Поиск по творчеству и критике
Cлово "PRO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Белый А. - Блоку А., 1/14 мая 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
2. Белый А. - Блоку А., 28 или 29 сентября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
3. Белый А. - Блоку А., конец октября 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
4. Блок А. А. - Белому Андрею, 18 июня / 1 июля 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 42кб.
5. Емельянов Ю. Н.: Поэт Александр Блок и Чрезвычайная следственная комиссия 1917 г.
Входимость: 1. Размер: 67кб.
6. Паперный В. М.: Блок и Ницше
Входимость: 1. Размер: 79кб.
7. Чулков Г. И.: Красный призрак
Входимость: 1. Размер: 26кб.
8. Белый А. - Блоку А., 5 января 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
9. Белый А. - Блоку А., 27 января 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
10. Белый А. - Блоку А., 10 июня 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Белый А. - Блоку А., 1/14 мая 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: - БЛОКУ <1/14 мая 1912. Брюссель> 1 Милый, бесконечно дорогой друг! Давно уже мысленно говорю я с Тобою. Оттого-то я не писал. Не хотелось писать наскоро, путать внутреннее со слепым и случайным. Да и кроме того: мы с Асей переживали "события странные". О них не так-то легко написать. Пусть письмо это останется между нами: тогда опишу Тебе нашу брюссельскую эпопею - развязка которой произошла в Кельне. Но прежде, чем подступить к этой эпопее, скажу Тебе о Рудольфе Штейнере, что он есть, каким является в книгах, каково отношение у нас сложилось к нему в Москве, ибо Штейнер - герой эпопеи нашей. Если взять списочек книг, выпускаемых теософическим обществом, где наряду с перлами вроде "Свет на пути", "Багавад-Гитой" 2 , популярными, иногда интересными, но невысокого полета книжечками Безант и Ледбитера, ученым-филологом теософом Мидом и пр., попадаются и книжки Р. Штейнера (на русском языке имеются "Путь к посвящению" {Ася говорит, что из "Пути к посвящению" все-таки кое-что при умении подступить выловить можно. (Примечание Белого.)} и "Феософия" - обе...
2. Белый А. - Блоку А., 28 или 29 сентября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: отсутствию из Москвы. Ввиду экономии времени пишу Тебе только деловое письмо о предполагаемых нами хрониках; все же личное, интимное, даже все мотивирующее мою просьбу к Тебе, я откладываю до письма из деревни. Здесь, в городе, все слова сухи, все часы разобраны. ----- Мысль о хрониках у меня возникла в Африке. В Каире узнал о Вашем плане "Дневник Поэтов" 4 . Ввиду молчания Вячеслава, Твоего отсутствия из России, а также ввиду необходимости сейчас же приступить к организации, я взял на себя инициативу того, что сейчас сложилось в "Труды и дни" (подраз<умеваю> наши). Начну с формы: Труды и дни Мусагета (выходят 6--7 раз в году с подпиской), No - 4 печатных листа (40 000 букв). 1 отдел Логос, Орфей, Мусагет 5 в сжатых, лаконических, застегнутых статьях (в этом смысле аполлиничных) платформируют свое отношение к арийской культуре, символизму и друг к другу. 1) К культуре (что есть культура для совр<еменной> философии, искусства, мистики), 2) Что есть символизм. В чем вяжущее единство нашей будто бы разноголосой, а на самом деле кровно спаянной триады - Логос (философия), Мусагет (символизм), Орфей (мистика). Форма статей - сухие, неразведенные водой духи; размер от 7 до 10, 12 страниц формата "Весов"; заглавия - какое угодно, содержание: Культура и символизм, К<ульту>ра и философия, К<ультура> и...
