Поиск по творчеству и критике
Cлово "URBI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава вторая. Явление "Прекрасной Дамы" (1901-1903)
Входимость: 7. Размер: 133кб.
2. Андрей Турков. Александр Блок. Часть 3
Входимость: 6. Размер: 27кб.
3. Берберова Н. Н.: Александр Блок и его время. Глава VII
Входимость: 5. Размер: 13кб.
4. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава третья. Шахматово. Брюсов и Блок
Входимость: 5. Размер: 33кб.
5. Валерий Брюсов. "Urbi Et Orbi" (Вторая рецензия)
Входимость: 5. Размер: 13кб.
6. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. I. Эпоха до первой встречи
Входимость: 4. Размер: 78кб.
7. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава третья. Война и революция (1904-1905)
Входимость: 4. Размер: 74кб.
8. Соловьев Сергей: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 3. Размер: 45кб.
9. Блок А. А. - Белому Андрею, 20 ноября 1903 г.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
10. Валерий Брюсов. Urbi Et Orbi (Первая рецензия)
Входимость: 3. Размер: 7кб.
11. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 3. Размер: 86кб.
12. Блок А. А. - Соловьеву С. М., 1–6 декабря 1903 г.
Входимость: 3. Размер: 4кб.
13. Критика Блока
Входимость: 2. Размер: 18кб.
14. Валерий Брюсов. Stephanos. Венок (вторая рецензия)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
15. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. III. Шахматово
Входимость: 2. Размер: 68кб.
16. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Период от лета до первой встречи
Входимость: 2. Размер: 30кб.
17. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Предисловие
Входимость: 2. Размер: 13кб.
18. Блок А. А. - Соловьеву С. М., 21 октября 1904 г.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
19. Валерий Брюсов. Stephanos. Венок (первая рецензия)
Входимость: 2. Размер: 14кб.
20. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Москва. Январь 1904 года
Входимость: 2. Размер: 28кб.
21. Блок А. А. - Белому Андрею, 5 июня 1904 г.
Входимость: 2. Размер: 13кб.
22. Белый А. - Блоку А., начало ноября 1903 г.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
23. Андрей Турков. Александр Блок. Часть 14
Входимость: 1. Размер: 32кб.
24. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Ранний Блок-лирик, его предшественники и современники. Глава 3. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 70кб.
25. Блок А. А. - Белому Андрею, 7 апреля 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
26. Блок А. А. - Белому Андрею, 25 июля 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
27. Панченко С. В. - Блоку А., 17/30 декабря 1902 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
28. Перцов Петр: Ранний Блок
Входимость: 1. Размер: 27кб.
29. Блок А. А. - матери, 14–15 января 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
30. Блок А. А. - Брюсову В. Я., 26 ноября 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
31. Суворова К. Н.: Рукой Александра Блока...
Входимость: 1. Размер: 28кб.
32. К. Бальмонт. Литургия красоты
Входимость: 1. Размер: 8кб.
33. Белый А. - Блоку А., вторая половина мая 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
34. Валерий Брюсов. Земная ось
Входимость: 1. Размер: 12кб.
35. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Свадьба
Входимость: 1. Размер: 18кб.
36. Блок А. А. - Перцову П. П., 10 мая 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
37. Блок А. А. - Белому Андрею, 24 апреля 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
38. Блок А. А. - Белому Андрею, 29 сентября 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
39. Биография (вариант 4)
Входимость: 1. Размер: 36кб.
40. Пустыгина Н.: "Тургеневские истоки" концепции творчества А. А. Блока
Входимость: 1. Размер: 35кб.
41. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава шестая
Входимость: 1. Размер: 37кб.
42. Иванов Е. П.: Записи об Александре Блоке. 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 80кб.
43. Блок А. А. - Брюсову В. Я., 23 февраля 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
44. Блок А. А. - Белому Андрею, 9 апреля 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
45. Белинков А. В., Михайлов О. Н.: Блок А. А. (Краткая литературная энциклопедия)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
46. Три вопроса
Входимость: 1. Размер: 16кб.
