Поиск по творчеству и критике
Cлово "1960"
Входимость: 6. Размер: 158кб.
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Входимость: 2. Размер: 98кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 76кб.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 73кб.
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 85кб.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 6. Размер: 158кб.
Часть текста: Юлий Исаевич (1872—1928), критик; в 1922 г. выслан из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев»...
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Часть текста: веяния революции. Ими прониклась вся новая литература. Бальмонт, Брюсов, Мережковские, Вяч. Иванов, Гамсун, Пшибышевский - все говорили одно и то же, призывая к протесту против спокойной, уравновешенной жизни, против семейного очага, призывая к отказу от счастья, к безбытности, к разрушению семьи, уюта. Все это охватило Ал. Ал. Идеология того времени особенно отчетливо прозвучала впоследствии в его "Песне Судьбы". Уход Германа от личного счастья, от тихой пристани - вот отголосок тех настроений: "Я понял, что мы одни на блаженном острове, отделенные от всего мира. Разве можно жить так одиноко и счастливо?.." и дальше: "Господи. Так не могу больше. Мне слишком хорошо в моем тихом белом доме. Дай мне силу проститься с ним и увидать, какова жизнь на свете"... И позднее в набросках и планах поэмы "Возмездие". "Все разрастающиеся события были для него только образами развертывающегося хаоса. Скоро волнение его нашло себе русло: он попал в общество людей, у которых не сходили с языка слова "революция", "мятеж",...
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Часть текста: русской революции, пережитых им с глубоким и страстным сочувствием - недаром они нашли такое сильное выражение в его стихах той поры. И обращение к драматургии не было случайным. Блок, всю жизнь любивший театр, придавал ему всегда огромное значение - нравственное и художественное. В его статье "О театре", написанной в 1908 году, в период воцарившейся политической реакции, мы находим знаменательные слова, обращенные к будущему: "Более, чем какой бы то ни было род искусства, театр изобличает кощунственную бесплотность формулы "искусство для искусства". Ибо театр-это сама плоть искусства, та высокая область, в которой "слово становится плотью". Вот почему почти все, без различия направлений, сходятся на том, что высшее проявление творчества есть творчество драматическое... Именно в театре искусству надлежит столкнуться с самою жизнью, которая неизменно певуча, богата, разнообразна" {А. Блок. Собрание сочинений в 8 томах, М. -Л., 1960-1963, т. V. М. -Л., 1962, стр. 270. (В дальнейшем ссылки на статьи и письма Блока - по этому изданию, они...
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Часть текста: строки Блока: Смотри, папа, смотри Какой там корабль плывет! . . . . . . . . . . . . Дочка, то сирена поет, Берегись, пойдем-ка домой. Появлением "корабля" начинается гибель героя в одном из рассказов Мопассана 49 : Прекрасная Дама на пароходе не ездит 50 . Корабль привозил... Незнакомку... Вы помните: в драме А. А. "Незнакомка" корабль фигурирует лишь малярной раскраскою стен кабачка, а движенье его - головокружение пьяного чувства. С таких "кораблей" предлагал перебраться в простую, житейскую лодочку. Разговор должен был резко выдвинуть это. А. А. же с упорством бежал, выходя к нам с Л. Д. или ко мне с Александрой Андреевной, вперял свои детские, очень большие глаза; и - просил: - Боря, нет! - Лучше нам помолчать: подождем! "Снисходил": сам же рвался к решительному разговору меж нами; и "снис-хожденье" -- откладывалось, как мучение: раздражением. - " Тюк" -- думал я - "вот так " тюк"!". - Нет, не сдвинешь... И превосходство порой прорывалось: казалось: щажу, но ценой осложнений сознанья во мне. Разговор велся линией жеста, поступков; словами - молчали, иль говорили: простое, пустое; помалкивала Александра Андреевна, насторожилась, почувствовавши отточенность отношении. Все-таки, - был разговор: и я считаю его обусловливающим поведение этого года: Заранее предупредил я А. А.: - Ах, не надо бы... Заявил: говорить-таки надо; от этого разговора зависит - все; понял в словах - ультиматум; и оторвавшись от чтения, посмотрел на меня очень-очень открыто; и, натягивая улыбку на боль, сказал: - Что же, я - рад! И я тут заявил о радикальном решении (содержанье его опущу) 51 , отражающемся больно на нем; не забуду: лицо его, словно открылось: открытое, протянулось ко мне голубыми глазами, открытыми тоже; на бледном лице (был он бледен в те дни) губы дрогнули: губы по-детски открылись: - Я - рад... - Вот... - Что ж... О, горькая...
Входимость: 2. Размер: 98кб.