3. Белый А. - Блоку А., конец октября 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: и трудного, хотя и радостного 5 , то Ты поймешь, что моя немота от перегруженности важным; работаю я, как последний чернорабочий; а знаешь, как-то неловко говорить (да еще в письме - все письма суть печальная необходимость), не отмыв лица и рук от рабочей пыли. Кроме того, эмпирически я смертельно устал, зол и сух, и не хотелось бы, чтобы тень чисто физической усталости, внешней сухости и злости пала на мое письмо к Тебе. Итак, вот почему я молчу. Дорогой, старинный друг, бывший не раз и моим врагом (верю - это уже сожжено раз навсегда), да, я Тебе верю; принимаю всяким. Все личное между нами, психологически затруднявшее меня, сгорело бесследно: могу относиться к Тебе спокойно. И в этом спокойствии нахожу в себе мою любовь к Тебе: кто бы Ты ни был, принимаю; если Ты хочешь гибели себе, или вообще гибель преобладает в Твоей душе, я могу нежно жалеть, что душа Твоя еще в "Пепле"; но умалит ли погибельность Твоих переживаний любовь мою к Тебе? Если Ты вообще хочешь гибели всем, если Ты активно от погибельного и деятельность Твоя сеет смерть, то я объективно бы это почувствовал, и не написал бы Тебе письма. Более того: Ты не писал бы того, что Ты пишешь, ибо Твою статью в "Аполлоне" я понимаю и принимаю до конца, до дна. Ты пишешь мне, что "Балаганчик" и "Незнакомка" - Твои: не сомневаюсь. Но в эпоху появления этих драм мне казалось, прости меня, если я ошибался, что ужасное подразумеваемое содержание Ты преподнес нам всем с каким-то тайным злорадством: "На-те", "съешьте". Этот аккомпанемент, быть может, послышался мне потому, что между нами стояла стена взаимных подозрений; все, что Ты писал, воспринимал я сквозь туман болезненных отношений между нами. И потому не стою на своем; не в факте существования "Балаганчика" и "Незнакомки" суть дела, а в отношении...
4. Блок А. А. - Белому Андрею, 18 июня / 1 июля 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: скорее "психологический вопросник", потому что вызваны всем предыдущим и не априорны. Потому мне и хотелось бы ответить Вам на них, как на психологические, "подумав", а не "придумав". Молчать необходимо, когда "придумыванья" больше не нужны и когда они в лучшем случае представляют игру, хотя бы и безгрешную. Прежде я думал о Ней чаще, чем теперь. Теперь все меньше и все безрезультатнее. Два преобладающие настроения (может быть и у Вас, как у меня?) - мистическое и скептическое (равнодушное) - первое "просит" не отравлять его мыслью (просит, как только может просить "бирюзовая вечность" 2 своего раба, скорее - приказывает), - а второе или обязывает мысль к молчанию, или направляет ее к тому, чтобы она "знала свое место". Потому мыслить в этом направлении (о Ней) мне представляется наименее доступным способом проникновения. Скептицизм (принадлежность рассудка) лежит камнем на дороге и объехать его нельзя. Потому непророкам приходится разбавить вино мистицизма его (скептиц<изма>) водой. Если бы этого не было, то вероятно доступнее было бы и мышление о Ней, оно имело бы притягательную силу, собирало бы под свои знамена больше, чем теперь. Теперь же "мистический разум" только зарождается, по-видимому. А потому наличность известного "опыта" отрешает от многих прежних попыток и замыкает, суживает круг. Без суживанья невозможно "прожить", нужно по крайней мере углубляться, если нельзя идти вширь. Непременный удел зовущих на ...
5. Емельянов Ю. Н.: Поэт Александр Блок и Чрезвычайная следственная комиссия 1917 г.
