Поиск по творчеству и критике
Cлово "1966"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава пятнадцатая
Входимость: 4. Размер: 29кб.
2. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 4. Размер: 158кб.
3. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 3. Размер: 109кб.
4. Рождественский Всеволод: Александр Блок
Входимость: 3. Размер: 57кб.
5. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Проблемы обновления театра
Входимость: 2. Размер: 54кб.
6. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 2. Размер: 161кб.
7. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 2. Размер: 51кб.
8. Кузьмина-Караваева Е. Ю.: Встречи с Блоком
Входимость: 1. Размер: 51кб.
9. Ахматова Анна: О Блоке
Входимость: 1. Размер: 10кб.
10. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Комментарии
Входимость: 1. Размер: 6кб.
11. Бекетова M. A.: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 58кб.
12. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Краткая библиография литературно-критических работ П. П. Громова
Входимость: 1. Размер: 10кб.
13. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Балаганчик"
Входимость: 1. Размер: 73кб.
14. Белый А. - Блоку А., 19 августа 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
15. Минц З. Г.: Александр Блок (История русской литературы в 4 томах, 1983)
Входимость: 1. Размер: 85кб.
16. Мгебров А.: Из книги "Жизнь в театре"
Входимость: 1. Размер: 5кб.
17. Федин Конст.: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 19кб.
18. Панченко С. В. - Блоку А., 17/30 декабря 1902 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
19. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 1
Входимость: 1. Размер: 29кб.
20. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 1. Размер: 73кб.
21. Панченко С. В. - Блоку А., 4/17 мая 1901 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
22. Гиппиус Василий: Встречи с Блоком
Входимость: 1. Размер: 28кб.
23. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Роза и крест"
Входимость: 1. Размер: 156кб.
24. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". Предстояние первое перед порогом
Входимость: 1. Размер: 16кб.
25. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава седьмая. Встреча и охлаждение. Полемика с Петербургом
Входимость: 1. Размер: 40кб.
26. Чулков Г. И.: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 62кб.
27. Авраменко А. П.: Блок А. А. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
Входимость: 1. Размер: 34кб.
28. Павлович Надежда: Из "Воспоминаний об Александре Блоке и Николае Гумилёве"
Входимость: 1. Размер: 20кб.
29. Веригина В. П.: Лирические драмы А. Блока в тенишевской аудитории
Входимость: 1. Размер: 17кб.
30. Тагер Е. М.: Блок в 1915 году
Входимость: 1. Размер: 14кб.
31. Андрей Турков. Александр Блок. Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 6кб.
32. Алянский С.: Юбилей "Алконоста"
Входимость: 1. Размер: 10кб.
33. Фокин П.: Блок без глянца (ознакомительный фрагмент). Облик
Входимость: 1. Размер: 11кб.
34. Павлович Надежда: Из воспоминаний об Александре Блоке
Входимость: 1. Размер: 16кб.
35. Никулин Лев: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 17кб.
36. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава пятая. 1905 год. Ночная фиалка
Входимость: 1. Размер: 52кб.
37. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава девятая. У второго порога. Поворот к встрече
Входимость: 1. Размер: 8кб.
38. Нолле-Коган Н. А.: Из воспоминаний
Входимость: 1. Размер: 45кб.
39. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Натурализм и символизм
Входимость: 1. Размер: 173кб.
40. Веригина В. П.: "Балаганчик". Вечер бумажных дам
Входимость: 1. Размер: 16кб.
41. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Лирическая трилогия
Входимость: 1. Размер: 13кб.
42. Фокин П.: Блок без глянца (ознакомительный фрагмент). Молчаливый собеседник
Входимость: 1. Размер: 7кб.
43. Толстой Алексей: Из статьи "Падший ангел"
Входимость: 1. Размер: 5кб.
44. Бекетова М.А.: Александр Блок и его мать. Мать Александра Блока. Глава III
Входимость: 1. Размер: 21кб.
45. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". Жизнь за границей
Входимость: 1. Размер: 20кб.
46. Бернштейн Сергей: Мои встречи с А. А. Блоком
Входимость: 1. Размер: 22кб.
47. Федоров А.: Путь Блока-драматурга
Входимость: 1. Размер: 44кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава пятнадцатая
Входимость: 4. Размер: 29кб.
