Поиск по творчеству и критике
Cлово "1933"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 6. Размер: 158кб.
2. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 2. Размер: 109кб.
3. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. I. Эпоха до первой встречи
Входимость: 2. Размер: 78кб.
4. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава одиннадцатая
Входимость: 2. Размер: 36кб.
5. Орлов Вл.: Александр Блок в памяти современников
Входимость: 2. Размер: 76кб.
6. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава девятая. У второго порога. Встреча с Блоком
Входимость: 1. Размер: 19кб.
7. Одесский М.: "Славянский" контекст стихотворений Блока ("На поле Куликовом")
Входимость: 1. Размер: 36кб.
8. Иванов Е. П.: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 1. Размер: 104кб.
9. Воспоминания Е. А. Боброва и Е. С. Герцог об А. Л. Блоке
Входимость: 1. Размер: 10кб.
10. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Натурализм и символизм
Входимость: 1. Размер: 173кб.
11. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава восьмая
Входимость: 1. Размер: 42кб.
12. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Философия
Входимость: 1. Размер: 36кб.
13. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Кружок Соловьевых
Входимость: 1. Размер: 28кб.
14. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 6
Входимость: 1. Размер: 21кб.
15. Фокин П.: Блок без глянца (ознакомительный фрагмент). Отец. Александр Львович Блок
Входимость: 1. Размер: 5кб.
16. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 1
Входимость: 1. Размер: 40кб.
17. Маяковский В. В.: Умер Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 9кб.
18. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. На перевале
Входимость: 1. Размер: 29кб.
19. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Ранний Блок-лирик, его предшественники и современники. Глава 3. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 70кб.
20. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 1. Размер: 68кб.
21. Из письма Софьи Николаевны Качаловой А. Л. Блоку, 6 января 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
22. "…Кто забудет Блокову кровь?" Неизвестный некролог Б. Пильняка
Входимость: 1. Размер: 8кб.
23. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 1. Страница 1
Входимость: 1. Размер: 55кб.
24. Перцов Петр: Ранний Блок
Входимость: 1. Размер: 27кб.
25. Бабенчиков М. В.: Отважная красота
Входимость: 1. Размер: 70кб.
26. Блок в переписке Блоков и Качаловых
Входимость: 1. Размер: 17кб.
27. Автографы А. Блока в альманахе "Чукоккала"
Входимость: 1. Размер: 6кб.
28. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Первые вести
Входимость: 1. Размер: 14кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 6. Размер: 158кб.
Часть текста: см. Петровский А. С. А. С— см. Сумароков А. Д. Абрам, «Товарищ Абрам» — партийная кличка большевика H. В. Крыленко (1885—1938) — I, 402. Аввакум (1621—1682) — I, 404. Агриппа Неттесгеймский (1486—1535), немецкий мыслитель, медик и оккультист — I, 207, 284. Айзенштадт Давид Самойло- вич (1880—1947), библиофил и букинист — И, 271. Айхенвальд Юлий Исаевич (1872—1928), критик; в 1922 г. выслан из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315,...
2. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 2. Размер: 109кб.
Часть текста: не только в кругу близких; его ровесник Борис Бугаев (Андрей Белый), студент-математик Московского университета, увидел стихи Блока в доме Соловьевых  2 : «В начале сентября 1901 года я вернулся Москву. В первое свое посещение Соловьева я ознакомился с рядом стихотворений А. А. <...> Впечатление было ошеломляющее. Стало явно: то <...> что через 15 лишь лет дошло до сознания читательской публики <...> что А. А. — первый поэт нашего времени» (Белый 1922а, 15; ср. Цинговатов 1926, 14). Белый не только начал распространять переписанные от руки произведения своего будущего друга, но решился на необычное: процитировал стих «молодого поэта А. Блока „Предчувствую тебя... Года проходятъ мимо“» в рецензии на концерт, опубликованной в «Мире искусства» в ноябре 1902 г. (Белый 1902а, 303); это и стало первым появлением имени Блока в печати. Конечно, не у всех стихи Блока вызывали такой восторг, как у автора только что опубликованной «Драматической симфонии». Еще осенью 1900 г. Блоку отказал редактор журнала «Мир Божий», а в сентябре 1901 г. стихи, посланные в издательство «Скорпион» на имя Валерия Брюсова, не дошли по назначению (Блок 1963, 7: 14  3 ; 1965, 21, 521). Когда П. П. Перцов, получив 3. VII 1902 разрешение издавать журнал «Новый Путь»  4 и приступая к собиранию материала, в том же месяце написал Брюсову, намеченному на должность секретаря редакции: «Знаете ли Вы поэта Блока ? <...> У меня два его стихотворения — удивительно красиво и удивительно непонятно. Стиль Вл. Соловьева, но гораздо воплощеннее», — Брюсов ответил: «Блока знаю. Он из мира Соловьевых. Он — не поэт» (Перцов 1933, 252—253). Для самого себя три месяца спустя Брюсов отметил впечатления о литературной молодежи: «Всех этих мелких интереснее,...
3. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. I. Эпоха до первой встречи
Входимость: 2. Размер: 78кб.
Часть текста: и переводчица, чуткой душой соединяла интересы к искусству с интересами религиозно-философскими, тогда столь не модными. Она любила английских прерафаэлитов, Фета, тогда начинающего Бальмонта, переводила Рескина, выписывала журнал «Студио», восхищалась стихотворениями Верлена и драмами Метерлинка. Она же и познакомила меня с поэзией Верлена и Уайльда, Бодлера и с Ницше. М. С. Соловьев относился сдержаннее к этим веяниям в искусстве, высоко ценя классиков и прозорливо выделяя все, действительно ищущее и талантливое. Среди московских эстетов уходящего поколения он считался арбитром, не разделяя насмешек их по адресу к едва пробивающимся течениям иных доктрин. Он первый отметил Брюсова эпохи «Шедевров», как поэта с крупным будущим, шутил над негодующими критиками декадентства. Всем этим он влиял на меня, поощряя мои юные революционные устремления в литературе, но приучая и воспитывая мой вкус в любви к классикам. Помню его мастерское чтение «Фритиофа» Тегнера, его любовь к северным фосфористам. В те годы я увлекался и Достоевским, и Ибсеном, и Шиллером, и Шекспиром. В тесном кругу соловьевского дома за чайным столом шла беседа: спорили об Ибсене, Ницше. Мы с Сережей тогда увлекались театром и в небольшой квартире Соловьевых наскоро импровизировали отрывки из Шекспира и...
4. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава одиннадцатая
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Часть текста: полное воплощение в огненно-страстной игре, обаятельном облике и увлекательном пенье Дельмас. Ты, как отзвук забытого гимна В моей черной и дикой судьбе. О, Кармен, мне печально и дивно, Что приснился мне сон о тебе. ......................................... В том раю тишина бездыханна, Только в куще сплетенных ветвей Дивный голос твой, низкий и странный, Славит бурю цыганских страстей. Александр Александрович много раз слышал "Кармен" в том же пленительном исполнении. В марте произошло его первое знакомство с Л. А. Дельмас в театре Музыкальной драмы. И в жизни артистка не обманула предчувствий поэта. В ней нашел он ту стихийную страстность, которая влекла его со сцены. Образ ее, неразрывно связанный с обликом Кармен, отразился в цикле стихов, посвященных ей. Да, велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии ее высокого, гибкого стана, пышно золотое руно ее рыжих волос, обаятельно неправильное, переменчивое лицо, неотразимо влекущее кокетство. И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах. В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжелого. Напротив - весь он солнечный, легкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью. Соскучиться с этой Кармен так же трудно, как с той, настоящей из новеллы Мериме, на которую написал Бизе свою неувядаемую оперу. Это увлечение, отливы и приливы которого можно проследить в стихах Блока не только цикла "Кармен", но и цикла "Арфы и скрипки", длилось несколько лет. Отношения между поэтом и Кармен были самые лучшие до конца его дней. В 1914 году написан цикл стихов "Кармен". С января этого года Александр Александрович принял участие в новом журнале "Любовь к трем апельсинам", основанном Мейерхольдом и Владимиром Ник. Соловьевым 2 , режиссером,...
5. Орлов Вл.: Александр Блок в памяти современников
Входимость: 2. Размер: 76кб.