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Часть текста: свидетельствам того времени, более внимательно вчитываемся в них, более объективно смотрим на лица тех, кто был творцом или свидетелем этих событий. Выявление новых материалов дает возможность по новому взглянуть на старые, что, в свою очередь формирует более трезвое, не предвзятое мнение. Потребовались годы страданий и лишений, чтобы осознать это. Большое значение в этой связи имеют публикации 20-х годов, появившиеся на страницах эмигрантского издания «Архив русской революции» (далее – АРР). С 1921 по 1937 г. в Берлине вышло 22 тома[1]. В 1991 – 1993 гг. был осуществлен репринтный выпуск всех томов в России. Издателем АРР был Гессен Иосиф Владимирович (1866 – 1943), известный юрист, член ЦК партии кадетов, член второй Государственной думы. В 1919 г. он эмигрировал в Германию, где основал и возглавил в Берлине издательство «Слово»; совместно с В. Д. Набоковым (отцом известного писателя), редактировал газету «Руль». Гессен был автором воспоминаний «В двух веках», вошедшие в состав АРР (т. XXII) и «Годы изгнания: Жизненный отчет» (Париж. 1979). На страницах сборников отложился огромный живой материал. Каждый том АРР преподносил читателям очередную сенсационную изюминку. Так, первый его выпуск открывался большой статьей В. Д. Набокова о деятельности Временного правительства. Вскоре, внимание читателей, как в...
6. Паперный В. М.: Блок и Ницше
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Часть текста: русскую культуру с философией Ницше вошло, прежде всего, представление о том, что выдающийся индивид сам творит «мир», а не является проводником «вечных истин», воплощенных в истории или данных Богом. Для той части русского культурного общества, которая воспринимала необходимое обновление «мира» как «революцию духа», философия Ницше оказалась источником важнейших духовных мотивов 2 . Блок отчетливо осознавал причастность Ницше глубинным изменениям, характеризовавшим культуру начала XX в. 3 , однако его собственное отношение к Ницше было достаточно сложным. Прежде всего, следует указать на отсутствие непосредственной связи с идеями Ницше на ранних этапах творчества Блока. В отличие, например, от А. Белого, «ницшеанство» не играло никакой роли в формировании поэтического сознания Блока. Идеи Ницше входят в творчество Блока только с 1906 г. 4 , т. е. тогда, когда уже прошел период «расцвета» русского «ницшеанства» (1901–1904 гг.)....
7. Чулков Г. И.: Красный призрак
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: факты и события в духовной жизни России. Вот об этих последних мне хочется сказать несколько слов на страницах моего дневника по поводу книги Вячеслава Иванова "Родное и Вселенское" и статьи поэта Блока "Интеллигенция и Революция", напечатанной на столбцах одной "интернациональной" газеты 2 . Прошу извинить меня за вольность формы моего дневника, за то, что я попутно поделюсь с читателями некоторыми воспоминаниями. I Четырнадцать лет тому назад, вернувшись из дальних странствий 3 , попал я в тогдашний Петербург, и первый человек, с которым мне пришлось там встретиться, был Д. С. Мережковский. Помню я тот вечер в доме Д. С. Мережковского, когда я, полный еще впечатлений от встреч с такими людьми, как покойный шлиссельбуржец Мартынов, каторжанин Ионов, Шебалин, и с иными тогда еще молодыми революционерами 4 , которые ныне кажутся ветеранами революции, очутился в обществе тех, кого молва называла декадентами. Помню я, как подошел ко мне один уже не юный поэт, с злою улыбкою и добрыми глазами, и, намекая на появившуюся тогда мою статью "Светлеют дали", сказал насмешливо: "А по-моему, они темнеют" 5 . Это был самый последовательный и подлинный, самый умный и тонкий декадент, чья благоуханная лирика и загадочно-значительные повествования имеют непреходящее значение. О чем же говорили тогда в этом кружке декадентов? О революции. Декадентство и революция! "Да ведь это все та же тема, только с другого конца", - думал я, вспоминая вещие слова Достоевского о "русских мальчиках" - о Боге и социализме 6 . Да ведь это все тот же бунт во имя утверждения личности, ее независимости, ее свободы: тут социальное входит в соприкосновение с индивидуальным. Н. К. Михайловский не...