Часть текста: созвал в Смольном совещание представителей литературно-художественной интеллигенции, чтобы обсудить вопрос об участии в культурном строительстве. На призыв Советского правительства откликнулись всего несколько человек. Среди них были Александр Блок и Владимир Маяковский. На вопрос анкеты: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?»,—Блок ответил в январе 1918 г.: «Может и обязана» (VIII, 236) 1 . В протоколе собрания уполномоченных Союза деятелей искусств, которое происходило в ноябре 1917 г., зафиксировано следующее высказывание Маяковского: «Нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт» (12, 215) 2 . Блок и Маяковский закономерно оказались по одну сторону баррикад. Революция! была для них осуществлением давней мечты о разрушении мира капитализма. Черты небывалого в истории переворота впервые были воплощены в «Двенадцати» и «Скифах», в «Оде революции» и «Левом марше». Блок и Маяковский принадлежат к разным поэтическим поколениям (хотя Блок был всего на тринадцать лет старше Маяковского, а Маяковский умер только на девять лет позже Блока). Стихи Блока впервые были опубликованы в 1903 г., стихи Маяковского — в 1912; Блок достиг творческой зрелости в период реакции, наступившей после революции 1905 года, Маяковский только делал первые поэтические шаги в годы нового революционного подъема. Их разделило не просто десятилетие, а историческая эпоха жизни России. Дело не только в хронологической разнице. Блок и Маяковский принесли с собой в искусство разный жизненный опыт, их окружала различная среда,— они оказались «на разных берегах истории», по образному выражению П. Антокольского 3 . Блок и Маяковский вместе открыли первую страницу советской поэзии. Маяковский пошел дальше по пути, которым Блок идти уже не мог, но который он...
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: философская ассоциация) на Фонтанке и в Тенишев- ском училище на Моховой, выступал еще, как я уже рассказывал, в 1920 году в Политехническом музее в Москве. Теперь Блоку предстояло выступить в театре, вмещающем около двух тысяч человек, и это его беспокоило; беспокоило, хватит ли голоса, будет ли слышно в последних рядах и на галерке. И, несмотря на то что некоторый опыт выступлений с этой сцены у Блока был, он все же волновался. О предстоящем вечере по городу была расклеена большая афиша. Накануне открытия продажи билетов у билетной кассы театра на Фонтанке выстроилась длинная очередь молодежи. Однако счастливцев, простоявших сутки в очереди и получивших билеты, оказалось гораздо меньше, чем желающих попасть на вечер. Но в театре каким-то таинственным образом оказалось гораздо больше людей, чем было продано билетов. Молодежь забила все проходы в партере и на ярусах. Администрация и контролеры, должно быть, не случайно ослабили свое усердие в этот вечер. В первых рядах кресел сидели почетные гости: мать, жена и тетка поэта, все ведущие артисты театра, любившие поэта и гордившиеся своим художественным руководителем. Я с трудом пробрался за кулисы. Там тоже было полно людей. Задолго до начала вечера туда собралась большая толпа рабочих сцены, пришедших послушать стихи своего старшего товарища по работе. Все они принарядились, как на праздник. Сюда же пришли друзья и знакомые Блока, не сумевшие раздобыть билеты. Все эти люди толпились за кулисами у лестницы. А лестница была так забита людьми, что пришедший для съемок фотограф М. Наппельбаум едва пробрался со своим громоздким фотоаппаратом. (Кстати, на этом вечере большой мастер своего дела М. Наппельбаум сделал и оставил нам две последние и, пожалуй, лучшие фотографии поэта: на одной Блок снят один, а на другой вместе с К. И. Чуковским.) Накануне вечера я напомнил Александру Александровичу о моей давней просьбе и его обещании познакомить меня с К. И. Чуковским. Блок сказал, что...
Входимость: 2. Размер: 76кб.
Часть текста: — записал в дневнике Корней Чуковский, сблизившийся с Блоком на заседаниях издательства “Всемирная литература” в 1919 году. — У него по карманам рассовано несколько записных книжечек, и он все, что ему нужно, аккуратненько записывает во все книжечки...» 1 Здесь все точно, вплоть до множественного числа: в некоторые периоды своей жизни Блок вел не одну, а сразу две или даже три книжки, информация в которых распределялась по одному ему известному принципу. О. А. Линдеберг, текстолог, готовившая для нового издания расшифровку блоковских записей, так описывает эту часть его творческого хозяйства: «Что же такое записная книжка Блока? Чаще всего это тонкая тетрадь в коленкоровой, кожаной или дерматиновой обложке форматом 9x15 или 8x10 см. Туда записывались деловые заметки, творческие замыслы, наброски статей, конспекты прослушанных докладов, размышления, жизненные впечатления, адреса, хозяйственные расчеты и, конечно, самое главное — стихи. Некоторые записные книжки почти полностью заняты набросками и черновиками стихотворений, причем большинство из них имеет сложную многослойную правку, проводившуюся в несколько этапов, иногда сделанную спустя несколько лет. В первую очередь это касается многих ранних стихотворений, примыкающих к первому тому лирики, к текстам которых Блок неоднократно возвращался в зрелые годы. Несколько иной характер носят книжки-ежедневники, в которых почти или вовсе нет записей творческого характера. Это своеобразный деловой дневник, в краткой и лаконичной манере отражающий жизнь поэта. На протяжении многих лет Блок фиксировал повседневные события и впечатления от них в кратких или более пространных записях. Иногда это несколько страничек в записной книжке, где каждому дню посвящена одна или две строки, например, в записной книжке...
