Поиск по творчеству и критике
Cлово "1914"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава девятая. Годы мировой войны (1914-1917)
Входимость: 19. Размер: 98кб.
2. Гречаник И. В.: Особености лирики А. Блока - философские основы, стиль
Входимость: 17. Размер: 122кб.
3. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 17. Размер: 68кб.
4. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 13. Размер: 158кб.
5. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 13. Размер: 76кб.
6. Тимофеев Л.: Александр Блок. Глава VI. Блок между первой революцией и войной
Входимость: 12. Размер: 101кб.
7. Письма Блока
Входимость: 11. Размер: 56кб.
8. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Музыка и свет
Входимость: 10. Размер: 47кб.
9. Свеченовская И. В.: Неразгаданная тайна. Смерть Александра Блока. Глава 14. Блок и Ахматова
Входимость: 9. Размер: 45кб.
10. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 9. Размер: 161кб.
11. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 6
Входимость: 8. Размер: 38кб.
12. Андрей Турков. Александр Блок. Часть 13
Входимость: 8. Размер: 42кб.
13. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава девятая. У второго порога. "Любовь и Россия" в третьем томе у Блока
Входимость: 8. Размер: 50кб.
14. Тимофеев Л.: Александр Блок. Глава VII. Блок в годы войны
Входимость: 7. Размер: 31кб.
15. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 5
Входимость: 7. Размер: 62кб.
16. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 6. Размер: 93кб.
17. Пяст Вл.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 6. Размер: 88кб.
18. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава десятая. "Двенадцать". Последние годы жизни (1918-1921)
Входимость: 6. Размер: 122кб.
19. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Роза и крест"
Входимость: 6. Размер: 156кб.
20. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 6. Размер: 73кб.
21. Ахматова Анна: О Блоке
Входимость: 6. Размер: 10кб.
22. Одесский М.: "Славянский" контекст стихотворений Блока ("На поле Куликовом")
Входимость: 6. Размер: 36кб.
23. Судьба Аполлона Григорьева
Входимость: 5. Размер: 71кб.
24. Черная кровь
Входимость: 5. Размер: 5кб.
25. Кузьмина-Караваева Е. Ю.: Встречи с Блоком
Входимость: 5. Размер: 51кб.
26. Магомедова Д. М.: Блок А. А.
Входимость: 5. Размер: 19кб.
27. Розанов И. Н.: Об Александре Блоке
Входимость: 5. Размер: 24кб.
28. Волков Н. Д.: Александр Блок и театр. Глава XI. "Кармен"
Входимость: 5. Размер: 17кб.
29. Садовской Борис: Встречи с Блоком
Входимость: 4. Размер: 24кб.
30. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава девятая. У второго порога. Двойники
Входимость: 4. Размер: 57кб.
31. Волков Н. Д.: Александр Блок и театр. Глава II. Гамлет и Офелия
Входимость: 4. Размер: 20кб.
32. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Отравленный пар
Входимость: 4. Размер: 44кб.
33. Блок А. А. - Ахматовой А. А., 18 января 1914 г.
Входимость: 4. Размер: 4кб.
34. Веригина В. П.: Лирические драмы А. Блока в тенишевской аудитории
Входимость: 4. Размер: 17кб.
35. Павлов Ю. М.: Тема Родины в лирике Александра Блока
Входимость: 3. Размер: 19кб.
36. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. I. Эпоха до первой встречи
Входимость: 3. Размер: 78кб.
37. Городецкий Сергей: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 3. Размер: 51кб.
38. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 4
Входимость: 3. Размер: 34кб.
39. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 3. Размер: 109кб.
40. Бабенчиков М. В.: Отважная красота
Входимость: 3. Размер: 70кб.
41. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Кружок Соловьевых
Входимость: 3. Размер: 28кб.
42. Зоргенфрей В. А.: Александр Александрович Блок
Входимость: 3. Размер: 83кб.
43. Павел Сухотин: Памяти Блока
Входимость: 3. Размер: 12кб.
44. Муратов П. П.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 3. Размер: 17кб.
45. Дневник 1921 года
Входимость: 3. Размер: 81кб.
46. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Над грозной бездной
Входимость: 3. Размер: 39кб.
47. Гиппиус Василий: Встречи с Блоком
Входимость: 3. Размер: 28кб.
48. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". Жизнь за границей
Входимость: 3. Размер: 20кб.
49. Максимов Д. Е.: Александр Блок и Евгений Иванов
Входимость: 3. Размер: 70кб.
