Поиск по творчеству и критике
Cлово "1930"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 12. Размер: 158кб.
2. Правдина И. С.: Спор поэтов (Блок и Маяковский)
Входимость: 3. Размер: 98кб.
3. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 3. Размер: 109кб.
4. Замятин Е. И.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 3. Размер: 30кб.
5. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 2. Размер: 86кб.
6. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 4
Входимость: 2. Размер: 63кб.
7. Чулков Георгий: Александр Блок и его время
Входимость: 2. Размер: 57кб.
8. Предисловие (письма отца к Блоку, 1892 - 1908)
Входимость: 2. Размер: 29кб.
9. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 6
Входимость: 2. Размер: 21кб.
10. Гиппиус Василий: Встречи с Блоком
Входимость: 2. Размер: 28кб.
11. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 2. Размер: 76кб.
12. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк
Входимость: 1. Размер: 2кб.
13. Лебедев-Полянский П.: Из встреч с А. Блоком
Входимость: 1. Размер: 11кб.
14. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава девятая
Входимость: 1. Размер: 47кб.
15. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 1. Размер: 51кб.
16. Реликвии Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 20кб.
17. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. I. Эпоха до первой встречи
Входимость: 1. Размер: 78кб.
18. Андрей Турков. Александр Блок. Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 6кб.
19. Тагер Е. М.: Блок в 1915 году
Входимость: 1. Размер: 14кб.
20. Берберова Н. Н.: Александр Блок и его время. Глава XXIV
Входимость: 1. Размер: 12кб.
21. Белинков А. В., Михайлов О. Н.: Блок А. А. (Краткая литературная энциклопедия)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
22. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 1. От составителя
Входимость: 1. Размер: 5кб.
23. Балаганчик
Входимость: 1. Размер: 23кб.
24. Алянский С.: Первая встреча с Александром Блоком
Входимость: 1. Размер: 18кб.
25. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава первая. Детство и отрочество (1880-1900)
Входимость: 1. Размер: 61кб.
26. Фокин П.: Блок без глянца (ознакомительный фрагмент). Шахматово
Входимость: 1. Размер: 14кб.
27. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Ранний Блок-лирик, его предшественники и современники. Глава 3. Страница 3
Входимость: 1. Размер: 49кб.
28. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава шестая
Входимость: 1. Размер: 37кб.
29. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава тринадцатая
Входимость: 1. Размер: 37кб.
30. Муратов П. П.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 1. Размер: 17кб.
31. Берберова Н. Н.: Александр Блок и его время. Глава XVI
Входимость: 1. Размер: 15кб.
32. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Сдвиг
Входимость: 1. Размер: 25кб.
33. Сумароков А.: Моя встреча с А. Блоком
Входимость: 1. Размер: 23кб.
34. Маяковский В. В.: Умер Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 9кб.
35. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 1
Входимость: 1. Размер: 29кб.
36. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. II. А. А. Блок в Москве
Входимость: 1. Размер: 84кб.
37. Орлов Вл.: Александр Блок в памяти современников
Входимость: 1. Размер: 76кб.
38. Максимов Д. Е.: Александр Блок и Евгений Иванов
Входимость: 1. Размер: 70кб.
39. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава двенадцатая
Входимость: 1. Размер: 33кб.
40. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 1. Размер: 63кб.
41. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Первые стихи Блока
Входимость: 1. Размер: 39кб.
42. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Письма Блока ко мне
Входимость: 1. Размер: 46кб.
43. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Период от лета до первой встречи
Входимость: 1. Размер: 30кб.
44. Чулков Г. И.: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 62кб.
45. Горький М.: А. А. Блок
Входимость: 1. Размер: 19кб.
46. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 1. Страница 1
Входимость: 1. Размер: 55кб.
47. Блок А. А. - Белому Андрею, 28 января 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
48. Безродный М. В.: Из комментария к драме Блока "Незнакомка"
Входимость: 1. Размер: 41кб.
49. Арельский Г.: Из воспоминаний об А. Блоке
Входимость: 1. Размер: 8кб.
50. Бекетова M. A.: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 58кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 12. Размер: 158кб.
Часть текста: II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун Северной области и директор Большого драматического театра — ...
2. Правдина И. С.: Спор поэтов (Блок и Маяковский)
Входимость: 3. Размер: 98кб.
