Поиск по творчеству и критике
Cлово "1870"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 16. Размер: 158кб.
2. Академик А. Н. Веселовский. В. А. Жуковский
Входимость: 2. Размер: 21кб.
3. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава тринадцатая
Входимость: 2. Размер: 37кб.
4. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Башня
Входимость: 2. Размер: 35кб.
5. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 2. Размер: 51кб.
6. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава одиннадцатая
Входимость: 1. Размер: 36кб.
7. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". Решительный разговор
Входимость: 1. Размер: 26кб.
8. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 1. Размер: 68кб.
9. Муратов П. П.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 1. Размер: 17кб.
10. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава седьмая. Встреча и охлаждение. Полемика с Петербургом
Входимость: 1. Размер: 40кб.
11. Белинков А. В., Михайлов О. Н.: Блок А. А. (Краткая литературная энциклопедия)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
12. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Период от лета до первой встречи
Входимость: 1. Размер: 30кб.
13. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава седьмая. Встреча и охлаждение. Встреча в Киеве
Входимость: 1. Размер: 29кб.
14. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. В московских кружках
Входимость: 1. Размер: 16кб.
15. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. Январь
Входимость: 1. Размер: 11кб.
16. Белый А. - Блоку А., 1/14 мая 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
17. Бекетова М.А.: Александр Блок и его мать. Мать Александра Блока. Глава III
Входимость: 1. Размер: 21кб.
18. Струве Пётр: Блок — Гумилёв
Входимость: 1. Размер: 9кб.
19. Предисловие (письма отца к Блоку, 1892 - 1908)
Входимость: 1. Размер: 29кб.
20. Предисловие к драме А. Додэ "Арлезианка"
Входимость: 1. Размер: 3кб.
21. О романтизме
Входимость: 1. Размер: 24кб.
22. Реликвии Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 20кб.
23. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. В Казармах
Входимость: 1. Размер: 46кб.
24. Емельянов Ю. Н.: Поэт Александр Блок и Чрезвычайная следственная комиссия 1917 г.
Входимость: 1. Размер: 67кб.
25. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Философия
Входимость: 1. Размер: 36кб.
26. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Первые стихи Блока
Входимость: 1. Размер: 39кб.
27. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Сдвиг
Входимость: 1. Размер: 25кб.
28. Струве П. Б.: "Двенадцать" Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 7кб.
29. Из письма Александры Николаевны Блок А. Л. Блоку, 1 февраля 1900 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 16. Размер: 158кб.
Часть текста: «Товарищ Абрам» — партийная кличка большевика H. В. Крыленко (1885—1938) — I, 402. Аввакум (1621—1682) — I, 404. Агриппа Неттесгеймский (1486—1535), немецкий мыслитель, медик и оккультист — I, 207, 284. Айзенштадт Давид Самойло- вич (1880—1947), библиофил и букинист — И, 271. Айхенвальд Юлий Исаевич (1872—1928), критик; в 1922 г. выслан из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун ...
2. Академик А. Н. Веселовский. В. А. Жуковский
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Часть текста: им первое большое сочинение (II Paradiso degli Alberti е gli ultimi trecentisti), [141] впоследствии обработанное для магистерской диссертации («Вилла Альберти». Москва, 1870). Существуют и немецкие сочинения Веселовского (многое — в «Archiv fer Slavische Philologie»). — Почти во всех русских университетах есть ученые ученики Веселовского (Жданов, Кирпичников, Батюшков, Дашкевич и др.). Веселовский имеет значение прежде всего как представитель и родоначальник в России того историко-литературного метода, который теперь распространен почти всюду. Это разветвление историко-сравнительного метода, идущего со времени романтиков (Гердер), имеющего таких представителей, как Лессинг, Вольф (Prolegomena ad Homerum) [142] и Яков Гримм. Разветвление это известно под именем «школы заимствований». Веселовский — ученик Ф. И. Буслаева, который, в свою очередь, был последователем Якова Гримма и господствовавшей тогда так называемой «мифологической» школы. Она держалась следующего основного положения: в корне всех произведений народной (а отчасти и книжной) литературы — лежит общеарийский религиозный миф; потому сходство преданий у разных народов объяснялось общей доисторической подкладкой. Сам Яков Гримм, обладавший громадной ученостью, не допускал тех крайностей, в какие бросились его ученики, как, например, итальянский историк де Губернатис, а у нас — Афанасьев и др. Впрочем, среди учеников Гримма встречаются такие имена, как Макс Мюллер («солярная» теория) и Кун и Шварц («метеорологисты»). Из русских последователей...
3. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава тринадцатая
Входимость: 2. Размер: 37кб.
Часть текста: за это платят большие деньги, работать можно, кажется, и дома (хотя работы много), я, может быть, и пойду на этот компромисс, хотя времени (и главное должного состояния) для моего дела у меня, очевидно, не будет". 7 мая: "Сидел у Идельсона, который осветил мне деятельность Комиссии, о которой я тебе писал, после чего мы с ним поехали в Зимний дворец, где я познакомился с председателем (Муравьевым). Кроме первого редактора (Неведомского), будут еще два: Л. Я. Гуревич 1 и я. Завтра же я получу работу, которую возьму на дом, и должен исполнять ее в строгой тайне, пока результаты ее не станут известны Временному правительству. Так как я буду иметь возможность присутствовать и на допросах (о чем уже говорил с Муравьевым), дело представляется мне пока интересным. Мы бегло обошли Зимний дворец, который почти весь занят солдатским лазаретом. Со стен смотрят утомительно известные Боровиковские, вечно виденные в жизненных снах мраморы и яшмы. Версальские масштабы опять поразили меня своей ненужностью. Действительно сильное впечатление произвел на меня тронный зал, хотя материя со ступеней трона содрана и самый трон убран, потому что солдаты хотели его сломать. В этой гигантской комнате с двойным светом поразительно то, что оба ряда окон упираются в соседние стены того же дворца, и все это гигантское и пышное сооружение спрятано в самой середине дворцовой громады. Здесь царь принимал первую думу, и мало ли что тут было... Петербург сегодня очень величественен. Идет снег, иногда густой; природа, как всегда, подтверждает странность положения вещей. На днях я читал в газетах, что Морозов (П. О.), Сакулин 2 и я выбраны в литературную комиссию, которая заменит Театр. -лит. комитет Александрийского театра". 8 мая: "Сегодня я дважды был в Зимнем дворце и сделался редактором. Муравьев пошлет телеграмму Лодыженскому (т. е., главному моему начальству в Минске), а так как он на правах...
4. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Башня
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: свойства; казалося: попади в эту "башню", -- забудешь в какой ты стране и в какой ты эпохе; столетия, годы, недели, часы, - все сместится; и день будет ночью, и ночь будет днем; так и жили на "башне": отчетливого представления времени не было здесь; знаменитые "среды" Иванова, были, не "средами", а - "четвергами"; да, да: посетители собирались не ранее 12 часов ночи; и стало быть: собирались в "четверг"; гостеприимный хозяин "становища" (Мережковские называли квартиру Иванова - "становище Вячеславово") появлялся из спальной - к обеду часов эдак в 7; долежал он окутанный одеялами, пледами и забросанный корректурами на постели - диване, работая с 4 - 5 часов дня и отхлебывая чернейший, его организм отравляющий чай, подаваемый прямо к постели - часов эдак в три; до - не мог он проснуться; Иванов ложился не ранее 6-го, 7-го часов (утром); и гости его ложились не ранее; часто с постели он выходил к обеду, в столовую, а подавали обед в семь часов;...
5. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Часть текста: к разрушению семьи, уюта. Все это охватило Ал. Ал. Идеология того времени особенно отчетливо прозвучала впоследствии в его "Песне Судьбы". Уход Германа от личного счастья, от тихой пристани - вот отголосок тех настроений: "Я понял, что мы одни на блаженном острове, отделенные от всего мира. Разве можно жить так одиноко и счастливо?.." и дальше: "Господи. Так не могу больше. Мне слишком хорошо в моем тихом белом доме. Дай мне силу проститься с ним и увидать, какова жизнь на свете"... И позднее в набросках и планах поэмы "Возмездие". "Все разрастающиеся события были для него только образами развертывающегося хаоса. Скоро волнение его нашло себе русло: он попал в общество людей, у которых не сходили с языка слова "революция", "мятеж", "анархия", "безумие". Здесь были красивые женщины "с вечно смятой розой на груди" - с приподнятой головой и приоткрытыми губами. Вино лилось рекой. Каждый "безумствовал", каждый хотел...
6. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава одиннадцатая
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: облике и увлекательном пенье Дельмас. Ты, как отзвук забытого гимна В моей черной и дикой судьбе. О, Кармен, мне печально и дивно, Что приснился мне сон о тебе. ......................................... В том раю тишина бездыханна, Только в куще сплетенных ветвей Дивный голос твой, низкий и странный, Славит бурю цыганских страстей. Александр Александрович много раз слышал "Кармен" в том же пленительном исполнении. В марте произошло его первое знакомство с Л. А. Дельмас в театре Музыкальной драмы. И в жизни артистка не обманула предчувствий поэта. В ней нашел он ту стихийную страстность, которая влекла его со сцены. Образ ее, неразрывно связанный с обликом Кармен, отразился в цикле стихов, посвященных ей. Да, велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии ее высокого, гибкого стана, пышно золотое руно ее рыжих волос, обаятельно неправильное, переменчивое лицо, неотразимо влекущее кокетство. И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах. В этом пленительном облике нет...
7. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". Решительный разговор
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: сердца моряков, когда за узким мысом появятся большие корабли". Не без злости я спрашивал: "Радоваться только тому, что из-за узкого мыса плывут корабли еще рано"; и - разумел строки Блока: Смотри, папа, смотри Какой там корабль плывет! . . . . . . . . . . . . Дочка, то сирена поет, Берегись, пойдем-ка домой. Появлением "корабля" начинается гибель героя в одном из рассказов Мопассана 49 : Прекрасная Дама на пароходе не ездит 50 . Корабль привозил... Незнакомку... Вы помните: в драме А. А. "Незнакомка" корабль фигурирует лишь малярной раскраскою стен кабачка, а движенье его - головокружение пьяного чувства. С таких "кораблей" предлагал перебраться в простую, житейскую лодочку. Разговор должен был резко выдвинуть это. А. А. же с упорством бежал, выходя к нам с Л. Д. или ко мне с Александрой Андреевной, вперял свои детские, очень большие глаза; и - просил: - Боря, нет! - Лучше нам помолчать: подождем! "Снисходил": сам же рвался к решительному разговору меж нами; и "снис-хожденье" -- откладывалось, как мучение: раздражением. - " Тюк" -- думал я - "вот так " тюк"!". - Нет, не сдвинешь... И превосходство порой прорывалось: казалось: щажу, но ценой осложнений сознанья во мне. Разговор велся линией жеста, поступков; словами - молчали, иль говорили: простое, пустое; помалкивала Александра Андреевна, насторожилась, почувствовавши отточенность отношении. Все-таки, - был разговор: и я считаю его обусловливающим поведение этого года: Заранее предупредил я А. А.: - Ах, не надо бы... Заявил: говорить-таки надо; от этого разговора зависит - все; понял в словах - ультиматум; и оторвавшись от чтения, посмотрел на меня очень-очень открыто; и, натягивая улыбку на боль, сказал: - Что же, я - рад! И я тут заявил о радикальном...
8. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: снаряды" «Дальнобойные снаряды» 1 2 января 1912 года Александр Блок записал в своем дневнике: Для того, чтобы не упасть низко (что, может быть, было и невозможно, ибо никаких личных человеческих сил не хватило бы для борьбы с бурей русской жизни следующих лет), или – хоть иметь надежду подняться, оправиться, отдохнуть и идти к людям, разумея под ними уже не только «толпу»… – для этого надо было иметь большие нравственные силы, т. е. известную культурную избранность, ибо нравственные фонды наследственны. В наши дни все еще длится – и еще не закончен – этот нравственный отбор; вот почему, между прочим, так сильно еще озлобление, так аккуратно отмеривается и отвешивается количество арийской и семитической крови, так возбуждены национальные чувства; потому не устарели еще и «сословные» счеты, ибо бывшие сословия – культурные ценности, и очень важно, какою культурною струей питался каждый из нас (интересно, когда касается тех, кто еще имеет «надежды», т. е. не «выродился», не разложился, не все ему «трын-трава») [Блок 7, 117-118]. Приведенный фрагмент тесно связан как с актуальными событиями русской жизни (разворачивающееся дело Бейлиса, поставившее в центр общественной дискуссии роковые вопросы крови), так и с литературным текстом, над которым Блок работает и о котором непрерывно думает в эти месяцы, – с «Возмездием». Как известно, смерть отца в 1909...
9. Муратов П. П.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: русских панихид... Я мало знал Блока. В прежние времена видел его два-три раза, слышал, как он читал "Незнакомку". Во время издания "Софии" 4 мы обменялись с ним какими-то очень дружественными письмами, содержания которых я, однако, не помню 5 . Последнее отчетливое о нем воспоминание относится к последним месяцам его жизни, к последнему его приезду в Москву и к последнему, кажется, публичному чтению им стихов. Весной 1921 года я состоял председателем странного учреждения, носившего имя "Студио Италиано". Было оно одно время вместе с лавкой писателей последней из "вольностей российских" и непонятным вообще в советской обстановке проявлением "общественной инициативы". То был, в сущности, маленький кружок лиц, дружных между собой и связанных общей любовью к Италии 6 . В самые тяжелые и страшные годы появлялись на стенах московских домов афиши, извещавшие о предпринятом нашим кружком "осеннем" или "весеннем", "флорентийском" или "венецианском" цикле лекций. Лекцию о Венеции или Флоренции прочесть немудрено, даже в шубе, даже в зале с температурой ниже нуля, но меня всегда удивляло, как это находились люди, готовые эти лекции слушать. Дело было даже небезопасное - наш дорогой гость, профессор В. Н. Щепкин 7 , простудился на лекции (кажется о Неаполе) в нетопленном зале гр. Бобринского на...
10. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава седьмая. Встреча и охлаждение. Полемика с Петербургом
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: порою мучительно вслушиваться в дифирамб, распеваемый стихам Блока, - не тем, которые некогда поразили меня,-- тем, которые меня отшатнули; я искренне думал: А. А. обменял теургическое первородство свое, венец жизни, на лавровый венок поэтической славы. И я повторял строчки Брюсова: Горе, кто обменит На венок - венец. Видел я, что для многих А. А. есть поэт "Балаганчика", "Незнакомки"; меж тем, думал я, "Балаганчик" -- симптом упадания поэтической музы; а слухи, которыми в это время питались кружки поэтические Москвы, утверждали какую-то исключительную близость между А. А., Г. И. Чулковым, усиленно проповедующим в статьях и в газетах мистический анархизм, В. Ивановым, выпустившим свою книжечку "Эрос" 1 и проповедовавшим, с моей точки зрения, эротизм под маскою религиозной символики, - все заставляло высказывать желчные мысли о Блоке отчетливо, вслух. Моя нервность, измученность и очень сильная слабость, последствия операции, предрасполагала меня к раздражительным выходкам; было особенно больно мне видеть: среди поэтической молодежи, уже начинавшей восторженно относиться к поэзии Блока, нападки мои на поэзию эту, полемика с Петербургом, воспринимались не так, как хотел бы я видеть полемику эту; иные во мне наблюдали лишь резонера, дотошного теоретика, позабывая, что все выступления против двусмысленной мистики петербургского символизма не были выпадами "риккертианца", каким меня сделали из полемических целей; я, все-таки, был автор...