• Наши партнеры
    Большой ассортимент мягкой мебели в Казани в интернет-магазине МЕБЕЛЬРУМ.
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "КУЛЬТУРА"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Варианты слова: КУЛЬТУРУ, КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРОЙ, КУЛЬТУРЕ

    1. Паперный В. М.: Блок и Ницше
    Входимость: 50. Размер: 79кб.
    2. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Проблемы лирики и эпоса в творчестве Блока эпохи революции. Страница 4
    Входимость: 44. Размер: 48кб.
    3. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
    Входимость: 38. Размер: 68кб.
    4. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 1
    Входимость: 36. Размер: 46кб.
    5. Крушение гуманизма
    Входимость: 33. Размер: 45кб.
    6. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Шаги командора
    Входимость: 32. Размер: 61кб.
    7. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
    Входимость: 28. Размер: 161кб.
    8. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава десятая. "Двенадцать". Последние годы жизни (1918-1921)
    Входимость: 25. Размер: 122кб.
    9. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 3. Страница 2
    Входимость: 24. Размер: 49кб.
    10. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Натурализм и символизм
    Входимость: 23. Размер: 173кб.
    11. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 3. Страница 3
    Входимость: 22. Размер: 53кб.
    12. Минц З. Г.: Александр Блок (История русской литературы в 4 томах, 1983)
    Входимость: 21. Размер: 85кб.
    13. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 2
    Входимость: 19. Размер: 52кб.
    14. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Роза и крест"
    Входимость: 18. Размер: 156кб.
    15. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Песня судьбы"
    Входимость: 18. Размер: 65кб.
    16. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 3
    Входимость: 16. Размер: 39кб.
    17. Блок А. А. - Белому Андрею, 18 июня / 1 июля 1903 г.
    Входимость: 16. Размер: 42кб.
    18. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 3
    Входимость: 16. Размер: 61кб.
    19. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
    Входимость: 15. Размер: 73кб.
    20. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Проблемы лирики и эпоса в творчестве Блока эпохи революции. Страница 3
    Входимость: 14. Размер: 62кб.
    21. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава шестая. Общественная деятельность (1908-1909)
    Входимость: 13. Размер: 116кб.
    22. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Проблемы обновления театра
    Входимость: 13. Размер: 54кб.
    23. Дневники и записные книжки (фрагменты) - вариант 2
    Входимость: 13. Размер: 124кб.
    24. Биография (вариант 4)
    Входимость: 12. Размер: 36кб.
    25. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Заключение
    Входимость: 12. Размер: 44кб.
    26. Памяти Александра Блока (LXXXIII открытое заседание Вольной Философской Ассоциации, 28 августа 1921 г.)
    Входимость: 12. Размер: 140кб.
    27. Стихия и культура
    Входимость: 11. Размер: 21кб.
    28. Петроградский священник. О Блоке
    Входимость: 11. Размер: 53кб.
    29. Дневник 1919 года
    Входимость: 11. Размер: 34кб.
    30. О назначении поэта
    Входимость: 11. Размер: 17кб.
    31. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 2. Страница 1
    Входимость: 11. Размер: 68кб.
    32. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Письма Блока ко мне
    Входимость: 10. Размер: 46кб.
    33. Мережковский
    Входимость: 10. Размер: 14кб.
    34. Чулков Георгий: Александр Блок и его время
    Входимость: 10. Размер: 57кб.
    35. Флоренский Павел: О Блоке
    Входимость: 10. Размер: 42кб.
    36. Гречаник И. В.: Особености лирики А. Блока - философские основы, стиль
    Входимость: 10. Размер: 122кб.
    37. Орлов Вл.: Александр Блок в памяти современников
    Входимость: 9. Размер: 76кб.
    38. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. "Все, что начато в 1918 году... "
    Входимость: 9. Размер: 78кб.
    39. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 2
    Входимость: 9. Размер: 26кб.