47. Городецкий Сергей: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 1. Размер: 51кб.
48. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 февраля 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава вторая. Явление "Прекрасной Дамы" (1901-1903)
Входимость: 7. Размер: 133кб.
Часть текста: ГЛАВА ВТОРАЯ. ЯВЛЕНИЕ "ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ" (1901-1903) Новый день рождается в свете мистической зари. Заря восходила. Ее видели. Она была реальностью духовного сознания, событием огромной важности. И Блок, и Белый, и все поколение ранних символистов свидетельствуют об этом; в их правдивости нельзя сомневаться. Все они на грани нового столетия пережили мистический опыт, неожиданный и непостижимый. Из него выросло символическое искусство: трагическая попытка выразить словами по существу невыразимое. Легко стать в позу "трезвого реалиста" и отвергнуть "бред больного воображения". Но от этого духовная реальность не перестанет быть реальностью: к тому же ни у Блока, студента-юриста, воспитанного в духе старинной "'eloquence", ни у Белого, естественника, не было болезненной экзальтации. Вспоминая то время, Блок пишет в "Автобиографии": "Трезвые и здоровые люди, которые меня тогда окружали, кажется, уберегли меня тогда от заразы мистического шарлатанства". А Белый подчеркивает "неожиданность факта и неумение обосновать его". Но факт был: изменилась атмосфера сознания. Описать это "событие" с помощью логических понятий было так же невозможно, как слепому объяснить цвет или глухому-- звук. Оставалось изъясняться намеками, символами,...
2. Андрей Турков. Александр Блок. Часть 3
Входимость: 6. Размер: 27кб.
Часть текста: который, по выражению обрадованного жениха, "как всегда, решил совершенно необыкновенно, по-своему, своеобычно и гениально". Они счастливы! Свадьба откладывается до осени только потому, что Блоку предстоит летом ехать в Бад-Наугейм лечиться. "Мы не можем не быть счастливы все, все!" - как заклинанье повторяет Любовь Дмитриевна. Теперь она даже не ревнует избранника - ни к "Ксеньиным" стихам (то есть посвященным И. М. Садовской), ни к Гиппиус. В ней столько детского! Сдав экзамен на пятерку профессору Шляпкину, она приметила, что он добродушно улыбнулся на ее обручальное кольцо, и советует Блоку тоже обязательно надеть его. Переехав в Боблово, она посещает Шахматове - свой будущий дом, приходит от него в восторг, укоряет Блока, что тот мало рассказывал об этом месте и даже собирался не жить там, уехать куда-то в деревню, в Вологодскую губернию. А он жалуется, что дни в Бад-Наугейме1 тянутся, как ломовые извозчики, забрасывает невесту страстными письмами, восторгаясь ею, припоминая ее черты, таинственно "интригуя" ее: "Знаешь что? У меня роман. Я иду по дорожке, а впереди, сзади, сбоку - везде идет высокая, стройная, молодая женщина. Волосы у нее золотые, походка ленивая. Совсем сказочная. Румянец нежный и яркий". Этот портрет возлюбленной сменяется другим, где мелькают образы, возникающие и в стихах поэта: "Обаяние скатывающейся звезды, цветка, сбежавшего с ограды, которую он перерос, ракеты, "расправляющей", "располагающей" искры в ночном небе, как "располагаются" складки платья - и с таким же не то вздохом, не то трепетом и предчувствием дрожи". Цветок - звезда в слезах росы Сбежит ко...
3. Берберова Н. Н.: Александр Блок и его время. Глава VII
Входимость: 5. Размер: 13кб.
