Поиск по творчеству и критике
Cлово "1975"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Паперный В. М.: Блок и Ницше
Входимость: 7. Размер: 79кб.
2. Пустыгина Н.: "Тургеневские истоки" концепции творчества А. А. Блока
Входимость: 6. Размер: 35кб.
3. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 2. Размер: 73кб.
4. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 2. Размер: 158кб.
5. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Башня
Входимость: 1. Размер: 35кб.
6. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 3
Входимость: 1. Размер: 39кб.
7. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 2
Входимость: 1. Размер: 26кб.
8. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
9. Минц З. Г.: Александр Блок (История русской литературы в 4 томах, 1983)
Входимость: 1. Размер: 85кб.
10. Бекетова М. А.: О шахматовской библиотеке
Входимость: 1. Размер: 15кб.
11. Безродный М. В.: Из комментария к драме Блока "Незнакомка"
Входимость: 1. Размер: 41кб.
12. Авраменко А. П.: Блок А. А. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
Входимость: 1. Размер: 34кб.
13. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 1. Размер: 76кб.
14. Блок А. А. - Белому Андрею, 3 января 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
15. Блок А. А. - Белому Андрею, первая половина декабря 1905 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
16. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава пятая. 1905 год. Ночная фиалка
Входимость: 1. Размер: 52кб.
17. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава первая
Входимость: 1. Размер: 19кб.
18. Блок А. А. - Ясинскому И. И., 6 декабря 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
19. Белый А. - Блоку А., 25 февраля/10 марта 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
20. Из письма Ариадны Александровны Блок А. Л. Блоку, апрель 1898 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
21. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава восьмая
Входимость: 1. Размер: 42кб.
22. Лавров А.: Письма С. В. Панченко к Блоку. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 23кб.
23. Лавров А.: Письма Александра Блока к И. И. Ясинскому. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 12кб.
24. Кожевникова Н. Л.: О сквозных словах и образах лирики А. Блока
Входимость: 1. Размер: 28кб.
25. Блок А. А. - Белому Андрею, 5 июня 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Паперный В. М.: Блок и Ницше
Входимость: 7. Размер: 79кб.
Часть текста: Ницше разрушал веру в традиционные интеллектуальные и моральные ценности Запада (добро, разум, свобода, справедливость и т. д.) и требовал «переоценки всех ценностей» — пересоздания человека и человеческого мышления. В русскую культуру с философией Ницше вошло, прежде всего, представление о том, что выдающийся индивид сам творит «мир», а не является проводником «вечных истин», воплощенных в истории или данных Богом. Для той части русского культурного общества, которая воспринимала необходимое обновление «мира» как «революцию духа», философия Ницше оказалась источником важнейших духовных мотивов 2 . Блок отчетливо осознавал причастность Ницше глубинным изменениям, характеризовавшим культуру начала XX в. 3 , однако его собственное отношение к Ницше было достаточно сложным. Прежде всего, следует указать на отсутствие непосредственной связи с идеями Ницше на ранних этапах творчества Блока. В отличие, например, от А. Белого, «ницшеанство» не играло никакой роли в формировании поэтического сознания Блока. Идеи Ницше входят в творчество Блока только с 1906 г. 4 , т. е. тогда, когда уже прошел период «расцвета» русского «ницшеанства» (1901–1904 гг.). Поэтическая символика Ницше, столь значимая для поэзии Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, Вяч. Иванова, А. Белого и др., Блоком воспринята не была. Принимая и сложно трансформируя некоторые доктрины Ницше, Блок, однако, всегда был далек от приписывания Ницше роли родоначальника символизма, как это делал А. Белый 5 . Изучение реального...
2. Пустыгина Н.: "Тургеневские истоки" концепции творчества А. А. Блока
Входимость: 6. Размер: 35кб.
Часть текста: обусловлено, кон ечно, и странным замалчиванием Турге нева самим Блоко м: в статьях, письмах, “Записных кни жках” поэт о нем говорит совсем мало, и это тем более странно, поскольку вырос он в среде глубокого почитания Тургенева. Лишь позже, почти в конце своего творческого пути, Блок хочет признаться в любви к Тургеневу: в период раздумий над вопросом об интел лигенции и революции поэт, утвер ждая тезис “мы не можем быть вне политики”, тем не менее, призывает объективно оценивать тех “больших худо жников”, в ч ьих взглядах наблюдается некото рая “политическая размягче нност ь”. К последним Блок относит и Тургенева: в нем, по мнению поэта, “дьявольски соединился больш ой художник с вялым барствующим либералом-конституционалистом”, и во имя же Тургенева, “во имя муз ыки” не следует прятаться от этого, «ибо, — запис ывае т Блок в “Дневнике ”, — иначе мы не оценим Тургенева , т. е. не полюбим его по-настоящему <…> умеющие любить Тургенева» (Блок VII: 359). Причину “замалчивания”...
3. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 2. Размер: 73кб.
