Поиск по творчеству и критике
Cлово "1987"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Базанов В. В.: Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября
Входимость: 7. Размер: 44кб.
2. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 5. Размер: 86кб.
3. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 5. Размер: 63кб.
4. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 2. Размер: 93кб.
5. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава четырнадцатая
Входимость: 2. Размер: 25кб.
6. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 2. Размер: 68кб.
7. Одесский М.: "Славянский" контекст стихотворений Блока ("На поле Куликовом")
Входимость: 1. Размер: 36кб.
8. Фокин П.: Блок без глянца (ознакомительный фрагмент). Декламатор
Входимость: 1. Размер: 9кб.
9. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 5
Входимость: 1. Размер: 11кб.
10. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 1. Размер: 51кб.
11. Аникин А. Е.: "Незнакомка" А. Блока и "Баллада" И. Анненского
Входимость: 1. Размер: 14кб.
12. Белый А. - Блоку А., 29 апреля 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
13. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава первая
Входимость: 1. Размер: 19кб.
14. Левинтон Г.: Мелочи из запаса моей памяти (Ф. Сологуб, А. Блок, Б. Пастернак)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
15. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава пятнадцатая
Входимость: 1. Размер: 29кб.
16. Авраменко А. П.: Блок А. А. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
Входимость: 1. Размер: 34кб.
17. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. В московских кружках
Входимость: 1. Размер: 16кб.
18. Бекетова М. А.: О шахматовской библиотеке
Входимость: 1. Размер: 15кб.
19. Белый А. - Блоку А., 21 (?) августа 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
20. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава одиннадцатая
Входимость: 1. Размер: 36кб.
21. Белый А. - Блоку А., 18 или 19 декабря 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
22. Павлович Надежда: Из "Воспоминаний об Александре Блоке и Николае Гумилёве"
Входимость: 1. Размер: 20кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Базанов В. В.: Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября
Входимость: 7. Размер: 44кб.
Часть текста: рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца — Русь! И на дне твоих подвалов сгину, Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! 1 Придавая стихотворению обобщенно-символический характер, поэт просто посвятил его «памяти А. Блока и Н. Гумилёва», вовсе не пытаясь хоть в какой-то мере передать здесь свое личностное отношение к столь внезапно ушедшим в беспредельность вечности поэтам, не слишком частые в прошлом, но весьма подчас насыщенные различными событиями встречи Волошина с которыми оставили — при всей их краткости — достаточно заметный след не только в его биографии (хорошо известна и не раз уже освещалась исследователями история состоявшейся в ноябре 1909 г. дуэли Гумилёва с Волошиным, после которой поэты практически не общались вплоть до июня 1921 г., когда произошла их новая встреча и примирение), 2 но и в известной мере в его творчестве: еще в начале 1903 г. познакомившись с Блоком, Волошин в дальнейшем лишь изредка встречался с ним, но неизменно сохранял живой интерес к его произведениям, не раз обращался к ним в своих литературно-критических работах, а после Октября опубликовал в харьковском журнале «Камена» (1919, № 2) большую статью...
2. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 5. Размер: 86кб.
Часть текста: значимость приобретают проанализированные в классической на сегодняшний день работе Д. Е. Максимова [Максимов 1981а: 6-151] мифологемы «судьбы» и «пути», которые в этой новой ситуации довольно отчетливо начинают соотноситься Блоком с проблематикой «общественности». Движение в сторону «общественности» инспирирует критику «интеллигенции» и апологетику «народа», который связывается поэтом с идеей «судьбы». Так, в статье 1906 года «Поэзия заговоров и заклинаний», характеризуя магические практики народной культуры, Блок вводит различие между «судьбой», под знаком которой протекает «народная жизнь», и «случаем», покорившим творческую жизнь интеллигенции: В первобытной душе – польза и красота занимают одинаково почетные места. Они находятся в единстве и согласии между собою; союз их определим словами: прекрасное – полезно, полезное – прекрасно. Это и есть тот единственный истинный союз, который запрещает творить кумиры и который распался в сознании интеллигентного большинства, так что, по слову Вл. Соловьева,...
3. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 5. Размер: 63кб.
Часть текста: дружбы Клюева с Сергеем Есениным, подпавшим в ту пору под сильное влияние «старшого брата». Именно теперь, в 1915-1916 годах, новокрестьянское направление в русской литературе принимает отчетливо зримые формы. В Петрограде возникают группы «Краса» и «Страда», где поэты «из народа» (прежде всего Есенин и Клюев) объединяются с «городскими» писателями (Городецкий, Ремизов и другие). Обе группы существовали недолго: сменившая «Красу» «Страда» распалась уже весной 1916 года. 21 октября 1915 года Клюев и Есенин вместе навещают Блока, проводят у него несколько часов (ЗК, 269). В записи от 25 октября 1915 года упомянут вечер в Тенишевском училище, на котором выступали Клюев, Есенин, Городецкий, Ремизов и другие (ЗК, 271). На вечере присутствовал и Блок. В начале февраля 1916 года в Петрограде в издательстве М. В. Аверьянова был выпущен четвертый сборник Клюева – «Мирские думы». На экземпляре книги, подаренном Блоку (книга была получена Блоком 8 февраля, о чем свидетельствует собственноручно сделанная им помета [163]), Клюев написал: «Сладчайшему Брату Александру Блоку автор». Далее следовал ряд «народных речений» (сочиненных, по-видимому, самим Клюевым): Думушка Мирская ...
4. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 2. Размер: 93кб.
Часть текста: "Отрывок случайный" «Отрывок случайный» Дальше – еще не припомню – и дальше как будто оборвано. «Нет, не мигрень, – но подай карандашик ментоловый» Что ж пророчит странная песня? «Роза и Крест» Ты зовешь или пророчишь? «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» Открой мои книги: там сказано всё, что свершится. «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки» Осенью 1913 года Александр Блок работал над поэтическим циклом «О чем поет ветер», который был завершен в памятном августе 1914-го и опубликован с посвящением Л. Д. Блок в марте 1915-го в «Русской мысли». Той же весной 1915 года поэт готовил новое собрание своих стихотворений для издательства «Мусагет». В этом поэтическом трехтомнике, вышедшем в 1916 году, недавно написанный цикл стал финалом третьего тома, а заключительное стихотворение «Ветра», «Было то в темных Карпатах» – последним стихотворением «трилогии вочеловечения», своего рода итогом, «последним» или почти «последним словом» Блока: как в «Русской мысли», так и в третьем томе второго «мусагетовского» собрания «Карпаты» печатались с откровенно полемическим четверостишием, впоследствии исключенным поэтом. Первоначальная редакция текста выглядит следующим образом: Было то в темных Карпатах,Было в Богемии дальней…Впрочем, прости… мне немногоЖутко и холодно стало;Это – я помню неясно,Это – отрывок случайный,Это – из жизни...
5. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава четырнадцатая
Входимость: 2. Размер: 25кб.
Часть текста: но благодаря условиям типографского дела ее удалось напечатать только в 1921 году. Та же статья, дополненная семью документами и подготовленная к печати еще при жизни Ал. Ал., вышла отдельной книгой в издательстве "Алконост" под названием "Последние дни императорской власти" уже после смерти поэта. Переворот 25 октября, крах Учредительного Собрания и Брестский мир Ал. Ал. встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции. Ему казалось, что старый мир действительно рушится, и на смену ему должно явиться нечто новое и прекрасное. Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству. Этот подъем духа, это радостное напряжение достигло высшей точки в то время, когда писалась знаменитая поэма "Двенадцать" (январь 1918 г.) и "Скифы". Поэма создалась одним порывом вдохновения, сила которого...
6. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 2. Размер: 68кб.
Часть текста: в своем дневнике: Для того, чтобы не упасть низко (что, может быть, было и невозможно, ибо никаких личных человеческих сил не хватило бы для борьбы с бурей русской жизни следующих лет), или – хоть иметь надежду подняться, оправиться, отдохнуть и идти к людям, разумея под ними уже не только «толпу»… – для этого надо было иметь большие нравственные силы, т. е. известную культурную избранность, ибо нравственные фонды наследственны. В наши дни все еще длится – и еще не закончен – этот нравственный отбор; вот почему, между прочим, так сильно еще озлобление, так аккуратно отмеривается и отвешивается количество арийской и семитической крови, так возбуждены национальные чувства; потому не устарели еще и «сословные» счеты, ибо бывшие сословия – культурные ценности, и очень важно, какою культурною струей питался каждый из нас (интересно, когда касается тех, кто еще имеет «надежды», т. е. не «выродился», не разложился, не все ему «трын-трава») [Блок 7, 117-118]. Приведенный фрагмент тесно связан как с актуальными событиями русской жизни (разворачивающееся дело Бейлиса, поставившее в центр общественной дискуссии роковые...
7. Одесский М.: "Славянский" контекст стихотворений Блока ("На поле Куликовом")
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: БЛОКА («На поле Куликовом») (*) История изучения стихотворного цикла А. А. Блока несколько парадоксальна. С одной стороны, критики и исследователи единодушны в том, что цикл — лирический шедевр поэта, содержащий общественное «послание», с другой стороны — они на редкость разноречивы и неопределенны в толковании этого послания. Как считают некоторые исследователи, «послание» автора оказывается адресованным не к современности, а в будущее, оно обрело статус пророчества: «В дни создания “На поле Куликовом” ясновидцу Блоку было открыто будущее. В “непробудной тишине” реакции 1908 года он различал гул событий…» 1 ; «<…> фуга “На поле Куликовом” <…> полна мрачных, зловещих предчувствий грядущих катастроф…» 2 . Правомерность подобного подхода может быть подтверждена словами самого поэта, который позднее, в 1912 г., снабдил текст ставшим впоследствии знаменитым примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди» 3 . Однако, что допустимо для творца — не обязательно допустимо для филолога. А герменевтический аппарат, созданный на базе категорий «ясновидец», «будущее», «предчувствия грядущих катастроф», хотя и не лишен познавательных потенций, но явно выходит за рамки филологии. Более уместен и продуктивен столь же традиционный подход, при котором «послание» цикла «На поле Куликовом» связывается с размышлениями Блока о трагическом для русской истории противостоянии народа и интеллигенции. Это исследовательское...