Часть текста: год прошел в усиленной работе. В начале года это были доклады в репертуарной секции ТЕО, отзывы о пьесах, составление списков пьес и редактирование издаваемого ТЕО журнала "Репертуар". 16 февраля 1919 года Ал. Ал. получил из ТЕО желаемую отставку, а через два с половиной месяца последовало приглашение от М. Ф. Андреевой 1 вступить в дирекцию руководимого ею Большого Драматического театра, который открыл свои действия в помещении Музыкальной драмы. М. Ф. горячо упрашивала Ал. Ал. взять на себя председательствование в режиссерском управлении. Он долго колебался, не решаясь принять этот директорский пост, но в конце концов дал свое согласие. С 26 апреля он уже вступил в исполнение своих обязанностей и, как всегда, горячо принялся за дело. Актеры и администрация театра приняли его как нельзя лучше. Место главного режиссера занимал А. Н. Лаврентьев, управляющего театром - Гришин, главным администратором театра был Бережной 2 . Театр располагал большими средствами. Репертуар был почти сплошь классический - Шекспир, Шиллер, с прибавлением нескольких новых пьес: "Дантон" М. Левберг, "Рваный плащ" Сем-Бенелли, "Царевич Алексей" Мережковского и "Разрушитель Иерусалима" Иернфельда. Шли также комедии Мольера и Гольдони. Декорации писались лучшими художниками: А. Н. Бенуа, Щуко и т. д. Костюмы и постановка были роскошны. Ал. Ал. председательствовал на заседаниях, исправлял тексты переводных пьес, читал новые пьесы, сочинял речи, которые произносил перед началом и при закрытии сезона. Другие его речи служили темою для бесед с актерами и произносились по поводу первых представлений таких пьес, как "Отелло", "Король Лир",...
2. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 4. Размер: 158кб.
Часть текста: И, 271. Айхенвальд Юлий Исаевич (1872—1928), критик; в 1922 г. выслан из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун Северной области и директор Большого драматического...
3. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 3. Размер: 109кб.
Часть текста: сентября 1901 года я вернулся Москву. В первое свое посещение Соловьева я ознакомился с рядом стихотворений А. А. <...> Впечатление было ошеломляющее. Стало явно: то <...> что через 15 лишь лет дошло до сознания читательской публики <...> что А. А. — первый поэт нашего времени» (Белый 1922а, 15; ср. Цинговатов 1926, 14). Белый не только начал распространять переписанные от руки произведения своего будущего друга, но решился на необычное: процитировал стих «молодого поэта А. Блока „Предчувствую тебя... Года проходятъ мимо“» в рецензии на концерт, опубликованной в «Мире искусства» в ноябре 1902 г. (Белый 1902а, 303); это и стало первым появлением имени Блока в печати. Конечно, не у всех стихи Блока вызывали такой восторг, как у автора только что опубликованной «Драматической симфонии». Еще осенью 1900 г. Блоку отказал редактор журнала «Мир Божий», а в сентябре 1901 г. стихи, посланные в издательство «Скорпион» на имя Валерия Брюсова, не дошли по назначению (Блок 1963, 7: 14  3 ; 1965, 21, 521). Когда П. П. Перцов, получив 3. VII 1902 разрешение издавать журнал «Новый Путь»  4 и приступая к собиранию материала, в том же месяце написал Брюсову, намеченному на должность секретаря редакции: «Знаете ли Вы поэта Блока ? <...> У меня два его стихотворения — удивительно красиво и удивительно непонятно. Стиль Вл. Соловьева, но гораздо воплощеннее», — Брюсов ответил: «Блока знаю. Он из мира Соловьевых. Он — не поэт» (Перцов 1933, 252—253). Для самого себя три месяца спустя Брюсов отметил впечатления о литературной молодежи: «Всех этих мелких интереснее, конечно, А. Блок, которого я лично не знаю, а еще интереснее, вовсе не мелкий, а очень крупный Б. Н. Бугаев — интереснейший человек в России» (Брюсов 1927, 122). Журнал...
4. Рождественский Всеволод: Александр Блок
Входимость: 3. Размер: 57кб.
Часть текста: туманность блоковских стихов, потому что за ними ясно ощущали мы чистоту подлинно взволнованного лирического чувства. Мы повторяли наизусть строфы любимого поэта, украшали цветами его фотографии, одевали в цветные матерчатые переплеты томики его стихов, и не существовало юноши или девушки, преданных поэзии, которые явно или тайно не были бы влюблены в портрет узколицего с белокурыми кудрями человека в черной блузе с белоснежным отложным воротничком. Его светлые и, как казалось, голубые глаза прямо и открыто смотрели в будущее. Чуть намеченная складка около губ и тяжелый рот говорили об угрюмой сосредоточенности, но открытый лоб дышал свежестью и прямотою мысли. Это было прекрасное человеческое лицо, подлинный «лик поэта», и нет ничего удивительного в том, что вокруг имени Блока возникали легенды, одна романтичнее другой. Блок был неотделим от нашей юности, но он и рос в нашем сознании вместе с нею. От стихов Блока шло к нам тревожное ощущение современного города, страшного перекрестка всех изломов и противоречий капиталистической действительности. А за всем этим хаосом электрического света, ночных «лихачей» и ресторанных цветов, за загадочным и греховным обликом «Незнакомки» проступала синеющая ширь родных русских полей, колокольчики тройки на проселочной дороге, «наши русские туманы, наши шелесты в овсе» 1 . Блок напоминал нам о родине, о всегда ему милой России, пусть в то время ...
5. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Проблемы обновления театра
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: о новых художественных направлениях, которые выступают в те годы, не о появлении так называемого условного театра и проникновении его принципов в систему театра бытового и психологического и вообще отнюдь не о том, что какой-то один художественный стиль в театре наступает на другой и теснит его, утверждая свое господство. Важно и интересно прежде всего обратить внимание на процессы, может быть менее бросающиеся в глаза, но более коренные, на сдвиги слежавшихся, застарелых пластов театральной культуры, в результате чего и появляется возможность произрастания новых, живых побегов искусства. «Я имею намерение анализировать те так называемые “основы”, на которых покоится театр, и подвергнуть критике положение современного театра, который, как это всем известно, переживает далеко не праздничные дни, так как обманчивая прелесть “чеховщины” Художественного театра — лучшего театра наших дней, малоплодотворные искания театра Комиссаржевской в течение полуторых сезонов, полное одряхление императорских театров и бесконечная ветошь или нелепая беспочвенность провинциальных предприятий — еще не составляют праздника», — писал Блок в 1908 г. в своей статье «О театре». Он добавил, однако: «Но если извне это так, то внутренне это иначе, и анализирующий современное театральное дело может прийти к выводам, гораздо более утешительным, чем посторонний наблюдатель» 26* . Подъем театра начинается в момент повсеместного осознания кризиса современной культуры и в известном смысле является плодотворной попыткой самоизлечения культуры. Кризис театра, как и кризис культуры в целом, возник не в предреволюционные годы. Он в это время только обнажился,...
6. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 2. Размер: 161кб.
Часть текста: живет для него в театре в измерениях сценических (а не только литературных) — в мизансценах, ритмах, музыкально-голосовых и красочных звучаниях, в связях со зрительным залом. Драматургия Блока показывает, насколько органичны ему методы режиссерского мышления. Смысловая емкость и драматическая динамика его пьес существуют за счет возможности использования временных и пространственных объемов, лежащих за пределами литературы как таковой. Развитие драматических образов совершается средствами, заранее предусматривающими зрелищное воплощение, ремарки менее всего требуют сценической иллюстрации текста — обычно они содержат описание пантомимической игры, в бессловесности которой просвечивает нечто, словом невыразимое, но первостепенно важное для смысла пьесы. Театр дает Блоку возможность представить в формах сценически реализующей себя, зримо действующей структуры тот образ мира, который в его лирике поневоле возникает лишь в мгновенных постижениях. В театре многопланность бытия может быть раскрыта действенно, как противоречие и как синтез одновременно. Блок, несомненно, является одним из наиболее ярких представителей той «авторской режиссуры», которая возникает в драме XX в. в борьбе с однопланностью театра натуралистической традиции. Как драматург и критик Блок принадлежит к числу тех театральных деятелей, для которых...
7. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Часть текста: Гамсун, Пшибышевский - все говорили одно и то же, призывая к протесту против спокойной, уравновешенной жизни, против семейного очага, призывая к отказу от счастья, к безбытности, к разрушению семьи, уюта. Все это охватило Ал. Ал. Идеология того времени особенно отчетливо прозвучала впоследствии в его "Песне Судьбы". Уход Германа от личного счастья, от тихой пристани - вот отголосок тех настроений: "Я понял, что мы одни на блаженном острове, отделенные от всего мира. Разве можно жить так одиноко и счастливо?.." и дальше: "Господи. Так не могу больше. Мне слишком хорошо в моем тихом белом доме. Дай мне силу проститься с ним и увидать, какова жизнь на свете"... И позднее в набросках и планах поэмы "Возмездие". "Все разрастающиеся события были для него только образами развертывающегося хаоса. Скоро волнение его нашло себе русло: он попал в общество людей, у которых не сходили с языка слова "революция", "мятеж", "анархия", "безумие". Здесь были красивые женщины "с вечно смятой розой на груди" - с приподнятой...
