Поиск по творчеству и критике
Cлово "INFERNO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Белый А. - Блоку А., 6 февраля 1912 г.
Входимость: 5. Размер: 4кб.
2. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава девятая
Входимость: 1. Размер: 47кб.
3. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 4
Входимость: 1. Размер: 63кб.
4. Блок А. А. - Белому Андрею, 26 мая 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
5. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Круговорот
Входимость: 1. Размер: 69кб.
6. Белый А. - Блоку А., 7-8 мая 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
7. Блок А. А. - матери, 15 июля 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
8. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Вочеловечение
Входимость: 1. Размер: 99кб.
9. Дневник 1913 года
Входимость: 1. Размер: 106кб.
10. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава восьмая. Драма "Роза и крест" (1912-1913)
Входимость: 1. Размер: 136кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Белый А. - Блоку А., 6 февраля 1912 г.
Входимость: 5. Размер: 4кб.
Часть текста: я читал Inferno, то я был глубоко потрясен своим, родным страданием. И была мне радость в том, что вот не один... И Стриндберг - то же. Разве от этого не легче. И будет все хуже и хуже. И Европа провалится: будет потоп. И чего же хорошего ждать. Ройте скорей катакомбы - стройте Ноев ковчег. Аминь. ----- Целую братски, бесконечно нежно любящий Боря Ася приветствует. Уезжаю в среду вечером 3 . Примечания 1 Ответ на п. 270. Помета Блока химическим карандашом: "в СПб. 6 февр. 1912 - ответ, в этот же день". Ответное письмо Блока нам неизвестно. 2 Речь идет о романе Стриндберга "Ад" ("Inferno", 1897; Блок знакомился с ним по изданию: Стриндберг А. Полн. собр. соч. Т. 2. Ад. М., "Современные проблемы", 1909; см.: Библиотека Блока, 2. С. 292); см. примеч. 3 к п. 270. В оккультных переживаниях и восприятиях автобиографического героя "Inferno" мир предстает как враждебная среда, как скопище тайных и невидимых сил зла, мучащих его и преследующих. В речи памяти Блока, произнесенной на 83-м открытом заседании Вольной Философской Ассоциации 28 августа 1921 г., Белый отмечал: "Александр Александрович субъективно...
2. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава девятая
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: класс (из Ганновера до Кельна), потому что на Фридрихштрассе сели в мое купе французские буржуа и австрийский лакей, и стали ругать Россию с таких невообразимо мещанских точек зрения, что я бы не мог возразить, если бы и лучше говорил по-французски..." Из Парижа Блок прислал матери целую коллекцию карточек с изображением химер Notre Dame. Париж ему сразу очень понравился - кажется, в первый и последний раз в его жизни. Вот что он пишет отсюда матери: "Мама, вчера еще утром я был на Unter den Linden, а вечером я стоял на мосту Гогенцоллернов над Рейном и был в Кельнском соборе, а сейчас пришел из Notre Dame, сижу в кафе на углу Rue de Rivoli против Hotel de Ville, пью citronnade {Лимонад (фр.). }; поезд мчался еще быстрее, чем в Германии, жара, вероятно, до 40R, воздух дрожит над полотном, ветер горячий, Париж совсем сизый и таинственный, но я не устал, а, напротив, чувствую страшное возбуждение. Париж мне нравится необыкновенно, он как-то уже и меньше, чем я думал, и оттого уютно в толпе... Страшно весело - вокруг гремят и кричат, я сижу почти на улице..." Следующее письмо уже из Аберврака (24 июля): "Мама, я...
3. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 4
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: датированное октябрем 1909 г. Здесь те же три пласта современной действительности как движущейся истории даны через использование мифологической сюжетной ситуации дантовской «Божественной комедии». В кругах мифологического дантовского Ада современный художник, поэт, встречает тоже современного человека, но несколько иного типа, чем врубелевский Демон. Это тип человека полностью опустошенного, «вампира», любовника, губящего свои жертвы безлюбой, односторонне чувственной любовью; старые блоковские темы опустошающей современной городской любви здесь опять-таки не случайно даются в такой «культурной» раме, которая должна обобщить современную тему именно как масштабную трагедию истории: Мне этот зал напомнил страшный мир, Где я бродил слепой, как в дикой сказке, И где застиг меня последний пир. Комментируя это стихотворение в первом издании трилогии лирики, Блок прибавил к культурно-исторической интерпретации современного демонизма еще имя Достоевского: «“Песнь Ада” есть попытка изобразить “инфернальность” (термин Достоевского), “вампиризм” нашего времени стилем “Inferno”…» (III, 502). Включая, таким образом, историю, как он ее понимает (а он ее понимает как «музыкальный напор», воплощающийся в...
4. Блок А. А. - Белому Андрею, 26 мая 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: не из-за Тебя, а из-за себя. Второе Твое письмо 4 я читал совсем один в квартире, получив его поздно вечером, - и даже мне, при всей моей "уравновешенности", было чуть-чуть не по себе. Итак, я почти молчу обо всем, что происходит с вами, молчу и для себя. На днях я остаюсь совсем один в Петербурге, буду продолжать работу, может быть, поеду куда-нибудь в июне, тогда напишу Тебе. При смерти Стриндберга присутствовали его сын (описанный в "Одиночестве") 5 , две дочери (старшая - от первого брака, замужем за Смирновым, русским, - профессором Гельсингфорсского университета; другая - актриса) и зятья; самые минуты смерти не видали, он умер во сне; кажется, за несколько часов до смерти, он всех позвал, сказал, что говорит в последний раз, просил хоронить без пастора на кладбище для бедных и положить в гроб на грудь крест и Библию, "так как только в этой книге есть некоторая правда". На похоронах, кроме тысячи рабочих и студентов, присутствовали представители правительства с министром-президентом. Путь на кладбище - обыкновенный путь многолетних утренних прогулок С<триндберг>а (тоже описан в "Одиночестве"). Пяст жил в Стокгольме около двух недель, но смерти не дождался. Передал С<триндберг>у цветы "от русских поэтов". Его, конечно, не видал (никого не пускали), но видел часть квартиры: светло, и стены выкрашены масляной краской 6 . ----- У меня мысли театральные, т. е. хочу вернуться к драме 7 . Отчасти потому опять я в недоумении от "Трудов и дней" 8 . Ужасно все "умно"! Чтобы проходить...
5. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Круговорот
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: Жизнь Александра Блока Круговорот ГЛАВА ВОСЬМАЯ КРУГОВОРОТ 1 Радостное волнение охватывает каждого, для кого история и искусство не тщетный звук, перед первой встречей с Италией. Ждешь чудес, обещанных легендами и преданиями, живописью, книгами, стихами и собственным воображением. По пути, в вагоне, было время еще раз подумать о том, что значила Италия для тех, кто лечил ею душу, - для Гете и Байрона, немецких романтиков и Стендаля, Гоголя и Александра Иванова. Вспомнилось, как французский скептик и русский провидец, не сговариваясь, сказали, в сущности, об одном и том же - один: "В Италии человек ближе к счастью, чем где-либо"; другой: "Целой верстой здесь человек ближе к божеству". Другое дело, что потом все оказалось не совсем так, а может быть, даже и совсем не так. Венский поезд пересекал границу между Филлахом и Тарвизио вечером. Потом медленно шел по длинной и узкой дамбе, соединяющей венецианский архипелаг с материком, - шел словно по тихой воде, тускло поблескивавшей с обеих сторон. Поселились в маленьком уютном отеле на берегу Лагуны, в двух шагах от Сан-Марко и Палаццо Дукале. Ранним утром Блока разбудил густой колокольный перезвон - сначала близко, потом все дальше вступали в концерт все новые колокола. Он быстро оделся и вышел. Лагуна скрывалась в жемчужно светящемся тумане. Где-то за его непроницаемой пеленой равномерно били в сигнальный колокол, - он звучал сам по себе, надтреснуто и тревожно. Постепенно туман редел, выглянуло бледное солнце - и проступил пейзаж, знакомый по множеству изображений: совершенно зеленая вода Адриатики, черные гондолы, бьющиеся о скользкие от ила причальные сваи, стройная башня и легкий палладианский купол на Сан-Джорджо. Начались хождения - вдвоем и в одиночку - по тысячелетнему городу с его ста восемнадцатью островами и ста шестьюдесятью каналами. Камень, вода и небо (похоже на Петербург), влажный воздух,...