8. Фокин П.: Блок без глянца (ознакомительный фрагмент). Декламатор
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: (ознакомительный фрагмент) Декламатор Декламатор Феликс Адамович Кублицкий-Пиоттух (1884–1970), двоюродный брат А. А. Блока, сын его тетки Софьи Андреевны: Саша с детских лет увлекался декламацией. Он нисколько не стеснялся посторонних и никогда не заставлял себя упрашивать. С удовольствием декламировал шекспировские монологи Отелло, Гамлета, Юлия Цезаря, читал Апухтина («Сумасшедший»), даже в том случае, если среди присутствовавших некоторые находили это «несколько смешным». Владимир Пяст: Мало кто помнит теперь (да и я этого времени сам «не застал»), что известности Блока (в передовых артистических кругах) как поэта предшествовала его известность как декламатора. Не раз мне рассказывали, и разные люди, что вот в гостиной появляется молодой красивый студент (в сюртуке непременно, «тужурок» он не носил). «Саша Блок» – передавали друг другу имя пришедшего в отдаленных углах. «Он будет говорить стихи». И если Блока об этом просили, он декламировал с охотой. Коронными его вещами были «Сумасшедший» Апухтина или менее известное одноименное стихотворение Полонского. Софья Николаевна Тутолмина (урожденная Качалова, 1880–1987), двоюродная сестра А. А. Блока по отцовской линии: В одну из суббот Саша выступал у нас как декламатор – прочел «Сумасшедшего» Апухтина, и с таким мастерством, что мы все были поражены. Ножки ее целовал, Бледные ножки, худые, – эти слова он произносил почти со слезами: губы у него дрожали при...
9. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 5
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: Предисловие к сборнику написал В. Я. Брюсов На экземпляре, посланном Блоку Клюев сделал надпись: «Александру Александровичу Блоку в знак любви и чаяния радости – братства. Андома. Ноябрь. 1911 г.» [89]. Как и в своем письме, Клюев делает здесь основное ударение на слове «братство» – призывает Блока к слиянию с народной (религиозно-сектантской) Россией; впрочем, слова о «чаянии радости» напоминают скорее о «чуде» преображения жизни, столь пленившем Клюева в «Нечаянной Радости». Сборник включал в себя ряд программных для молодого Клюева стихотворений, большую часть которых Блок хорошо знал: он был, собственно, их первым читателем. Другие, например, стихотворение «Пахарь», проникнутое презрением, почти ненавистью к «интеллигенции», Блок видел, скорее всего, впервые, ибо написал против четвертой строфы («Вы обошли моря и сушу, / К созвездьям взмыли корабли, / И лишь меня, мирскую душу, / Как жалкий сор, пренебрегли») два слова, бесспорно относящихся к «крестьянскому» автору: «Очень озлоблен». Иные пометы, оставленные Блоком в...
10. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: прозвучала впоследствии в его "Песне Судьбы". Уход Германа от личного счастья, от тихой пристани - вот отголосок тех настроений: "Я понял, что мы одни на блаженном острове, отделенные от всего мира. Разве можно жить так одиноко и счастливо?.." и дальше: "Господи. Так не могу больше. Мне слишком хорошо в моем тихом белом доме. Дай мне силу проститься с ним и увидать, какова жизнь на свете"... И позднее в набросках и планах поэмы "Возмездие". "Все разрастающиеся события были для него только образами развертывающегося хаоса. Скоро волнение его нашло себе русло: он попал в общество людей, у которых не сходили с языка слова "революция", "мятеж", "анархия", "безумие". Здесь были красивые женщины "с вечно смятой розой на груди" - с приподнятой головой и приоткрытыми губами. Вино лилось рекой. Каждый "безумствовал", каждый хотел разрушить семью, домашний очаг - свой вместе с чужим". В таком настроении был поэт, когда он ушел из дома и из-под крыла матери и вместе с женой переселился на отдельную квартиру. Это случилось осенью 1906 года. Квартира - "демократическая" найдена была на Лахтинской улице, в четвертом этаже. В трех небольших комнатах Блоки устроились уютно. Вещей у них было немного, средства были крайне скудные, но вся атмосфера их жилья дышала обычной милой своеобразностью. Целый ряд стихов II тома вызван впечатлениями этого "демократического" обихода: "На чердаке", "Окна во двор", "Хожу, брожу понурый", "Я в четырех стенах" и т. д. В первую половину той же зимы написана и пьеса "Незнакомка", навеянная скитаниями по глухим ...