    40. Максимов Д. Е.: Александр Блок и Евгений Иванов
    Входимость: 9. Размер: 70кб.
    41. О романтизме
    Входимость: 9. Размер: 24кб.
    42. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Московские культуртрегеры
    Входимость: 9. Размер: 27кб.
    43. Гроссман Л. П.: Блок и Пушкин
    Входимость: 9. Размер: 21кб.
    44. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Ураган
    Входимость: 8. Размер: 41кб.
    45. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 4
    Входимость: 8. Размер: 18кб.
    46. Гейне в России
    Входимость: 8. Размер: 28кб.
    47. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. I. Эпоха до первой встречи
    Входимость: 8. Размер: 78кб.
    48. Чулков Г. И.: Красный призрак
    Входимость: 8. Размер: 26кб.
    49. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
    Входимость: 8. Размер: 63кб.
    50. Чулков Г. И.: Александр Блок
    Входимость: 8. Размер: 62кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Паперный В. М.: Блок и Ницше
    Входимость: 50. Размер: 79кб.
    Часть текста: «вечных истин», воплощенных в истории или данных Богом. Для той части русского культурного общества, которая воспринимала необходимое обновление «мира» как «революцию духа», философия Ницше оказалась источником важнейших духовных мотивов 2 . Блок отчетливо осознавал причастность Ницше глубинным изменениям, характеризовавшим культуру начала XX в. 3 , однако его собственное отношение к Ницше было достаточно сложным. Прежде всего, следует указать на отсутствие непосредственной связи с идеями Ницше на ранних этапах творчества Блока. В отличие, например, от А. Белого, «ницшеанство» не играло никакой роли в формировании поэтического сознания Блока. Идеи Ницше входят в творчество Блока только с 1906 г. 4 , т. е. тогда, когда уже прошел период «расцвета» русского «ницшеанства» (1901–1904 гг.). Поэтическая символика Ницше, столь значимая для поэзии Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, Вяч. Иванова, А. Белого и др., Блоком воспринята не была. Принимая и сложно трансформируя некоторые доктрины Ницше, Блок, однако, всегда был далек от приписывания Ницше роли родоначальника символизма, как это делал А. Белый 5 . Изучение реального...
    2. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Проблемы лирики и эпоса в творчестве Блока эпохи революции. Страница 4
    Входимость: 44. Размер: 48кб.
    Часть текста: пору Блок видел тенденцию к разделению искусств на отдельные отрасли, ручейки, незакономерную «специализацию» отдельных отраслей, и тогда же он уже считал подобную «специализацию» проявлением общей закономерности раздробления жизни — проникновения в нее буржуазных отношений. Сейчас, после революции, Блок говорит об этом применительно к школе Гумилева резче, чем когда-либо прежде: «“чистая поэзия” лишь на минуту возбуждает интерес и споры среди “специалистов”; споры эти потухают так же быстро, как вспыхнули, и после них остается одна оскомина; а “большая публика”, никакого участия в этом не принимающая и не обязанная принимать, а требующая только настоящих, живых художественных произведений, верхним чутьем догадывается, что в литературе не совсем благополучно…» (VI, 175). У акмеистов такое отношение к искусству, считает Блок, вытекает из ориентации на буржуазный Запад, — на буржуазные общественные отношения, сказали бы мы сегодня. Отвергая Гумилева и его школу, Блок отрицает подобную тенденцию не просто как неприемлемое для него художественное направление, но прежде всего как определенную линию общественного поведения и как определенную концепцию истории и человека. В согласии со своими общими взглядами на русскую жизнь и русского человека, получившими новое и наиболее резкое выражение в революционную пору, Блок находит особую специфику в русском историческом развитии И, соответственно, в русской культуре: «Россия — молодая страна, и культура ее — синтетическая культура. Русскому художнику нельзя и не надо быть “специалистом”» (VI, 175). Блок находит, что буржуазная специализация, вследствие исторической «молодости» России,...
    3. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
    Входимость: 38. Размер: 68кб.
