Поиск по творчеству и критике
Cлово "1955"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Белинков А. В., Михайлов О. Н.: Блок А. А. (Краткая литературная энциклопедия)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
2. Блок А. А. - Голлербаху Э. Ф., 17 сентября 1920 г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
3. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Краткая библиография литературно-критических работ П. П. Громова
Входимость: 2. Размер: 10кб.
4. Правдина И. С.: Спор поэтов (Блок и Маяковский)
Входимость: 2. Размер: 98кб.
5. Фокин П.: Блок без глянца (ознакомительный фрагмент). Сын
Входимость: 1. Размер: 6кб.
6. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 1. Размер: 68кб.
7. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 2. Страница 3
Входимость: 1. Размер: 58кб.
8. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 1. Размер: 158кб.
9. Адамович Георгий: Невозможность поэзии (избранные эссе 50-х годов). Поэзия в эмиграции
Входимость: 1. Размер: 34кб.
10. Нолле-Коган Н. А.: Из воспоминаний
Входимость: 1. Размер: 45кб.
11. Авраменко А. П.: Блок А. А. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
Входимость: 1. Размер: 34кб.
12. Блок Г.: Из очерка "Из семейных воспоминаний"
Входимость: 1. Размер: 10кб.
13. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава тринадцатая
Входимость: 1. Размер: 37кб.
14. Блок А. А. - Голлербаху Э. Ф., 21 августа 1920? г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
15. Федоров А.: Путь Блока-драматурга
Входимость: 1. Размер: 44кб.
16. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 1. Размер: 109кб.
17. Блок А. А. - Кузьминой-Караваевой Е. Ю., 1 декабря 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
18. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава третья. Шахматово. Брюсов и Блок
Входимость: 1. Размер: 33кб.
19. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 6
Входимость: 1. Размер: 21кб.
20. Блок А. А. - Голлербаху Э. Ф., без даты
Входимость: 1. Размер: 2кб.
21. Воспоминания Е. А. Боброва и Е. С. Герцог об А. Л. Блоке
Входимость: 1. Размер: 10кб.
22. Федин Конст.: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 19кб.
23. Павлович Надежда: Из воспоминаний об Александре Блоке
Входимость: 1. Размер: 16кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Белинков А. В., Михайлов О. Н.: Блок А. А. (Краткая литературная энциклопедия)
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: XI. 1880, Петербург, — 7. VIII. 1921, Петроград] — рус. поэт. Род. в дворянской семье. Отец — А. Л. Блок (1852—1909, проф. права Варшавского ун-та), мать — А. А. Бекетова (1860—1923), писательница. Детские годы Б. протекали в семье деда — ректора Петерб. ун-та — в Петербурге и в подмосковном имении Шахматово. После окончания гимназии Б. поступил в 1898 на юридич., а в 1901 перешел на историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та, к-рый окончил в 1906. В 1903 Б. женился на Л. Д. Менделеевой, дочери рус. химика Д. И. Менделеева. Поэтич. дарование Б., начавшего писать стихи еще в детском возрасте, формировалось в условиях бекетовской усадьбы, в атмосфере отрешенности от обществ. жизни и влюбленности в иск-во. Молодой Б. испытал влияние романтич. поэзии В. А. Жуковского, «чистой» лирики А. А. Фета, Я. П. Полонского, «жестоких» романсов А. Н. Апухтина, что отразилось в цикле стихов, позднее названном «Ante Lucem». Погруженный в мир мечты, напряженно ищущий ответов на мучившие его мистич. вопросы, Б. увлекается поэзией Вл. С. Соловьева, проникнутой культом «Вечно-женственного» и «Мировой души». Первые стихи Б. опубл. в 1903 в журнале петерб. символистов Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус «Новый путь». В 1904 вышла кн. Б. «Стихи о Прекрасной Даме», в к-рой он выступил как символист. Центр. ее тема — любовь — служит выражению романтич. чувства слитности индивидуальной души поэта с единой «мировой душой». Образ любимой очищается от всего земного,...