Часть текста: из близких друзей Пушкина. И оба эти в общем-то случайные обстоятельства в отношении Блока приобретают значение поистине символическое. С младенчества дышал он атмосферой живого культурного предания. Окружение его родных — Бекетовых и Карелиных, — это Баратынские, Тютчевы, Аксаковы, Коваленские, Рачинские, Соловьевы — наследственная, можно сказать «столбовая», интеллигенция России. Гоголь, Аполлон Григорьев, Некрасов, Григорович, Тургенев, Полонский были в семье Бекетовых, воспитавшей Блока, не только почитаемыми писателями, но и добрыми знакомыми. Всю жизнь у Блока в кабинете стоял старинный диван, на котором сиживали Достоевский и Щедрин. В семье царил культ науки, литературы и искусства, господствовали высокие представления об их ценностях, идеалах и традициях. Здесь все не покладая рук трудились во славу и на благо русской культуры, русского просвещения. Дед — крупнейший ученый, «отец русской ботаники», активнейший общественный деятель, гуманист и либерал, профессор и ректор Петербургского университета. Бабка — неутомимая, широко известная переводчица, женщина обширного и оригинального ума. Старшая тетка в свое время обратила на себя внимание как одаренный поэт и прозаик. Младшая — постоянно что-то писала, компилировала, переводила. Кровную связь свою с воспитавшей его средой Блок всегда, с юношеских лет, ощущал с особенной остротою. А в зрелые годы нашел в ней прочную опору для своих духовных, идейных, литературных исканий: «Чем более пробуждается во мне сознание себя как части... родного целого, как «гражданина своей родины», тем громче говорит во мне кровь» 1 . На какое-то время «голос крови» был заглушен иными идейно-художественными воздействиями. Но это продолжалось недолго. Давно уже стало очевидным, что творчество Блока не укладывается в рамки русского...
6. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава девятая. У второго порога. Встреча с Блоком
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: в сплошной лихорадочной суете для меня: подготовка отъезда в Италию с Леей Тургеневой; многообразная ликвидация дел и усиленная деятельность в кружках "Мусагета": при "Мусагете" образовалося три кружка молодежи: ритмический, мой, где пыталися мы соединить в один общий итог наши летние изучения ритма ямба (на этот раз пятистопного); приход и л ос я нам: очень тщательно устанавливать правила для ритмической записи так, чтобы запись была объективной; для этого мы коллективно составили нечто вроде учебника ритма; я помню, как ряд заседаний был тщательно посвящен уясненью того, что есть форма паузы; шесть заседаний мы дебатировали формы пауз: "а" "b" с" и "d" (так называемых нечистых и чистых). В кружке среди ряда живой молодежи запомнились мне: А. А. Сидоров (ныне профессор), Дурылин, Шенрок, Чеботаревская, Нилендер, Баранов 12 , Бобров; и - другие. Особенно знаменательным я считаю доклад молодого поэта Баранова о возможности исчисления разнопостроениых строчек при помощи десятичных дробей, позволяющих после построить кривую для ритма 13 ; доклад тот служил мне и пунктом исходным работы, впоследствии озаглавленной "О Ритмическом жесте" 14 . Собранья кружка отличалися соединением деловитости с оживленьем, порою охватывавшим нас всех; в это же время Бобров очень тщательно изучал ритм трехдольных размеров. Второй мусагетский кружок, философский, тогда собирался под руководством Ф. А. Степуна; я бывал очень часто в нем, деятельно принимая участие в прениях; среди участников, посещавших кружок философский, запомнился юноша Б. Л. Пастернак (ныне крупный поэт);...
7. Одесский М.: "Славянский" контекст стихотворений Блока ("На поле Куликовом")
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: и неопределенны в толковании этого послания. Как считают некоторые исследователи, «послание» автора оказывается адресованным не к современности, а в будущее, оно обрело статус пророчества: «В дни создания “На поле Куликовом” ясновидцу Блоку было открыто будущее. В “непробудной тишине” реакции 1908 года он различал гул событий…» 1 ; «<…> фуга “На поле Куликовом” <…> полна мрачных, зловещих предчувствий грядущих катастроф…» 2 . Правомерность подобного подхода может быть подтверждена словами самого поэта, который позднее, в 1912 г., снабдил текст ставшим впоследствии знаменитым примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди» 3 . Однако, что допустимо для творца — не обязательно допустимо для филолога. А герменевтический аппарат, созданный на базе категорий «ясновидец», «будущее», «предчувствия грядущих катастроф», хотя и не лишен познавательных потенций, но явно выходит за рамки филологии. Более уместен и продуктивен столь же традиционный подход, при котором «послание» цикла «На поле Куликовом» связывается с размышлениями Блока о трагическом для русской истории противостоянии народа и интеллигенции. Это исследовательское положение подтверждается целым рядом аргументов: в аспекте творческой истории лирический цикл Блока бесспорно зависит от его драматической поэмы «Песня Судьбы», а драма посвящена именно попыткам осмысления взаимоотношений народа и интеллигенции. Кроме того, центральный персонаж «Песни Судьбы» Герман прямо упоминает Куликовскую битву: «Все, что было, все, что будет, — обступило меня: точно эти дни живу я...
8. Иванов Е. П.: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 1. Размер: 104кб.
