Поиск по творчеству и критике
Cлово "ALLEGRO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. П. Соловьева (Allegro). Иней
Входимость: 2. Размер: 8кб.
2. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 17кб.
3. Чулков Г. И.: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 62кб.
4. Чулков Георгий: Александр Блок и его время
Входимость: 1. Размер: 57кб.
5. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Письма Блока ко мне
Входимость: 1. Размер: 46кб.
6. Критика Блока
Входимость: 1. Размер: 18кб.
7. Из записных книжек и дневников (фрагменты) - вариант 1
Входимость: 1. Размер: 79кб.
8. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава седьмая. Поэма "Возмездие" (1910-1911)
Входимость: 1. Размер: 98кб.
9. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава девятая
Входимость: 1. Размер: 47кб.
10. Орлов Вл.: Александр Блок в памяти современников
Входимость: 1. Размер: 76кб.
11. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Кружок Соловьевых
Входимость: 1. Размер: 28кб.
12. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 1. Размер: 158кб.
13. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. I. Эпоха до первой встречи
Входимость: 1. Размер: 78кб.
14. Письмо в редакцию газеты "Биржевые ведомости"
Входимость: 1. Размер: 2кб.
15. Стражев В. И.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 1. Размер: 17кб.
16. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава четвертая. "Балаганчик" (1906)
Входимость: 1. Размер: 131кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. П. Соловьева (Allegro). Иней
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Часть текста: можно измерять с двух, взаимно исключающих друг друга, точек зрения: с точки зрения «вечности» и эпохи. Вечное мерило прилагается к отошедшим теням прошлого и к бездарным современникам; к последним следует принять самые строгие и «вечные» меры, только чтобы избавиться от их навязчивости. «Временному» измерению подлежат, напротив, только те, над кем нельзя произнести решительного приговора именно вследствие их невольной современности. Это — сравнительно узкий круг, так как современное в области искусства не может быть доступно многим. Зато мы тем более благодарны за всякое живое слово, ибо нас редко балуют новыми словами, но часто морочат нас, стараясь выкроить новое из ветхого тряпья. Книга П. С. Соловьевой, без сомнения, живет жизнью помимо воли; встреча с такой жизнью оставляет благодарное чувство, потому что у автора — молодая, свежая и чистая душа. Ничего нет своевременнее и законнее радости, когда цельное и зрелое мировоззрение встречает с детской свежестью чувства при свете благородной простоты. Впрочем, книга «Иней» вовсе не радостна в обычном смысле этого слова. Она печальна той единственной печалью, которая прозрачна; сквозь призму ее видно на дне колыхание необычайной, «нечаянной» радости. В этом смысле она ужасно близка русской природе и русской поэзии, которая не покидала своей природы. Русская поэзия приближалась к нечаянной радости двумя путями: сквозь огонь и гром, и сквозь вешую тишину. Второй путь был всегда более свойственен русским поэтам, — они много печаловались и умели просто грустить: так умели, что к тем, кто теперь хочет быть простым, — мы предъявляем непомерные требованья; у нас столько сравнительности, что мы склонны отвергнуть простоту, чуть заметим в ней тень искусственного; это потому, что у нас есть гениально простые и грустные лирики; а между тем именно теперь особенно хочется тишины и...
2. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: на первый взгляд могут показаться направленными в разные стороны. Историки модернизма очень хорошо знают, какое колоссальное влияние оказали война с Японией, первая русская революция, а также годы, последовавшие за революционным взрывом 1905-1907 годов, на историю русского символизма. Не учитывая воздействия политических событий, невозможно понять идеологические маршруты символистов – уход Дмитрия Мережковского в сторону довольно радикальных революционных предпочтений, идей «религиозной общественности» и пр. или общественно-политические метания Андрея Белого от левого радикализма в 1905 году к антиреволюционной позиции, занятой писателем в его главном романе «Петербург», «отложенной» реакции на первую русскую революцию. Не будет большим преувеличением сказать, что изначально, в «Стихах о Прекрасной Даме», блоковская литературная позиция предполагала разрыв поэта и «общественности», осторожнее говоря, почти полную индифферентность лирического героя к общественно-политическим страстям. Блок начинает свой литературный путь как одинокий, замкнутый на внутренних переживаниях мистик-соловьевец, описывающий в поэтических текстах столкновения с «иными мирами», встречи с Душой Мира. Данная позиция требовала изменений, внесенных в немалой степени под напором общественно-политических событий: одинокий мистик теперь стремится покинуть свое лирическое уединение, которое кажется ему лишь...
