Поиск по творчеству и критике
Cлово "1908"
Входимость: 61. Размер: 56кб.
Входимость: 28. Размер: 53кб.
Входимость: 20. Размер: 101кб.
Входимость: 17. Размер: 116кб.
Входимость: 17. Размер: 122кб.
Входимость: 17. Размер: 51кб.
Входимость: 15. Размер: 29кб.
Входимость: 14. Размер: 36кб.
Входимость: 14. Размер: 27кб.
Входимость: 13. Размер: 64кб.
Входимость: 13. Размер: 39кб.
Входимость: 13. Размер: 30кб.
Входимость: 13. Размер: 30кб.
Входимость: 13. Размер: 5кб.
Входимость: 12. Размер: 26кб.
Входимость: 12. Размер: 40кб.
Входимость: 12. Размер: 65кб.
Входимость: 12. Размер: 85кб.
Входимость: 12. Размер: 6кб.
Входимость: 11. Размер: 62кб.
Входимость: 10. Размер: 49кб.
Входимость: 10. Размер: 158кб.
Входимость: 10. Размер: 4кб.
Входимость: 9. Размер: 68кб.
Входимость: 9. Размер: 4кб.
Входимость: 9. Размер: 57кб.
Входимость: 8. Размер: 35кб.
Входимость: 8. Размер: 73кб.
Входимость: 8. Размер: 19кб.
Входимость: 8. Размер: 27кб.
Входимость: 8. Размер: 44кб.
Входимость: 8. Размер: 47кб.
Входимость: 8. Размер: 50кб.
Входимость: 7. Размер: 34кб.
Входимость: 7. Размер: 2кб.
Входимость: 7. Размер: 51кб.
Входимость: 7. Размер: 38кб.
Входимость: 7. Размер: 36кб.
Входимость: 6. Размер: 7кб.
Входимость: 6. Размер: 70кб.
Входимость: 6. Размер: 19кб.
Входимость: 6. Размер: 3кб.
Входимость: 6. Размер: 49кб.
Входимость: 6. Размер: 2кб.
Входимость: 6. Размер: 7кб.
Входимость: 5. Размер: 57кб.
Входимость: 5. Размер: 156кб.
Входимость: 5. Размер: 71кб.
Входимость: 5. Размер: 39кб.
Входимость: 5. Размер: 2кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 61. Размер: 56кб.
Часть текста: Газеты" Заявление, помещенное в журнале "Золотое руно" Из протокола № 50 заседания Политбюро ЦК РКП (об А. Блоке и Ф. Сологубе) Письмо в редакцию газеты "Биржевые ведомости" Письмо в редакцию газеты "Свободные мысли" Письмо в редакцию журнала "Весы" Письма: Блок А. А. - отцу, 18 октября 1898 г. Блок А. А. - Садовской К. М., 1898 г. Блок А. А. - отцу, 22 января 1900 г. Блок А. А. - Садовской К. М., 31 марта 1900 г. Блок А. А. - отцу, 1 декабря 1900 г. Блок А. А. - отцу, 2 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 2 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 25 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 июля 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 13 августа 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 августа 1901 г. Блок А. А. - отцу, 29 сентября 1901 г. Блок А. А. - отцу, 16 октября 1901 г. Блок А. А. - отцу, 8 февраля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 14 июня 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 июня 1902 г. Блок А. А. - Малько Н. А., 18 июля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., июль (до 21) 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 июля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 2 августа 1902 г. Блок А. А. - отцу, 5 августа 1902 г. Блок А. А. - Малько Н. А., 5 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 16 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 8 сентября 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 14 сентября 1902 г. Блок А. А. - отцу, 29 ноября 1902 г. Блок А. А. - Соловьеву М. С., 23 декабря 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 декабря 1902 г. Блок А. А. - Брюсову В. Я., 1 февраля 1903 г. Блок А. А. - Соловьеву С. М., 20 марта 1903 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 30 апреля 1903 г. Блок А. А. - Менделеевой Л. Д., 13 июня (н. ст.) 1903 г. Блок А. А. - Менделеевой Л. Д., 24 июня (н. ст.) 1903 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 25 июня (н. ст.) 1903 г. Блок А. А. - Соловьеву С. М., 8 октября 1903 г. Блок А. А. -...