50. Ахматова Анна: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 3. Размер: 8кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава девятая. Годы мировой войны (1914-1917)
Входимость: 19. Размер: 98кб.
Часть текста: И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах. В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжелого. Напротив - весь он солнечный; легкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью". Влюбленность - и снова звуки "мирового оркестра", бурный прилив вдохновения. В несколько дней, в конце марта, создается цикл "Кармен". В стихотворении "Сердитый взор бесцветных глаз" поэт вспоминает о первой встрече: В партере - ночь. Нельзя дышать. Нагрудник черный близко, близко... И бледное лицо... и прядь Волос, спадающая низко... .................. В движеньях гордой головы Прямые признаки досады... И песня Ваших нежных плеч Уже до ужаса знакома, И сердцу суждено беречь, Как память об иной отчизне, - Ваш образ, дорогой навек... О "музыке" этой новой любви - короткие заметки в "Записной книжке": 9 марта. "Холодный ветер. Уж очень было напряженно и восторженно все эти дни - устал немного, утих". 16 марта. "Дождь, мгла, скучаю... Март кошмарит". 29 марта. "Все поет". 1 апреля. "Холодный, серый ветер с моря, я дома, усталый. Демоническое мировоззрение". 14 мая. "Страстная бездна и над ней носятся отрывки мыслей о будущем. - Дух Божий". В. Э. Мейерхольд и литератор-режиссер Вл. Н. Соловьев издают...
2. Гречаник И. В.: Особености лирики А. Блока - философские основы, стиль
Входимость: 17. Размер: 122кб.
Часть текста: развития. Михаил Бахтин, признавая продуктивность такого совмещённого, литературно-философского подхода, писал: «Вообще должно сказать, что эстетика словесного творчества много бы выиграла, если бы более ориентировалась на общую философскую эстетику, чем на квазинаучные генетические обобщения истории литературы; к сожалению, приходится признаться, что важные явления в области общей эстетики не оказали ни малейшего влияния на эстетику словесного творчества, существует даже какая-то наивная боязнь философского углубления; этим объясняется низкий уровень проблематики нашей науки». Писать об Александре Блоке сегодня более, чем сложно. Но писать о нём давно пора, и писать - по-другому. Ассоциации, связанные с А. Блоком, как водится, образуют сложные переплетения, включающие так называемый "серебряный век", символизм, Прекрасную Даму, поэму "Двенадцать". Достаточно долго мы имели под рукой одномерный подход к А. Блоку как "рыцарю Прекрасной Дамы", мистически настроенному и романтически возвышенному, но более или менее благополучно преодолевшему символизм, в конце концов, воспевшему "великие идеалы справедливости" революционных масс в известной поэме. Наша цель сводится к тому, чтобы взору предстали непредвзято истолкованные, освещённые по-иному личность и творчество А. Блока, попытаемся увидеть поэта с точки зрения вековых человеческих ценностей, а более всего и, во-первых, с точки зрения русской духовной культуры. Глубже и конкретнее понять философскую основу поэзии А. Блока поможет воссоздание облика Прекрасной Дамы.   Как пламя свечи притягивает мотылька, обжигающего крылья, но всё равно, летящего к огню, так Таинственная Дева притягивала к себе художника, горящего, но желающего подойти поближе к героине. Иначе не мог...
3. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 17. Размер: 68кб.
Часть текста: 1 2 января 1912 года Александр Блок записал в своем дневнике: Для того, чтобы не упасть низко (что, может быть, было и невозможно, ибо никаких личных человеческих сил не хватило бы для борьбы с бурей русской жизни следующих лет), или – хоть иметь надежду подняться, оправиться, отдохнуть и идти к людям, разумея под ними уже не только «толпу»… – для этого надо было иметь большие нравственные силы, т. е. известную культурную избранность, ибо нравственные фонды наследственны. В наши дни все еще длится – и еще не закончен – этот нравственный отбор; вот почему, между прочим, так сильно еще озлобление, так аккуратно отмеривается и отвешивается количество арийской и семитической крови, так возбуждены национальные чувства; потому не устарели еще и «сословные» счеты, ибо бывшие сословия – культурные ценности, и очень важно, какою культурною струей питался каждый из нас (интересно, когда касается тех, кто еще имеет...
4. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 13. Размер: 158кб.