8. Кузьмина-Караваева Е. Ю.: Встречи с Блоком
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: необходимость дать ответ на самый важный вопрос: верю ли я в бога? Есть ли бог? И вот ответ пришел. Пришел с такой трагической неопровержимостью. Я даже и сейчас помню пейзаж этого ответа. Рассвет жаркого летнего дня. Ровное румяное небо. Черные узоры овальных листьев акации. Громкое чириканье воробьев. В комнате плач. Умер мой отец. И мысль простая в голове: «Эта смерть никому не нужна. Она несправедливость. Значит, нет справедливости. А если нет справедливости, то нет и справедливого бога. Если же нет справедливого бога, то, значит, и вообще бога нет». Никаких сомнений, никаких доводов против такого вывода. Бедный мир, в котором нет бога, в котором царствует смерть, бедные люди, бедная я, вдруг ставшая взрослой, потому что узнала тайну взрослых, что бога нет и что в мире есть горе, зло и несправедливость. Так кончилось детство. Осенью я впервые уехала надолго от Черного моря, от юга, солнца, ветра, свободы. Первая зима в Петербурге. Небольшая квартира в Басковом переулке. Гимназия. Утром начинаем учиться при электрическом свете, и на последних уроках тоже лампы горят. На улицах рыжий туман. Падает рыжий снег. Никогда, никогда нет солнца Родные служат панихиды, ходят в трауре. В панихидах примиренность, а я мириться не хочу, да и не с кем мириться, потому что Его нет. Если можно было еще сомневаться и колебаться дома, то тут-то, в этом рыжем тумане, в этой осени проклятой, никаких сомнений нет. Крышка неба совсем надвинулась на этот город-гроб, а за ней — пустота. Я ненавидела Петербург. Мне было трудно заставить себя учиться. Вместо гимназии я отправлялась бродить далеко через Петровский парк, па свалку, мимо голубиного стрельбища. Самая острая тоска за всю жизнь была именно тогда. И душе хотелось подвига, гибели за всю неправду мира, чтобы не было этого рыжего тумана и бессмыслицы. В классе моем увлекались Андреевым, Коммиссаржев- ской, Метерлинком. Я мечтала встретить настоящих революционеров, которые готовы...
9. Ахматова Анна: О Блоке
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: почему он не на чествовании Верхар- на. Поэт ответил с подкупающим прямодушием: «Оттого, что там будут просить выступать, а я не умею говорить по-французски». К нам подошла курсистка со списком и сказала, что мое выступление — после блоковского. Я взмолилась: «Александр Александрович, я не могу читать после вас». Он — с упреком — в ответ: «Анна Андреевна, мы не тенора». В это время он уже был известнейшим поэтом России. Я уже два года довольно часто читала мои стихи в Цехе поэтов, и в Обществе ревнителей художественного слова, и на Башне Вячеслава Иванова, но здесь все было совершенно по-другому. Насколько скрывает человека сцена, настолько его беспощадно обнажает эстрада. Эстрада — что-то вроде плахи. Может быть, тогда я почувствовала это в первый раз. Все присутствующие начинают казаться выступающему какой-то многоголовой гидрой. Владеть залой очень трудно — гением этого дела был Зощенко. Хорош на эстраде был и...
10. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Комментарии
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: 1921 г. (ЛН Кн. 3). Три недели спустя после смерти Блока - 28 августа 1921 г. - Белый председательствует на заседании Вольной философской ассоциации (Вольфила), посвященном памяти великого поэта, и выступает с большой речью, повторенной затем 26 сентября в Москве в Политехническом музее. Это выступление в значительной степени было подготовлено статьей "Поэзия Блока" (1917), посвященной выходу трехтомного Собрания стихотворений Блока. Некролог о Блоке, напечатанный в "Записках мечтателей", Белый завершает следующим очень значимым призывом: "Отзовемся и двинемся ближе к нему; постараемся распечатать нашу память о нем; и сотворим ему Вечную Память" (1921. No 4. С. 10). Он первым последовал собственному призыву: по возвращении в конце сентября из Москвы в Петроград Белый выступает в "Вольфиле" с воспоминаниями о Блоке, которые в краткой редакции были напечатаны в альманахе "Северные дни" (М., 1922). Более полная редакция этих воспоминаний, воссоздающая историю непростых отношений двух поэтов, содержится в беловских "Воспоминаниях об Александре Александровиче Блоке" (Записки мечтателей. 1922. No 6) с их итоговой формулой: "А. А. стоит передо мной прекрасный и вечный, - весь с головы до ног "великий поэт", "большой человек", "человек новый", "человек правдивый", а это больше, чем "великий", - человек прекрасный, т. е. изящный во всех своих проявлениях, и человек хороший, добрый, т. е. прекрасный в малом, умалившийся до малого, до забот о хлебе насущном своих друзей. Он сотворил своею краткою человеческой жизнью вечную память в сердцах тех, кто его знал и любил. И этот памятник нерукотворный живее, бессмертнее и долговечнее тех памятников, которые будут ему поставлены... Этот памятник - его бессмертная жизнь, ибо мы в Боге родимся, во Христе умираем и в Святом Духе ...