Часть текста: “Жизнетворчество” в декадентстве и мифопоэтическом символизме В поэзии символистов мотив “жизни” мифологизируется, т. е. выступает как самостоятельная (нео-)мифологема или родовое понятие, объединяющее в себе смежные мотивы-символы (“путь”, “видение”, “ожидание”, “перерождение”, “надежда”, “любовь” и т. п.), или же как относительный мотив в ряду других мотивов-символов того же рода 1 . Мотив “жизни” превращается в мифопоэтическом символизме начала века в символику “Жизни” с большой буквы, т. е. в центральную для автомифологизации “мифопоэта” категорию судьбы, “живой жизни”, “подвига” или “жизнетворчества”, которая объединяет сферу “логоса”, т. е. “словотворчества” и (нео-) мифологизма, т. е. “мифотворчества”. Все три категории образуют треугольник “творчества”, который реализуется на уровне микрокосмоса как продукт и процесс человеческого “творения”, а на макрокосмическом уровне как постоянное становление творца. Между обеими сферами “творчества” (“творений”) действуют энергетические и имажинарные, т. е. образно-символические силы, объединяющие “realia” и “realiora”, “signans” — “signatum”, здешний мир и “мир иной”, семиотическую и ноуменальную сферу и т. д....
4. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 2. Размер: 158кб.
Часть текста: Андреевна — см. Кублицкая-Пиоттух А. А. А. С— см. Петровский А. С. А. С— см. Сумароков А. Д. Абрам, «Товарищ Абрам» — партийная кличка большевика H. В. Крыленко (1885—1938) — I, 402. Аввакум (1621—1682) — I, 404. Агриппа Неттесгеймский (1486—1535), немецкий мыслитель, медик и оккультист — I, 207, 284. Айзенштадт Давид Самойло- вич (1880—1947), библиофил и букинист — И, 271. Айхенвальд Юлий Исаевич (1872—1928), критик; в 1922 г. выслан из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. ...
5. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Башня
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: забудешь в какой ты стране и в какой ты эпохе; столетия, годы, недели, часы, - все сместится; и день будет ночью, и ночь будет днем; так и жили на "башне": отчетливого представления времени не было здесь; знаменитые "среды" Иванова, были, не "средами", а - "четвергами"; да, да: посетители собирались не ранее 12 часов ночи; и стало быть: собирались в "четверг"; гостеприимный хозяин "становища" (Мережковские называли квартиру Иванова - "становище Вячеславово") появлялся из спальной - к обеду часов эдак в 7; долежал он окутанный одеялами, пледами и забросанный корректурами на постели - диване, работая с 4 - 5 часов дня и отхлебывая чернейший, его организм отравляющий чай, подаваемый прямо к постели - часов эдак в три; до - не мог он проснуться; Иванов ложился не ранее 6-го, 7-го часов (утром); и гости его ложились не ранее; часто с постели он выходил к обеду, в столовую, а подавали обед в семь часов; Э. К. Метнер, проведший со мною на "башне" лишь два только дня, - не мог выдержать этакой жизни; сбежал со "становища", совершенно измученный; жизнь такую выдерживал я - недель пять; возвращался в Москву - похудевший, зеленый, осунувшийся; но - возбужденный "идеями", выношенными с Ивановым многочасовыми, ночными и, главным образом, утренними беседами. "Башня" казалась мне символом безвременности; а сама повисла над...
6. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 3
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: в русло занимавших его тогда проблем. Публикуя обширные фрагменты второго клюевского письма в статье «Литературные итоги 1907 года», Блок пояснил, что оно явилось ответом на его «очень отвлеченные оправдания в духе "кающегося дворянина"» (V, 214). Клюев же, со своей стороны, несколько раз цитирует Блока (прямо или косвенно), порой возражает ему, и по этим цитатам и репликам можно восстановить некоторые фразы первого блоковского письма («Вы пишете, что не понимаете крестьян...»; «Наш брат вовсе не дичится "вас", а попросту завидует и ненавидит...»; «... нельзя зараз переделаться, как пишете Вы...»; «И из Ваших слов можно заключить, что миллионы лет человеческой борьбы и страдания прошли бесследно для тех, кто "имеет на спине несколько дворянских поколений"»). Совершенно ясно, что Блок сразу же написал Клюеву с том, что переживалось им тогда больнее всего: о чувстве своей отчужденности от «народа», о своем «непонимании» крестьян. К этой «больной» теме Блок возвращается постоянно, едва ли не в каждом письме. «Получил Ваше письмо от 11 января, – отвечает Клюев Блоку в начале 1910 года (письмо 26). – Оно резко, но неотличимо от...
7. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 2
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: тех мыслях и настроениях, которые именно тогда – в конце 1907 года – все сильней и настойчивей овладевали Блоком. Революционная ситуация в России, сложившаяся к 1905 году, а также события последующих лет решающим образом повлияли на развитие русского символизма. Уже в начале нового столетия стало ясным, что те идейные принципы, на которых основывались символисты старшего поколения («индивидуализм», ориентация на западноевропейские, прежде всего, французские, образцы «нового искусства», подчеркнутый эстетизм и др.), претерпевают кризис. Выступившие на литературную сцену «младшие» символисты (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) остро отзываются на общественное брожение и пытаются – каждый по-своему – преодолеть индивидуализм на общих для них путях сближения с «народной душой» («соборность», «братство» и т. д.). «Какой-то переворот совершился в нашей душе, какой-то еще темный...
8. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: каким значительным событием оказалось для него общение с Клюевым в 1907-1911 годах, какие глубокие раздумья пробуждали в нем письма из Олонии. О том же свидетельствует и творчество Блока, в особенности – его критическая проза: отрывки из клюевских писем Блок цитировал в своих статьях 1907-1908 годов. Переписка Блока и Клюева сохранилась односторонне: письма Блока утрачены, и, по всей видимости, безвозвратно [2]. Ответные письма Клюева дают возможность установить, что с 1907 по 1912 год Блок написал ему не менее четырнадцати писем [3]. Содержание блоковских писем также отчасти проясняется благодаря письмам Клюева. Поэты обменивались друг с другом мыслями о современной литературе, поэзии, назначении искусства. Клюев подвергает критическому разбору книги Блока («Нечаянная Радость», «Земля в снегу»), его статью «О современном состоянии русского символизма». Блок, насколько можно судить, дает олонецкому крестьянину советы, касающиеся стихотворного мастерства. С точки зрения историко-литературной переписка Блока и Клюева была общением двух поэтов, из которых один (Клюев) признавал другого как более опытного, восхищался его творчеством и присылал ему собственные стихотворения для отзыва и публикации в журналах. Однако содержание писем Клюева к Блоку далеко не исчерпывается...
9. Минц З. Г.: Александр Блок (История русской литературы в 4 томах, 1983)
Входимость: 1. Размер: 85кб.
Часть текста: дворян-интеллигентов, сочувственно следивших за демократическим движением 60—80-х гг. и составлявших его легально-активную периферию. Обаяние этого мира Блок позже видел в его «благородстве» (3, 314), в человеческой теплоте, которая в сфере общественности проявлялась «народолюбием», пафосом жертвы, «сораспятием» (3, 463). Потому-то интимная тема ухода из Дома в дальнейшем слилась у Блока с критикой либерального гуманизма XIX в. Другая важная примета жизни Бекетовых — интенсивность духовных поисков, высокая культура. Дед, ученый и общественный деятель; бабка, Е. Г. Бекетова, переводчица с английского, французского и других европейских языков; тетки (поэтесса Е. А. Краснова; детская писательница и переводчица М. А. Бекетова, будущий биограф Блока); наконец, мать поэта, А. А. Блок, тоже занимавшаяся литературным трудом, — все это были люди одаренные, широко образованные, любившие и понимавшие слово. Воспитание Блока неотделимо от подчеркнутого им самим «дворянского баловства» (3, 462), от «éducation sentimentale» 4 (3, 298), определивших длительное отсутствие «жизненных опытов» (7, 13), наивность в быту и политике. Но этому же воспитанию Блок обязан тем, что жил с раннего детства в атмосфере ярких культурных впечатлений. Особенно важными оказались для него «лирические волны», «набегавшие» (7, 12) от русской поэзии XIX в. — Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Полонского. Первые поэтические опыты Блока (1898—1900), частично объединенные им позднее в цикл «Ante lucem», 5 говорят о его кровной связи с русской лирикой и о важности для него...
10. Бекетова М. А.: О шахматовской библиотеке
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: Очень благодарю Вас за присылку доклада о Шахматовской библиотеке. Мое отношение к ней Вы поняли верно. Вижу и по этому, и по многим Вашим замечаниям, что Вы любитель Блока и вообще человек очень чуткий, чего достаточно для того, чтобы я считала Вас в числе своих друзей и людей очень мне симпатичных. Письмо Ваше и дело о библиотеке требует длинного ответа. Поэтому и приступаю к делу. Вы совершенно верно оценили Шахматовскую библиотеку, как не серьезную, не систематическую и т. д. Она составлялась только нашей семьей из тех книг, которые были лишние в городе, но не лишние в Шахматове, где приятно летом кое-что почитать старое, а иногда и новое. Блок и не собирался, по-моему, собирать или вывозить в Шахматово настоящую библиотеку. Устраивал он ее в 1910-м году, потому что вообще устраивал и обновлял старый дом и очень любил порядок, чтобы все было красиво и уютно. Книга он любил нежно, свою городскую библиотеку держал в блестящем виде, все переплетал в хорошие дорогие переплеты у лучших переплетчиков, особенно заботился о книжных шкафах. Но все же он был прежде всего поэт, а потом уже книжник. И природу любил особенно. Теперь позвольте исправить некоторые неточности в передаче фактов. В 1917-м году жила в Шахматове не только мать Блока, но также и я (об этом есть в моих книгах). Ничего из книжных накоплений, да и других, мы с ней не увезли. Кузен Блока Феликс Адамович Кублицкий-Пиоттух, живущий в Москве, сообщал мне, что видел некоторые книги из Шахматовской библиотеки, вероятно, с подписями (Бекетова или Блок) у Сухаревой башни. Если хотите с ним поговорить или узнать точнее, какие именно книги он...