6. Белый А. - Блоку А., 7-8 мая 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: Дорогой Саша! Спасибо за Твои четкие ответы 2 . Спешу уведомить, что мы будем в Петербурге 11-го к вечеру, а уедем, вероятно, 13-го (крайний срок). Поэтому думаю 12 утром 3 (не знаю приемных часов в "Сирине") быть в "Сирине", а 11-го вечером Тебя уведомить (может быть, Ты зайдешь к нам?) об адресе. Впрочем, если Ты занят, устал или нерасположен, ради Бога не стесняйся, а приходи, когда Ты имеешь расположение 4 . Остаюсь любящий Тебя Борис Бугаев P. S. Ася шлет Тебе привет. Примечания 1 Датируется на основании пометы Блока (химическим карандашом): "Получ. 10 мая". 2 Эти письма Блока нам не известны. 3 Над словами "12 утром" помета Блока (химическим карандашом): "воскресенье!" 4 Белый и А. Тургенева приехали в Петербург в указанный день, остановились в гостинице "Пале-Рояль"; отбыли в Гельсингфорс 14 мая. 11 мая Блок записал в дневнике: "Днем позвонил приехавший Боря (Андрей Белый), я позвал их с женой сегодня вечером, а завтра - обедать" (VII, 250). В тот же день Белый был в редакции издательства...
7. Блок А. А. - матери, 15 июля 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: и, несмотря на некоторые частные неудачи, был настоящий. Прежде всего Пяст прочел большую речь за черным столом перед рампой, густо заложенной папоротником. Все первое действие Люба не сходила со сцены и наконец по-настоящему понравилась мне как актриса: очень сильно играла. Действие происходит в церкви, Жанна (которую она играла) стоит среди церкви с ребенком на руках и произносит слова, полные страшных предчувствий (пьеса написана тогда же, когда «Inferno»); Люба говорила наконец своим, очень сильным и по звуку и по выражению голосом, который очень шел к языку Стриндберга. Впервые услышав этот язык со сцены, я поразился: простота доведена до размеров пугающих: жизнь души переведена на язык математических формул, а эти формулы, в свою очередь, написаны условными знаками, напоминающими зигзаги молний на очень черной туче; в те годы Стриндберг говорил исключительно языком молний; мир, окружавший его тогда, был, как грозовая июльская туча, — tabula rasa, [56] на которой молния его воли вычерчивала какие угодно зигзаги. Режиссер (Мейерхольд) и декораторы (с помощью режиссера), по-видимому, это если не поняли, то почувствовали, и потому — все восемь картин на сцене, не ярко освещенной, — задний фон — сине-черный...
8. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Вочеловечение
Входимость: 1. Размер: 99кб.
Часть текста: очень увлекает борьба и всякое укрепление мускулов, и эти интересы уже заняли определенное место в моей жизни; довольно неожиданно для меня (год назад я был от этого очень далек) - с этим связалось художественное творчество... Все это я сообщаю тебе, чтобы ты не испугалась моих неожиданных для тебя тенденций и чтобы ты знала, что я имею потребность расширить круг своей жизни, которая до сих пор была углублена (за счет должного расширения)". Усталость как рукой сняло. Снова, как в юные годы, целыми днями скитается он по петербургским окрестностям, с наслаждением катается с горы на санках. Регулярно посещает массажиста, тренирующего профессиональных борцов, и радуется, что не хуже его выжимает гирю. Он в самом деле был сильно увлечен вошедшей в моду французской борьбой, пропадал в цирках, и ему казалось, что "гениальный" голландский борец Ван-Риль вдохновляет его для поэмы гораздо больше, чем Вячеслав Иванов. Совершенная ("музыкальная") мускульная система человеческого тела связывалась в его сознании с замыслом поэмы (сюжет которой должен был развиваться по концентрическим кругам) и с упругой мускулатурой самого стихотворного ритма - "гневного ямба". Поэма, над которой Блок в это время увлеченно работает, - "Возмездие". Замысел ее возник под впечатлением смерти отца, первые...
