Поиск по творчеству и критике
Cлово "1961"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 5. Размер: 158кб.
2. Правдина И. С.: Спор поэтов (Блок и Маяковский)
Входимость: 4. Размер: 98кб.
3. Максимов Д. Е.: Александр Блок и Евгений Иванов
Входимость: 2. Размер: 70кб.
4. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава пятнадцатая
Входимость: 2. Размер: 29кб.
5. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Роза и крест"
Входимость: 2. Размер: 156кб.
6. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 2. Размер: 161кб.
7. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Философия
Входимость: 2. Размер: 36кб.
8. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Ранний Блок-лирик, его предшественники и современники. Глава 3. Страница 1
Входимость: 2. Размер: 63кб.
9. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 52кб.
10. Бекетова М.А.: Александр Блок и его мать. Мать Александра Блока. Глава IV
Входимость: 1. Размер: 16кб.
11. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 6
Входимость: 1. Размер: 38кб.
12. Блок А. А. - Белому Андрею, 17 января 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
13. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава одиннадцатая
Входимость: 1. Размер: 36кб.
14. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Краткая библиография литературно-критических работ П. П. Громова
Входимость: 1. Размер: 10кб.
15. Блок А. Л. - Блоку А. А., январь — февраль 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
16. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 2. Страница 3
Входимость: 1. Размер: 58кб.
17. Андрей Турков. Александр Блок. Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 6кб.
18. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Лирика и театр в искусстве Блока
Входимость: 1. Размер: 35кб.
19. Гзовская О. В.: А. А. Блок в московском художественном театре
Входимость: 1. Размер: 48кб.
20. Песня судьбы
Входимость: 1. Размер: 102кб.
21. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Король на площади"
Входимость: 1. Размер: 23кб.
22. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава вторая. А. А. Блок в Москве. Блок в Москве
Входимость: 1. Размер: 26кб.
23. Блок А. А. - Ясинскому И. И., 5 ноября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
24. Веригина В. П.: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 1. Размер: 11кб.
25. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава седьмая. Встреча и охлаждение. Полемика с Петербургом
Входимость: 1. Размер: 40кб.
26. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 2
Входимость: 1. Размер: 49кб.
27. Белый А. - Блоку А., конец мая 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
28. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 1. Страница 3
Входимость: 1. Размер: 44кб.
29. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 1. Размер: 109кб.
30. Левинтон Г.: Мелочи из запаса моей памяти (Ф. Сологуб, А. Блок, Б. Пастернак)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
31. Веригина В. П.: Териокский театр
Входимость: 1. Размер: 12кб.
32. Тагер Е. М.: Блок в 1915 году
Входимость: 1. Размер: 14кб.
33. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Проблемы обновления театра
Входимость: 1. Размер: 54кб.
34. Комаровская Н. И.: Александр Блок в Большом драматическом театре
Входимость: 1. Размер: 43кб.
35. Аникин А. Е.: "Незнакомка" А. Блока и "Баллада" И. Анненского
Входимость: 1. Размер: 14кб.
36. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 1. Размер: 51кб.
37. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Натурализм и символизм
Входимость: 1. Размер: 173кб.
38. Из письма Ариадны Александровны Блок А. Л. Блоку, апрель 1898 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
39. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 1. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 36кб.
40. Белинков А. В., Михайлов О. Н.: Блок А. А. (Краткая литературная энциклопедия)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
41. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Трудная честность"
Входимость: 1. Размер: 9кб.
42. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 5
Входимость: 1. Размер: 62кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 5. Размер: 158кб.
Часть текста: С. А. С— см. Сумароков А. Д. Абрам, «Товарищ Абрам» — партийная кличка большевика H. В. Крыленко (1885—1938) — I, 402. Аввакум (1621—1682) — I, 404. Агриппа Неттесгеймский (1486—1535), немецкий мыслитель, медик и оккультист — I, 207, 284. Айзенштадт Давид Самойло- вич (1880—1947), библиофил и букинист — И, 271. Айхенвальд Юлий Исаевич (1872—1928), критик; в 1922 г. выслан из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 ...
2. Правдина И. С.: Спор поэтов (Блок и Маяковский)
Входимость: 4. Размер: 98кб.