Часть текста: обсудить вопрос об участии в культурном строительстве. На призыв Советского правительства откликнулись всего несколько человек. Среди них были Александр Блок и Владимир Маяковский. На вопрос анкеты: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?»,—Блок ответил в январе 1918 г.: «Может и обязана» (VIII, 236) 1 . В протоколе собрания уполномоченных Союза деятелей искусств, которое происходило в ноябре 1917 г., зафиксировано следующее высказывание Маяковского: «Нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт» (12, 215) 2 . Блок и Маяковский закономерно оказались по одну сторону баррикад. Революция! была для них осуществлением давней мечты о разрушении мира капитализма. Черты небывалого в истории переворота впервые были воплощены в «Двенадцати» и «Скифах», в «Оде революции» и «Левом марше». Блок и Маяковский принадлежат к разным поэтическим поколениям (хотя Блок был всего на тринадцать лет старше Маяковского, а Маяковский умер только на девять лет позже Блока). Стихи Блока впервые были опубликованы в 1903 г., стихи Маяковского — в 1912; Блок достиг творческой зрелости в период реакции, наступившей после революции 1905 года, Маяковский только делал первые поэтические шаги в годы нового революционного подъема. Их разделило не просто десятилетие, а историческая эпоха жизни России. Дело не только в хронологической разнице. Блок и Маяковский принесли с собой в искусство разный жизненный опыт, их окружала различная среда,— они оказались «на разных берегах истории», по образному выражению П. Антокольского 3 . Блок и Маяковский вместе открыли первую страницу советской поэзии. Маяковский пошел дальше по пути, которым...
3. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 3. Размер: 109кб.
Часть текста: М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст) ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДЕБЮТ АЛЕКСАНДРА БЛОКА (Стихи о Голубиной книге: текст, контекст и подтекст) 1* с послесловием А. Л. Гришунина   19 марта 1903 г. студент второго курса славяно-русского отделения филологического факультета Петербургского университета Александр Блок дебютировал в литературе — основанный незадолго до этого ежемесячный петербургский журнал «Новый Путь» в своей третьей книжке опубликовал десять стихотворений юного поэта под общим названием «Из посвящений»  1 . К этому моменту Блок был уже вполне сложившимся художником, автором нескольких сот стихотворений. О нем знали не только в кругу близких; его ровесник Борис Бугаев (Андрей Белый), студент-математик Московского университета, увидел стихи Блока в доме Соловьевых  2 : «В начале сентября 1901 года я вернулся Москву. В первое свое посещение Соловьева я ознакомился с рядом стихотворений А. А. <...> Впечатление было ошеломляющее. Стало явно: то <...> что через 15 лишь лет дошло до сознания читательской публики <...> что А. А. — первый поэт нашего времени» (Белый 1922а, 15; ср. Цинговатов 1926, 14). Белый не только начал распространять переписанные от руки произведения своего будущего друга, но решился на необычное: процитировал стих «молодого поэта А. Блока „Предчувствую тебя... Года проходятъ мимо“» в рецензии на концерт, опубликованной в «Мире искусства» в ноябре 1902 г. (Белый 1902а, 303); это и стало первым появлением имени Блока в печати. Конечно, не у всех стихи Блока вызывали такой восторг, как у автора только что опубликованной «Драматической симфонии». Еще осенью 1900 г. Блоку отказал редактор журнала «Мир Божий», а в сентябре 1901 г....
4. Замятин Е. И.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 3. Размер: 30кб.
Часть текста: что из типографии - книг. Еще непривычно, что в комнате - в шляпах и пальто. И непривычный, дружески-вражеский разговор с одним из редакторов лево-эсэровского журнала. Стук в дверь - и в комнате Блок. [Не] Нынешнее его, рыцарское лицо - и смешная, плоская американская кепка. И от кепки - мысль: два Блока - один настоящий, а другой - напяленный на этого настоящего, как плоская американская кепка. Лицо - усталое, потемневшее от какого-то сурового ветра, запертое на замок. В углу около книг - какое-то мимоходное, шепотом, редакционное совещание - я на минуту вдвоем с Блоком. - Сейчас? (его ответ). Ну какое же писание. Выколачиваю деньги. Очень трудно... И вдруг - сквозь металл, из-под забрала - улыбка, совсем детская, голубая: - А я думал, что вы - непременно с бородой до сих пор, вроде земского доктора. А вы - англичанин... московский... Это было мое знакомство с Блоком. Только этот короткий разговор, улыбка, кепка. -- - -- [До этой встречи, давно - я любил его. До этой встречи, недавно - я не любил его: он изменил, казалось, Прекрасной Даме, Дульцинее, он нашел ее в земной Альдонсе, поставил точку. И после этой встречи я понял: изменил на минуту - только этот в кепке; другой - настоящий - верен, и его нельзя не любить.] Три года затем мы все вместе были заперты в стальном снаряде - и во тьме, в тесноте, со свистом неслись неизвестно куда. В эти предсмертные секунды-годы надо было...
5. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 2. Размер: 86кб.
Часть текста: ситуации довольно отчетливо начинают соотноситься Блоком с проблематикой «общественности». Движение в сторону «общественности» инспирирует критику «интеллигенции» и апологетику «народа», который связывается поэтом с идеей «судьбы». Так, в статье 1906 года «Поэзия заговоров и заклинаний», характеризуя магические практики народной культуры, Блок вводит различие между «судьбой», под знаком которой протекает «народная жизнь», и «случаем», покорившим творческую жизнь интеллигенции: В первобытной душе – польза и красота занимают одинаково почетные места. Они находятся в единстве и согласии между собою; союз их определим словами: прекрасное – полезно, полезное – прекрасно. Это и есть тот единственный истинный союз, который запрещает творить кумиры и который распался в сознании интеллигентного большинства, так что, по слову Вл. Соловьева, «кумир красоты стал так же бездушен, как кумир пользы». Разрыва этого религиозного союза избежал «темный» народ. Вот почему он – наивно, с нашей точки зрения, – творит магические обряды, одинаково заговаривает зубную боль и тоску, успех в торговле и любовь. Для него заговор – не рецепт, а заповедь, не догматический и положительный совет врача, проповедника, священника, а таинственное указание самой природы, как поступать, чтобы достигнуть цели; это желание достигать не так назойливо, серо и торопливо, как наше желание вылечиться от зубной боли, от жабы, от ячменя; для простого человека оно торжественно, ярко и очистительно; это – обрядовое желание; для нас – болезнь и всякая житейская практика играют служебную роль; для простой души священны – и самый процесс лечения, и заботы об урожае, и о печении хлеба, и о рыбной ловле. Над нашей душой царствует неистовая игра случая; народная...
6. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 4
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: В кругах мифологического дантовского Ада современный художник, поэт, встречает тоже современного человека, но несколько иного типа, чем врубелевский Демон. Это тип человека полностью опустошенного, «вампира», любовника, губящего свои жертвы безлюбой, односторонне чувственной любовью; старые блоковские темы опустошающей современной городской любви здесь опять-таки не случайно даются в такой «культурной» раме, которая должна обобщить современную тему именно как масштабную трагедию истории: Мне этот зал напомнил страшный мир, Где я бродил слепой, как в дикой сказке, И где застиг меня последний пир. Комментируя это стихотворение в первом издании трилогии лирики, Блок прибавил к культурно-исторической интерпретации современного демонизма еще имя Достоевского: «“Песнь Ада” есть попытка изобразить “инфернальность” (термин Достоевского), “вампиризм” нашего времени стилем “Inferno”…» (III, 502). Включая, таким образом, историю, как он ее понимает (а он ее понимает как «музыкальный напор», воплощающийся в образах движущейся культуры), непосредственно в сознание, в поведение персонажа и вместе с тем в композиционную целостность произведения...
7. Чулков Георгий: Александр Блок и его время
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: вытащила из большого сака, вышитого бисером, несколько тетрадей и, между прочим, только что вышедшую тогда мою первую книжку стихов «Кремнистый путь». Эта странная старушка была та самая А. Н. Шмидт, чьи сочинения вместе с письмами к ней Владимира Соловьева были опубликованы в 1916 году, т. е. спустя десять лет после ее смерти (она умерла 7 марта 1905 года). Анна Николаевна раскрыла мою книжку и указала мне на три мои стихотворения — «О, медиума странный взор...», «Я молюсь тебе, как солнцу, как сиянью дня...» и, наконец, мое стихотворное переложение «Песни Песней». — Это мне дает право требовать от вас внимательного отношения к моему «Третьему Завету», — сказала она тихо и торжественно. В самом деле, хотя я никогда лично не знал Владимира Соловьева и заочно не имел с ним связи, если только не считать косвенного к нему касания через его брата Михаила Сергеевича Соловьева (t 16 января 1903 г.), который был моим учителем в Шестой классической гимназии и всегда относился ко мне благосклонно, все-таки в душе моей бессознательно преобладала тогда тема «софианства», соловьевская тема, с ее ослепительным светом и с ее мучительными противоречиями. Это сказалось и в моих стихах. Анна Николаевна Шмидт тотчас же почувствовала во мне «своего человека», и немудрено, что мы заговорили об Александре Блоке, об этом духовном наследнике Соловьева, успевшем тогда напечатать цикл стихов в «Северных цветах» и «Новом пути». Моя книжка вышла в 1903 году и помечена на обложке 1904 годом. Спустя год вышла книжка...
