Поиск по творчеству и критике
Cлово "2001"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 4. Размер: 86кб.
2. Спектакли по творчеству Блока
Входимость: 2. Размер: 2кб.
3. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 2. Размер: 68кб.
4. Государственный мемориальный музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока (Московская область)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
5. Дневник 1911 года
Входимость: 1. Размер: 97кб.
6. Одесский М.: "Славянский" контекст стихотворений Блока ("На поле Куликовом")
Входимость: 1. Размер: 36кб.
7. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 1. Размер: 93кб.
8. Август Двадцать первого (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
9. Белый А. - Блоку А., 27 января 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
10. Белый А. - Блоку А., 7-8 мая 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
11. Рассадин Станислав: Кровавый август, или смерть поэтов
Входимость: 1. Размер: 20кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 4. Размер: 86кб.
Часть текста: и «пути», которые в этой новой ситуации довольно отчетливо начинают соотноситься Блоком с проблематикой «общественности». Движение в сторону «общественности» инспирирует критику «интеллигенции» и апологетику «народа», который связывается поэтом с идеей «судьбы». Так, в статье 1906 года «Поэзия заговоров и заклинаний», характеризуя магические практики народной культуры, Блок вводит различие между «судьбой», под знаком которой протекает «народная жизнь», и «случаем», покорившим творческую жизнь интеллигенции: В первобытной душе – польза и красота занимают одинаково почетные места. Они находятся в единстве и согласии между собою; союз их определим словами: прекрасное – полезно, полезное – прекрасно. Это и есть тот единственный истинный союз, который запрещает творить кумиры и который распался в сознании интеллигентного большинства, так что, по слову Вл. Соловьева, «кумир красоты стал так же бездушен, как кумир пользы». Разрыва этого религиозного союза избежал «темный» народ. Вот почему он – наивно, с нашей точки зрения, –...
2. Спектакли по творчеству Блока
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Часть текста: Спектакли по творчеству Блока Ветер «Ветер» - Моноспектакль по поэме А. Блока «Двенадцать» и петербургской повести А. Пушкина «Медный всадник». Автор композиции и исполнитель — Илья Носков Режиссер — Юрий А. Васильев Музыка Альфреда Шнитке Художник — Стефания Граурогкайте Пластическое решение — Егор Дружинин Спектакль идет без антракта, продолжительность 1 час 20 минут. Премьера состоялась 10 февраля 2001 года. В 2001 году за эту работу Илья Носков получил диплом на Третьем фестивале моноспектаклей "Монокль". Неординарность авторского замысла и исполнения Ильи Носкова были отмечены критикой. Спектакль шел: в Петербурге: Александринский театр, Молодежный театр на Фонтанке, Театр Ленсовета, Антресоль, Музей Достоевского, Приют Комедианта. в Пскове: Псковский академический театр драмы Спектакль транслировался на телеканале Культура, 5 канале. Подробнее по адресу: http://www.ilyanoskov.ru/flesh/rab_teat5.html
3. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 2. Размер: 68кб.
Часть текста: снаряды" «Дальнобойные снаряды» 1 2 января 1912 года Александр Блок записал в своем дневнике: Для того, чтобы не упасть низко (что, может быть, было и невозможно, ибо никаких личных человеческих сил не хватило бы для борьбы с бурей русской жизни следующих лет), или – хоть иметь надежду подняться, оправиться, отдохнуть и идти к людям, разумея под ними уже не только «толпу»… – для этого надо было иметь большие нравственные силы, т. е. известную культурную избранность, ибо нравственные фонды наследственны. В наши дни все еще длится – и еще не закончен – этот нравственный отбор; вот почему, между прочим, так сильно еще озлобление, так аккуратно отмеривается и отвешивается количество арийской и семитической крови, так возбуждены национальные чувства; потому не устарели еще и «сословные» счеты, ибо бывшие сословия – культурные ценности, и очень важно, какою культурною струей питался каждый из нас (интересно, когда касается тех, кто еще имеет «надежды», т. е. не «выродился», не разложился, не все ему «трын-трава») [Блок 7,...