Часть текста: интеллигенции, чтобы обсудить вопрос об участии в культурном строительстве. На призыв Советского правительства откликнулись всего несколько человек. Среди них были Александр Блок и Владимир Маяковский. На вопрос анкеты: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?»,—Блок ответил в январе 1918 г.: «Может и обязана» (VIII, 236) 1 . В протоколе собрания уполномоченных Союза деятелей искусств, которое происходило в ноябре 1917 г., зафиксировано следующее высказывание Маяковского: «Нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт» (12, 215) 2 . Блок и Маяковский закономерно оказались по одну сторону баррикад. Революция! была для них осуществлением давней мечты о разрушении мира капитализма. Черты небывалого в истории переворота впервые были воплощены в «Двенадцати» и «Скифах», в «Оде революции» и «Левом марше». Блок и Маяковский принадлежат к разным поэтическим поколениям (хотя...
3. Максимов Д. Е.: Александр Блок и Евгений Иванов
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Часть текста: журнала «Новый Путь»), а 22 февраля 1905 года уже перешел с ним на «ты». С тех пор дружба их не прерывалась до смерти Блока. В этой дружбе не было того захватывающего, удивленного и радостного вглядывания, той напряженности духовного общения, которые господствовали в ранних отношениях Блока с Андреем Белым. Но близость Блока с Е. П. Ивановым, несмотря на все отличия их путей, всегда оставалась ясной, спокойной и безоблачной, и в этом смысле также не походила на потрясаемые тяжелейшими кризисами и надолго исказившиеся отношения его с Андреем Белым. Смысл и содержание этой дружбы трудно понять, не составив представления о личности Е. П. Иванова, его жизни и образе мыслей. При этом нужно иметь в виду, что Евгений Иванов принадлежал к числу тех людей, в которых их человеческий стиль имеет едва ли не большее значение, чем их идейная ориентация и внешние факты их биографии. Евгений Павлович Иванов — человек ярко выраженного религиозного склада, член Петербургских религиозно-философских собраний 1900-х и 1910-х годов, член Вольной философской ассоциации, спорадический сотрудник символистских изданий и детский писатель — родился 7 декабря 1879 г. в Петербурге * . В Петербурге он прожил всю жизнь и был связан с ним прочной духовной связью. Здесь же в своем городе в самые страшные дни фашистской блокады он умер от голода (4 января 1942 г). Отец его, Павел Александрович Иванов, личный дворянин, был членом Совета Волжского Камского банка; мать — Мария Петровна (урожденная Угрюмова), происходила из купеческого старообрядческого рода. Религиозная атмосфера патриархальной, на редкость дружной и сплоченной семьи Ивановых, налаженный обиход их уютной квартиры, с почти уже архаическим для того времени керосиновым освещением, со старинными иконами, киотами и лампадками по углам, поддерживались,...
4. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава пятнадцатая
Входимость: 2. Размер: 29кб.
Часть текста: директорский пост, но в конце концов дал свое согласие. С 26 апреля он уже вступил в исполнение своих обязанностей и, как всегда, горячо принялся за дело. Актеры и администрация театра приняли его как нельзя лучше. Место главного режиссера занимал А. Н. Лаврентьев, управляющего театром - Гришин, главным администратором театра был Бережной 2 . Театр располагал большими средствами. Репертуар был почти сплошь классический - Шекспир, Шиллер, с прибавлением нескольких новых пьес: "Дантон" М. Левберг, "Рваный плащ" Сем-Бенелли, "Царевич Алексей" Мережковского и "Разрушитель Иерусалима" Иернфельда. Шли также комедии Мольера и Гольдони. Декорации писались лучшими художниками: А. Н. Бенуа, Щуко и т. д. Костюмы и постановка были роскошны. Ал. Ал. председательствовал на заседаниях, исправлял тексты переводных пьес, читал новые пьесы, сочинял речи, которые произносил перед началом и при закрытии сезона. Другие его речи служили темою для бесед с актерами и произносились по поводу первых представлений таких пьес, как "Отелло", "Король Лир", "Голубая птица" Метерлинка и др. Его же речи произносил Лаврентьев на...
5. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Роза и крест"
Входимость: 2. Размер: 156кб.