Входимость: 28. Размер: 53кб.
Часть текста: направления связывается с основной общественной закономерностью русской жизни той поры — с революцией: «Это — “деловая” литература, в которой бунт революции иногда совсем покрывает бунт души и голос толпы покрывает голос одного. Эта литература нужна массам, но кое-что в ней необходимо и интеллигенции. Полезно, когда ветер событий и мировая музыка заглушают музыку оторванных душ и их сокровенные сквознячки» (V, 114). «Ветер событий» и «мировая музыка» тут выражают «общую», сверхличную закономерность; естественно, что они ближе всего к «толпе», к «массам», к социальным низам, к «народу». Но здесь нет и отрицания «музыки оторванных душ» — главное у Блока в констатации факта разрыва этих двух рядов и в связывании этого разрыва с общими закономерностями эпохи. Подобное толкование современных событий, современной жизни оказывается неприемлемым для символистских литературных кругов. Андрей Белый пишет Блоку после появления в печати статьи «О реалистах»: «Отношения наши обрываются навсегда… когда Ваше “ прошение ”, pardon, статья о реалистах появилась в “Руне”, где Вы беззастенчиво писали о том, чего не думали, мне все стало ясно. Объяснение с Вами оказалось излишним» 143* . Белому кажется оскорбительной и унизительной попытка Блока усмотреть в творчестве Горького и следующих за ним писателей выражение существенных коллизий времени; позиция Белого состояла в том, что надо создать «синтетическую» теорию символизма и эта теория сможет вывести литератора из художественных тупиков, освободить русского человека от одолевающих его противоречий жизни. О том, что спор идет не просто о литературе, но и о вопросах жизни, ясно говорит полемика Д. Мережковского с Блоком...
Входимость: 20. Размер: 101кб.
Часть текста: Блок Глава VI. Блок между первой революцией и войной Глава VI. Блок между первой революцией и войной Революция была разбита. Наступила реакция. «Поражение революции 1905 года породило распад и разложение в среде попутчиков революции. Особенно усилились разложение и упадочничество в среде интеллигенции. Попутчики, пришедшие в ряды революции из буржуазной среды в период бурного подъема революции, отошли от партии в дни реакции. Часть их ушла в лагерь открытых врагов революции, часть засела в уцелевших легальных обществах рабочего класса и старалась свернуть пролетариат с революционного пути, старалась дискредитировать революционную партию пролетариата. Отходя от революции, попутчики старались приспособиться к реакции, ужиться с царизмом. Царское правительство использовало поражение революции, чтобы наиболее трусливых и шкурнически настроенных попутчиков революции завербовать себе в агенты - в провокаторы. ... Наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась целая орава модных писателей, которые «критиковали» и «разносили» марксизм, оплевывали революцию, издевались над ней, воспевали предательство, воспевали половой разврат под видом ««культа личности». В области философии усилились попытки «критики», ревизии марксизма, а также появились всевозможные религиозные течения, прикрытые...
Входимость: 17. Размер: 116кб.
Часть текста: Общественная деятельность (1908-1909) ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1908-1909) В январе 1908 года Блок писал Брюсову: "Все мои литературные занятия заслонились пока большой пьесой, над которой я мучусь вот уже год". Из этих слов можно заключить, что замысел драмы "Песня Судьбы" восходит к началу 1907 года. Однако в черновиках не сохранилось никаких следов работы, относящейся к этому времени. Возможно, что перед смертью поэт уничтожил первоначальные наброски. В черновике мы находим пометку автора, датированную 1921 годом, в которой он сообщает, что "уничтожил наброски талантливой сцены между Еленой, Другом, Фаиной и Германом в игорном доме", а также "всякие другие наброски". В начале 1908 года Блок напряженно работает над "Песнью Судьбы". "Я уже набросал три акта, - пишет он матери 8 января, - то есть дошел уже до перелома: самое трудное сделано и теперь остается только последнее напряжение всех сил и много черной и упорной работы. Тут я не ленюсь (целиком, например, выбрасываю хорошо написанный, но идейно неудовлетворительный пятый акт)". А через два дня он сообщает Е. П. Иванову: "... никуда не хожу, потому что...