4. Государственный мемориальный музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока (Московская область)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: В 1921 году пожар довершил начатое революцией. Работы по воссозданию дома начались в 1984 г., но открыть двери для первых посетителей усадьба смогла лишь в 2001 г., с появлением первой постоянной экспозиции. Усадьба капитана Тараканова рядом с «Шахматовым» пребывала уже в довольно ветхом состоянии, когда её посещал А. А. Блок. Но здесь находилась очень чтимая в округе церковь. Именно в ней в 1903 г. происходило венчание А. А. Блока с Л. Д. Менделеевой. Сегодня церковь наполовину разрушена, но её планируется восстановить. В 2012 г. два музея, посвящённых А. Блоку («Шахматово» и «Тараканово»), были объединены с музеефицированной усадьбой Д. И. Менделеева «Боблово», что находилась по соседству. В настоящий момент работы по восстановлению последней усадьбы продолжаются. Усадьба Шахматово Шахматово – это целый комплекс зданий, куда входит дом, флигель, каретный сарай, кухня, прочие хозяйственные постройки. Ha пepвoм этaжe дома нaxoдятcя пpиxoжaя, cтoлoвaя, гocтинaя, кoмнaты Л. Блок, бaбyшки и дeдyшки пoэтa, клaдoвaя и дeвичья. Oбcтaнoвкa кoмнaт вoccтaнoвлeнa пo книгe тeти пoэтa M. A. Бeкeтoвoй «Шaxмaтoвo. Ceмeйнaя xpoникa», в кoтopoй пoдpoбнo oпиcaн интepьep пoмeщeний. Экcпoнaты пpивeзeны из paзныx мecт, мнoгиe из ниx тaк или инaчe cвязaны c пoэтoм или eгo poдcтвeнникaми. Столовая Голубая гостинная Комната Андрея Николаевича Бекетова — деда поэта Комната бабушки, Елизаветы Григорьевны Бекетовой Комната Л. Блок Нa втopoм этaжe находится кaбинeт A. Блoкa и библиотека. Oбcтaнoвкa в кабинете вoccoздaнa пo зaпиcям caмoгo пoэтa. Кабинет А. Блока Библиотека Недалеко от главного дома находится ...
5. Дневник 1911 года
Входимость: 1. Размер: 97кб.
Часть текста: друг друга, эпох русской жизни. Многое никуда не вписано, и много драгоценного безвозвратно потеряно. В начале сентября мы воротились: Люба — из Парижа, я — оттуда же, проехав Бельгию и Голландию и поживя в Берлине. Мама поселилась здесь, у них уютно и тихо. Как из итальянской поездки (1909) вынесено искусство, так и из этой — о жизни: тягостное, пестрое, много несвязного. Женя, как и летом, непонятен мне, но дорог и любим. В последний раз, когда он приходил, мне было с ним чрезвычайно хорошо. Мама близка с Марией Павловной, — сны Марии Павловны, припадки. Пяст живет, сцепя зубы, злится и ждет лучшего. Он поселился в непрактической квартире с сильно беременной женой, каждый день на службе, послал рассказ (больница, Врубель?) в «Русскую мысль» (через Ремизова), перевел Тирсо ди Молину (как я «Праматерь» — много никуда не годного, чего, как и я тогда (ЫЯ — Бенуа!), не видит). Стихов не пишет. «Западник». Мы еще не видались как следует. Городецкий — затихший, милый. Его статья обо мне, несказанно тронувшая (Люба...
