Поиск по творчеству и критике
Cлово "1914"
Входимость: 19. Размер: 98кб.
Входимость: 17. Размер: 122кб.
Входимость: 17. Размер: 68кб.
Входимость: 13. Размер: 158кб.
Входимость: 13. Размер: 76кб.
Входимость: 12. Размер: 101кб.
Входимость: 11. Размер: 56кб.
Входимость: 10. Размер: 47кб.
Входимость: 9. Размер: 45кб.
Входимость: 9. Размер: 161кб.
Входимость: 8. Размер: 38кб.
Входимость: 8. Размер: 42кб.
Входимость: 8. Размер: 50кб.
Входимость: 7. Размер: 31кб.
Входимость: 7. Размер: 62кб.
Входимость: 6. Размер: 93кб.
Входимость: 6. Размер: 88кб.
Входимость: 6. Размер: 122кб.
Входимость: 6. Размер: 156кб.
Входимость: 6. Размер: 73кб.
Входимость: 6. Размер: 10кб.
Входимость: 6. Размер: 36кб.
Входимость: 5. Размер: 71кб.
Входимость: 5. Размер: 5кб.
Входимость: 5. Размер: 51кб.
Входимость: 5. Размер: 19кб.
Входимость: 5. Размер: 24кб.
Входимость: 5. Размер: 17кб.
Входимость: 4. Размер: 24кб.
Входимость: 4. Размер: 57кб.
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Входимость: 4. Размер: 4кб.
Входимость: 4. Размер: 17кб.
Входимость: 3. Размер: 19кб.
Входимость: 3. Размер: 78кб.
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Входимость: 3. Размер: 34кб.
Входимость: 3. Размер: 109кб.
Входимость: 3. Размер: 70кб.
Входимость: 3. Размер: 28кб.
Входимость: 3. Размер: 83кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Входимость: 3. Размер: 81кб.
Входимость: 3. Размер: 39кб.
Входимость: 3. Размер: 28кб.
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Входимость: 3. Размер: 70кб.
Входимость: 3. Размер: 8кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 19. Размер: 98кб.
Часть текста: И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах. В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжелого. Напротив - весь он солнечный; легкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью". Влюбленность - и снова звуки "мирового оркестра", бурный прилив вдохновения. В несколько дней, в конце марта, создается цикл "Кармен". В стихотворении "Сердитый взор бесцветных глаз" поэт вспоминает о первой встрече: В партере - ночь. Нельзя дышать. Нагрудник черный близко, близко... И бледное лицо... и прядь Волос, спадающая низко... .................. В движеньях гордой головы Прямые признаки досады... И песня Ваших нежных плеч Уже до ужаса знакома, И сердцу суждено беречь, Как память об иной отчизне, - Ваш образ, дорогой навек... О "музыке" этой новой любви - короткие заметки в "Записной книжке": 9 марта. "Холодный ветер. Уж очень было напряженно и восторженно все эти дни - устал немного, утих". 16 марта. "Дождь, мгла, скучаю... Март кошмарит". 29 марта. "Все поет". 1 апреля. "Холодный, серый ветер с моря, я дома, усталый. Демоническое мировоззрение". 14 мая. "Страстная бездна и над ней носятся отрывки мыслей о будущем. - Дух Божий". В. Э. Мейерхольд и литератор-режиссер Вл. Н. Соловьев издают...
Входимость: 17. Размер: 122кб.
Часть текста: развития. Михаил Бахтин, признавая продуктивность такого совмещённого, литературно-философского подхода, писал: «Вообще должно сказать, что эстетика словесного творчества много бы выиграла, если бы более ориентировалась на общую философскую эстетику, чем на квазинаучные генетические обобщения истории литературы; к сожалению, приходится признаться, что важные явления в области общей эстетики не оказали ни малейшего влияния на эстетику словесного творчества, существует даже какая-то наивная боязнь философского углубления; этим объясняется низкий уровень проблематики нашей науки». Писать об Александре Блоке сегодня более, чем сложно. Но писать о нём давно пора, и писать - по-другому. Ассоциации, связанные с А. Блоком, как водится, образуют сложные переплетения, включающие так называемый "серебряный век", символизм, Прекрасную Даму, поэму "Двенадцать". Достаточно долго мы имели под рукой одномерный подход к А. Блоку как "рыцарю Прекрасной Дамы", мистически настроенному и романтически возвышенному, но более или менее благополучно преодолевшему символизм, в конце концов, воспевшему "великие идеалы справедливости" революционных масс в известной поэме. Наша цель сводится к тому, чтобы взору предстали непредвзято истолкованные, освещённые по-иному личность и творчество А. Блока, попытаемся увидеть поэта с точки зрения вековых человеческих ценностей, а более всего и, во-первых, с точки зрения русской духовной культуры. Глубже и конкретнее понять философскую основу поэзии А. Блока поможет воссоздание облика Прекрасной Дамы. Как пламя свечи притягивает мотылька, обжигающего крылья, но всё равно, летящего к огню, так Таинственная Дева притягивала к себе художника, горящего, но желающего подойти поближе к героине. Иначе не мог...