    Часть текста: "Дальнобойные снаряды" «Дальнобойные снаряды» 1 2 января 1912 года Александр Блок записал в своем дневнике: Для того, чтобы не упасть низко (что, может быть, было и невозможно, ибо никаких личных человеческих сил не хватило бы для борьбы с бурей русской жизни следующих лет), или – хоть иметь надежду подняться, оправиться, отдохнуть и идти к людям, разумея под ними уже не только «толпу»… – для этого надо было иметь большие нравственные силы, т. е. известную культурную избранность, ибо нравственные фонды наследственны. В наши дни все еще длится – и еще не закончен – этот нравственный отбор; вот почему, между прочим, так сильно еще озлобление, так аккуратно отмеривается и отвешивается количество арийской и семитической крови, так возбуждены национальные чувства; потому не устарели еще и «сословные» счеты, ибо бывшие сословия – культурные ценности, и очень важно, какою культурною струей питался каждый из нас (интересно, когда касается тех, кто еще имеет «надежды», т. е. не «выродился», не разложился, не все ему «трын-трава») [Блок 7, 117-118]. Приведенный фрагмент тесно связан как с актуальными событиями русской жизни (разворачивающееся дело Бейлиса, поставившее в центр общественной дискуссии роковые вопросы крови), так и с литературным текстом, над которым Блок...
    4. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 1
    Входимость: 36. Размер: 46кб.
    Часть текста: материале они обнаруживают неслучайный характер соотнесения истории и современности для создания широкого содержательного нового качества лирического «я», открывают существенно новые возможности для разработки поэтического образа человека. Концепция цикла «Итальянских стихов» возникает во время путешествия 1909 г. Тут проявляется одна специфическая особенность блоковского развития. Художественное дело Блока все время сложными, противоречивыми соотношениями переплетается с общественной жизнью страны и личной жизнью поэта. Крупнейший поэтический перелом в дооктябрьском творчестве Блока происходит в годы реакции, все сгущавшейся после спада революционной волны и третьеиюньского переворота. «Глухота и чернота» общественной атмосферы в какой-то степени откладываются в творческом сознании Блока. К 1909 г. относятся также два трагически переживавшихся Блоком события личной жизни: рождение и смерть ребенка Л. Д. Блок в начале года и смерть отца, А. Л. Блока, в конце. Привыкший сопоставлять факты личной и «общей» жизни, Блок воспринимал эти события и в свете исторической перспективы, представлявшейся Блоку, как большому художнику, вполне конкретно, в смене исторических и «реальных» поколений. «Итальянские стихи», таким образом, появляются как бы в черной раме личных потерь и на мрачном фоне общественной реакции. Эти обстоятельства следует учитывать не в «извинение» Блока — художника трагической темы, но скорее для того, чтобы в должной мере оценить патетическую мощь утверждения исторической перспективы в самом цикле. О них надо помнить в особенности для верной оценки высказываний Блока, связанных с возникновением «Итальянских стихов». Блок как бы убегал в Италию от мрачных восприятий российской...
    5. Крушение гуманизма
    Входимость: 33. Размер: 45кб.