9. Дневник 1913 года
Входимость: 1. Размер: 106кб.
Часть текста: — читал отрывки — мы с Мережковским объясняли. Я сказал, что в том виде, в каком пьеса существует, я ей недоволен. Советовал Ибсена, Стриндберга. Д. С. Мережковский рассказывал, что Орленев будет играть в Париже Павла. Теляковский — приятель Черткова и Трепова (и Шаляпина). Такие сочетания бывают в России. Тоже, пожалуй, только в России бывает, что Трепов в пору своего полицмейстерства прячет у себя бумаги Черткова и тщетно просит того взять их у него. Полный хаос: с одной стороны — тяготение к Горькому (через Шаляпина). Тут же вьется умная и красивая лисица — Головин. Разговоры о комитете и о «Песне Судьбы» оставлены пока до следующего раза. Дмитрия Сергеевича я проводил до Моховой с Россиевской площади — резкий ветер, холод. Пообедав, мы с Любой поехали в такси-оте к Аничковым. Собранье светских дур, надутых ничтожеств. Спиритический сеанс. Несчастный, тщедушный Ян Гузик, у которого все вечера расписаны, испускает из себя бедняжек — Шварценберга и Семена. Шварценберг — вчера был он — валяет столик и ширму и швыряет в круг шарманку с секретным заводом. Сидели трижды, на третий раз я чуть не уснул, без конца было. У Гузика болит голова, надуваются жилы на лбу, а все обращаются с ним как с лакеем, за сеанс платят четвертной билет. Первый раз сидел я, сцепившись мизинцем с жирной и сиплой светской старухой гренадерского роста, которая, рассказывала, как «барон в прошлый раз смешил всех, говоря печальным голосом: дух, зачем ты нас покинул?» Одна фраза — и ярко предстает вся сволочность этой жизни. Аничковы живут на Каменном острове, в даче Мордвиновых, при уюте — неуютно. Кулисы — клянченье авансов и пропуски всех сроков в уплате жалованья Ивойлову. Машина для записыванья разговора, для которой не могут найти переписчицы. Во время сеанса звонил Куприн, а Аничков ему ответил, что сеанса нет, —...
10. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава восьмая. Драма "Роза и крест" (1912-1913)
Входимость: 1. Размер: 136кб.
Часть текста: появляются в "Русской мысли" в 1917 году. Над второй и третьей главой поэт работает в последние дни своей жизни (июль 1921 года). "Неофит реализма", по выражению Городецкого, сразу почувствовал, что поэма ему не удалась, и надолго потерял веру в свои творческие силы. В дневнике он беспощадно судит свое "писательство". Первая запись 1912 года (2 января) начинается словами: "Господи, благослови!" "Когда люди долго пребывают в одиночестве, например, имеют дело только с тем, что недоступно пониманию "толпы", как "декаденты" 90-х годов, тогда - потом, выходя в жизнь, они оказываются беспомощными и часто падают ниже самой "толпы". Так было со многими из нас... Для того, чтобы не упасть низко... для этого надо иметь большие нравственные силы, известную "культурную избранность", ибо нравственные фонды-- наследственны... Пишу я вяло и мутно, как только что родившийся. Чем больше привык к "красивостям", тем нескладнее выходят размышления о живом, о том, что во времени и пространстве. Пока не найдешь действительной связи между временным и...