Часть текста: закату. Брюсов был общепризнанным Мэтром. Для него, высокомерного, демонического, гордого своим шумным успехом, это были лучшие годы: женщины, друзья, враги, соперники, последователи! Журналы, кружки, издательства — вокруг него вращалась вся литературная жизнь. Он не разглядел в Блоке великого поэта, которому суждено было затмить его славу, — настолько, что для будущих поколений он будет представлять лишь исторический интерес. Пока же он ощущает себя кумиром, лидером русской поэзии, и ему не по душе вольное поведение «аргонавтов», в особенности Белого: тот стал чересчур громким, выступал на всех собраниях, печатал стихи, язвительные статьи, за которые благонамеренная пресса обрушивала на него потоки проклятий, тем самым привлекая к нему излишнее внимание. После первого обмена письмами переписка Блока с Белым не прекращалась. В ней отражались все перемены в душевном состоянии Блока: в течение года тон ее то и дело менялся. Завязалась она в самую светлую пору его жизни, когда он был еще переполнен Соловьевым. Тогда он больше рассуждал о Деве Радужных Ворот, ...
4. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава третья. Шахматово. Брюсов и Блок
Входимость: 5. Размер: 33кб.
Часть текста: стороны: в ней был скепсис; испытующе она нас проверяла; не раз наблюдал ее острый, меня наблюдающий взор; и скептически заостренный вопрос ее часто смущал меня; напоминала она мне покойную Соловьеву. А. А. и Л. Д. появлялись позднее; они приходили из домика, заплетенного в розы, в пурпурный шиповник (в двух комнатках жили они); бывало, послышатся шаги на террасе: и с солнца, веселые, - входят они; А. А. в своей белой рубашке с пурпурными лебедями; Л. Д. в широчайшем капоте, мечтательно розовом; линия разговора ломается; определенных вопросов, которые мы подымали за утренним кофе с А. А., - уже нет: и расплываются эти "вопросы"; воистину: Нет вопросов давно, и не нужно речей... Межа разговора выходит в простор "бездорожий". Ведет к бездорожью золотая межа. Ярко верится нам, что по морю безмолвия к нам приплывает наш корабль, златопарусный "Арго"; он нас увезет в новый свет; корабли не пришли, потому что - Прекрасная Дама не ездит на пароходе 51 . Июльские синие дни проходили в сплошном теургизме, против которого предупреждал меня Метнер ("Опасно переступать вам пределы искусства"); был странный душевный сеанс; и радение душ - без пути; лишь А. А. понимал, что межа к "бездорожью", к "беспутице" - выход из рамок к "пути". Не поймешь синего ока, Пока сам не станешь, как стезя. Той стези А. А. волил (вполне бессознательно волил); мы - нет; безответственным прекраснодушием заменяли мы "путь". И А. А. понимал безответственность нашу; мы первого шага не делали; он - его волил, прислушивался: не покажем ли мы этот шаг; и он видел: пути у нас нет за...
5. Валерий Брюсов. "Urbi Et Orbi" (Вторая рецензия)
Входимость: 5. Размер: 13кб.
Часть текста: и точные, первоначально кажутся почти лишними, налагающими на автора ни для кого непосильную задачу. Они звучат как математическая формула. Трудно себе представить, чтобы на острие одной этой формулы можно было поднять трехлетний груз таких разнообразных стихотворений, судя хотя бы только по напечатанным в «Северных цветах» за три года. Но обещание исполнено. Перед нами — книга, как песня, из которой «слова не выкинешь», замкнутая во всех своих десяти частях, оставляющая лишь узкие проливы от части к части — как глава к главе. Правда, для этого пришлось пожертвовать ценным материалом, но, может быть, он действительно составил бы излишний балласт. Таково, например, стихотворение «Осенний день был тускл и скуден», которого нет в «Urbi et orbi». Надо заметить, что Брюсов не обременяет читателя не только вариантами одного содержания, но избегает повторений и в размерах. Достаточно указать, что в книге, состоящей из 96 стихотворений, употреблено более 40 разных размеров. При этом некоторые из них (vers libre [126] ) усвоены русским стихосложением впервые. Рассуждение о совершенстве формы и т. п. — представляется нам по отношению к данной книге общим местом. Едва ли кто решится упрекнуть Брюсова с этой стороны. Для этого требовалось бы чересчур крупное невежество, которого мы в нашем читателе предположить не можем. Анатомируя книгу с точки зрения содержания, по рецепту предисловия, как...
6. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. I. Эпоха до первой встречи
Входимость: 4. Размер: 78кб.
Часть текста: тогда начинающего Бальмонта, переводила Рескина, выписывала журнал «Студио», восхищалась стихотворениями Верлена и драмами Метерлинка. Она же и познакомила меня с поэзией Верлена и Уайльда, Бодлера и с Ницше. М. С. Соловьев относился сдержаннее к этим веяниям в искусстве, высоко ценя классиков и прозорливо выделяя все, действительно ищущее и талантливое. Среди московских эстетов уходящего поколения он считался арбитром, не разделяя насмешек их по адресу к едва пробивающимся течениям иных доктрин. Он первый отметил Брюсова эпохи «Шедевров», как поэта с крупным будущим, шутил над негодующими критиками декадентства. Всем этим он влиял на меня, поощряя мои юные революционные устремления в литературе, но приучая и воспитывая мой вкус в любви к классикам. Помню его мастерское чтение «Фритиофа» Тегнера, его любовь к северным фосфористам. В те годы я увлекался и Достоевским, и Ибсеном, и Шиллером, и Шекспиром. В тесном кругу соловьевского дома за чайным столом шла беседа: спорили об Ибсене, Ницше. Мы с Сережей тогда увлекались театром и в небольшой квартире Соловьевых наскоро импровизировали отрывки из Шекспира и Шиллера. Так, были в коридоре разыграны сцены из «Макбета»,...
7. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава третья. Война и революция (1904-1905)
Входимость: 4. Размер: 74кб.
Часть текста: квартире дальней родственницы, Ал. Мих. Марконет, на Спиридоновке, с выцветшими коричневыми обоями и старинной мебелью. В том же доме живет Владимир Федорович Марконет, учитель истории, московский старожил, завсегдатай Дворянского Клуба, добродушный чудак, потешавшийся над декадентами. Но "Сашу Блока" он внезапно полюбил; каждое утро приходил к нему посидеть и даже хвалил его стихи. Впоследствии он с нежностью рассказывал о нем Белому [ А. Белый. "Воспоминания о Блоке" ]: "А вот Саша Блок настоящий прекрасный поэт... Бывало, мы выйдем на улицу, он, как собака какая-то, сделает стойку: погоду заметит: сейчас же он голову кверху поднимет и всё заметит: какой цвет небес и какая заря, и какие оттенки в тучах; и тени отметит: весенние или зимние... Не надо его и читать: сразу видно - поэт". Письма и дневники Блока переполнены метеорологическими заметками. У него была напряженная чувствительность к погоде. Даже в сухом конспекте событий за время пребывания в Москве, который он посылает матери, встречаются записи о цвете неба, о зорях и ветре. Например: "Сидим с Бугаевым и Петровским под свист ветра"... "Выхожу ...
8. Соловьев Сергей: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: «Ушли за грибами, не скоро придут». Я первый раз в чужом месте, и мне как-то не по себе... Но Сашура возвращается скорее, чем его ждали. Высокий, светлый гимназист, какой-то вялый и флегматичный, говорит в нос. Но мне сразу становится интересно. Он издавал журнал «Вестник», при участии своих двоюродных братьев Кублицких. Тогда уж меня поразила и пленила в нем любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность. Тетради журнала имели образцовый вид, на страницах были приклеены иллюстрации, вырезанные из «Нивы» и других журналов. Он подарил мне несколько таких картинок. Когда я дал ему в «Вестник» рассказ, он прислал мне коробку шоколадных сардин, написав, что это — в подарок, а не в виде гонорара, который будет выслан после. Желая поговорить со мною на интересующую меня тему, он завел речь о богослужении. Предложил отслужить вместе утреннюю литургию в саду и достал откуда-то подобие ораря 1 . Утром жители Шахматова были неожиданно разбужены довольно странными возгласами, доносившимися из сада. 2 Гнездо, из которого вылетел лебедь новой русской поэзии, — Шахматово, — было основано дедом Блока по матери, ботаником А. Н. Бекетовым. Помню его стариком. Некрасивый, но удивительно изящный, в серой крылатке, «старик, как лунь седой», мягкий, благородный, во всем печать французской культуры: Сладко вспомнить за обедом Старый, пламенный Париж 2 . В молодости, как убежденный натуралист, ненавидел классицизм, возмущался развратностью древних поэтов, но потом с гордостью говорил: «Саша переводит Горация в стихах». Жена его, Елизавета Григорьевна, урожденная Карелина, приходилась мне двоюродной бабушкой. Это был сплошной блеск острот. Больная, прикованная к креслу, она не теряла прежней доброты и остроумия. Неустанно работала: переводила с английского Теккерея, Брет Гарта и др. Относилась с отвращением ко всякой ...
