Поиск по творчеству и критике
Cлово "1963"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 4. Размер: 158кб.
2. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 3. Размер: 109кб.
3. Суворова К. Н.: Рукой Александра Блока...
Входимость: 3. Размер: 28кб.
4. Андрей Турков. Александр Блок. Краткая библиография
Входимость: 3. Размер: 6кб.
5. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 3. Страница 4
Входимость: 2. Размер: 49кб.
6. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 2. Размер: 86кб.
7. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Ранний Блок-лирик, его предшественники и современники. Глава 1
Входимость: 2. Размер: 31кб.
8. Блок А. А. - Ясинскому И. И., 6 декабря 1912 г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
9. Лавров А.: Письма С. В. Панченко к Блоку. Предисловие
Входимость: 2. Размер: 23кб.
10. Авраменко А. П.: Блок А. А. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
Входимость: 2. Размер: 34кб.
11. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Сокращения, принятые в комментариях
Входимость: 1. Размер: 3кб.
12. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. Петербург
Входимость: 1. Размер: 28кб.
13. Бекетова М. А.: Веселость и юмор Блока
Входимость: 1. Размер: 21кб.
14. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава шестая
Входимость: 1. Размер: 37кб.
15. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 1. Список условных сокращений
Входимость: 1. Размер: 2кб.
16. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 1
Входимость: 1. Размер: 40кб.
17. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 1. Размер: 161кб.
18. Паперный В. М.: Блок и Ницше
Входимость: 1. Размер: 79кб.
19. Одесский М.: "Славянский" контекст стихотворений Блока ("На поле Куликовом")
Входимость: 1. Размер: 36кб.
20. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 5
Входимость: 1. Размер: 62кб.
21. Лех В.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 1. Размер: 11кб.
22. Блок А. А. - Белому Андрею, 25 января 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
23. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Балаганчик"
Входимость: 1. Размер: 73кб.
24. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Ранний Блок-лирик, его предшественники и современники. Глава 3. Страница 1
Входимость: 1. Размер: 63кб.
25. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Проблемы лирики и эпоса в творчестве Блока эпохи революции. Страница 4
Входимость: 1. Размер: 48кб.
26. Лавров А.: Письма Александра Блока к И. И. Ясинскому. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 12кб.
27. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Примечания
Входимость: 1. Размер: 4кб.
28. Аникин А. Е.: "Незнакомка" А. Блока и "Баллада" И. Анненского
Входимость: 1. Размер: 14кб.
29. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 1. Размер: 73кб.
30. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Краткая библиография литературно-критических работ П. П. Громова
Входимость: 1. Размер: 10кб.
31. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Комментарии
Входимость: 1. Размер: 6кб.
32. Бекетова М. А.: О рисунках Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 16кб.
33. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Башня
Входимость: 1. Размер: 35кб.
34. Струве Пётр: Блок — Гумилёв
Входимость: 1. Размер: 9кб.
35. Павлович Надежда: Из "Воспоминаний об Александре Блоке и Николае Гумилёве"
Входимость: 1. Размер: 20кб.
36. Иванов Всеволод: Из очерка "История моих книг"
Входимость: 1. Размер: 11кб.
37. Орлов Вл.: Александр Блок в памяти современников
Входимость: 1. Размер: 76кб.
38. Емельянов Ю. Н.: Поэт Александр Блок и Чрезвычайная следственная комиссия 1917 г.
Входимость: 1. Размер: 67кб.
39. Реликвии Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 20кб.
40. Винокуров Ф.: "Воспоминания о Блоке" Евгения Замятина - генезис и структура
Входимость: 1. Размер: 55кб.
41. Федоров А.: Путь Блока-драматурга
Входимость: 1. Размер: 44кб.
42. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 1. Страница 3
Входимость: 1. Размер: 44кб.
43. Муратов П. П.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 1. Размер: 17кб.
44. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава пятнадцатая
Входимость: 1. Размер: 29кб.
45. Правдина И. С.: Спор поэтов (Блок и Маяковский)
Входимость: 1. Размер: 98кб.
46. Магомедова Д.: "Андреевский" пласт в пьесе Блока "Песня Судьбы"
Входимость: 1. Размер: 24кб.
47. Блок А. А. - Ясинскому И. И., 19 мая 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
48. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 17кб.
49. Блок А. А. - Ясинскому И. И., 5 ноября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
50. Белый А. - Блоку А., 8 или 9 марта 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 19кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 4. Размер: 158кб.
