Поиск по творчеству и критике
Cлово "1900"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава первая. Детство и отрочество (1880-1900)
Входимость: 17. Размер: 61кб.
2. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. Стихи о Прекрасной Даме
Входимость: 15. Размер: 78кб.
3. Лавров А.: Юношеские стихотворения Сергея Соловьева в Рабочих тетрадях Александра Блока
Входимость: 13. Размер: 40кб.
4. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. I. Эпоха до первой встречи
Входимость: 11. Размер: 78кб.
5. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 10. Размер: 86кб.
6. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 10. Размер: 109кб.
7. Гречаник И. В.: Особености лирики А. Блока - философские основы, стиль
Входимость: 10. Размер: 122кб.
8. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 8. Размер: 158кб.
9. Блок Л. Д.: И быль и небылицы о Блоке и о себе
Входимость: 7. Размер: 110кб.
10. Тимофеев Л.: Александр Блок. Глава IV. Ранний период творчества Блока
Входимость: 6. Размер: 47кб.
11. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. "И - зори, зори, зори"
Входимость: 6. Размер: 15кб.
12. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Шекспировские мотивы
Входимость: 6. Размер: 99кб.
13. Письма Блоку и о Блоке
Входимость: 5. Размер: 30кб.
14. Лавров А.: Письма С. В. Панченко к Блоку. Предисловие
Входимость: 5. Размер: 23кб.
15. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Кружок Соловьевых
Входимость: 5. Размер: 28кб.
16. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава вторая. Явление "Прекрасной Дамы" (1901-1903)
Входимость: 5. Размер: 133кб.
17. Дневник 1918 года
Входимость: 5. Размер: 77кб.
18. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава пятая
Входимость: 5. Размер: 35кб.
19. Иванов-Разумник Р. В.: Испытание в грозе и буре
Входимость: 5. Размер: 80кб.
20. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 5. Размер: 73кб.
21. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Зори
Входимость: 5. Размер: 25кб.
22. Минц З. Г.: Александр Блок (История русской литературы в 4 томах, 1983)
Входимость: 5. Размер: 85кб.
23. Блок Л. Д.: И быль и небылицы о Блоке и о себе
Входимость: 5. Размер: 142кб.
24. Из письма Ольги Львовны Качаловой А. Л. Блоку, 12 апреля 1900 г.
Входимость: 4. Размер: 3кб.
25. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. А. А. Блок и Д. С. Мережковский
Входимость: 4. Размер: 32кб.
26. Безродный М. В.: Из комментария к драме Блока "Незнакомка"
Входимость: 4. Размер: 41кб.
27. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. III. Шахматово
Входимость: 4. Размер: 68кб.
28. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 4. Размер: 68кб.
29. Поэма философская
Входимость: 3. Размер: 3кб.
30. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Первые вести
Входимость: 3. Размер: 14кб.
31. Письма Блока
Входимость: 3. Размер: 56кб.
32. Соловьев Сергей: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 3. Размер: 45кб.
33. Из письма Александры Николаевны Блок А. Л. Блоку, 1 февраля 1900 г.
Входимость: 3. Размер: 6кб.
34. Биография (вариант 3)
Входимость: 3. Размер: 15кб.
35. Из записных книжек и дневников (фрагменты) - вариант 1
Входимость: 3. Размер: 79кб.
36. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 2
Входимость: 3. Размер: 26кб.
37. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Натурализм и символизм
Входимость: 3. Размер: 173кб.
38. 31 декабря 1900 года
Входимость: 3. Размер: 1кб.
39. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 2. Размер: 93кб.
40. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Письма Блока ко мне
Входимость: 2. Размер: 46кб.
41. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 2. Размер: 63кб.
42. Магомедова Д. М.: Блок А. А.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
43. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава третья. Шахматово. 1904-ый год
Входимость: 2. Размер: 18кб.
44. Белый А. - Блоку А., середина июня 1911 г.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
45. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Ранний Блок-лирик, его предшественники и современники. Глава 2
Входимость: 2. Размер: 81кб.
46. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 6
Входимость: 2. Размер: 21кб.
47. Блок в переписке Блоков и Качаловых
Входимость: 2. Размер: 17кб.
48. Панченко С. В. - Блоку А., 17/30 декабря 1900 г.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
49. Андрей Турков. Александр Блок. Часть 2
Входимость: 2. Размер: 55кб.
50. Лавров А.: Письма Александра Блока к И. И. Ясинскому. Предисловие
Входимость: 2. Размер: 12кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава первая. Детство и отрочество (1880-1900)
Входимость: 17. Размер: 61кб.
Часть текста: в кругу наук", над которой он работал 21 год. В первой своей книге "Государственная власть в европейском обществе" (1880) Александр Львович восстает против государства и проповедует революционный анархизм. "Не лучше ли, - пишет он, - людям упразднить такого рода от них независимую и стесняющую форму общежития (государство)". Цензура первоначально присудила книгу к сожжению. Вторая книга А. Л. Блока "Политическая литература в России и о России" (1884) - причудливое сочетание научности с публицистикой, памфлета с социальной утопией. Автор саркастически обличает буржуазную Европу и противопоставляет ей русское "мужичье царство"; его характеристика русского народа остра и парадоксальна; А. Л. Блок восхваляет "беспринципность, язвительную насмешливость, едкую иронию, нелицемерность самого зла, дающие нам гордое сознание наших варварских преимуществ" [ Е. Спекторский. Александр Львович Блок, государствовед и философ. "Варшавские Университетские Известия", 1912, III ]. Поэт едва ли знал сочинения отца - тем поразительнее сходство их умонастроения. Своеобразное славянофильство отца отразилось в статьях Блока о России и в его поэме "Скифы". Александр Львович был очень красив в молодости: черноволосый, с длинным бледным лицом, порывистый и легкий; у него были серо-зеленые глаза, тонкие черты, сросшиеся брови, ярко-красные губы и тяжелый взгляд. Он отличался большой физической силой, неожиданно и громко смеялся и, волнуясь, немного заикался. Сын был похож на отца сложением и общим складом лица. Александр Львович - натура раздвоенная, неудовлетворенная, мучительно дисгармоничная. Научная карьера легла тяжким бременем на его артистический темперамент. В душе он был поэт, знал наизусть множество стихов, считал себя стилистом, учеником Флобера и изысканно оттачивал свои фразы. Книги его написаны острым афористическим языком, с...
2. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. Стихи о Прекрасной Даме
Входимость: 15. Размер: 78кб.
Часть текста: покажется образным, т. е. рассудку неясным: ведь ясная мысль не совпадает конечно же с ясностью рассудочной мысли; порой ясно мыслить - наверное, быть обреченным к неясному выражению, т. е. отчетливо знать, что вот здесь, например, должна кончиться ясность; и - выступает из-под нее темный смысл (для рассудка) - все же ясный, когда мы положим его в наше сердце, и он в нашем сердце заленится процветающим образом; выжидать, чтобы образ созрел, не кромсать его в сердце рассудочными определениями, - это значит: быть ясным. Блок - наш национальный поэт; его участь - всем нравиться без объяснения, чем он нам нравится; объяснения - периферичны; и понимание умом не покрывает глубины сердечного взятия; Пушкин понравится 12-летнему гимназистику: и ему, уже ставшему сорокалетним; сорокалетний, быть может, впервые, сознает природу поэзии Пушкина; но - так ли сознает, как гимназистик? Многие не пережили вторичного соприкосновения с поэтами; и - остаются при "гимназическом" понимании поэзии их; все оценки, диктуемые таким пониманием, - плоски; не убраны здесь предрассудки сознания; не попадает поэт в наше сердце. Поэтому нам надо подставить, как чашу, сознание наше; и ждать, иногда очень долго, чтобы струя его жизни действительно пролилась в нас; поэт должен в нас пережить себя; мы должны наблюдать "его" жизнь в нашем сердце; на основании лишь такого конкретного наблюдения из нас прорастают суждения о музе его. Понять Гете - понять связи "Фауста" со световою теорией 18 ; понять Блока - понять связь стихов о "Прекрасной Даме" с "Двенадцатью"; вне этого понимания - Блок партийно раскромсан и разве что отражается и однобокой политике, которую он сам называет "маркизовой лужей". Не отдать Блока...