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Часть текста: в семье деда — ректора Петерб. ун-та — в Петербурге и в подмосковном имении Шахматово. После окончания гимназии Б. поступил в 1898 на юридич., а в 1901 перешел на историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та, к-рый окончил в 1906. В 1903 Б. женился на Л. Д. Менделеевой, дочери рус. химика Д. И. Менделеева. Поэтич. дарование Б., начавшего писать стихи еще в детском возрасте, формировалось в условиях бекетовской усадьбы, в атмосфере отрешенности от обществ. жизни и влюбленности в иск-во. Молодой Б. испытал влияние романтич. поэзии В. А. Жуковского, «чистой» лирики А. А. Фета, Я. П. Полонского, «жестоких» романсов А. Н. Апухтина, что отразилось в цикле стихов, позднее названном «Ante Lucem». Погруженный в мир мечты, напряженно ищущий ответов на мучившие его мистич. вопросы, Б. увлекается поэзией Вл. С. Соловьева, проникнутой культом «Вечно-женственного» и «Мировой души». Первые стихи Б. опубл. в 1903 в журнале петерб. символистов Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус «Новый путь». В 1904 вышла ...
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: Безысходна, величава, Бесконечна…Что ж конец? Нет…еще леса, поляны, И проселки, и шоссе, Наша русская дорога, Наши русские туманы, Наши шелесты в овсе… Стихи, собранные под этой обложкой, были близки Сергею Есенину, который, конечно купил новую книгу Блока. Она еще продавалась, когда молодой поэт, получив отсрочку от призыва в армию, в начале октября 1915 года снова приехал в Петроград. А впервые в столицу Есенин приехал полугодом раньше. Тогда он прямо с вокзала направился именно к Блоку, который приветливо встретил юного поэта. Позже, будучи в Берлине, Есенин напишет в автобиографии: “Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта” ( VII , кн. 1, 9). А в октябре 1915-го книга, помимо того, что ее автором был Блок, привлекла внимание Есенина еще и своим названием – “Стихи о России”. А раскрыв ее, он был покорен строками, во многом созвучными его собственным мыслям и...
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: рисунков представляют интерес только корабли, которые Блок особенно любил и в детстве и в позднейшие годы. Он беспрестанно их рисовал, изображая в различных положениях, и даже устраивал из них выставки в своей комнате. Два прилагаемых рисунка, сколько я помню, относятся к годам девяти-десяти. Оба сделаны карандашом на четвертушках писчей бумаги. Первый рисунок. Нижняя часть разрисована цветным карандашом. Внизу синее море, остов корабля красный, борт желтый, с надписью: "Юнкер". Оснастка корабля - мачты, реи и пр. - нарисована обыкновенным черным карандашом. У бортов крайне примитивно изображены три человека: один - около мачты - в синем костюме и черной шляпе, другой - ближе к рулю - в красном и черной шляпе, третий - на носу - в черном. Второй рисунок. Море без раскраски. Остов корабля раскрашен в таком порядке: борт лиловый, за ним красная, синяя, снова красная и оранжевая полосы; поперечная полоса, выделяющая нос, тоже красная. Оснастка с поднятым парусом нарисована черным карандашом, только местами, на поперечных линиях,- красным. Два флага - наверху мачты и на руле - оба трехцветные с продольными полосами - белой, синей и красной (дореволюционный национальный флаг). Блок насмотрелся на корабли с раннего детства. Он родился в доме, который выходит на набережную Невы. Блок прожил там три года. Девяти лет он поселился на набережной Малой Невы. По-видимому, на мальчика производили впечатление именно парусные суда, так как финляндские пароходики, то и дело бороздившие в те времена Неву во всех направлениях, а также буксиры и другие суда не попадаются на его детских рисунках. В его стихах часто фигурируют корабли, нередко в символическом смысле. В этих случаях они всегда представляются как ожидание радости, как надежда на что-то светлое. Таких примеров много...