Часть текста: Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун Северной области и директор Большого драматического театра — II, 338, 408. Андреева-Дельмас (ур. Тишинская) Любовь Александровна (1879—1969), оперная артистка, возлюбленная и близкий друг Блока — II, 96, 102, 171, 355,...
2. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 3. Размер: 109кб.
Часть текста: начале сентября 1901 года я вернулся Москву. В первое свое посещение Соловьева я ознакомился с рядом стихотворений А. А. <...> Впечатление было ошеломляющее. Стало явно: то <...> что через 15 лишь лет дошло до сознания читательской публики <...> что А. А. — первый поэт нашего времени» (Белый 1922а, 15; ср. Цинговатов 1926, 14). Белый не только начал распространять переписанные от руки произведения своего будущего друга, но решился на необычное: процитировал стих «молодого поэта А. Блока „Предчувствую тебя... Года проходятъ мимо“» в рецензии на концерт, опубликованной в «Мире искусства» в ноябре 1902 г. (Белый 1902а, 303); это и стало первым появлением имени Блока в печати. Конечно, не у всех стихи Блока вызывали такой восторг, как у автора только что опубликованной «Драматической симфонии». Еще осенью 1900 г. Блоку отказал редактор журнала «Мир Божий», а в сентябре 1901 г. стихи, посланные в издательство «Скорпион» на имя Валерия Брюсова, не дошли по назначению (Блок 1963, 7: 14  3 ; 1965, 21, 521). Когда П. П. Перцов, получив 3. VII 1902 разрешение издавать журнал «Новый Путь»  4 и приступая к собиранию материала, в том же месяце написал Брюсову, намеченному на должность секретаря редакции: «Знаете ли Вы поэта Блока ? <...> У меня два его стихотворения — удивительно красиво и удивительно непонятно. Стиль Вл. Соловьева, но гораздо воплощеннее», — Брюсов ответил: «Блока знаю. Он из мира...
3. Суворова К. Н.: Рукой Александра Блока...
Входимость: 3. Размер: 28кб.
Часть текста: университета, известного ботаника А. Н. Бекетова. Бекетов, по словам его дочери, "был далеко не чужд литературе, уже в старости зачитывался Толстым и Тургеневым, второй частью Гетева "Фауста" (М. А. Бекетова. Александр Блок. Пб., 1922, стр. 16). Помимо научных трудов, он писал критические очерки и статьи. Бабушка, Елизавета Григорьевна, как свидетельствовал Блок в "Автобиографии", "знала лично многих наших писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Ап. Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым" (Собр. соч., т. 7. М., 1963, стр. 10--11). Она являлась автором многочисленных компиляций и переводов научных и художественных произведений. С профессиональным уважением Блок отметил: "... список ее трудов громаден; в последние годы она делала до 200 печатных листов в год" (там же, стр. 9). Дочери Бекетовых: мать Блока, Александра Андреевна, тетки Мария Андреевна и Екатерина Андреевна, переводили с иностранных языков, писали стихи. О сестрах Бекетовых Блок сказал, что они "от дедов унаследовали любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении" (там же, стр. 11). С полным основанием можно отнести эти слова и к самому Блоку. Когда, "чуть ли не с пяти лет", Сашура, как звали Блока дома, стал "сочинять" стихи, затем составлять рукописные журналы, а позднее, гимназистом, "издавать" рукописный журнал "Вестник", родные...
4. Андрей Турков. Александр Блок. Краткая библиография
Входимость: 3. Размер: 6кб.
Часть текста: Александрович Блок. (По памяти за 15 лет, 1906-1921 гг.). "Записки мечтателей", 1922, Ќ 6. Петр Перцов, Ранний Блок. М., "Костры", 1922. Вл. Пяст, Воспоминания о Блоке. Пб., "Атеней", 1923. М. Бабенчиков, Александр Блок и Россия. М.-Пг., 1923. К. Чуковский, Александр Блок как человек и поэт. Пг., 1924. М. А. Бекетова, Александр Блок и его мать. Л.-М., "Петроград", 1925. М. А. Бекетова, Александр Блок. Биографический очерк, издание второе. Л., 1930. Вл. Орлов, Александр Блок. Очерк творчества. М., Гослитиздат, 1956. Анат. Горелов, Гибель "Соловьиного сада". В кн.: Анат. Горелов, Подвиг русской литературы, Л., 1957. Павел Громов, Театр Блока. В кн.: Павел Громов, Герой и время. Л., "Советский писатель", 1961. Л. И. Тимофеев, Творчество Александра Блока. М., Изд-во Академии наук, 1963. Вл. Орлов, Три очерка об Александре Блоке. В кн.: Вл. Орлов, Пути и судьбы. М.-Л., "Советский писатель", 1963. Блоковский сборник. Труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А. А. Блока, май 1962 года. Тарту, 1964. B. М. Жирмунский, Драма Александра Блока "Роза и Крест". Литературные источники. Изд-во Ленинградского университета, 1964. Л....
5. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 3. Страница 4
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Часть текста: двойное восприятие: там, где есть элементы подлинной поэзии, хотя бы и исходящей от автора, объективно получаются прорывы в достоверное, жизненно возможное поведение действующего лица; там же, где все определяет только авторская подсказка в чистом виде, итогом оказывается ненатуральная, вымученная аллегория вместо человеческого характера. Затем, как это ни парадоксально, в какой-то мере подобный аллегоризм в новом варианте драмы даже усилился оттого, что автор попытался ввести в действие историческую перспективу, искавшуюся и находимую им в прозе. Замысел был обречен на неудачу потому, что в нем как бы в сконцентрированном, собирательном виде выразились противоречия, свойственные предшествующему развитию Блока. Историческая перспектива не могла сочетаться с данным замыслом. Дело тут даже не в аллегоризме как таковом: в искусстве бывают такие идейные замыслы и ситуации, которые нуждаются именно в аллегорическом воплощении, — но в характере самой этой аллегорической манеры у Блока. В конечном счете здесь проявляется в крайне резком виде общее противоречие, исподволь развивавшееся в творчестве Блока. Это — отмечавшееся выше «глухое» противоречие между обобщенно-театрализованной действенностью и жизненно достоверной конкретностью в композиции «Земли в снегу» (в несколько ином виде оно существует уже в «Незнакомке»). Дело тут опять-таки не в том, ...
6. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 2. Размер: 86кб.
Часть текста: и «улицу», в открытое пространство (один из важных мотивов творчества Блока эпохи «антитезы»), особую значимость приобретают проанализированные в классической на сегодняшний день работе Д. Е. Максимова [Максимов 1981а: 6-151] мифологемы «судьбы» и «пути», которые в этой новой ситуации довольно отчетливо начинают соотноситься Блоком с проблематикой «общественности». Движение в сторону «общественности» инспирирует критику «интеллигенции» и апологетику «народа», который связывается поэтом с идеей «судьбы». Так, в статье 1906 года «Поэзия заговоров и заклинаний», характеризуя магические практики народной культуры, Блок вводит различие между «судьбой», под знаком которой протекает «народная жизнь», и «случаем», покорившим творческую жизнь интеллигенции: В первобытной душе – польза и красота занимают одинаково почетные места. Они находятся в единстве и согласии между собою; союз их определим словами: прекрасное – полезно, полезное – прекрасно. Это и есть тот единственный истинный союз, который запрещает творить кумиры и который распался в сознании интеллигентного большинства, так что, по слову Вл. Соловьева, «кумир красоты стал так же бездушен, как кумир пользы». Разрыва этого религиозного союза избежал «темный» народ. Вот почему он – наивно, с нашей точки зрения, – творит магические обряды, одинаково заговаривает зубную боль и тоску, успех в торговле и любовь. Для него заговор – не рецепт, а заповедь, не догматический и положительный совет врача, проповедника, священника, а таинственное указание самой природы, как поступать, чтобы достигнуть цели; это желание достигать не так назойливо, серо и торопливо, как наше желание вылечиться от зубной боли, от жабы, от ячменя; для простого человека оно...
7. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Ранний Блок-лирик, его предшественники и современники. Глава 1
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: индивидуального развития и его итогов исключительное значение имеет начало пути, общие и особенные обстоятельства первых опытов, условия самоопределения мастера в его искусстве. Говоря о начале художественного пути Александра Блока — великого русского лирического поэта, необходимо помнить о двух важных индивидуальных особенностях, характерных для его поэтического «зачина». Одна из этих особенностей состоит в том, что его ранние поэтические поиски происходят несколько в стороне, в некотором отъединении от современников. Первые свои стихи Блок печатает в начальные годы XX века, к моменту выхода в свет его первого лирического сборника существовала уже довольно устойчивая, достаточно определившаяся традиция новой, символистской литературной школы; к ней относят Блока — начинающего поэта и его современники, и он сам. Между тем, говоря о рождении в себе лирического поэта, Блок особо настаивает на том, что он не знает в ту пору соответствующих навыкам новой литературной школы поэтических опытов своих старших современников и их литературных учителей: «… литература началась для меня не с Верлэна и не с декадентства вообще»; объясняет это поэт воздействием высококультурной семейной обстановки, где «… господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах» 1* . Цитируемая здесь «Автобиография» относится к 1915 г.; для зрелого Блока, ретроспективно обозревающего свой духовный путь, чрезвычайно важным является то обстоятельство, что его первые творческие темы складываются и зреют без внешних (со стороны современников), посторонних воздействий, которые могли бы...
