Поиск по творчеству и критике
Cлово "2000"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 7. Размер: 93кб.
2. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 6. Размер: 68кб.
3. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 4. Размер: 86кб.
4. Дневник 1917 года
Входимость: 3. Размер: 112кб.
5. Емельянов Ю. Н.: Поэт Александр Блок и Чрезвычайная следственная комиссия 1917 г.
Входимость: 2. Размер: 67кб.
6. Белый А. - Блоку А., конец октября 1910 г.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
7. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 1. Размер: 76кб.
8. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава девятая. Годы мировой войны (1914-1917)
Входимость: 1. Размер: 98кб.
9. Белый А. - Блоку А., конец января 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
10. Чернявский Георгий: Как большевики убили Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 18кб.
11. Лавров А.: Юношеские стихотворения Сергея Соловьева в Рабочих тетрадях Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 40кб.
12. Магомедова Д.: "Андреевский" пласт в пьесе Блока "Песня Судьбы"
Входимость: 1. Размер: 24кб.
13. Белый А. - Блоку А., 10 июня 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
14. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 17кб.
15. Последние дни императорской власти (часть 3)
Входимость: 1. Размер: 95кб.
16. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 1. Размер: 63кб.
17. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Священная брань"
Входимость: 1. Размер: 33кб.
18. Базанов В. В.: Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября
Входимость: 1. Размер: 44кб.
19. Белый А. - Блоку А., 8 или 9 марта 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
20. Белый А. - Блоку А., 22 мая 1905 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
21. Тимофеев Л.: Александр Блок. Глава VII. Блок в годы войны
Входимость: 1. Размер: 31кб.
22. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 1
Входимость: 1. Размер: 40кб.
23. Белый А. - Блоку А., 19 мая /1 июня 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
24. О "Голубой птице" Метерлинка
Входимость: 1. Размер: 19кб.
25. Лавров А.: Письма Александра Блока к И. И. Ясинскому. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 12кб.
26. Белый А. - Блоку А., 18 или 19 октября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
27. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава одиннадцатая
Входимость: 1. Размер: 36кб.
28. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 4
Входимость: 1. Размер: 18кб.
29. Белый А. - Блоку А., 26 или 27 сентября 1907 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
30. Белый А. - Блоку А., 1/14 мая 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 39кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 7. Размер: 93кб.
Часть текста: «Мусагет». В этом поэтическом трехтомнике, вышедшем в 1916 году, недавно написанный цикл стал финалом третьего тома, а заключительное стихотворение «Ветра», «Было то в темных Карпатах» – последним стихотворением «трилогии вочеловечения», своего рода итогом, «последним» или почти «последним словом» Блока: как в «Русской мысли», так и в третьем томе второго «мусагетовского» собрания «Карпаты» печатались с откровенно полемическим четверостишием, впоследствии исключенным поэтом. Первоначальная редакция текста выглядит следующим образом: Было то в темных Карпатах,Было в Богемии дальней…Впрочем, прости… мне немногоЖутко и холодно стало;Это – я помню неясно,Это – отрывок случайный,Это – из жизни другой мнеЖалобный ветер напел…Что-ж? «Не общественно»? – Знаю. Что? «Декадентство»? – Пожалуй. Что? «Непонятно»? – Пускай;Все-таки вечер прошел. Верь, друг мой, сказкам: я привыкВникатьВ чудесный их языкИ постигатьВ обрывках словТуманный ходИных миров,И темный времени полетСледить,И вместе с ветром петь;Так легче жить,Так легче жизнь терпетьИ уповать,Что темной думы ростНам в вечность перекинет мост,Надеяться и ждать…Жди, старый друг, терпи, терпи,Терпеть недолго, крепче спи,Всё равно всё пройдет,Всё равно ведь никто не поймет,Ни тебя не поймет, ни меня,Ни что ветер поетНам, звеня…[Блок 1916: 255-256] Истолкованию этого демонстративно загадочного текста до известной степени помогает контекст – в ...
2. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 6. Размер: 68кб.
Часть текста: В наши дни все еще длится – и еще не закончен – этот нравственный отбор; вот почему, между прочим, так сильно еще озлобление, так аккуратно отмеривается и отвешивается количество арийской и семитической крови, так возбуждены национальные чувства; потому не устарели еще и «сословные» счеты, ибо бывшие сословия – культурные ценности, и очень важно, какою культурною струей питался каждый из нас (интересно, когда касается тех, кто еще имеет «надежды», т. е. не «выродился», не разложился, не все ему «трын-трава») [Блок 7, 117-118]. Приведенный фрагмент тесно связан как с актуальными событиями русской жизни (разворачивающееся дело Бейлиса, поставившее в центр общественной дискуссии роковые вопросы крови), так и с литературным текстом, над которым Блок работает и о котором непрерывно думает в эти месяцы, – с «Возмездием». Как известно, смерть отца в 1909 году заставила Блока обратиться к проблематике собственного культурного генезиса, а также семьи и рода. Как видно из приведенной цитаты, «наследничество» описывается поэтом одновременно в терминах культурных, кровных и социальных – биологическое и сословное наследование оказывается в то же время наследованием культурным. Тематика кровно-культурного наследства и родства [44] соотнесена в мышлении поэта с судьбами русского дворянства. Александр Львович Блок выступает в конструкции, на которой строится поэма, «наследником» романтической культуры Лермонтова, Грибоедова, Чаадаева [45] и т. п. Ощущение собственного наследования отцу, чья фигура воплощала, по-видимому, для Блока дворянскую культурную традицию, провоцирует в 1910-х годах резкие нападки поэта на победительную «либеральную», утилитаристски ориентированную линию русской литературы «от Белинского до Мережковского» [46]...
3. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 4. Размер: 86кб.
Часть текста: эволюция поэтической системы Блока, его обращение к новой тематике. В 1906-1907 годах в творчестве поэта, стремившегося покинуть лирическое «уединение», выйти на «площадь» и «улицу», в открытое пространство (один из важных мотивов творчества Блока эпохи «антитезы»), особую значимость приобретают проанализированные в классической на сегодняшний день работе Д. Е. Максимова [Максимов 1981а: 6-151] мифологемы «судьбы» и «пути», которые в этой новой ситуации довольно отчетливо начинают соотноситься Блоком с проблематикой «общественности». Движение в сторону «общественности» инспирирует критику «интеллигенции» и апологетику «народа», который связывается поэтом с идеей «судьбы». Так, в статье 1906 года «Поэзия заговоров и заклинаний», характеризуя магические практики народной культуры, Блок вводит различие между «судьбой», под знаком которой протекает «народная жизнь», и «случаем», покорившим творческую жизнь интеллигенции: В первобытной душе – польза и красота занимают одинаково почетные места. Они находятся в единстве и согласии между собою; союз их определим словами: прекрасное – полезно, полезное – прекрасно. Это и есть тот единственный истинный союз, который запрещает творить кумиры и который распался в сознании интеллигентного большинства, так что, по слову Вл. Соловьева, «кумир красоты стал так же бездушен, как кумир пользы». Разрыва этого религиозного союза избежал «темный» народ. Вот почему он – наивно, с нашей точки зрения, – творит магические обряды, одинаково заговаривает зубную боль и тоску, успех в торговле и любовь. Для него заговор – не рецепт, а заповедь, не догматический и положительный совет врача, проповедника, священника, а таинственное указание самой природы, как поступать, чтобы достигнуть цели; это...
4. Дневник 1917 года
Входимость: 3. Размер: 112кб.
