Поиск по творчеству и критике
Cлово "1974"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 5. Размер: 73кб.
2. Веригина В. П.: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 2. Размер: 11кб.
3. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 2. Размер: 76кб.
4. Автографы А. Блока в альманахе "Чукоккала"
Входимость: 2. Размер: 6кб.
5. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 2. Размер: 51кб.
6. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. Жизнь в Москве
Входимость: 1. Размер: 14кб.
7. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 1. Размер: 158кб.
8. Алянский С.: Первая встреча с Александром Блоком
Входимость: 1. Размер: 18кб.
9. Минц З. Г.: Александр Блок (История русской литературы в 4 томах, 1983)
Входимость: 1. Размер: 85кб.
10. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 2
Входимость: 1. Размер: 26кб.
11. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. I. Эпоха до первой встречи
Входимость: 1. Размер: 78кб.
12. Петроградский священник. О Блоке
Входимость: 1. Размер: 53кб.
13. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава седьмая. Встреча и охлаждение. Опять Петербург
Входимость: 1. Размер: 26кб.
14. Фокин П.: Блок без глянца (ознакомительный фрагмент). Сын
Входимость: 1. Размер: 6кб.
15. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Период от лета до первой встречи
Входимость: 1. Размер: 30кб.
16. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Краткая библиография литературно-критических работ П. П. Громова
Входимость: 1. Размер: 10кб.
17. Лавров А.: Письма С. В. Панченко к Блоку. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 23кб.
18. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава четырнадцатая
Входимость: 1. Размер: 25кб.
19. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава третья. Шахматово. 1904-ый год
Входимость: 1. Размер: 18кб.
20. Левинтон Г.: Мелочи из запаса моей памяти (Ф. Сологуб, А. Блок, Б. Пастернак)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
21. Паперный В. М.: Блок и Ницше
Входимость: 1. Размер: 79кб.
22. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Сдвиг
Входимость: 1. Размер: 25кб.
23. Фокин П.: Блок без глянца (ознакомительный фрагмент). Увлечения, пристрастия, привычки
Входимость: 1. Размер: 8кб.
24. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Кружок Соловьевых
Входимость: 1. Размер: 28кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 5. Размер: 73кб.
Часть текста: же как относительный мотив в ряду других мотивов-символов того же рода 1 . Мотив “жизни” превращается в мифопоэтическом символизме начала века в символику “Жизни” с большой буквы, т. е. в центральную для автомифологизации “мифопоэта” категорию судьбы, “живой жизни”, “подвига” или “жизнетворчества”, которая объединяет сферу “логоса”, т. е. “словотворчества” и (нео-) мифологизма, т. е. “мифотворчества”. Все три категории образуют треугольник “творчества”, который реализуется на уровне микрокосмоса как продукт и процесс человеческого “творения”, а на макрокосмическом уровне как постоянное становление творца. Между обеими сферами “творчества” (“творений”) действуют энергетические и имажинарные, т. е. образно-символические силы, объединяющие “realia” и “realiora”, “signans” — “signatum”, здешний мир и “мир иной”, семиотическую и ноуменальную сферу и т. д. Как чистая динамика в смысле “élan vitale”, процесс “живой жизни” тавтологичен, т. е. не имеет логической или практической основы. Он “беспредметен” до такой степени, что “живучесть” как пустая категория действует “как таковая”, как самоценная “интенсивность”. В этом широком смысле символистское “жизнетворчество” является тавтологией в семантическом или, точнее, символическом смысле, где...