Входимость: 17. Размер: 122кб.
Часть текста: много бы выиграла, если бы более ориентировалась на общую философскую эстетику, чем на квазинаучные генетические обобщения истории литературы; к сожалению, приходится признаться, что важные явления в области общей эстетики не оказали ни малейшего влияния на эстетику словесного творчества, существует даже какая-то наивная боязнь философского углубления; этим объясняется низкий уровень проблематики нашей науки». Писать об Александре Блоке сегодня более, чем сложно. Но писать о нём давно пора, и писать - по-другому. Ассоциации, связанные с А. Блоком, как водится, образуют сложные переплетения, включающие так называемый "серебряный век", символизм, Прекрасную Даму, поэму "Двенадцать". Достаточно долго мы имели под рукой одномерный подход к А. Блоку как "рыцарю Прекрасной Дамы", мистически настроенному и романтически возвышенному, но более или менее благополучно преодолевшему символизм, в конце концов, воспевшему "великие идеалы справедливости" революционных масс в известной поэме. Наша цель сводится к тому, чтобы взору предстали непредвзято истолкованные, освещённые по-иному личность и творчество А. Блока, попытаемся увидеть поэта с точки зрения вековых человеческих ценностей, а более всего и, во-первых, с точки зрения русской духовной культуры. Глубже и конкретнее понять философскую основу поэзии А. Блока поможет воссоздание облика Прекрасной Дамы. ...
Входимость: 17. Размер: 51кб.
Часть текста: к протесту против спокойной, уравновешенной жизни, против семейного очага, призывая к отказу от счастья, к безбытности, к разрушению семьи, уюта. Все это охватило Ал. Ал. Идеология того времени особенно отчетливо прозвучала впоследствии в его "Песне Судьбы". Уход Германа от личного счастья, от тихой пристани - вот отголосок тех настроений: "Я понял, что мы одни на блаженном острове, отделенные от всего мира. Разве можно жить так одиноко и счастливо?.." и дальше: "Господи. Так не могу больше. Мне слишком хорошо в моем тихом белом доме. Дай мне силу проститься с ним и увидать, какова жизнь на свете"... И позднее в набросках и планах поэмы "Возмездие". "Все разрастающиеся события были для него только образами развертывающегося хаоса. Скоро волнение его нашло себе русло: он попал в общество людей, у которых не сходили с языка слова "революция", "мятеж", "анархия", "безумие". Здесь были красивые женщины "с вечно смятой розой на груди" - с приподнятой головой и приоткрытыми губами. Вино лилось рекой. Каждый "безумствовал", каждый хотел разрушить семью, домашний очаг - свой вместе с чужим". В таком настроении был поэт, когда он ушел из дома и из-под крыла матери и вместе с женой переселился на отдельную квартиру. Это случилось осенью 1906 года. Квартира - "демократическая" найдена была на Лахтинской улице, в четвертом этаже. В трех небольших комнатах...
Входимость: 15. Размер: 29кб.
Часть текста: быть может, мне самой яркой фигурою времени; увлечения, устремления к людям, с которыми Блок очень часто и не был знаком, обусловливались фазою моего отношения к Блоку; и - наконец: наши встречи настолько всегда диктовались идейными устремлениями, что я не могу не распространяться о некоторых идейных воздействиях, менявших мой облик и обусловливающих мой новый поворот к Блоку. В моем общении с Морозовой, Метнером, Булгаковым, Бердяевым, Трубецким подготовлялась мне тема: Россия. В ней свершилась и новая встреча с Блоком; так весь путь, мной проделанный без него, в результате которого появились романы "Серебряный Голубь" и "Петербург", подготовил возможность моей новой встречи с А. А. (уже автором стихов о России и "Куликова Поля"). Стихи о Прекрасной Даме когда-то нас сблизили с Блоком; а "Куликово Поле", "Серебряный Голубь" свели нас вторично. В Гоголе соединились мы снова; мы оба увидели в Гоголе муки боли, рождающей новое будущее России. О Гоголе писал я настороженно; о Гоголе писал Блок: "Перед неизбежностью родов, перед появлением...