Входимость: 17. Размер: 68кб.
Часть текста: 1 2 января 1912 года Александр Блок записал в своем дневнике: Для того, чтобы не упасть низко (что, может быть, было и невозможно, ибо никаких личных человеческих сил не хватило бы для борьбы с бурей русской жизни следующих лет), или – хоть иметь надежду подняться, оправиться, отдохнуть и идти к людям, разумея под ними уже не только «толпу»… – для этого надо было иметь большие нравственные силы, т. е. известную культурную избранность, ибо нравственные фонды наследственны. В наши дни все еще длится – и еще не закончен – этот нравственный отбор; вот почему, между прочим, так сильно еще озлобление, так аккуратно отмеривается и отвешивается количество арийской и семитической крови, так возбуждены национальные чувства; потому не устарели еще и «сословные» счеты, ибо бывшие сословия – культурные ценности, и очень важно, какою культурною струей питался каждый из нас (интересно, когда касается тех, кто еще имеет...
Входимость: 13. Размер: 158кб.
Часть текста: Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун Северной области и директор Большого драматического театра — II, 338, 408. Андреева-Дельмас (ур. Тишинская) Любовь Александровна (1879—1969), оперная артистка, возлюбленная и близкий друг Блока — II, 96, 102, 171, 355, 408. Andrieu — Андрие Шарль (1845—1910), артист франц. драм. труппы в Петербурге (с 1875 г.) — I, 56, 57. Андрюша — см. Кублицкий- Пиоттух А. А. Аничков Евгений Васильевич (1866—1937), литературовед и критик; после Октября в эмиграции — I, 331, 336, 378, 386, 387, 393, 438; II, 65, 103, 407, 409. Аничкова (ур. Авинова) Анна Митрофановна (1868—1935), писательница (под псевдонимом: Иван Странник)...
Входимость: 13. Размер: 76кб.
Часть текста: его характера. «Блок аккуратен до болезненности, — записал в дневнике Корней Чуковский, сблизившийся с Блоком на заседаниях издательства “Всемирная литература” в 1919 году. — У него по карманам рассовано несколько записных книжечек, и он все, что ему нужно, аккуратненько записывает во все книжечки...» 1 Здесь все точно, вплоть до множественного числа: в некоторые периоды своей жизни Блок вел не одну, а сразу две или даже три книжки, информация в которых распределялась по одному ему известному принципу. О. А. Линдеберг, текстолог, готовившая для нового издания расшифровку блоковских записей, так описывает эту часть его творческого хозяйства: «Что же такое записная книжка Блока? Чаще всего это тонкая тетрадь в коленкоровой, кожаной или дерматиновой обложке форматом 9x15 или 8x10 см. Туда записывались деловые заметки, творческие замыслы, наброски статей, конспекты прослушанных докладов, размышления, жизненные впечатления, адреса, хозяйственные расчеты и, конечно, самое главное — стихи. Некоторые записные книжки почти полностью заняты набросками и черновиками стихотворений, причем большинство из них имеет сложную...
Входимость: 12. Размер: 101кб.
Часть текста: усилились разложение и упадочничество в среде интеллигенции. Попутчики, пришедшие в ряды революции из буржуазной среды в период бурного подъема революции, отошли от партии в дни реакции. Часть их ушла в лагерь открытых врагов революции, часть засела в уцелевших легальных обществах рабочего класса и старалась свернуть пролетариат с революционного пути, старалась дискредитировать революционную партию пролетариата. Отходя от революции, попутчики старались приспособиться к реакции, ужиться с царизмом. Царское правительство использовало поражение революции, чтобы наиболее трусливых и шкурнически настроенных попутчиков революции завербовать себе в агенты - в провокаторы. ... Наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась целая орава модных писателей, которые «критиковали» и «разносили» марксизм, оплевывали революцию, издевались над ней, воспевали предательство, воспевали половой разврат под видом ««культа личности». В области философии усилились попытки «критики», ревизии марксизма, а также появились всевозможные религиозные течения, прикрытые якобы «научными» доводами. «Критика» марксизма стала модой. Все эти господа, несмотря на всю их разношерстность, преследовали одну общую цель -отвратить массы от революции». Таковы были эти годы. В литературу хлынула мутная волна порнографии и обывательщины. Появились произведения, разрабатывавшие «проблемы» однополой любви - мужской («Крылья» Кузьмина) и женской («33 урода» - Зиновьевой-Аннибал). Нашумевший роман Арцыбашева «Санин» провозглашал «культ личности» и в качестве героя изображал по сути дела уголовного преступника, насиловавшего женщин и намеревавшегося соблазнить собственную сестру. В образе Санина Арцыбашев, как заметил...
Входимость: 11. Размер: 56кб.