2. Веригина В. П.: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Часть текста: Поэт перестал мечтать о театре, как в ранней юности («Мое любимое занятие — театр»), но театр готовил на него нападение. Откристаллизовавшейся в Москве труппе во главе с Мейерхольдом суждено было сделать театр снова желанным и нужным для поэта. В некоторых воспоминаниях о Блоке говорится, что поэт бывал за кулисами, вращался в кругу актеров. Многим это должно показаться случайным: молодой человек развлекался театральными представлениями, веселился в кругу интересных женщин. «Болтали... Много хохотали...» — пишет М. А. Бекетова мимоходом. На самом деле это было несколько не так. В театре Коммиссаржевской создалась особая атмосфера, подходящая для поэта Блока. Перед открытием сезона устраивали собрания по субботам, на которые приглашались все наиболее значительные новые литераторы и поэты, для того чтобы актеры, общаясь с ними, находились в сфере влияния нового искусства 2 . Театр ремонтировался, и гостей пришлось принимать на Мастерской <улице>, в помещении Латышского клуба, там же, где шли репетиции. Художника Н. Н. Сапунова попросили как-нибудь украсить нескладную длинную комнату с узкой эстрадой. Он удивил всех своей изобретательностью. Голубое ажурное полотно, напоминающее сети или, скорее, паутину, окутало стены. Это была часть декораций для «Гедды Габлер». Невзрачная дешевая кушетка закрылась ковром. На покрытом сукном столе стояли свечи. Комната преобразилась. Труппа собралась заранее. У актеров было приподнятое настроение, но вели себя все очень сдержанно. Вера Федоровна Коммиссаржевская, трепещущая и торжественная, как перед первым представлением, ждала гостей. В этот вечер Сологуб читал свою пьесу «Дар мудрых пчел». Я не заметила, когда вошел Блок, только после чтения я увидела его, стоявшего у стены рядом с женой, Любовью Дмитриевной, одетой в черное платье с белым воротничком. Она была высокого роста, с нежным розовым тоном лица, золотыми волосами на...
3. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 2. Размер: 76кб.
Часть текста: книжки и дневники заполняются всем тем, что автор хотел сохранить в памяти для себя, и эти записи вводят нас в его жизнь, в его внутренний мир не с парадной лестницы, а как бы с черного хода. Здесь многое не отделано, недосказано и не завершено и требует комментариев, к этим записям часто надо прилагать путеводитель. Блок начал вести записные книжки в 1901 году, и очень скоро небольшие, размером в четверть печатного листа или чуть больше, «ежедневники» стали его постоянными спутниками, так что окружающие видели в них едва ли не самое яркое проявление его характера. «Блок аккуратен до болезненности, — записал в дневнике Корней Чуковский, сблизившийся с Блоком на заседаниях издательства “Всемирная литература” в 1919 году. — У него по карманам рассовано несколько записных книжечек, и он все, что ему нужно, аккуратненько записывает во все книжечки...» 1 Здесь все точно, вплоть до множественного числа: в некоторые периоды своей жизни Блок вел не одну, а сразу две или даже три книжки,...
4. Автографы А. Блока в альманахе "Чукоккала"
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Часть текста: размеры: Дактиль, Анапест, Амфибрахий. P. S. Таких вещей не следовало бы писать по многим причинам. Пишу, как "вексель приказу К. И. Чуковского". 1 Эта запись А. Блока частично опубликована в книге: К. Чуковский. Александр Блок как человек и поэт. Л., 1924. А. Блок В ВЕРХОВНЫЙ ДРЕЙМАТРОС Р. С. Ф. С. И. 1   Мы, литераторы и художники всех сортов, какие только можно себе представить, а именно: создающие ежедневно ценности, не уступающие Шекспиру и т. Володарскому 2 , а также не создающие никаких ценностей, равно как и те, кто никогда и не думал о создании каких бы то ни было ценностей, а равно и те, кто относится к созданию таковых с полным скептицизмом, и те, кто никакого отношения к занятиям такого рода не имеет, - собравшись в Пулеметном Гнезде, придумали: 1. Требовать, чтобы нас пустили в тот коммунальный огород, где, под благодатными лучами зарева заводов и петербургского солнца, капуста растет выше человеческого роста. 2. Требовать, чтобы каждому из нас было выдано несколько полен из расчета 19% калорий на потребителя. 3. Озаботиться об ускорении созыва учредительного собрания, причем вручаем мандат т. Аргутинскому-Долгорукову для проведения в жизнь ...
5. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Часть текста: вся новая литература. Бальмонт, Брюсов, Мережковские, Вяч. Иванов, Гамсун, Пшибышевский - все говорили одно и то же, призывая к протесту против спокойной, уравновешенной жизни, против семейного очага, призывая к отказу от счастья, к безбытности, к разрушению семьи, уюта. Все это охватило Ал. Ал. Идеология того времени особенно отчетливо прозвучала впоследствии в его "Песне Судьбы". Уход Германа от личного счастья, от тихой пристани - вот отголосок тех настроений: "Я понял, что мы одни на блаженном острове, отделенные от всего мира. Разве можно жить так одиноко и счастливо?.." и дальше: "Господи. Так не могу больше. Мне слишком хорошо в моем тихом белом доме. Дай мне силу проститься с ним и увидать, какова жизнь на свете"... И позднее в набросках и планах поэмы "Возмездие". "Все разрастающиеся события были для него только образами развертывающегося хаоса. Скоро волнение его нашло себе русло: он попал в общество людей, у которых не сходили с языка слова "революция", "мятеж", "анархия", "безумие". Здесь были красивые женщины "с вечно смятой розой на груди" - с приподнятой головой и приоткрытыми губами. Вино лилось рекой. Каждый "безумствовал", каждый хотел разрушить семью, домашний очаг - свой вместе с чужим". В таком настроении был поэт, когда он ушел из дома и из-под крыла матери и вместе с женой переселился на отдельную квартиру. Это случилось осенью 1906 года. Квартира - "демократическая" найдена ...
6. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. Жизнь в Москве
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: Жизнь в Москве По приезде из Шахматова, распростившись с С. М. Соловьевым, поехал в имение "Серебряный Колодезь" 1 ; хотелось остаться с собою самим; и А. А. писал редко; и я писал редко ему; мне запомнилось прочно одно лишь письмо {Моя переписка с А. А. сохранилась.}; в нем звучала глубокая грусть 2 ; а - расстались мы ясно; под дымкой предчувствия были написаны тихие строчки, в которых почуялось мне опасенье за какое-то будущее, угрожающее; в это время видел я сон: А. А. явился передо мной, занесенный туманом; Л. Д. вижу явственно: бледную, в черном обтянутом платье, которое появилось чрез два только года на ней. Пребывание в Шахматове отразилось во мне напряжением, закипающей внутренней жизнью, желанием сказать еще раз зорям - "да"; мне запомнилась ширь уже сжатых полей; и - пологие склоны оврагов; в то время усиленно занимался я Гефдингом 3 , чтением "Метафизики" Вундта 4 и "Психологии" Джеймса; я так же внимательно перечитывал "Критику" Канта 5 , перерабатывая свое прежнее отношение к Канту, готовил эскиз для введения в книгу, которая вырастала в сознании; эскиз напечатан был в "Новом Пути" (тут же, вскоре) - "О целесообразности" 7 ; принципы целесообразности я объясняю из образов переживанья, которое - цельно; все символическое есть цельное; цель - абстракция целого; цель есть то самое, что во мне поднимает переживание ценности; от целевого абстрактного взгляда на жизнь мы должны перейти в область праксиса; философия практического идеализма вставала во мне; мне казалось, что я подошел к пониманию мифологемы, построенной в Шахматове; "Lapan" - был мной понят. В переживаньях сознания - дана достоверность; сознание - растяжимо; предел достоверности - тоже; само восприятие - лишь зависимая переменная переживания; видимость - переменная восприятий, а чувственность - переменная видимости. Эта вера в творение ценностей жизни вдохнулась мне Шахматовым (точно...
7. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 1. Размер: 158кб.
Часть текста: (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун Северной области и директор Большого драматического театра — II, 338, 408. Андреева-Дельмас (ур. Тишинская) Любовь Александровна (1879—1969), оперная артистка, возлюбленная и близкий друг Блока — II, 96, 102, 171, 355, 408. Andrieu — Андрие Шарль (1845—1910), артист франц. драм. труппы в Петербурге (с 1875 г.) — I, 56, 57. Андрюша — см. Кублицкий- Пиоттух А. А. Аничков Евгений Васильевич (1866—1937),...