2. Блок А. А. - Голлербаху Э. Ф., 17 сентября 1920 г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Часть текста: А. А. - Голлербаху Э. Ф., 17 сентября 1920 г. Письмо к Э. Ф. Голлербаху. 17 сентября 1920. Спасибо Вам за книжки, Эрих Федорович. «Чары и таинства» 1 я уже читал, имея в виду Ваше желание быть в Союзе поэтов. Мне лично их показалось недостаточно. Не знаю, что скажут другие (Лозинский, Кузмин, Гумилев) 2 . 2-ой № «Записок Мечтателей» уже набирается, а 3-ий будет неизвестно когда 3 . Если Вас это не смущает, пришлите мне посмотреть копии писем Розанова» 4 . Примечания Э. Ф. Голлербах (1895–1942) — литературный критик и искусствовед, в августе 1920 года обратился к Блоку с письмом, в котором интересовался деталями биографии и творчества поэта, по-видимому, в связи со 40-летием со дня его рождения. С этого времени началась их переписка, из которой до нас дошло 4 письма Блока. Последнее из них — от 12. II. 1921 г. — было опубликовано В. Н. Орловым (См.: Вл. Орлов, Новое об Александре Блоке, «Новый мир», 1955, № 11, стр. 161–162). Автографы писем хранятся в Рукописном собрании Всесоюзной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. 1 Имеется в виду книга: Э. Голлербах, Чары и таинства. Тетрадь посвящений, Стихи, П., 1919. 2 М. Л. Лозинский (1886–1955) — поэт и переводчик; М. А. Кузмин — (1875–1936) — поэт, прозаик, драматург и переводчик символистского направления; Н. С. Гумилев (1886–1921) — поэт-акмеист, критик и переводчик. Все трое в 1920 г. были членами правления Союза поэтов в Петрограде. 3 3-ий № «Записок мечтателей» вышел вместе с № 2. 4...
3. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Краткая библиография литературно-критических работ П. П. Громова
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: — В кн.: Ап. Григорьев. Избранные произв., Л., 1959, с. 5 – 78. 10. А. А. Фет. — В кн.: А. А. Фет. Стихотворения. М. -Л., 1963, с. 5 – 88. 11. Каролина Павлова. — В кн.: К. К. Павлова. Полное собрание стихотворений. М. -Л., 1964, с. 5 – 72. 12. М. М. Зощенко. Очерк творчества. — В кн.: М. М. Зощенко. Избранные произведения. М. -Л., 1968, т. 1, с. 3 – 46. 13. Ранняя режиссура Вс. Э. Мейерхольда. — В сб.: У истоков режиссуры. Л., 1976, с. 138 – 180. 14. Поэтический театр Александра Блока. — В кн.: Александр Блок. Театр. Л., 1981, с. 5 – 56. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ 15. «Этюды о советской литературе» (о книге В. Перцова). — Звезда, 1938, № 5. с. 256 – 262. 16. Две поэмы К. Симонова. — Звезда, 1939, № 2, с. 228 – 230. 17. О книге А. Гурвича «В поисках героя». — Звезда, 1939, № 2, с. 215 – 221. 18. Драма Д. Б. Пристли «Опасный поворот» и проблема реализма в драматургии. — Звезда, 1939, № 4, с. 148 – 158. 19. Маяковский и Блок. — Резец, 1939, № 8, с. 16 – 17. 20. «Мать» К. Чапека. — Резец, 1939, № 11 – 12, с. 30 – 31. 21. Премьеры Камерного театра. — Резец, 1939, № 13 – 14, с. 27 – 29. 22. «Опасный поворот» Д. Пристли в Ленинградском театре комедии. — Резец, 1939, № 15 – 16, с. 30 – 31. 23. «Павел Греков» в Театре Революции. — Звезда, 1939, № 9, с. 176 – 181. 24. О некоторых принципах постановки классиков в ленинградских театрах — Звезда, 1939, № 12, с. 183 – 188. 25. О художественном методе фильма Ф. Эрмлера «Великий гражданин» — Звезда, 1940,...
4. Правдина И. С.: Спор поэтов (Блок и Маяковский)
Входимость: 2. Размер: 98кб.
Часть текста: Маяковского: «Нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт» (12, 215) 2 . Блок и Маяковский закономерно оказались по одну сторону баррикад. Революция! была для них осуществлением давней мечты о разрушении мира капитализма. Черты небывалого в истории переворота впервые были воплощены в «Двенадцати» и «Скифах», в «Оде революции» и «Левом марше». Блок и Маяковский принадлежат к разным поэтическим поколениям (хотя Блок был всего на тринадцать лет старше Маяковского, а Маяковский умер только на девять лет позже Блока). Стихи Блока впервые были опубликованы в 1903 г., стихи Маяковского — в 1912; Блок достиг творческой зрелости в период реакции, наступившей после революции 1905 года, Маяковский только делал первые поэтические шаги в годы нового революционного подъема. Их разделило не просто десятилетие, а историческая эпоха жизни России. Дело не только в хронологической разнице. Блок и Маяковский принесли с собой в искусство разный жизненный опыт, их окружала различная среда,— они оказались «на разных берегах истории», по образному выражению П. Антокольского 3 . Блок и Маяковский вместе открыли первую страницу советской поэзии. Маяковский пошел дальше по пути, которым Блок идти уже не мог, но который он наметил своим послеоктябрьским творчеством. Их отношения — сложные отношения двух поэтических эпох, одна из которых пришла на смену другой; полемика сочетается здесь с определенной творческой близостью, «отталкивание» — с...