Часть текста: нравственности). С непомерным же развитием России вглубь и вширь он требовал еще — все повелительнее — гениальности. Всех этих свойств давно уже не было у носителей власти в России. Верхи мельчали, развращая низы. Все это продолжалось много лет. Последние годы, по признанию самих носителей власти, они были уже совершенно растеряны. Однако равновесие не нарушалось. Безвластие сверху уравновешивалось равнодушием снизу. Русская власть находила опору в исконных чертах народа. Отрицанию отвечало отрицание. Так как опора была только отрицательною, то, для того чтобы вывести из равновесия положение, надо было ждать толчка. Толчок: этот, по громадности России, должен был быть очень силен. Таковым оказалась война 1914–1917 года. Надо помнить, однако, что старая русская власть опиралась на очень глубокие свойства русской души, на свойства, которые заложены в гораздо большем количестве русских людей, в кругах гораздо более широких (и полностью или частями), чем принято думать; чем полагается думать «по-революционному». «Революционный народ» — понятие не вполне реальное. Не мог сразу сделаться революционным тот народ, для...
5. Емельянов Ю. Н.: Поэт Александр Блок и Чрезвычайная следственная комиссия 1917 г.
Входимость: 2. Размер: 67кб.
Часть текста: 1917 г. ПОЭТ АЛЕКСАНДР БЛОК И ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СЛЕДСТВЕННАЯ КОМИССИЯ 1917 ГОДА Поэт и революция – вечная тема мировой культуры, истории. Достаточно только вспомнить Андре Шенье, автора «Марсельезы», революционного гимна Франции и Александра Блока, автора поэмы «Двенадцать», поэмы «гибели и воскресения». Первый закончил свой жизненный путь на гильотине. Второй, в вихре революционных дней, стремился услышать еще слабые раскаты приближающейся новой бури. Все дальше отходят от нас события и люди 1917 года. Мы, тем не менее, по прошествии почти 90 лет, вновь и вновь обращаемся к свидетельствам того времени, более внимательно вчитываемся в них, более объективно смотрим на лица тех, кто был творцом или свидетелем этих событий. Выявление новых материалов дает возможность по новому взглянуть на старые, что, в свою очередь формирует более трезвое, не предвзятое мнение. Потребовались годы страданий и лишений, чтобы осознать это. Большое значение в этой связи имеют публикации 20-х годов, появившиеся на страницах эмигрантского издания «Архив русской революции» (далее – АРР). С 1921 по 1937 г. в Берлине вышло 22 тома[1]. В 1991 – 1993 гг. был осуществлен репринтный выпуск всех томов в России. Издателем АРР был Гессен Иосиф Владимирович (1866 – 1943), известный юрист, член ЦК партии кадетов, член второй Государственной думы. В 1919 г. он эмигрировал в Германию, где основал и возглавил в Берлине издательство «Слово»; совместно с В. Д. Набоковым (отцом известного писателя), редактировал газету «Руль». Гессен был автором воспоминаний «В двух веках», вошедшие в состав АРР (т. XXII) и «Годы изгнания: Жизненный отчет» (Париж. 1979). На страницах сборников отложился огромный живой материал. Каждый том АРР преподносил читателям очередную сенсационную изюминку. Так, первый его выпуск открывался большой статьей В. Д. Набокова о деятельности Временного...
6. Белый А. - Блоку А., конец октября 1910 г.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: как-то неловко говорить (да еще в письме - все письма суть печальная необходимость), не отмыв лица и рук от рабочей пыли. Кроме того, эмпирически я смертельно устал, зол и сух, и не хотелось бы, чтобы тень чисто физической усталости, внешней сухости и злости пала на мое письмо к Тебе. Итак, вот почему я молчу. Дорогой, старинный друг, бывший не раз и моим врагом (верю - это уже сожжено раз навсегда), да, я Тебе верю; принимаю всяким. Все личное между нами, психологически затруднявшее меня, сгорело бесследно: могу относиться к Тебе спокойно. И в этом спокойствии нахожу в себе мою любовь к Тебе: кто бы Ты ни был, принимаю; если Ты хочешь гибели себе, или вообще гибель преобладает в Твоей душе, я могу нежно жалеть, что душа Твоя еще в "Пепле"; но умалит ли погибельность Твоих переживаний любовь мою к Тебе? Если Ты вообще хочешь гибели всем, если Ты активно от погибельного и деятельность Твоя сеет смерть, то я объективно бы это почувствовал, и не написал бы Тебе письма. Более того: Ты не писал бы того, что Ты пишешь, ибо Твою статью в "Аполлоне" я понимаю и принимаю до конца, до дна. Ты ...
7. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Часть текста: не с парадной лестницы, а как бы с черного хода. Здесь многое не отделано, недосказано и не завершено и требует комментариев, к этим записям часто надо прилагать путеводитель. Блок начал вести записные книжки в 1901 году, и очень скоро небольшие, размером в четверть печатного листа или чуть больше, «ежедневники» стали его постоянными спутниками, так что окружающие видели в них едва ли не самое яркое проявление его характера. «Блок аккуратен до болезненности, — записал в дневнике Корней Чуковский, сблизившийся с Блоком на заседаниях издательства “Всемирная литература” в 1919 году. — У него по карманам рассовано несколько записных книжечек, и он все, что ему нужно, аккуратненько записывает во все книжечки...» 1 Здесь все точно, вплоть до множественного числа: в некоторые периоды своей жизни Блок вел не одну, а сразу две или даже три книжки, информация в которых распределялась по одному ему известному принципу. О. А. Линдеберг, текстолог, готовившая для нового издания расшифровку блоковских записей, так описывает эту часть его творческого хозяйства: «Что же такое записная книжка Блока? Чаще всего это тонкая тетрадь в коленкоровой, кожаной...
8. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава девятая. Годы мировой войны (1914-1917)
Входимость: 1. Размер: 98кб.
Часть текста: хищной силе рук прекрасных". М. А. Бекетова пишет о Дельмас: "Да, велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии ее высокого гибкого стана, пышно золотое руно ее рыжих волос, обаятельно-неправильное, переменчивое лицо, неотразимо влекущее кокетство. И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах. В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжелого. Напротив - весь он солнечный; легкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью". Влюбленность - и снова звуки "мирового оркестра", бурный прилив вдохновения. В несколько дней, в конце марта, создается цикл "Кармен". В стихотворении "Сердитый взор бесцветных глаз" поэт вспоминает о первой встрече: В партере - ночь. Нельзя дышать. Нагрудник черный близко, близко... И бледное лицо... и прядь Волос, спадающая низко... .................. В движеньях гордой головы Прямые признаки досады... И песня Ваших нежных плеч Уже до ужаса знакома, И сердцу суждено беречь, Как память об иной отчизне, - Ваш образ, дорогой навек... О "музыке" этой новой любви - короткие заметки в "Записной книжке": 9 марта. "Холодный ветер. Уж очень было напряженно и восторженно все эти дни - устал немного, утих". 16 марта. "Дождь, мгла, скучаю... Март кошмарит". 29 марта. "Все поет". 1 апреля. "Холодный, серый ветер с моря, я дома, усталый. Демоническое мировоззрение". 14 мая. "Страстная бездна и над ней носятся отрывки мыслей о будущем. - Дух Божий". В. Э. Мейерхольд и литератор-режиссер Вл. Н. Соловьев издают журнал, посвященный театру, названный по имени известной комедии Карло Гоцци "Любовь к трем апельсинам". В нем проповедуется возвращение к традиции Commedia dell'Arte, ярмарочного театра...