8. Алянский С.: Первая встреча с Александром Блоком
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: в кабинет Александра Александровича. По дороге на Офицерскую я пытался представить себе внешность Александра Блока. Мне была известна лишь одна широко распространенная его фотография 1907 года. Молодой, двадцатисемилетний поэт, с длинными кудрявыми волосами, снят на ней в черной рубахе, с большим белым отложным воротником, какие тогда носили художники. Какой он сейчас, через одиннадцать лет?.. Был светлый летний петербургский вечер. В просторной комнате было пустовато. В глубине, у окна, стоял небольшой письменный стол и на некотором расстоянии от него — диван. В другом конце кабинета, против входа из передней, в углу стоял другой, небольшой круглый стол, покрытый плюшевой скатертью. Вокруг стола было несколько простых ореховых кресел. У стены, против окон, стоял книжный шкаф. Такую обстановку можно было встретить в квартире людей со средним достатком. Не успел я как следует осмотреться, как справа, из другой двери, легкой походкой вышел стройный, красивый человек с немного откинутой назад головой Аполлона. Он был выше среднего роста, хорошо сложен. Вьющиеся волосы светло-пепельного цвета были коротко подстрижены. Запомнилось еще, что края губ были чуть опущены. На нем был обыкновенный светло-серый костюм. Человек, которого я увидел, мало чем напоминал известную фотографию поэта. Я не сразу узнал его. Он подошел ко мне, улыбнулся, протянул руку и глуховатым голосом назвал себя. Заметив мою растерянность, Блок сам заговорил о цели моего прихода. — Вам нужны мои книги?.. Садитесь, пожалуйста, и расскажите о себе подробнее. Кто вы? Где учились? Где вы служили в армии? (Я был в солдатской одежде.) Что у вас за книжная лавка? Какие из моих книг вам нужны? Жена рассказала про ваш телефонный звонок, и мне захотелось познакомиться с вами. Расскажите о себе подробнее, — повторил он, тепло ...
9. Минц З. Г.: Александр Блок (История русской литературы в 4 томах, 1983)
Входимость: 1. Размер: 85кб.
Часть текста: блоковского творчества — того «единственного на свете» Дома, 2 который должен быть покинут во имя горестного, но имеющего высокие цели «странствия земного». 3 «Бекетовский мир» — мир либерально-гуманистической культуры дворян-интеллигентов, сочувственно следивших за демократическим движением 60—80-х гг. и составлявших его легально-активную периферию. Обаяние этого мира Блок позже видел в его «благородстве» (3, 314), в человеческой теплоте, которая в сфере общественности проявлялась «народолюбием», пафосом жертвы, «сораспятием» (3, 463). Потому-то интимная тема ухода из Дома в дальнейшем слилась у Блока с критикой либерального гуманизма XIX в. Другая важная примета жизни Бекетовых — интенсивность духовных поисков, высокая культура. Дед, ученый и общественный деятель; бабка, Е. Г. Бекетова, переводчица с английского, французского и других европейских языков; тетки (поэтесса Е. А. Краснова; детская писательница и переводчица М. А. Бекетова, будущий биограф Блока); наконец, мать поэта, А. А. Блок, тоже занимавшаяся литературным ...
10. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 2
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: знать или догадываться о тех мыслях и настроениях, которые именно тогда – в конце 1907 года – все сильней и настойчивей овладевали Блоком. Революционная ситуация в России, сложившаяся к 1905 году, а также события последующих лет решающим образом повлияли на развитие русского символизма. Уже в начале нового столетия стало ясным, что те идейные принципы, на которых основывались символисты старшего поколения («индивидуализм», ориентация на западноевропейские, прежде всего, французские, образцы «нового искусства», подчеркнутый эстетизм и др.), претерпевают кризис. Выступившие на литературную сцену «младшие» символисты (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) остро отзываются на общественное брожение и пытаются – каждый по-своему – преодолеть индивидуализм на общих для них путях сближения с «народной душой» («соборность», «братство» и т. д.). «Какой-то переворот совершился в нашей душе, какой-то еще темный поворот в сторону соборности», – восклицал Вяч. Иванов в программной статье «Кризис индивидуализма» [33]. О «душе» России размышлял Андрей Белый в известной статье «Луг зеленый» [34]. Неонародничество – одна из отличительных черт русского символизма 1900-х годов. Вслед за теми, кого они считали своими предшественниками, прежде всего – Достоевским и Вл. Соловьевым, «младшие» символисты, отождествляя (подобно народникам XIX столетия) «народ» и крестьянство, видят в русской патриархальной деревне источник и средоточие «народной чуши». Истолкованное в религиозно-мистическом ключе понятие «народа» во многом определило и взгляды, и эстетические каноны младосимволистов и близких к ним писателей (С. Городецкий, А. Ремизов): их творчество устремлено к архаике, мифу и народной поэзии –...