Входимость: 14. Размер: 36кб.
Часть текста: считают некоторые исследователи, «послание» автора оказывается адресованным не к современности, а в будущее, оно обрело статус пророчества: «В дни создания “На поле Куликовом” ясновидцу Блоку было открыто будущее. В “непробудной тишине” реакции 1908 года он различал гул событий…» 1 ; «<…> фуга “На поле Куликовом” <…> полна мрачных, зловещих предчувствий грядущих катастроф…» 2 . Правомерность подобного подхода может быть подтверждена словами самого поэта, который позднее, в 1912 г., снабдил текст ставшим впоследствии знаменитым примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди» 3 . Однако, что допустимо для творца — не обязательно допустимо для филолога. А герменевтический аппарат, созданный на базе категорий «ясновидец», «будущее», «предчувствия грядущих катастроф», хотя и не лишен познавательных потенций, но явно выходит за рамки филологии. Более уместен и продуктивен столь же традиционный подход, при котором «послание» цикла «На поле Куликовом» связывается с размышлениями Блока о трагическом для русской истории противостоянии народа и интеллигенции. Это исследовательское положение подтверждается целым рядом аргументов: в аспекте творческой истории лирический цикл Блока бесспорно зависит от его драматической поэмы «Песня Судьбы», а...
Входимость: 14. Размер: 27кб.
Часть текста: Москве; я ему оппонировал; и напечатал в "Весах" нападение на всю линию обоснования символизма Ивановым; он мне - отвечал; завязалась полемика, в которой нам доставалось друг от друга 48 . Бердяев, Булгаков, Рачинский не понимали моей "риккертианизирующей" позиции; но более всего доставалось мне в частных беседах от Шпета (профессора философии ныне), с которым я часто встречался, с которым дружил: Г. Г. Шпет представлял в годы те исключительное явление; будучи приверженцем Юма 49 и скептиком, боготворя философские опыты Л. И. Шестова 50 , он внутренне чутко расслушал мистические настроения нашего аргонавтизма; и - появился среди нас; нас сближала с ним не философия вовсе, а новизна восприятий его, афористичность его, тонкий юмор и чуткое отношение к культуре искусства; да, среди "символистов" был свой он; среди философов - "их"; он порой лукаво раздваивался. Он мне говорил, будто я в разговорах "en deux" развиваю вполне интересные, нужные философские взгляды; в кружке же философов на себя надеваю торжественный фрак философии Риккерта: - Ну, скажи, а зачем тебе фрак, - мне говаривал Шпет; и грозил: если я еще раз в этот фрак облекусь на публичном собрании, он своею рапирою диалектики разорвет на мне фрак; это раз он исполнил, жестоко напав на меня у Морозовой; он говаривал: - Борису Николаевичу на философской дуэли приходится рвать его фрак; ничего: он приходит домой, обязательно чинит его; и потом появляется сызнова, ...
Входимость: 13. Размер: 64кб.
Часть текста: это казалось неслыханным потрясением основ, - они валом валили на Ведекинда. Блок, посмотрев спектакль Мейерхольда, выразился коротко и ясно: "Скука пересилила порнографию". Затем - выступил со статьей, в которой возню с Ведекиндом поставил в прямую связь с общественно-нравственной обстановкой, сложившейся в России. Болезненный интерес к "проблеме пола" характерен для наступивших "досадных, томительных, плоских дней": "Никогда этот вопрос не стоял так у нас, в России; если же и становится так теперь, то только в замкнутых кругах, обреченных на медленное тление, в классах, от которых идет трупный запах". Так зачем же слушать благоразумно-цинического немца, изнемогающего от сытости? "Мы - голодные, нам холодно". Не прошло и месяца, как Мейерхольд поставил "Пеллеаса и Мелизанду" Метерлинка с Комиссаржевской в главной роли. Блок отозвался о новом спектакле безжалостно. Он хотел бы, чтобы все было "проще, проще, проще", а тут какие-то кубики и цилиндры, "желто-грязная занавеска", какие-то "декадентские цветы или черт его...