Часть текста: Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун Северной области и директор Большого драматического театра — II, 338, 408. Андреева-Дельмас (ур. Тишинская) Любовь Александровна (1879—1969), оперная артистка, возлюбленная и близкий друг Блока — II, 96, 102, 171, 355, 408. Andrieu — Андрие Шарль (1845—1910), артист франц. драм. труппы в Петербурге (с 1875 г.) — I, 56, 57. Андрюша — см. Кублицкий- Пиоттух А. А. Аничков Евгений Васильевич (1866—1937), литературовед и критик; после Октября в эмиграции — I, 331, 336, 378, 386, 387, 393, 438; II, 65, 103, 407, 409. Аничкова (ур. Авинова) Анна Митрофановна (1868—1935), писательница (под псевдонимом: Иван Странник)...
5. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 13. Размер: 76кб.
Часть текста: его характера. «Блок аккуратен до болезненности, — записал в дневнике Корней Чуковский, сблизившийся с Блоком на заседаниях издательства “Всемирная литература” в 1919 году. — У него по карманам рассовано несколько записных книжечек, и он все, что ему нужно, аккуратненько записывает во все книжечки...» 1 Здесь все точно, вплоть до множественного числа: в некоторые периоды своей жизни Блок вел не одну, а сразу две или даже три книжки, информация в которых распределялась по одному ему известному принципу. О. А. Линдеберг, текстолог, готовившая для нового издания расшифровку блоковских записей, так описывает эту часть его творческого хозяйства: «Что же такое записная книжка Блока? Чаще всего это тонкая тетрадь в коленкоровой, кожаной или дерматиновой обложке форматом 9x15 или 8x10 см. Туда записывались деловые заметки, творческие замыслы, наброски статей, конспекты прослушанных докладов, размышления, жизненные впечатления, адреса, хозяйственные расчеты и, конечно, самое главное — стихи. Некоторые записные книжки почти полностью заняты набросками и черновиками стихотворений, причем большинство из них имеет сложную...
6. Тимофеев Л.: Александр Блок. Глава VI. Блок между первой революцией и войной
Входимость: 12. Размер: 101кб.
Часть текста: усилились разложение и упадочничество в среде интеллигенции. Попутчики, пришедшие в ряды революции из буржуазной среды в период бурного подъема революции, отошли от партии в дни реакции. Часть их ушла в лагерь открытых врагов революции, часть засела в уцелевших легальных обществах рабочего класса и старалась свернуть пролетариат с революционного пути, старалась дискредитировать революционную партию пролетариата. Отходя от революции, попутчики старались приспособиться к реакции, ужиться с царизмом. Царское правительство использовало поражение революции, чтобы наиболее трусливых и шкурнически настроенных попутчиков революции завербовать себе в агенты - в провокаторы. ... Наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась целая орава модных писателей, которые «критиковали» и «разносили» марксизм, оплевывали революцию, издевались над ней, воспевали предательство, воспевали половой разврат под видом ««культа личности». В области философии усилились попытки «критики», ревизии марксизма, а также появились всевозможные религиозные течения, прикрытые якобы «научными» доводами. «Критика» марксизма стала модой. Все эти господа, несмотря на всю их разношерстность, преследовали одну общую цель -отвратить массы от революции». Таковы были эти годы. В литературу хлынула мутная волна порнографии и обывательщины. Появились произведения, разрабатывавшие «проблемы» однополой любви - мужской («Крылья» Кузьмина) и женской («33 урода» - Зиновьевой-Аннибал). Нашумевший роман Арцыбашева «Санин» провозглашал «культ личности» и в качестве героя изображал по сути дела уголовного преступника, насиловавшего женщин и намеревавшегося соблазнить собственную сестру. В образе Санина Арцыбашев, как заметил...
7. Письма Блока
Входимость: 11. Размер: 56кб.
Часть текста: - отцу, 2 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 2 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 25 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 июля 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 13 августа 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 августа 1901 г. Блок А. А. - отцу, 29 сентября 1901 г. Блок А. А. - отцу, 16 октября 1901 г. Блок А. А. - отцу, 8 февраля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 14 июня 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 июня 1902 г. Блок А. А. - Малько Н. А., 18 июля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., июль (до 21) 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 июля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 2 августа 1902 г. Блок А. А. - отцу, 5 августа 1902 г. Блок А. А. - Малько Н. А., 5 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 16 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 8 сентября 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 14 сентября 1902 г. Блок А. А. - отцу, 29 ноября 1902 г. Блок А. А. - Соловьеву М. С., 23 декабря 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 декабря 1902 г. Блок А. А. - Брюсову В. Я., 1 февраля 1903 г. Блок А. А. - Соловьеву С. М., 20 марта 1903 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 30 апреля 1903 г. Блок А. А. - Менделеевой Л. Д.,...
8. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Музыка и свет
Входимость: 10. Размер: 47кб.