5. Фокин П.: Блок без глянца (ознакомительный фрагмент). Сын
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: «Ты должен выбрать себе какой-нибудь псевдоним, – говорил он Саше, – а не подписывать свои сочинения, как я – „А. Блок“. Неудобно ведь мне, старому профессору, когда мне приписывают стихи о какой-то „Прекрасной даме“. Избавь меня, пожалуйста, от этого». Саша стал подписываться с тех пор иначе. Александр Александрович Блок . Из письма В. Я. Брюсову. Петербург, 1 февраля 1903 г.: Имею к Вам покорнейшую просьбу поставить в моей подписи мое имя полностью: Александр Блок, потому что мой отец, варшавский профессор, подписывается на диссертациях А. Блок или Ал. Блок, и ему нежелательно, чтобы нас с ним смешивали. Екатерина Сергеевна Герцог (1884 – после 1955), поэт, переводчик, дочь профессора С. Герцога, сослуживца А. Л. Блока по Варшавскому университету: На одной из своих книг А. А. сделал надпись отцу: «Моему отцу по духу». Это «по духу» очень возмутило А. Л. и давало темы его многим комментариям. Все-таки, говорил он нам, горько улыбаясь, не только же я по духу ему отец. Георгий Петрович Блок: Мне памятны рассказы моего отца о встречах с Блоком в Варшаве на похоронах Александра Львовича. Мой отец вернулся оттуда очарованный Сашей: много говорил о том, с каким тактом, достоинством и мягкостью вел себя Блок в трудной обстановке погребальных церемоний, в общении со множеством незнакомых и неприятных ему лиц. В жизни Блока эти трагические варшавские дни были одними из самых решающих. Мне передавали, что Блок по дороге на кладбище поглаживал уже запаянный гроб отца. В эти минуты он впервые, должно быть, понял, чем был и чем мог стать для него отец, которого при жизни он проглядел. Александр Александрович Блок. Из письма матери. Варшава, 4 декабря 1909 г.: ‹…› ...
6. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: отдохнуть и идти к людям, разумея под ними уже не только «толпу»… – для этого надо было иметь большие нравственные силы, т. е. известную культурную избранность, ибо нравственные фонды наследственны. В наши дни все еще длится – и еще не закончен – этот нравственный отбор; вот почему, между прочим, так сильно еще озлобление, так аккуратно отмеривается и отвешивается количество арийской и семитической крови, так возбуждены национальные чувства; потому не устарели еще и «сословные» счеты, ибо бывшие сословия – культурные ценности, и очень важно, какою культурною струей питался каждый из нас (интересно, когда касается тех, кто еще имеет «надежды», т. е. не «выродился», не разложился, не все ему «трын-трава») [Блок 7, 117-118]. Приведенный фрагмент тесно связан как с актуальными событиями русской жизни (разворачивающееся дело Бейлиса, поставившее в центр общественной дискуссии роковые вопросы крови), так и с литературным текстом, над которым Блок работает и о котором непрерывно думает в эти месяцы, – с «Возмездием». Как известно, смерть отца в 1909 году заставила Блока обратиться к проблематике собственного культурного генезиса, а также семьи и рода. Как видно из приведенной цитаты, «наследничество» описывается поэтом одновременно в терминах культурных, кровных и социальных – биологическое и сословное наследование оказывается в то же время наследованием культурным. Тематика кровно-культурного наследства и родства [44] соотнесена в мышлении поэта с судьбами русского дворянства. Александр Львович Блок выступает в конструкции, на которой строится поэма, «наследником» романтической культуры Лермонтова, Грибоедова, Чаадаева [45] и т. п. Ощущение собственного наследования отцу, чья фигура воплощала, по-видимому, для Блока дворянскую культурную традицию, провоцирует в 1910-х годах резкие нападки поэта на победительную...
7. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 2. Страница 3
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 2. Страница 3 Подобная прямая постановка вопроса о социальной действенности может быть темой в единичном стихотворении, — для ряда стихов она была бы слишком лобовой, там она может быть подтекстом, позволяющим показывать относительно разные стороны лирического характера. Так это и окажется на некоторое время в последующем движении Блока-поэта. Особый лирический поворот темы социального неравенства, присутствующий в стихотворении «Ангел-Хранитель», разработан в стихотворении «Холодный день» (сентябрь 1906 г.). Здесь опять-таки тема социального неравенства сплетается с личной, лирической драмой, решаемой иначе, чем в «Ангеле-Хранителе»: любящие друг друга люди одинаково охвачены скорбью и ужасом перед лицом социальной беды, эта беда ломает их общую судьбу. Возникает подлинно лирическая ситуация дающая возможность человечески-значительного решения: Стараясь не запачкать платья, Ты шла меж спящих на полу. Но самый сон их был проклятье, Вон там — в заплеванном углу. Ты...
8. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 1. Размер: 158кб.
Часть текста: А. С. А. С— см. Сумароков А. Д. Абрам, «Товарищ Абрам» — партийная кличка большевика H. В. Крыленко (1885—1938) — I, 402. Аввакум (1621—1682) — I, 404. Агриппа Неттесгеймский (1486—1535), немецкий мыслитель, медик и оккультист — I, 207, 284. Айзенштадт Давид Самойло- вич (1880—1947), библиофил и букинист — И, 271. Айхенвальд Юлий Исаевич (1872—1928), критик; в 1922 г. выслан из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339....
9. Адамович Георгий: Невозможность поэзии (избранные эссе 50-х годов). Поэзия в эмиграции
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: что одна из них, младшая, изящнее одевается и искуснее выдает себя за барыню-аристократку. В благопристойных домах, однако, принимать ее вскоре тоже перестанут. Отчего мечтания «бессмысленные»? Разве смысла не было? И если был он, этот смысл, бесконечно-ускользающим, разве мы первые, мы последние пытались райскую птицу эту за хвост поймать? Проще, точнее было бы другое название: Бедекер, путеводитель. Но о Бедекере говорил уже Блок в статье, помещенной в «Аполлоне» и написанной на приблизительно такую же тему… Кстати, кто читал эту его статью в двадцать лет, забудет ли ее когда-нибудь? Блок пробовал в ней перевести на общий язык то, о чем писал стихи: предприятие было отважно до крайности и при меньшей органичности поэзии могло бы привести к результатам комическим. У Блока логика сплоховала, и в штурме крепости-музыки сил ее оказалось недостаточно. Но тон его статьи, растерянные отзвуки ее, метеорные ее осколки, длящееся дребезжанье отдельных порвавшихся под натиском логики струн — все это было для двадцатилетнего сознания откровением, от которого не отреклось оно и позднее, научившись многому другому. * * * Не хочу употреблять слово «музыка» в расплывчатом, хотя после Ницше и узаконенном значении. Правда, трудно без него обойтись, — но самое понятие это такое, о котором не следует говорить попусту. От самоограничения вреда не будет: чем меньше «музыки» в кавычках, тем и лучше. Но музыка без кавычек… В наследстве, которое оставил нам символизм, было много трухи, громких слов, писавшихся с...
10. Нолле-Коган Н. А.: Из воспоминаний
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: представить себе Блока и обрисовать его, не связывая образа поэта с определенной атмосферой, местом, природой, освещением, переживанием. В его внешности все зависело от состояния духа, все, даже колорит кожи, цвет глаз, цвет волос. Каков был Блок? Красив? И да и нет. Были ли глаза его светлыми или темными? Вились или гладкими были его волосы? На все отвечу: и да и нет. Когда Блок бывал весел духом, спокоен, здоров, то кожа его лица, даже зимой, отливала золотисто-красным загаром, мерцали голубовато-серые глаза, волосы орехового оттенка (иного определения не подберу), легкие и пушистые, венчали высокое чело. Очерк рта выразительный, и когда он плотно сжимал губы, то лицо внезапно приобретало суровое, замкнутое выражение, когда же улыбался, оно сразу светлело и молодело. Походка упругая, легкая, фигура статная, ладная, весь он какой- то «подобранный», все сидит на нем элегантно, ничего кричащего, вульгарного. <...> В дни душевного смятения, упадка духа, физического недомогания лицо серело, глаза тускнели, волосы темнели и переставали пушиться. Он словно сникал, и даже поступь тяжелела. Есть снимок Блока в гробу: на подушке покоится голова поэта с темными, совершенно гладкими волосами. Вот потому- то к внешности Александра Блока я буду возвращаться несколько раз, и всегда в связи с теми моментами, о которых буду рассказывать. Мое знакомство с ним началось не с личной встречи, а с переписки, но иногда мне приходилось встречать его то тут, то там. Мы жили в Петербурге. Муж мой, П. С. Коган, был приват-доцентом Петербургского университета, а я училась на филологическом факультете Бестужевских ...