6. Одесский М.: "Славянский" контекст стихотворений Блока ("На поле Куликовом")
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: с другой стороны — они на редкость разноречивы и неопределенны в толковании этого послания. Как считают некоторые исследователи, «послание» автора оказывается адресованным не к современности, а в будущее, оно обрело статус пророчества: «В дни создания “На поле Куликовом” ясновидцу Блоку было открыто будущее. В “непробудной тишине” реакции 1908 года он различал гул событий…» 1 ; «<…> фуга “На поле Куликовом” <…> полна мрачных, зловещих предчувствий грядущих катастроф…» 2 . Правомерность подобного подхода может быть подтверждена словами самого поэта, который позднее, в 1912 г., снабдил текст ставшим впоследствии знаменитым примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди» 3 . Однако, что допустимо для творца — не обязательно допустимо для филолога. А герменевтический аппарат, созданный на базе категорий «ясновидец», «будущее», «предчувствия грядущих катастроф», хотя и не лишен познавательных потенций, но явно выходит за рамки филологии. Более уместен и продуктивен столь же традиционный подход, при котором «послание» цикла «На поле Куликовом» связывается с размышлениями Блока о трагическом для русской истории противостоянии народа и интеллигенции. Это исследовательское положение подтверждается целым рядом аргументов: в аспекте творческой истории лирический цикл Блока бесспорно зависит от его драматической поэмы «Песня Судьбы», а драма посвящена именно попыткам осмысления взаимоотношений народа и интеллигенции. Кроме того, центральный персонаж «Песни Судьбы» Герман прямо упоминает Куликовскую битву:...
7. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 1. Размер: 93кб.
Часть текста: всё, что свершится. «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки» Осенью 1913 года Александр Блок работал над поэтическим циклом «О чем поет ветер», который был завершен в памятном августе 1914-го и опубликован с посвящением Л. Д. Блок в марте 1915-го в «Русской мысли». Той же весной 1915 года поэт готовил новое собрание своих стихотворений для издательства «Мусагет». В этом поэтическом трехтомнике, вышедшем в 1916 году, недавно написанный цикл стал финалом третьего тома, а заключительное стихотворение «Ветра», «Было то в темных Карпатах» – последним стихотворением «трилогии вочеловечения», своего рода итогом, «последним» или почти «последним словом» Блока: как в «Русской мысли», так и в третьем томе второго «мусагетовского» собрания «Карпаты» печатались с откровенно полемическим четверостишием, впоследствии исключенным поэтом. Первоначальная редакция текста выглядит следующим образом: Было то в темных Карпатах,Было в Богемии дальней…Впрочем, прости… мне немногоЖутко и холодно стало;Это – я помню неясно,Это – отрывок случайный,Это – из жизни другой мнеЖалобный ветер напел…Что-ж? «Не общественно»? – Знаю. Что? «Декадентство»? – Пожалуй. Что? «Непонятно»? – Пускай;Все-таки вечер прошел. Верь, друг мой, сказкам: я привыкВникатьВ чудесный их языкИ постигатьВ обрывках словТуманный ходИных миров,И темный времени полетСледить,И вместе с ветром петь;Так легче жить,Так легче жизнь терпетьИ уповать,Что темной думы ростНам в вечность перекинет мост,Надеяться и ждать…Жди, старый...
8. Август Двадцать первого (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: Блок еще вносил поправки в так и оставшуюся неоконченной поэму-завещание "Возмездие". Верхи решали вопрос: выпускать ли Блока для лечения в Финляндию. 27 июля Горький ходатайствовал об этом перед Луначарским - в телеграмме говорилось о катастрофическом состоянии поэта. Ночью с 3 на 4 августа ЧК арестовала Николая Гумилева по обвинению в причастности к контрреволюционному заговору. Ходасевич, видевшийся с Гумилевым, буквально за несколько часов до ареста, вспоминал, как Гумилев заверял его, что будет жить очень долго - "по крайней мере до девяноста лет". В тот же вечер Ходасевич услышал о начавшейся агонии Блока. Утром 7 августа Блок умер, а 10 - в день почитания иконы Смоленской Божьей Матери - был похоронен на Смоленском кладбище. Принесли мы Смоленской Заступнице,/ Принесли Пресвятой Богородице/ На руках во гробе серебряном/ Наше солнце в муках погасшее, -/ Александра, лебедя чистого  (Анна Ахматова). Вероятно, 25 августа Гумилев был расстрелян. Официально о казни обвиненных по "таганцевскому делу" "Петроградская правда" сообщила 1 сентября. Не бывать тебе в живых,/ Со снегу не встать./ Двадцать восемь штыковых,/ Огнестрельных пять./ Горькую обновушку/ Другу шила я./ Любит, любит кровушку/ Русская земля . Ахматова не помнила, по...