Часть текста: Блоком в состоянии крайней душевной тревоги и озабоченности именно проблемами общественными. Но Блок все еще считал, что пьеса может подействовать на зрителей пробуждающе, хлестнув их по душам, подобно «удару бича» 258* . Работая над ней, Блок еще разделял характерную для символистов надежду на «соборную» силу театра. Постигшее его поражение было для Блока во многом целительно. Однако оно вовсе не снимало — напротив, торопило и активизировало — постановку вопроса о том, какова же реальная роль искусства в обществе, стремительно приближающемся к своему историческому концу? Какова миссия художника перед событиями разрушительного и обновляющего значения? Специфика исторического периода как периода крайнего напряжения сил политической реакции, крайнего сгущения «тьмы» и возрастающего напора освободительных сил (неудержимого и в этом смысле и в самом деле стихийного, подобно явлениям природы) необыкновенно чутко улавливается Блоком и руководит им в его размышлениях. Значение объективных факторов, действующих в сфере социальной и исторической жизни, становится для Блока все более весомо. Но миссия художника определяется не только по отношению к этим силам к данной переходной обстановке — эта миссия определяется им также и по отношению к трансцендентным началам действительности. Без понимания этого, непреложного для поэта, принципа понять его искусство...
6. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 2. Размер: 161кб.
Часть текста: ему сцены. При ближайшем рассмотрении видно, сколь глубоки были корни этого интереса и как далеко он простирался. Театральные статьи дореволюционного Блока, его письма и дневниковые записи обнаруживают склонность поэта воспринимать спектакль прежде всего как целостную сценическую композицию. Пьеса живет для него в театре в измерениях сценических (а не только литературных) — в мизансценах, ритмах, музыкально-голосовых и красочных звучаниях, в связях со зрительным залом. Драматургия Блока показывает, насколько органичны ему методы режиссерского мышления. Смысловая емкость и драматическая динамика его пьес существуют за счет возможности использования временных и пространственных объемов, лежащих за пределами литературы как таковой. Развитие драматических образов совершается средствами, заранее предусматривающими зрелищное воплощение, ремарки менее всего требуют сценической иллюстрации текста — обычно они содержат описание пантомимической игры, в бессловесности которой просвечивает нечто, словом невыразимое, но первостепенно важное для смысла пьесы. Театр дает Блоку возможность представить в формах сценически реализующей себя, зримо действующей структуры тот образ мира, который в его лирике поневоле возникает лишь в мгновенных постижениях. В театре многопланность бытия может быть раскрыта действенно, как противоречие и как синтез одновременно. Блок, несомненно, является одним из наиболее ярких представителей той «авторской режиссуры», которая возникает в драме XX в. в борьбе с однопланностью театра натуралистической традиции. Как драматург и критик Блок принадлежит к числу тех театральных деятелей, для которых искусство изображения человека, прочно вросшего в быт, до конца определяемого и связанного инерцией социальных отношений, было не вполне истинным и полноценным. Его...
7. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Философия
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Часть текста: общества, завоевавшего много симпатий в Москве; к нему близко примюгули: проф. Булгаков, переселившийся из Петербурга в Москву, и Н. А. Бердяев, проф. Е. Н. Трубецкой, переведенный из Киева: на кафедру философии (вместо покойного брата С. Н. Трубецкого); действовали - В. Ф. Эрн, Г. А. Рачинский и В. П. Свенцицкий, не исключенный еще; здесь бывали священники: Добронравов 1 , Арсеньев, Востоков и Фудель; являлися: Новоселов, Кожевников, Громогласов, Флоренский, Покровский, П. Астров; естественно: складывалось ядро общества, организовавшее ряд интереснейших заседаний - на протяжении: десяти лет. Одно время я, помнится, был даже членом совета (с Рачинским, Свенцицким, Булгаковым, Эрном, Бердяевым, Трубецким); тут Рачинский решительно настоял на вхожденьи в совет, чтобы было представлено левое религиозное устремление мною; боялся в те годы он тяги к ортодоксальности в С. Н. Булгакове, в В. Ф. Эрне; Рачинского выбрали председателем; и заседания были действенным священнодействием для него, покраснев яро, вспыхивая папиросой, блистая очками, подергивая седую бородку, торжественными аллилуями он снаряжал корабль странствия заседания; и - торжественно закрывал заседание; в каждом "слове" Рачинского был непременно какой-нибудь громкий возглас: "Дориносима чинми" 2 , "Святися, святися, Новый Иерусалим", "В начале бе Слово " и т. д. Заседания вел он прекрасно; но многие добродушно посмеивались над торжественным тоном Рачинского, - и тем контрастом, который являли его суетливые, быстрые, нервные жесты; а в перерывах носился по залу он с записью оппонентов, хватая Бердяева за руку, иль настигая меня: - Понимаешь - вы понимаете? Я выпускаю Булгакова; ну а потом выпускаю тебя, ницшеанского пса; после - скажет (такой-то); для равновесия же я выпущу после... - и отскочив от меня, настигает Бердяева он: "Я выпущу Белого после Булгакова; вас же я, для равновесия - под конец..." Вот он однажды...
8. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Ранний Блок-лирик, его предшественники и современники. Глава 3. Страница 1
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: его личную жизненную судьбу, Блок вместе с тем всегда подчеркивает внеличный, объективный характер этой темы. Более того, само индивидуальное, вполне конкретное человеческое чувство, любовное чувство, возникшее ранее и только принявшее особо напряженную форму к моменту творческого взрыва, получает свои истолкования в свете общего, внеличного начала; задним числом перетолковываются, наполняются новыми смыслами как предшествующие духовные поиски, так и более ранние единичные события «истории одной любви». Обозначая словом «мистика» именно внеличное содержание происшедшего события, Блок рассказывает в «Автобиографии»: «До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но все это я считал “субъективным” и бережно оберегал от всех» (VII, 13). Дело не в том, чтобы, вслед за Блоком, пытаться искать особые смыслы в отдельных, подчас странных или даже эксцентрических его поступках той поры, еще менее — в том, чтобы пытаться перетолковывать на новый лад действительно мистические или просто малопонятные высказывания из его юношеского дневника и писем. Но важно не терять за деревьями леса. Действительно важно то, что узколичное и жизненно общее существуют у Блока в единстве, в комплексе; энергичное подчеркивание Блоком первостепенной значимости «общего» здесь ...
9. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: в будущем. Стихотворение говорит об исторической перспективе, притаившейся в жизни самих людей: Лишь в пристальном и тихом взоре Равеннских девушек, порой. Печаль о невозвратном море Проходит робкой чередой Лишь по ночам, склонясь к долинам, Ведя векам грядущим счет, Тень Данта с профилем орлиным О Новой Жизни мне поет То интенсивное, хотя и трагическое, страшное, что было давно, на минувших этапах истории, — живет и сегодня в людях, хотя сами они, может быть, и не знают об этом Подобная скрытая сила как будто бы полностью ушедшей жизни — и есть тот «младенец», о котором так настойчиво говорится в «Равенне». Современность тоже трагична, хотя и по-иному. Но неосознанная печаль о прошлом есть в то же время и «песня» будущего. Поет латынь на могильных плитах, и поет так же давно мертвый Данте. Все три этапа истории, присутствующие в стихотворении, внутренне взаимосвязаны, переходят друг в друга, и все устремлены к четвертому — к «Новой Жизни», к будущему. Здесь-то и возникает, по-видимому, долго не осознававшаяся Блоком коллизия с Брюсовым. Не случайно, конечно, именно Брюсов с его цепким взглядом знатока и поэта культуры привлек внимание Блока к Равенне, не...
10. Бекетова М.А.: Александр Блок и его мать. Мать Александра Блока. Глава IV
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: с матерью. Отношения с Люб. Дмитр. стали лучше. Пост бригадного командира не требовал никакого представительства. Фр. Фел. часто уезжал в Лугу, где ему поручено было строить новые бараки для артиллерийских казарм на полигоне. Ал. Андр. жила своей жизнью, была в постоянном общении с сыном, завела несколько новых, очень приятных знакомств, и все это вместе благотворно подействовало на ее нервы. В эту зиму она очень сошлась с Поликсеной Серг. Соловьевой, сестрой философа. Они видались каждую неделю на ее средах, где собирались с трех часов сотрудники издаваемого ею вместе с Н. И. Манассеиной детского журнала "Тропинка" и кое-кто из друзей и знакомых. Квартира была скромная, угощение тоже. Пили чай с вареньем и пряниками и проводили время в самой непринужденной беседе. Обаятельность хозяйки, ее открытый характер, детская веселость и живой ум сообщали этим сборищам оттенок милой интимности, простоты и самого приятного оживления. Большинство посетителей "Тропинки" были дамы, но ничего ...