3. Чулков Г. И.: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: и загадочной, чья судьба, как известно, была связана с судьбой Владимира Соловьева. Встретился я с Анною Николаевной в 1903 году, когда я жил поневоле в Нижнем Новгороде. Я в это время писал с увлечением стихи. И вот однажды ровно в полночь ко мне явилась незнакомая старушка и объявила, что намерена прочесть мне сейчас же, в эту ночь, свою рукопись "Третий завет" 2 . Она тут же вытащила из большого сака, вышитого бисером, несколько тетрадей и, между прочим, только что вышедшую тогда мою первую книжку стихов "Кремнистый путь". Эта странная старушка была та самая А. Н. Шмидт, чьи сочинения, вместе с письмами к ней Владимира Соловьева, были опубликованы в 1916 году, т. е. спустя десять лет после ее смерти (она умерла 7 мая 1905 года). Анна Николаевна раскрыла мою книжку и указала мне на три стихотворения - "О, медиума странный взор...", "Я молюсь тебе, как солнцу, как сиянью дня..." и, наконец, мое стихотворное переложение "Песни песней". -- Это мне дает право требовать от вас внимательного отношения к моему "Третьему завету", - сказала она тихо и торжественно. В самом деле, хотя я никогда лично не знал Владимира Соловьева и не имел с ним связи, если только не считать косвенного к нему касания через его брата Михаила Сергеевича Соловьева 3 , который был моим учителем в шестой классической гимназии и всегда относился ко мне благосклонно, - все-таки в душе моей бессознательно преобладала тогда тема "софианства" 4 , соловьевская тема, с ее ослепительным светом и с ее мучительными противоречиями. Это сказалось и в моих стихах. Анна...
4. Чулков Георгий: Александр Блок и его время
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: Меня вернули из Якутской области, но в столицах жить не разрешили, и я без паспорта, под гласным надзором полиции, жил в чужом городе, не зная, что с собою делать. Я в это время писал с увлечением стихи. Стихи были несовершенные по форме, — даже странно перечитывать, — а между тем в них была некая лирическая правда, насколько лирика может быть правдивою. И вот однажды ровно в полночь ко мне явилась незнакомая старушка и объявила, что намерена прочесть мне сейчас же, в эту ночь, свою рукопись — «Третий Завет». Она тут же вытащила из большого сака, вышитого бисером, несколько тетрадей и, между прочим, только что вышедшую тогда мою первую книжку стихов «Кремнистый путь». Эта странная старушка была та самая А. Н. Шмидт, чьи сочинения вместе с письмами к ней Владимира Соловьева были опубликованы в 1916 году, т. е. спустя десять лет после ее смерти (она умерла 7 марта 1905 года). Анна Николаевна раскрыла мою книжку и указала мне на три мои стихотворения — «О, медиума странный взор...», «Я молюсь тебе, как солнцу, как сиянью дня...» и, наконец, мое стихотворное переложение «Песни Песней». — Это мне дает право...
5. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Письма Блока ко мне
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: различие в подавании темы, нам общей - предмет обсуждения в переписке, которая меж нами возникла. Помнится: в первых же числах января 1903 года 175 я написал А. А. витиеватейшее письмо, напоминающее статью философского содержания, начав с извинения, что адресуюсь к нему; письмо написано было, как говорят, в застегнутом виде": предполагая, что в будущем мы подробно коснемся деталей сближавших нас тем, поступил я, как поступают в "порядочном" обществе, отправляясь с визитом, надел на себя мировоззрительный официальный сюртук, окаймленный весь ссылками на философов. К своему изумлению, на другой уже день получаю я синий, для Блока такой характерный конверт с адресом, написанным четкой рукой Блока, и со штемпелем: "Петербург" 176 . Оказалось впоследствии: А. А. Блок так же, как я, возымел вдруг желание вступить в переписку; письмо, как мое, начиналось с расшаркиванья: не будучи лично знаком он имеет желание ко мне обратиться, без уговора друг с другом обоих нас потянуло друг к другу: мы письмами перекликнулись. Письма, по всей вероятности, встретясь в Бологом, перекрестились; крестный знак писем стал символом перекрещенности наших путей, - от которой впоследствии было и больно, и радостно мне: да, пути наши с Блоком впоследствии перекрещивались по-разному; крест, меж нами лежащий, бывал то крестом побратимства, то шпаг, ударяющих друг друга: мы и боролись не раз, и обнимались не раз. Встреча писем и встреча желаний, взаимный жест, встреча - меня...
6. Критика Блока
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе Краски и слова Литературные итоги 1907 года Литературный разговор Мережковский Начало лекции Непонимание или нежелание понять? О драме О иудаизме у Гейне О лирике О назначении поэта О реалистах О современной критике О современном состоянии русского символизма (По поводу доклада В. И. Иванова) О списке русских авторов О театре Об "Английских отрывках" Гейне Об искусстве и критике От Ибсена к Стринбергу Ответ Мережковскому Памяти Августа Стриндберга Памяти В. Ф. Коммиссаржевской Памяти К. В. Бравича Памяти Леонида Андреева Педант о поэте (Н. Котляревский. М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения.) "Пеллеас и Мелизанда" Письма о поэзии Письмо о театре, 7 апреля 1918 г. Пламень Поэзия заговоров и заклинаний "Пробуждение весны" Противоречия Судьба Аполлона Григорьева Творчество Вячеслава Иванова Творчество Фёдора Сологуба Три вопроса Что надо запомнить об Аполлоне Григорьеве Юбилейное приветствие М. Горькому Рецензии: А. Бурнакин. Трагические антитезы А. Г....
7. Из записных книжек и дневников (фрагменты) - вариант 1
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Часть текста: а я, проходя, внезапно остановился в дверях перед ней. Она была одна и встала навстречу и вдруг протянула руки и сказала странное слово туманно о том, что я с любовью к ней. Я же, держа в руках стихи Соловьева, подавал ей, и вдруг это уж не стихи, а мелкая немецкая книга - и я ошибся. А она все протягивала руки, и занялось сердце. И в эту секунду, на грани ясновиденья, я, конечно, проснулся 1902 * * * Стихи - это молитвы. Сначала вдохновенный поэт-апостол слагает ее в божественном экстазе. И все, чему он слагает ее, - в том кроется его настоящий бог. Диавол уносит его - и в нем находит он опрокинутого, искалеченного, - но все милее, - бога. А если так, есть бог и во всем тем более - не в одном небе бездонном, а и в "весенней неге" и в "женской любви". Потом чуткий читатель. Вот он схватил жадным сердцем неведомо полные для него строки, и в этом уже и он празднует своего бога. Вот таковы стихи. Таково истинное вдохновение. Об него, как об веру, о "факт веры", как таковой, "разбиваются волны всякого скептицизма". Еще, значит, и в стихах видим подтверждение (едва ли нужное) витания среди нас того незыблемого Бога, Рока, Духа... кого жалким, бессмысленным и глубоко звериным воем встретили французские революционеры, а гораздо позже и наши шестидесятники. Рече безумец в сердце своем: несть бог". __________ В минуту смятенья и борьбы лжи и правды (всегда борются бог и диавол - и тут они же борются) взошли новые цветы - цветы символизма, всех веков, стран и народов. Заглушенная криками богохульников, старая сила почуяла и послышала, как воспрянул ее бог, - и откликнулась ему. К одному вечному, незыблемому камню бога подвалился и еще такой ...
8. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава седьмая. Поэма "Возмездие" (1910-1911)
Входимость: 1. Размер: 98кб.
Часть текста: ее. В январе он внезапно оживляется: к земле приближается неизвестная комета, быть может несущая гибель. "Известно ли тебе, - пишет он матери, - что кроме кометы Галлея (безопасной, вроде Натальи Николаевны) идет другая, неизвестная-- настоящая незнакомка? Хвост ее, состоящий из синерода (отсюда - синий взор), может отравить нашу атмосферу, и все мы, примирившись перед смертью, сладко заснем от горького запаха миндаля в тихую ночь, глядя на красивую комету". И через два дня снова пишет о комете: "Я очень оживлен, комета, разумеется, главная причина. Оказывается, можно "опасаться" хвоста кометы Галлея, а о второй еще решительно ничего не известно, кроме того, что она летит со страшной быстротой". Но надежды на конец света обманули поэта, и он вскоре разочаровался в кометах: "О комете я как-то перестал думать или думаю редко" (письмо от 27 января). Комете Галлея посвящено стихотворение "Комета" [ Вошло в отдел 3-го тома "Разные...
9. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава девятая
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: Кельна), потому что на Фридрихштрассе сели в мое купе французские буржуа и австрийский лакей, и стали ругать Россию с таких невообразимо мещанских точек зрения, что я бы не мог возразить, если бы и лучше говорил по-французски..." Из Парижа Блок прислал матери целую коллекцию карточек с изображением химер Notre Dame. Париж ему сразу очень понравился - кажется, в первый и последний раз в его жизни. Вот что он пишет отсюда матери: "Мама, вчера еще утром я был на Unter den Linden, а вечером я стоял на мосту Гогенцоллернов над Рейном и был в Кельнском соборе, а сейчас пришел из Notre Dame, сижу в кафе на углу Rue de Rivoli против Hotel de Ville, пью citronnade {Лимонад (фр.). }; поезд мчался еще быстрее, чем в Германии, жара, вероятно, до 40R, воздух дрожит над полотном, ветер горячий, Париж совсем сизый и таинственный, но я не устал, а, напротив, чувствую страшное возбуждение. Париж мне нравится необыкновенно, он как-то уже и меньше, чем я думал, и оттого уютно в толпе... Страшно весело - вокруг гремят и кричат, я сижу почти на улице..." Следующее письмо уже из Аберврака (24 июля): "Мама, я здесь уже третий день. Третьего дня - выехал из Парижа, было до 30R, все изнемогали в вагоне, у меня уже начало путаться в голове; так было до вечера. Вдруг поезд пролетел два коротких туннеля - и все изменилось, как в сказке: суровая страна со скалами, колючим кустарником и папоротником, и густым туманом. Это - влияние океана - уже за час до Бреста. В...
10. Орлов Вл.: Александр Блок в памяти современников
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Часть текста: русских писателей начала XX века не было таких прочных жизненно-биографических корней в глубинных пластах национальной культуры, как у Блока. Даже родиться ему довелось в доме, принадлежащем Петербургскому университету, где самые стены как бы излучают свет русского просвещения. А приняла его на руки прабабка, в молодости тесно связанная со многими из близких друзей Пушкина. И оба эти в общем-то случайные обстоятельства в отношении Блока приобретают значение поистине символическое. С младенчества дышал он атмосферой живого культурного предания. Окружение его родных — Бекетовых и Карелиных, — это Баратынские, Тютчевы, Аксаковы, Коваленские, Рачинские, Соловьевы — наследственная, можно сказать «столбовая», интеллигенция России. Гоголь, Аполлон Григорьев, Некрасов, Григорович, Тургенев, Полонский были в семье Бекетовых, воспитавшей Блока, не только почитаемыми писателями, но и добрыми знакомыми. Всю жизнь у Блока в кабинете стоял старинный диван, на котором сиживали Достоевский и Щедрин. В семье царил культ науки, литературы и искусства, господствовали высокие представления об их ценностях, идеалах и традициях. Здесь все не покладая рук...