3. Лавров А.: Юношеские стихотворения Сергея Соловьева в Рабочих тетрадях Александра Блока
Входимость: 13. Размер: 40кб.
Часть текста: осталось в рукописи 1 , - что и не удивительно, поскольку в большинстве своем эти отроческие и юношеские пробы пера были ученическими упражнениями, попытками писать под воздействием поэзии высоко почитаемого дяди, Владимира Соловьева, и пока еще никому, кроме близких родственников и знакомых, не ведомых стихов троюродного брата, Александра Блока. И тем не менее, поэтические опыты Соловьева-гимназиста, при всем художественном несовершенстве, отражают в себе картину духовного становления автора, погружают в атмосферу подлинных переживаний, во многом созвучных тем, которые нашли свое воплощение в "Стихах о Прекрасной Даме". Хотя Сергей Соловьев был на пять лет моложе Блока, эта возрастная разница не помешала их дружескому сближению: Блок едва ли не до поры студенчества сохранял в себе инфантильные черты, а Соловьев, напротив, в своем развитии опережал многих сверстников 2 . Характерно, что первая значимая для обоих встреча в Шахматове летом 1896 г. сопровождалась "литературной" проекцией: Блок привлек Соловьева к участию в своем рукописном журнале "Вестник" 3 и поместил в нем несколько его детских сочинений. Закономерным продолжением этого со-творчества стало появление стихотворений Соловьева в тетрадях Блока, содержавших беловые автографы его поэтических текстов 4 ; то была наглядная манифестация близости переживаний и устремлений двух начинающих поэтов. Первое стихотворение Соловьева ("Море жизни"), переписанное им в тетрадь "Стихотворения Александра Блока. 1897 (после B N) - 1900 (апрель). 220 стихотворений", сопровождается пометой Блока: "Написано в Дедове 8 августа" (1898 г.) 5 . В той же тетради - две подборки из 13 стихотворений...
4. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. I. Эпоха до первой встречи
Входимость: 11. Размер: 78кб.
Часть текста: В те годы я, тоже гимназист, был ласково принят в гостеприимном доме покойного М. С. Соловьева, брата Влад. Соловьева. Своеобразные отношения складывались тогда между мной и семьей Соловьевых. Я, юноша шестнадцати — семнадцати лот, дружил и с мальчиком Сережей, и с его родителями — С. М. и О. М. Соловьевыми. О. М., художница и переводчица, чуткой душой соединяла интересы к искусству с интересами религиозно-философскими, тогда столь не модными. Она любила английских прерафаэлитов, Фета, тогда начинающего Бальмонта, переводила Рескина, выписывала журнал «Студио», восхищалась стихотворениями Верлена и драмами Метерлинка. Она же и познакомила меня с поэзией Верлена и Уайльда, Бодлера и с Ницше. М. С. Соловьев относился сдержаннее к этим веяниям в искусстве, высоко ценя классиков и прозорливо выделяя все, действительно ищущее и талантливое. Среди московских эстетов уходящего поколения он считался арбитром, не разделяя насмешек их по адресу к едва пробивающимся течениям иных доктрин. Он первый отметил Брюсова эпохи «Шедевров», как поэта с крупным будущим, шутил над негодующими критиками декадентства. Всем этим он влиял на меня, поощряя мои юные революционные устремления в литературе, но приучая и воспитывая мой вкус в любви к классикам. Помню его мастерское чтение «Фритиофа» Тегнера, его любовь к северным фосфористам. В те годы я увлекался и Достоевским, и Ибсеном, и...
5. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 10. Размер: 86кб.