8. Предисловие (письма отца к Блоку, 1892 - 1908)
Входимость: 2. Размер: 29кб.
Часть текста: роли его матери, выяснено исследователями еще недостаточно. Восполнить этот явный пробел помогут как публикуемые ниже письма Александра Львовича к сыну, так и его переписка с родными и воспоминания современников о нем, которые впервые печатаются в настоящем томе. Для понимания личности А. Л. Блока как человека и ученого большую ценность представляет биография, написанная его учеником Е. В. Спекторским, пользовавшимся в течение многих лет особенным расположением и доверием Александра Львовича 1 . Наконец, обращение к научным работам А. Л. Блока дает возможность глубже понять его убеждения и причины некоторых идейных и эстетических разногласий с сыном. Из краткой заметки Л. Слонимского, составленной на основе автобиографической записки А. Л. Блока для III тома критико-биографического словаря С. А. Венгерова, известно, что основными жизненными понятиями он «обязан не только родителям, но и некоторым домашним наставникам (людям преимущественно университетского образования, по духу принадлежавшим к двум известным русским поколениям — 40-х и 60-х годов)» 2 . Окончив в 1870 г. Новгородскую гимназию с золотой медалью и поступив на юридический факультет Петербургского университета, юноша «все более и более сосредоточивался на уединенных книжных занятиях или на отдаленных от городского «шума» мечтах..» 3 . Известно также, что студентом,...
9. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 6
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Часть текста: «народа», неприятие Города, нападки на «интеллигенцию» и пр.). Крестьянин села Турки Рыльского уезда Курской области (ныне – Хомутовский район Курской области), писатель-самоучка, воспитанный на произведениях современной (в том числе – символистской) литературы, которую он хорошо знал, П. И. Карпов привлек к себе внимание в 1909 году своей нашумевшей брошюрой «Говор зорь» (с подзаголовком «Страницы о народе и "интеллигенции"»). В ряду других печатных выступлений на эту злободневную тему книга Карпова выделялась своей остротой и прямо-таки воинственностью по отношению к культурной части российского общества. Делая упор на угнетенное и бесправное положение народа и упоминая о выпавших на его долю «ужасах реакции», Карпов пытался переложить всю вину (игнорируя при этом истинные причины народных бедствий) на... русскую интеллигенцию. Оказывается, именно интеллигенты «переманили» народ в города, «чтобы высосать из него здесь последние соки», и ограбили его духовно, что «ужаснее грабежа...
10. Гиппиус Василий: Встречи с Блоком
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: когда Блоку было двадцать два года, а мне — всего двенадцать. Он пришел к моему брату Александру Васильевичу 1 и сидел за нашим семейным вечерним чаем, в серой, как тогда носили, студенческой тужурке. Из всего, что было в этот вечер, я помню только одно, но зато помню хорошо: чтение стихов Блока и разговор о них. Началось с того, что отец мой среди какого-то, кажется, безразличного разговора вдруг несколько напряженным тоном сказал, обратившись к Блоку: «Александр Александрович! Прочтите стихи». На это Блок совершенно спокойно и просто ответил: «Да, я с удовольствием прочту». Он читал «Царица смотрела заставки». Отец — почитатель и переводчик Данте и Петрарки — улыбнулся с легкой иронией. «Ну зачем вы пишете декадентские стихи? Зачем синие загадки? Почему загадки — синие?» Блок, немного задумавшись, ответил: «Потому что ночь синяя», — но тут же, засмеявшись, сказал: «Нет, конечно, не то». И, желая, быть может, отвести упрек в...