8. Белый А. - Блоку А., 5 января 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: связан. Но во всяком случае, если механизм заведен, приеду. Будь так любезен, сообщи организаторам, чтобы я был своевременно уведомлен о дне лекции. Если лекция состоится, сообщи им, что я привык читать стоя, а не сидя (в каждой аудитории имеется если не кафедра, то приспособление, напоминающее аналой, для чтения стоя). Я был бы обязан устроителям, если бы они учли это обстоятельство. В случае, если лекция состоится, я прошу меня уведомить о дне, часе и АДРЕСЕ помещения, ибо могу приехать в Петербург только 15-го утром. Если лекция состоится в этот день, я, вероятно, поспею только на лекцию и оттого-то час и адрес помещения мне необходимо знать. Хотелось бы (между нами говоря), чтобы лекция не состоялась. Что сказать pro domo sua? Кажется, нечего. Да вот: ужасно весело было устраивать ёлку, опутывать ее путаницей. Что Вячеслав, что петербуржцы? Ни о ком ничего не знаю. Да: Иаслендер 2 говорит, что Кузмин дружит с Анной Рудольфовной Минсловой - этой "дойной коровой" с мокрым носом 3 . C'est épatant! {Это...
9. Белый А. - Блоку А., 27 января 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: а только о преодолении одного начала другим. В искусстве, стремясь к такому преодолению, мы тем самым повышаем темп напряженности между этими двумя началами, резче их контрастируем (контраст необходим там, где нужно выдвинуть одно в ущерб другому); отсюда "старый бой разгорается" 2 с особой силой; отсюда иллюзия равноценности борющихся начал, из которых оба потусторонни (обстоятельство, не предвиденное никакой философией), отчего эта иллюзия получает свою якобы законную санкцию на существование. Но это - фантасмагория. Природа, отражая оба начала, - все еще в самом интимном своем Божья, т. е. святая, а извне очернена, затенена (нам, живущим поверхностью, она должна являться особенно черной, как скоро впервые повязка спадает с глаз). До Христа не было средств глубоко окунуться в интимное мира, чтобы увидеть во всем Это извне Затененное, Божье. Христос помог нам, дал средства к преодолению. Началось медленное искупление. Мировое очищение, продолжаясь, отражается в искусстве именно не путем соединения добра и зла, а путем прохождения от внешности к центру сквозь строй зла. Но синтез существует в искусстве; это особого рода синтез. Тут мы касаемся зерна моего эзотеризма. Если позволите мне, я в следующем письме коснусь подробнее этого соединения. Здесь же ...
10. Белый А. - Блоку А., 10 июня 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: Александрович, Только сейчас собрался Вам писать. До 23-го меня терзали экзамены. 29-го скончался мой отец 1 . Помимо волнения, которым охватило меня это событие, тысяча мелочных дел обрушилась на меня. Наконец, усталость. Только теперь оправился. Могу писать. И прежде всего пишу Вам об одном пункте, который важен для меня. Вот мы пишем друг другу о Ней, о Лучезарной Подруге, и между нами такой тон, как будто мы уже знаем то, что касается ее, знаем, кто Она, откуда говорим о Ней, а между тем этого не было: мы никогда не глядели прямо друг другу в глаза тут. Метод символов хорош: он лучше всего. То, что логически неопределимо, определится психологически. На этом основании больше всего люблю я речь образную. Это - наиболее короткий путь в глубину. Но часто бывает важно, чтобы и поверхность дала зеркальное изображение глубины: важно, чтобы логически мы шли тем же путем, каким шли интуитивно. Вот почему обращаюсь к Вам с вопросом прямым и без всякой задней мысли: определите, что вы мыслите о Ней. Мне это очень, очень важно - важнее, чем Вы думаете. Я знаю, такое приглашение, приглашение с вершин в низину, заставит Вас, быть может, содрогнуться брезгливо, но войдите в мое положение: сознавая бесполезность синтеза и всяких мостов - я желаю строить мост для очистки совести. Веря больше всего знанию, я хочу и со-знания, т. е. знания чего-либо в связи с чем-либо. Я желаю проверить...