Часть текста: говорили мне Мережковские, Дмитрий Сергеевич и Зинаида Николаевна (Гиппиус), а теперь почти через двадцать лет так мог бы сказать целый свет. Итак, я слышал о нем ранее, нежели увидел его и познакомился. Мне было года 22, 23. Душа моя <…> шла тогда, если можно так выразиться, под знаком Девы (один из двенадцати знаков Зодиака); в ней была жажда воочию увидеть того, кому бы сердце мое молвило «вот он»; искание острое, жгучее, связанное со склонностью к обожению и обожанию. Если хотите понять, в чем дело, что за знак Девы, прочтите Пушкина «Письмо Татьяны»: письмо Татьяны — это малый символ веры этого знака Девы. Всем «чистым сердцем» это понятно. «Чист сердцем» отрочески-девический возраст, в нем остра жажда увидеть божество, склонность к обожению и обожанию <…> вот что значит знак Девы и почему приурочен он именно к Деве. Это я хотел сказать в начале своего воспоминания об Ал. Ал., ибо не поняв или позабыв об этом отрочески влюбленном вдохновении, о «девичьих грезах», о «слезах первой любви», о всем, что, одним словом, связано с молодым и роковым знаком Девы, можно ли понять Ал. Ал. Блока? — Не думаю. Не даром девичье сердце всегда чутко к нему прислушивалось с такой верой, надеждой и любовью <…> Вернемся к себе <…> слыша о Блоке, я уже надеялся, что это «он». 6-го марта 1903 года была первая вечеринка «Нового пути» 1 . Журнал «Новый путь», религиозно-философский, зародился под влиянием Мережковского и Розанова в среде знаменитого в то время Петербургского журнала «Мир Искусства». В среду «Мира Искусства» входили талантливейшие художники и писатели того времени. Направление журнала было, по выражению В. Соловьева,...
9. Воспоминания Е. А. Боброва и Е. С. Герцог об А. Л. Блоке
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: Бобров, и Герцог встречались с Александром Львовичем довольно часто вплоть до его кончины. Стоит обратить внимание на то, что оба эти столь несхожих между собой человека независимо один от другого запомнили и отметили некоторые общие черты и особенности в характере и облике А. Л. Блока. Но многое, и это естественно, освещено ими по-разному. Машинописный экземпляр воспоминаний философа и публициста Евгения Александровича Боброва (1867–1933) хранится в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, куда он поступил в 1971 г. от Л. Н. Черткова 1 . Е. А. Бобров окончил Юрьевский (бывш. Дерптский) университет по двум отделениям: историко-литературному и философскому. В 1895 г. он защитил диссертацию на степень магистра философии по теме «Отношение искусства к науке и нравственности» и был утвержден в должности доцента философии Юрьевского университета. С 1896 г. Бобров — профессор философии Казанского университета, а с 1903 г. он занимает ту же кафедру в Варшавском университете. С 1915 г. он в Ростове-на-Дону, куда был переведен Варшавский университет. С установлением Советской власти Бобров продолжает оставаться профессором Ростовского университета. Он преподает в Совпартшколе и читает лекции для населения по разным отраслям знаний. Последние годы жизни Бобров работал в Ростовском педагогическом институте. В своем письме к Е. Ф. Никитиной в мае 1930 г. он пишет: «Я сильно постарел, но еще работаю. Ваши книги покупал и пользовался ими для лекций по литературе» 2 . Разносторонне образованный, владевший многими...
10. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Натурализм и символизм
Входимость: 1. Размер: 173кб.
Часть текста: хотя и по-иному, касается это Мейерхольда и Станиславского. Далеко не простые взаимодействия установились между символизмом и натурализмом. Практически непримиримые, враждебные друг другу, теоретически взаимоисключающие, они имели и общие точки соприкосновения. Позиции, с которых отрицался натурализм, были во многом подготовлены самим натурализмом. Типичные тенденции нового искусства, выразившиеся в стремлении резко расширить объем действительности, подлежащей изображению художника и в принципе иначе трактовать образ человека в этой действительности, были отражением общественных потребностей, на которые не мог ответить сам натурализм, перед лицом которых он обнаружил свою историческую исчерпанность. Оба эти течения — и натурализм, и символизм — резко антибуржуазны, но оба они несут на себе отпечаток общественного разочарования, проникшего в европейское искусство конца XIX в. В каждом из этих направлений на свой манер проявляется дух критики, вызова — в одном случае сопряженного с желанием сказать последнюю правду об этом несчастном мире, лишив его всех иллюзий, в другом — с...