Часть текста: поэта, стремившегося покинуть лирическое «уединение», выйти на «площадь» и «улицу», в открытое пространство (один из важных мотивов творчества Блока эпохи «антитезы»), особую значимость приобретают проанализированные в классической на сегодняшний день работе Д. Е. Максимова [Максимов 1981а: 6-151] мифологемы «судьбы» и «пути», которые в этой новой ситуации довольно отчетливо начинают соотноситься Блоком с проблематикой «общественности». Движение в сторону «общественности» инспирирует критику «интеллигенции» и апологетику «народа», который связывается поэтом с идеей «судьбы». Так, в статье 1906 года «Поэзия заговоров и заклинаний», характеризуя магические практики народной культуры, Блок вводит различие между «судьбой», под знаком которой протекает «народная жизнь», и «случаем», покорившим творческую жизнь интеллигенции: В первобытной душе – польза и красота занимают одинаково почетные места. Они находятся в единстве и согласии между собою; союз их определим словами: прекрасное – полезно, полезное – прекрасно. Это и есть тот единственный истинный союз, который запрещает творить кумиры и который распался в сознании интеллигентного большинства, так что, по слову Вл. Соловьева, «кумир красоты стал так же бездушен, как кумир пользы». Разрыва этого религиозного союза избежал «темный» народ. Вот почему он – наивно, с нашей точки зрения, – творит магические обряды, одинаково заговаривает зубную боль и тоску,...
6. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 10. Размер: 109кб.
Часть текста: Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст) ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДЕБЮТ АЛЕКСАНДРА БЛОКА (Стихи о Голубиной книге: текст, контекст и подтекст) 1* с послесловием А. Л. Гришунина   19 марта 1903 г. студент второго курса славяно-русского отделения филологического факультета Петербургского университета Александр Блок дебютировал в литературе — основанный незадолго до этого ежемесячный петербургский журнал «Новый Путь» в своей третьей книжке опубликовал десять стихотворений юного поэта под общим названием «Из посвящений»  1 . К этому моменту Блок был уже вполне сложившимся художником, автором нескольких сот стихотворений. О нем знали не только в кругу близких; его ровесник Борис Бугаев (Андрей Белый), студент-математик Московского университета, увидел стихи Блока в доме Соловьевых  2 : «В начале сентября 1901 года я вернулся Москву. В первое свое посещение Соловьева я ознакомился с рядом стихотворений А. А. <...> Впечатление было ошеломляющее. Стало явно: то <...> что через 15 лишь лет дошло до сознания читательской публики <...> что А. А. — первый поэт нашего времени» (Белый 1922а, 15; ср. Цинговатов 1926, 14). Белый не только начал распространять переписанные от руки произведения своего будущего друга, но решился на необычное: процитировал стих «молодого поэта А. Блока...
7. Гречаник И. В.: Особености лирики А. Блока - философские основы, стиль
Входимость: 10. Размер: 122кб.
Часть текста: генетические обобщения истории литературы; к сожалению, приходится признаться, что важные явления в области общей эстетики не оказали ни малейшего влияния на эстетику словесного творчества, существует даже какая-то наивная боязнь философского углубления; этим объясняется низкий уровень проблематики нашей науки». Писать об Александре Блоке сегодня более, чем сложно. Но писать о нём давно пора, и писать - по-другому. Ассоциации, связанные с А. Блоком, как водится, образуют сложные переплетения, включающие так называемый "серебряный век", символизм, Прекрасную Даму, поэму "Двенадцать". Достаточно долго мы имели под рукой одномерный подход к А. Блоку как "рыцарю Прекрасной Дамы", мистически настроенному и романтически возвышенному, но более или менее благополучно преодолевшему символизм, в конце концов, воспевшему "великие идеалы справедливости" революционных масс в известной поэме. Наша цель сводится к тому, чтобы взору предстали непредвзято истолкованные, освещённые по-иному личность и творчество А. Блока, попытаемся увидеть поэта с точки зрения вековых человеческих ценностей, а более всего и, во-первых, с точки зрения русской духовной культуры. Глубже и конкретнее понять философскую основу поэзии А. Блока поможет воссоздание облика Прекрасной Дамы.   Как пламя свечи притягивает мотылька, обжигающего крылья, но всё равно, летящего к огню, так Таинственная Дева притягивала к...
8. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 8. Размер: 158кб.
Часть текста: А. А., Александр Александрович — см. Блок А. А. А. А., Александра Андреевна — см. Кублицкая-Пиоттух А. А. А. С— см. Петровский А. С. А. С— см. Сумароков А. Д. Абрам, «Товарищ Абрам» — партийная кличка большевика H. В. Крыленко (1885—1938) — I, 402. Аввакум (1621—1682) — I, 404. Агриппа Неттесгеймский (1486—1535), немецкий мыслитель, медик и оккультист — I, 207, 284. Айзенштадт Давид Самойло- вич (1880—1947), библиофил и букинист — И, 271. Айхенвальд Юлий Исаевич (1872—1928), критик; в 1922 г. выслан из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев»)...
9. Блок Л. Д.: И быль и небылицы о Блоке и о себе
Входимость: 7. Размер: 110кб.
Часть текста: Спи до срока. <А. Блок> 3 <1> Когда писатель умер, мы болеем о нем не его скорбью. Для него нет больше скорби, как отдаться чужой воле, сломиться. Ни нужда, ни цензура, ни дружба, ни даже любовь его не ломали; он оставался таким, каким хотел быть. Но вот он беззащитен, он скован землей, на нем лежит камень тяжелый. Всякий критик мерит его на свой аршин и делает таким, каким ему вздумается. Всякий художник рисует, всякий лепит того пошляка или глупца, какой ему по плечу. И говорит: это Пушкин, это Блок. Ложь и клевета! Не Пушкин и не Блок! А впервые покорный жизни, «достоянье доцента», «побежденный лишь роком»... 4 Мне ль умножать число клеветников? Ремесленным пером говорить о том, что не всегда давалось и перу гениальному? А давно уж твердят, что я должна писать о виденном. И я сама знаю, что должна: я не только видела, я и смотрела. Но чтобы рассказать виденное, нужна точка зрения, раз виденное воспринималось не пассивно, раз на него смотрела. Годятся ли те прежние точки зрения, с которых смотрела? Нет, они субъективны. Я ждала примиренности, объективности, историзма. Нехорошо в мемуарах сводить счеты со своей жизнью, надо от нее быть уже отрезанным. Такой момент не приходит. Я все еще живу этой своей жизнью, болею болью «незабываемых обид» 5 , выбираю любимое и...
10. Тимофеев Л.: Александр Блок. Глава IV. Ранний период творчества Блока
Входимость: 6. Размер: 47кб.
Часть текста: Психологически он определяется крайним индивидуализмом. Наконец идеологически его характеризует стремление мистически осмыслить действительность. Через стихи этого шестилетия (с 1898 по 1904 год) проходит прежде всего образ одинокого, чуждающегося людей, уходящего от них поэта. Затянут в бездну гибели сердечной, Я — равнодушный серый нелюдим... Толпа кричит — я хладен бесконечно, Толпа зовет — я нем и недвижим. (23 февраля 1899 года) Этот индивидуализм имеет мрачный, упадочный характер: Я стар душой. Какой-то жребий черный — Мой долгий путь. Тяжелый сон, проклятый и упорный, Мне душит грудь. (6 июня 1899 года). Или: Каждый вечер, лишь только погаснет заря, Я прощаюсь, желанием смерти горя, И опять, на рассвете холодного дня, Жизнь охватит меня и измучит меня! (3 декабря 1899 года) Одиночество — настойчиво повторяющаяся тема стихотворений этого периода: Не доверяй своих дорог Толпе ласкателей несметной: Они сломают твой чертог, Погасят жертвенник заветный. Все духом сильные одни Толпы нестройной убегают, Одни на холмах жгут огни. Завесы мрака разрывают. (25 июня 1900 года) Этот мрачный индивидуализм подчеркивается еще и тем, что лирический образ поэта рисуется Блоком в обстановке...