Часть текста: - отцу, 2 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 2 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 25 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 июля 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 13 августа 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 августа 1901 г. Блок А. А. - отцу, 29 сентября 1901 г. Блок А. А. - отцу, 16 октября 1901 г. Блок А. А. - отцу, 8 февраля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 14 июня 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 июня 1902 г. Блок А. А. - Малько Н. А., 18 июля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., июль (до 21) 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 июля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 2 августа 1902 г. Блок А. А. - отцу, 5 августа 1902 г. Блок А. А. - Малько Н. А., 5 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 16 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 8 сентября 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 14 сентября 1902 г. Блок А. А. - отцу, 29 ноября 1902 г. Блок А. А. - Соловьеву М. С., 23 декабря 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 декабря 1902 г. Блок А. А. - Брюсову В. Я., 1 февраля 1903 г. Блок А. А. - Соловьеву С. М., 20 марта 1903 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 30 апреля 1903 г. Блок А. А. - Менделеевой Л. Д.,...
Входимость: 10. Размер: 47кб.
Часть текста: в декабре 1913-го. Остается неясным, когда именно услышал он голос, тронувший его сердце. То ли это случилось еще в октябре, то ли - несколько позже. ... В 1912 году в Петербурге возник новый театр - Музыкальная драма. По замыслу учредителей (режиссер И. М. Лапицкий, дирижер М. А. Бихтер), погрязшей в рутине и сплошных условностях опере следовало противопоставить целостное музыкально-драматическое представление, реалистическое по духу и формам, с характерами и бытом. Труппа составилась в основном из молодых артистов и студентов Консерватории, хотя в дальнейшем в нее вошли и такие знаменитости, как Собинов и Липковская. Новый театр открылся "Евгением Онегиным". Блок смотрел этот спектакль и одобрил его горячо - за "здоровый реализм", за то, что "сжимается сердце от крепостного права", за психологию и мелочи быта, короче говоря, за все, чего он не находил в "Мейерхольдии". Второй постановкой Музыкальной драмы была "Кармен". Премьера состоялась 9 октября 1913 года. Спектакль имел успех, даже в снобистском "Аполлоне" отметили, что "постановка поражает своей жизненностью". Очень может быть, что Блок был на премьере. Во всяком случае, осведомленная тетушка Марья Андреевна утверждала, что увидел он этот спектакль...
Входимость: 9. Размер: 45кб.
Часть текста: своим правителям. В то же время отношения с Любовью Дмитриевной зашли в совершенный тупик. Его роман с Дельмас Люба переживала мучительно. Настолько, что они даже разъехались и теперь «гишпанская принцесса» могла запросто приходить к Блоку домой. Любовь Дмитриевна терзалась. Уж не погорячилась ли она? Впервые над ее браком нависла столь явная угроза. Что теперь будет? Неужели их отношения с Блоком закончились? Что же ей делать? Может потому, что ответа на этот вопрос она так и не нашла, Любовь Дмитриевна по-своему решила вставшую перед ней дилемму. А именно в духе того времени. Она записалась санитаркой на фронт. Впрочем, ее патриотическое настроение в отличие от мужа разделяла почти вся страна. Более того, везде царило некое сплочение и даже воодушевление. Женщины шли санитарками в госпитали, мужчины рвались в окопы. Добрый приятель Блока – Михаил Терещенко и вовсе перестал заниматься литературной деятельностью, считая, что когда грохочут пушки, музы могут и помолчать. Москва и Петербург очень сильно меняются в эти военные месяцы. Идут разговоры о мобилизации сверстников Блока, везде раздаются патриотические вирши, и Блока это очень раздражает. Он чувствует, как в воздухе разливается удушье. И хотя он кричит по телефону Гиппиус, что «война – это прежде всего весело», Люба уже уехала и теперь шлет оттуда корреспонденции, которые печатаются под рубрикой «Из писем сестры милосердия». И уж совсем удивительно, что Блок посылал ей в действующую армию свежие журналы мод. «Зачем ей там моды?» – изумилась Веригина. На что мать поэта ответила: «Саша знает, что она это любит, – ее немного развлечет…» Блок пишет жене нежные и теплые письма, а еще рассказывает, что сейчас в Петербурге как никогда сильны акмеисты с их лидером Николаем Гумилевым. Мы подошли, пожалуй, к одной из самых загадочных страниц в жизни Блока. А именно – к его...
Входимость: 9. Размер: 161кб.
Часть текста: лежащих за пределами литературы как таковой. Развитие драматических образов совершается средствами, заранее предусматривающими зрелищное воплощение, ремарки менее всего требуют сценической иллюстрации текста — обычно они содержат описание пантомимической игры, в бессловесности которой просвечивает нечто, словом невыразимое, но первостепенно важное для смысла пьесы. Театр дает Блоку возможность представить в формах сценически реализующей себя, зримо действующей структуры тот образ мира, который в его лирике поневоле возникает лишь в мгновенных постижениях. В театре многопланность бытия может быть раскрыта действенно, как противоречие и как синтез одновременно. Блок, несомненно, является одним из наиболее ярких представителей той «авторской режиссуры», которая возникает в драме XX в. в борьбе с однопланностью театра натуралистической традиции. Как драматург и критик Блок принадлежит к числу тех театральных деятелей, для которых искусство изображения человека, прочно вросшего в быт, до конца определяемого и связанного инерцией социальных отношений, было не вполне истинным и полноценным. Его собственное творчество основано на принципе выявления расшатанности, непрочности таких связей. Блок включает...