9. Белый А. - Блоку А., конец января 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: Белый А. - Блоку А., конец января 1908 г. БЕЛЫЙ - БЛОКУ <Конец января 1908. Москва> 1 Дорогой, милый Саша, спасибо за милое письмо. Оно мне дорого. Ужасно Тебя люблю. Рад, что повидались. Читал ли Ты, как Тебя ругал Розанов в "Русском Слове". Обиделся за религиозно-философские собрания 2 . Со мной произошел скандал. Опоздал (намеренно) на лекцию в Москве 3 . Теперь на меня сердятся. Буду замкнуто работать. Если напишешь два, три слова, буду рад. От времени до времени буду тебе кратко писать. Писать много не могу. А очень дух Москвы разнится от петербургского духа... не в пользу Петербурга. Ужасно полюбил Кузмина в этот приезд 4 . Милый, прощай. Любящий Тебя Борис Бугаев P. S. Мой привет и уважение Любови Дмитриевне. Примечания 1 Ответ на п. 207. Датируется по связи с ним. Помета Блока графитным карандашом: "Получ. в янв. 1908". 2 Имеется в виду статья В. В. Розанова "Автор "Балаганчика" о петербургских Религиозно-философских собраниях" (Русское Слово. 1908. No 21, 25 января. Подпись: В. Варварин; см.: Розанов В. В. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 262--272), представлявшая собой резкий полемический отклик на негативную оценку деятельности Религиозно-философских собраний (возобновленных с 3 октября 1907 г.) в статье Блока "Литературные итоги 1907 года" (Золотое Руно. 1907. No 11/12; см.: V, 210--212). Свою характеристику выступления Розанова Блок дал в письме к Е. П. Иванову от 31 января 1908 г. (VIII, 228). Тема взаимоотношений Блока и Розанова затронута в публикации С. А. Беляева и Л. С. Флейшмана "Из блоковской переписки" (Блоковский сборник II. Тарту, 1972. С. 398--406); см. также: Ёлшина Т. А. "Друг другу мы тайно враждебны...": тайный смысл разногласий А. Блока и В. Розанова // Потаенная литература. Исследования и материалы. Приложение к вып. 2. Иваново, 2000. С. 170-175. 3 28 января 1908 г. Белый повторил лекцию "Фридрих Ницше и предвестия современности", читанную в Тенишевском зале, в Москве в аудитории Польской библиотеки (Мясницкая, Милютинский пер.). 4 Во время пребывания в Петербурге 22--25 января 1908 г. Белый познакомился с еще не опубликованным стихотворным циклом Кузмина "Мудрая встреча" и высоко оценил его. 30 января 1908 г. он писал Кузмину из Москвы: "Почему-то хочется мне отсюда еще раз Вас поблагодарить за "Мудрую встречу" к за музыку. Музыку помню. Вы были так любезны, что обещали мне прислать слова и мелодию. <...> Только настойчивое желание иметь у себя слова и мелодию заставляет меня обратиться к Вам" (ГПБ. Ф. 124. Ед. хр. 387). Кузмин выслал Белому нотные записи с текстами стихотворений при письме от 2 февраля 1908 г. (РГБ. Ф. 25. Карт. 18. Ед. хр. 8).
10. Чернявский Георгий: Как большевики убили Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: не менее вопиющие: о том, как ленинское Политбюро сознательно и целенаправленно довело Блока до могилы простым и надежным способом - отказавшись выпустить его за границу для лечения. Но вначале о том, как большевистская власть убивала Блока первый раз. Блока как поэта. У многих читателей, знакомых с серебряным веком русской поэзии только по дозированным советским публикациям, со школьных лет сохранился штамп: А. Блок, "начинавший" как символист, постепенно "пришел к идее революционного возмездия", "приветствовал Октябрьскую революцию" в поэме "Двенадцать", "первой советской поэме об этой революции", и в других произведениях (все заключенные в кавычки слова взяты из сравнительно недавнего "Советского энциклопедического словаря" 1982 года издания). Такие оценки - проявление канонизации Блока, начавшейся после его кончины, которая была выражением свойственной большевизму тенденции, в самом общем виде определенной формулой "Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы". Ее приписывают Сталину. Примерно та же канонизация последовала через несколько лет после самоубийства В....