    Часть текста: считается стилем, соответствующим периодам искусства, клонящегося к старости. Чьи имена связаны в нашем сознании с понятием «гуманизма»? – Прежде всего имена Петрарки, Боккачио, Пико де ла Мирандола; вслед за ними – имена Эразма, Рейхлина, Гуттена. Позже и менее резко возникают в нашем сознании имена французских и английских гуманистов: Монтеня или Томаса Мора; во Франции и Англии движение гуманизма не было самостоятельным. Имена великих гуманистов возникают в нашем сознании как бы в сопровождении музыкального аккомпанемента. Мы сознаем, что все эти люди – художники, артисты, хотя многие из них не были художниками и артистами по ремеслу. Каждая из этих громадных фигур представляется нам символом и может быть представлена художником символически. Под картиной, изображающей сцены итальянского Ренессанса, мы прочтем без удивления имя Боккачио. Нас не удивит, если в заглавии поэмы, посвященной изображению германской Реформации, мы увидим одно короткое имя: Ульрих фон Гуттен. До такой степени певучи, проникнуты духом музыки – самые имена этих людей. 2 Движение, исходной точкой и конечной целью которого была человеческая личность, могло расти и развиваться до тех пор, пока личность была главным двигателем европейской культуры. Мы знаем, что первые гуманисты, создатели независимой науки, светской философии, литературы, искусства и школы, относились с открытым презрением к грубой и невежественной толпе. Можно хулить их за это с точки зрения христианской этики, но они были и в этом верны духу музыки, так как массы в те времена не были движущей культурной силой, их голос в оркестре мировой истории не был преобладающим. Естественно, однако, что, когда на арене европейской истории появилась новая движущая сила – не личность, а масса, – наступил кризис гуманизма. Начало этого кризиса следует искать, по-видимому, в движении Реформации. Разразился же он накануне XIX века. В Великой Революции...
    6. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Шаги командора
    Входимость: 32. Размер: 61кб.
    Часть текста: не будет. "Мрачная фантазия, - усмехнулся Блок. - Приятно вспомнить, что закон сохранения вещества против нее". Не в пример Горькому, он ни в грош не ставит безграничные возможности "чистой мысли": "Если б мы могли совершенно перестать думать хоть на десять лет. Погасить этот обманчивый, болотный огонек, влекущий нас все глубже в ночь мира, и прислушаться к мировой гармонии сердцем... Остановить бы движение, пусть прекратится время..." На следующий день Горький записал этот разговор, а несколько лет спустя дополнил запись впечатлениями о самом Блоке, о его личности. Короткий рассказ Горького замечателен. Может быть, это самое глубокое из всего, что сказано о Блоке его современниками. "Глаза Блока почти безумны. По блеску их, по дрожи его холодного, но измученного лица я видел, что он жадно хочет говорить, спрашивать. Растирая ногою солнечный узор на земле, он упрекнул меня: - Вы прячетесь. Прячете ваши мысли о духе, об истине. Зачем?.. Говорить с ним - трудно: мне кажется, что он презирает всех, кому чужд и непонятен его мир, а мне этот мир - непонятен". На скамейке в Летнем саду сошлись не...
    7. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
    Входимость: 28. Размер: 161кб.
    Часть текста: живет для него в театре в измерениях сценических (а не только литературных) — в мизансценах, ритмах, музыкально-голосовых и красочных звучаниях, в связях со зрительным залом. Драматургия Блока показывает, насколько органичны ему методы режиссерского мышления. Смысловая емкость и драматическая динамика его пьес существуют за счет возможности использования временных и пространственных объемов, лежащих за пределами литературы как таковой. Развитие драматических образов совершается средствами, заранее предусматривающими зрелищное воплощение, ремарки менее всего требуют сценической иллюстрации текста — обычно они содержат описание пантомимической игры, в бессловесности которой просвечивает нечто, словом невыразимое, но первостепенно важное для смысла пьесы. Театр дает Блоку возможность представить в формах сценически реализующей себя, зримо действующей структуры тот образ мира, который в его лирике поневоле возникает лишь в мгновенных постижениях. В театре многопланность бытия может быть раскрыта действенно, как противоречие и как синтез одновременно. Блок, несомненно, является одним из наиболее ярких представителей той «авторской режиссуры», которая возникает в драме XX в. в борьбе с однопланностью театра натуралистической традиции. Как драматург и критик Блок принадлежит к числу тех театральных деятелей, для которых искусство изображения человека,...
    8. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава десятая. "Двенадцать". Последние годы жизни (1918-1921)
    Входимость: 25. Размер: 122кб.
