоружения (эту лекцию, как уже отмечалось, Блок посетил 22 марта 1911 года и упомянул о ней в предисловии к поэме в 1919-м). С парафразами исследования Блиоха у Милюкова я связывал блоковское представление о «гуманном» XIX столетии, выбравшем путь дипломатии, а не войны, отказавшемся от прямого боестолкновения («Там – пушки новые мешают…») и забывшем о былых рыцарских доблестях («рог Роланда»). Отнюдь не дезавуируя выводы предыдущей главы, попытаюсь тем не менее скорректировать и дополнить приведенные там наблюдения. Думается, что ключевым вопросом для понимания данного фрагмента является семантика «священной брани». Комментаторы академического собрания сочинений Блока, поясняя эти строки, сконцентрировались на образе воинственного ангела, обратив внимание читателя на библейские тексты – Апокалипсис (Откр. VIII. 13) и книгу Иисуса Навина (Нав. V. 13-15) [Блок V, 418]. В книге Иисуса Навина мы действительно находим упоминание воинства Господня, что,...
10. Белый А. - Блоку А., 26 или 27 сентября 1907 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: в сомнения, потому что, раз усумнившись в том, в чем я полагал достоверность, я стал мнителен и недоверчив до чрезвычайности. А внешних поводов много: хотя бы Твоя статья в "Зол<отом> Руне", с которой я несогласен абсолютно 2 . Не будь у меня веры, что <Ты> еще существуешь, как я еще существую (а сколькие уже не существуют), я усмотрел бы Бог знает что в Твоей статье. Она поразила, как громом: Сережу 3 , Леву, окружающих, искренно удивила Брюсова. Все заговорили о мотивах Твоей тактики, и мне было больно, больно слышать. Но я остался еще верен Тебе (а ведь я никому уж не верю, Брюсову - еще тоже верю и уже <не> верю). Но хочу укрепить, утвердить вечную точку: ведь кругом все клубится, все чревато и "голос все тот же звучит в тишине без укора" 4 : "Не опускай меча; еще рано. Еще плотнее закуйся в броню: плотнее надень шлем. Еще неизвестно, что будет". И я ни за кого, ни против кого, я только за Правду, за голос Искренности, как я понимаю его по своему крайнему разумению. А разумения и сил у меня мало. И вот слабыми силами своими еще стараюсь что-то...