Часть текста: в декабре 1913-го. Остается неясным, когда именно услышал он голос, тронувший его сердце. То ли это случилось еще в октябре, то ли - несколько позже. ... В 1912 году в Петербурге возник новый театр - Музыкальная драма. По замыслу учредителей (режиссер И. М. Лапицкий, дирижер М. А. Бихтер), погрязшей в рутине и сплошных условностях опере следовало противопоставить целостное музыкально-драматическое представление, реалистическое по духу и формам, с характерами и бытом. Труппа составилась в основном из молодых артистов и студентов Консерватории, хотя в дальнейшем в нее вошли и такие знаменитости, как Собинов и Липковская. Новый театр открылся "Евгением Онегиным". Блок смотрел этот спектакль и одобрил его горячо - за "здоровый реализм", за то, что "сжимается сердце от крепостного права", за психологию и мелочи быта, короче говоря, за все, чего он не находил в "Мейерхольдии". Второй постановкой Музыкальной драмы была "Кармен". Премьера состоялась 9 октября 1913 года. Спектакль имел успех, даже в снобистском "Аполлоне" отметили, что "постановка поражает своей жизненностью". Очень может быть, что Блок был на премьере. Во всяком случае, осведомленная тетушка Марья Андреевна утверждала, что увидел он этот спектакль...
9. Свеченовская И. В.: Неразгаданная тайна. Смерть Александра Блока. Глава 14. Блок и Ахматова
Входимость: 9. Размер: 45кб.
Часть текста: своим правителям. В то же время отношения с Любовью Дмитриевной зашли в совершенный тупик. Его роман с Дельмас Люба переживала мучительно. Настолько, что они даже разъехались и теперь «гишпанская принцесса» могла запросто приходить к Блоку домой. Любовь Дмитриевна терзалась. Уж не погорячилась ли она? Впервые над ее браком нависла столь явная угроза. Что теперь будет? Неужели их отношения с Блоком закончились? Что же ей делать? Может потому, что ответа на этот вопрос она так и не нашла, Любовь Дмитриевна по-своему решила вставшую перед ней дилемму. А именно в духе того времени. Она записалась санитаркой на фронт. Впрочем, ее патриотическое настроение в отличие от мужа разделяла почти вся страна. Более того, везде царило некое сплочение и даже воодушевление. Женщины шли санитарками в госпитали, мужчины рвались в окопы. Добрый приятель Блока – Михаил Терещенко и вовсе перестал заниматься литературной деятельностью, считая, что когда грохочут пушки, музы могут и помолчать. Москва и Петербург очень сильно меняются в эти военные месяцы. Идут разговоры о мобилизации сверстников Блока, везде раздаются патриотические вирши, и Блока это очень раздражает. Он чувствует, как в воздухе разливается удушье. И хотя он кричит по телефону Гиппиус, что «война – это прежде всего весело», Люба уже уехала и теперь шлет оттуда корреспонденции, которые печатаются под рубрикой «Из писем сестры милосердия». И уж совсем удивительно, что Блок посылал ей в действующую армию свежие журналы мод. «Зачем ей там моды?» – изумилась Веригина. На что мать поэта ответила: «Саша знает, что она это любит, – ее немного развлечет…» Блок пишет жене нежные и теплые письма, а еще рассказывает, что сейчас в Петербурге как никогда сильны акмеисты с их лидером Николаем Гумилевым. Мы подошли, пожалуй, к одной из самых загадочных страниц в жизни Блока. А именно – к его...
10. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 9. Размер: 161кб.
Часть текста: лежащих за пределами литературы как таковой. Развитие драматических образов совершается средствами, заранее предусматривающими зрелищное воплощение, ремарки менее всего требуют сценической иллюстрации текста — обычно они содержат описание пантомимической игры, в бессловесности которой просвечивает нечто, словом невыразимое, но первостепенно важное для смысла пьесы. Театр дает Блоку возможность представить в формах сценически реализующей себя, зримо действующей структуры тот образ мира, который в его лирике поневоле возникает лишь в мгновенных постижениях. В театре многопланность бытия может быть раскрыта действенно, как противоречие и как синтез одновременно. Блок, несомненно, является одним из наиболее ярких представителей той «авторской режиссуры», которая возникает в драме XX в. в борьбе с однопланностью театра натуралистической традиции. Как драматург и критик Блок принадлежит к числу тех театральных деятелей, для которых искусство изображения человека, прочно вросшего в быт, до конца определяемого и связанного инерцией социальных отношений, было не вполне истинным и полноценным. Его собственное творчество основано на принципе выявления расшатанности, непрочности таких связей. Блок включает...