8. Блок А. А. - Ясинскому И. И., 6 декабря 1912 г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Часть текста: Блок А. А. - Ясинскому И. И., 6 декабря 1912 г. 6 6 декабря 1912. Офицерская 57, кв. 21. Дорогой Иероним Иеронимович. Так как ни «Стожары», ни «Колос Ржи» не вышли, я позволяю себе поместить и «Действо о Теофиле» и те три стихотворения, которые Вам передал П. Карпов, в другом месте 25 . Очень был бы Вам благодарен, если бы Вы мне возвратили текст «Действа о Теофиле» 26 . Не могут ли «Стожары» прислать мне гонорар за 1-ый альманах? 27 Преданный Вам Ал. Блок. Примечания 25 Сборник «Колос ржи» не был осуществлен. Пимен Иванович Карпов (1887–1963) — поэт, прозаик; происходил из крестьян. Ясинский энергично способствовал его шагам в литературе. См.: Блок и П. И. Карпов / Вступит. ст., публ. и коммент. К. М. Азадовского // Александр Блок: Исследования и материалы. Л., 1991. С. 234–280.  26 «Действо о Теофиле» Рютбефа в переводе Блока впервые было опубликовано в альманахе «Стрелец» (Сб. 1. Пг., 1915), вошло в кн.: Блок А. Театр. М.: Мусагет, 1916. С. 138–173.  27 Среди писем Блока к Ясинскому сохранилась недатированная записка на визитной карточке: Александр Александрович Блок (печатный текст карточки, далее — автограф) «покорнейше просит глубокоуважаемого Иеронима Иеронимовича Ясинского выдать подателю карточки гонорар (6 р. за стих<отворение>, напечатанное в “Стожарах”) и напечатать в “Биржевых Ведомостях” заметку о минералогической коллекции» (Александр Блок. Переписка: Аннотированный каталог. Вып. 1. Письма Александра Блока / Под ред. В. Н. Орлова; составители Н. Т. Панченко, К. Н. Суворова, М. В. Чарушникова. М., 1975. С. 410). Над приведенным текстом — расписка: «Получил шесть (6) руб. Гавр. Русинов» (о Г. П. Русинове, оказывавшем иногда Блоку мелкие услуги, см. в письме Блока к Н. Д. Санжарь от 5 января 1914 г. — Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 8. С. 432).
9. Лавров А.: Письма С. В. Панченко к Блоку. Предисловие
Входимость: 2. Размер: 23кб.
Часть текста: серьезных тем, в частности — темы народа» 1 . Отчасти этот невосполнимый пробел в эпистолярном наследстве Блока компенсируется письмами Панченко к поэту. Они дают определенное представление о содержании блоковских писем (и даже включают отдельные цитаты из них), дают возможность восстановить событийную канву, в соответствии с которой складывались взаимоотношения Блока и Панченко. Достаточно выразительно вырисовывается на страницах этих писем и личность, весьма своеобразный психологический облик блоковского корреспондента. Семен Викторович Панченко (1867–1937) пользовался на рубеже веков определенной известностью как композитор, дирижер, музыкальный теоретик и педагог. Он родился в Суджанском уезде Курской губернии, детство провел за границей, где подолгу жил и в зрелые годы (преимущественно в Берлине) 2 . Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории, учился также у П. С. Штейнберга и А. К. Лядова. Первое музыкальное сочинение Панченко относится к 1890...
10. Авраменко А. П.: Блок А. А. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: академического отзыва. Как поэт Б. формировался под влиянием традиций русской классической литературы, свято почитавшихся в семье Бекетовых. Вместе с тем атмосфера семьи содержала и значительный элемент религиозной экзальтации, что заметно сказалось в понимании Б. ценностных категорий искусства. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В. А. Жуковского. "Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем",-- писал позже поэт в "Автобиографии". Тонкому и глубокому восприятию поэзии Жуковского способствовало то обстоятельство, что все летние месяцы Б. проводил в подмосковном имении деда - Шахматове Певец природы, как назвал Жуковского В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за предел земного. Далекий от теоретических философских доктрин, Б. поэзией романтизма был подготовлен к принятию основополагающих принципов искусства символизма. Уроки Жуковского не прошли для Б. бесследно: взращенные ими "острые мистические и романтические переживания" обратили Б. в 1901 г. к...