    Часть текста: заработка, что он отвык от литературной работы. Заметки в "Записной книжке": "Александрийский театр... "Бедность не порок"... Идти пешком-- скользко, холодно, темно, далеко (стар)... Трамваев нет" (4 января). "Весь день и вечер тоскую, злюсь, таюсь. Где-то, кажется, стреляли, а я не знаю. И не интересно" (5 января). Ему хочется писать; он задумывает драму о Христе. "Думы, думы и планы - столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус)". Но голодный и темный Петербург давит, не отпускает... С отчаянием он восклицает: "К черту бы все, к черту! Забыть, вспомнить другое" (5 января). Это беспокойство - предчувствие того "вихря вдохновения", который уже налетает на него из бездны революции. Поэт напряжен, как натянутая струна, он ждет. К. Чуковский рассказывает в воспоминаниях: "Как-то в начале января 1918 года Блок был у знакомых и в шумном споре защищал революцию октябрьских дней. Его друзья никогда не видели его таким возбужденным. Прежде спорил он спокойно, истово, а здесь жестикулировал и даже кричал. Вскоре он сказал между прочим: "А я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами"". В этих словах - зарождение художественной идеи "Двенадцати": "... Так идут державным шагом... Впереди-- Исус Христос". Наконец затишье перед бурей приходит к концу. Далеко, чуть слышно начинает звучать музыка; с каждым днем она усиливается. Сначала - это глухой гул; поэт еще не знает, откуда он и о чем говорит. В "Записной книжке" заметки: "Выпитость. На днях, лежа в темноте с открытыми глазами, слушал гул, гул;...
    9. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 3. Страница 2
    Входимость: 24. Размер: 49кб.
    Часть текста: и представляет собой попытку из элементов осеннего пейзажа, и шире — из разных граней «болотности», сконструировать новый, «болотно-водяной» образ Дамы как мистическое разрешение реальных противоречий человеческой личности и общих противоречий жизни: Осененная реющей влагой, Распустила Ты пряди волос. Хороводов Твоих по оврагу Золотое кольцо развилось Очарованный музыкой влаги, Не могу я не петь, не плясать, И не могут луга и овраги Под стопою Твоей не сгорать. («Пляски осенние», октябрь 1905) Надо сказать прямо, что этот образ «снимающей», «сжигающей» материальные земные отношения людей «Тишины» или «Радости» является мистико-лирической схемой новой Дамы; он противостоит блоковскому образу России — реальной страны, полной глубоких трагических противоречий. Эта схема имеет одновременно вполне определенное общественное содержание. Через все стихотворение проходит образ «хоровода». Андрей Белый под образ «хоровода» подкладывал идею религиозной общины, идею, восходящую ...
    10. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Натурализм и символизм
    Входимость: 23. Размер: 173кб.
    Часть текста: и Станиславского. Далеко не простые взаимодействия установились между символизмом и натурализмом. Практически непримиримые, враждебные друг другу, теоретически взаимоисключающие, они имели и общие точки соприкосновения. Позиции, с которых отрицался натурализм, были во многом подготовлены самим натурализмом. Типичные тенденции нового искусства, выразившиеся в стремлении резко расширить объем действительности, подлежащей изображению художника и в принципе иначе трактовать образ человека в этой действительности, были отражением общественных потребностей, на которые не мог ответить сам натурализм, перед лицом которых он обнаружил свою историческую исчерпанность. Оба эти течения — и натурализм, и символизм — резко антибуржуазны, но оба они несут на себе отпечаток общественного разочарования, проникшего в европейское искусство конца XIX в. В каждом из этих направлений на свой манер проявляется дух критики, вызова — в одном случае сопряженного с желанием сказать последнюю правду об этом несчастном мире, лишив его всех иллюзий, в другом — с потребностью выказать ему всю глубину презрения, решительное нежелание иметь с ним дело, разговаривать на его подлом языке, приспособленном для общения торгашей и обывателей. Почти близнецы, натуралисты и символисты, вместе с тем, и антиподы: одни видят перед собой пугающую, ненасытную и темную глубину Земли, другие — столь же страшную глубину Неба. Вместе же, их пессимизм охватывает всю...