9. Блок А. А. - Белому Андрею, 20 ноября 1903 г.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Часть текста: понимающими или не понимающими людьми. Потому, кажется, все меня знающие могут свидетельствовать о моем молчании, похожем на похоронное. Молчу и в тех случаях, когда надо говорить. Чувствую себя виноватым и все-таки молчу по странному чувству давнишней известности моих возможных слов для тех людей, с кот<орыми> в данную минуту нахожусь в общении. И удивительно, что выходит действительно похоронно как будто, - хотя у меня внутри редкая ясность, не всегда бывающая и в одиночестве или в присутствии самых близких. Разговоры самые нужные приходят только тогда, когда я внутренно кричу от восторга или страха. Состояние же молчания стало настолько привычным, что я уже не придаю ему цены. Вы, как мне показалось, не привыкли к тому, что лишь второстепенно, и поставили Ваше состояние молчанья для себя на первый план. А я уже мирюсь с этим, потому что не вижу крайней необходимости тратить пять лошадиных сил на второстепенное... Вот и я "все о себе". Только, мне кажется, это ничего. Вам может быть интересно обо мне так же, как мне всегда захватывающе интересно все о Вас. Да и как же нам раскрыться, если не писать о себе. Ваша оговорка, мне кажется, напрасна, потому что мы понимаем уже навязчивость и ненавязчивость, так же как схоластику и не схоластику, как когда-то сказали Вы, и потому можем пользоваться свободно тем и другим для единой цели. Ах, нам многое известно, дорогой Борис Николаевич! Вы спрашиваете, кто я, что я!...
10. Валерий Брюсов. Urbi Et Orbi (Первая рецензия)
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Часть текста: во многом», простейшее в сложном. Книга в белых пеленах с разящей лирой: знакомое «познавшим тайны» и Орфея, так просто и тихо замкнувшая в себе неслабые бури, бегущие по страницам: вечное движение внутри — разрешилось извне в гаснущую мелодию, блеклое золото утонуло в белой пелене. Осень и рядом слышно созвучное: аминь. Можно ли не остановить задумчивых глаз на заглавии: «Вы думаете — в городе? Нет. В целом мире». Все, что так тихо разрешилось на поверхности, обречено на глубокую тревожную работу. Затихший вулкан не спокоен в своих недрах. Прежде всего разительно ясно для всех, кто знает хоть поверхностно предыдущую книгу стихов Брюсова «Tertia vigilia», [123] — что сделан какой-то шаг. Стихотворение «Побег» говорит об этом просто, как просто все в книге: Но вздрогнул я и вдруг воспрянул, И разорвал кольцо из рук. Как молния, мне в сердце глянул Победно возраставший звук. Целомудрие требует по мере возможности не прибегать к цитатам, потому что цитаты, дерзко вырванные по чужой прихоти, нарушают стройную, мудрую, спокойную жизнь целого творческого момента, — несомненно скрытую даже в распределении матерьяла. Потому я пытаюсь намекать и употребляю сомнительный прием цитированья лишь для указания на следующую, важнейшую черту книги: что-то начатое должно быть окончено мной без участия других — близких ли, далеких ли? Это столь ясно, что доступно точной...