9. Белый А. - Блоку А., 27 января 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: 2 с особой силой; отсюда иллюзия равноценности борющихся начал, из которых оба потусторонни (обстоятельство, не предвиденное никакой философией), отчего эта иллюзия получает свою якобы законную санкцию на существование. Но это - фантасмагория. Природа, отражая оба начала, - все еще в самом интимном своем Божья, т. е. святая, а извне очернена, затенена (нам, живущим поверхностью, она должна являться особенно черной, как скоро впервые повязка спадает с глаз). До Христа не было средств глубоко окунуться в интимное мира, чтобы увидеть во всем Это извне Затененное, Божье. Христос помог нам, дал средства к преодолению. Началось медленное искупление. Мировое очищение, продолжаясь, отражается в искусстве именно не путем соединения добра и зла, а путем прохождения от внешности к центру сквозь строй зла. Но синтез существует в искусстве; это особого рода синтез. Тут мы касаемся зерна моего эзотеризма. Если позволите мне, я в следующем письме коснусь подробнее этого соединения. Здесь же я пишу и коротко и внешне: устал и занят. Двойственные элементы могут казаться до четвертого посвящения, до границы между ветхим и новым Заветом равноценными. Стоя по сю сторону видений четвертой стадии, можно еще говорить о святом соединении в смысле Мережковского, а выше - невозможно и гибельно. Вполне согласен с Вашей схемой о возможном взаимоотношении музыки к поэзии. Ничего против не имею. Моя схема не противоречит. Если она и кажется немного неподвижной, то это благодаря фиксации в моем сознании картины соотношений между формами искусств в определенный исторический момент. Моя схема извне очерчивает искусства, не касаясь внутренней связи, их все пронизывающей. Две точки, устремляясь друг <к> другу по прямой линии, могли бы дать новую линию пути. Должен заметить, что эволюция искусств, по моему глубокому убеждению, протекает...
10. Белый А. - Блоку А., 7-8 мая 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: приехали в Петербург в указанный день, остановились в гостинице "Пале-Рояль"; отбыли в Гельсингфорс 14 мая. 11 мая Блок записал в дневнике: "Днем позвонил приехавший Боря (Андрей Белый), я позвал их с женой сегодня вечером, а завтра - обедать" (VII, 250). В тот же день Белый был в редакции издательства "Сирин", где лично познакомился с Ивановым-Разумником; последний вспоминает (в письме к К. Н. Бугаевой от 1 июля 1934 г.): "Б. Н. приехал заключать договор и был у меня в "Сирине" в первый же день приезда; разговор продолжался три-четыре часа" (Минувшее. Исторический альманах. Вып. 23. СПб., 1998. С. 440. Публикация В. Г. Белоуса). Белый встречался с Блоком и Ивановым-Разумником также на обратном пути из Гельсингфорса, после 25 мая (см.: Андрей Белый и антропософия / Публикация Дж. Мальмстада // Минувшее. Исторический альманах. Вып. 6. Paris, 1988. С. 352, 353). Впечатление от общения с Белым в Петербурге Блок отразил в дневниковой записи от 29 мая 1913 г.: "Три свидания с А. Белым и его женой. Второе было ужасно тяжелое. После него - Inferno" (VII, 250); подробнее высказался в письме к А. М. Ремизову от 2/15 июня 1913 г.: "А. Белый с женой были у меня три раза - и до Гельсингфорса и после. Говорили все больше о Штейнере. Оба они - худые, некормленные, странники. Если бы знали о Штейнере только от А. Белого, можно бы было подумать, что А. Белый сам его сочинил; говорит он все то же и так же. Анна...