Поиск по творчеству и критике
Cлово "1917"
Входимость: 26. Размер: 56кб.
Входимость: 25. Размер: 158кб.
Входимость: 24. Размер: 67кб.
Входимость: 18. Размер: 63кб.
Входимость: 15. Размер: 44кб.
Входимость: 13. Размер: 80кб.
Входимость: 13. Размер: 17кб.
Входимость: 11. Размер: 98кб.
Входимость: 10. Размер: 76кб.
Входимость: 10. Размер: 98кб.
Входимость: 9. Размер: 70кб.
Входимость: 8. Размер: 83кб.
Входимость: 8. Размер: 31кб.
Входимость: 8. Размер: 76кб.
Входимость: 8. Размер: 13кб.
Входимость: 7. Размер: 44кб.
Входимость: 7. Размер: 47кб.
Входимость: 7. Размер: 33кб.
Входимость: 6. Размер: 41кб.
Входимость: 6. Размер: 41кб.
Входимость: 6. Размер: 83кб.
Входимость: 6. Размер: 4кб.
Входимость: 5. Размер: 48кб.
Входимость: 5. Размер: 37кб.
Входимость: 5. Размер: 112кб.
Входимость: 5. Размер: 55кб.
Входимость: 5. Размер: 25кб.
Входимость: 5. Размер: 81кб.
Входимость: 4. Размер: 43кб.
Входимость: 4. Размер: 19кб.
Входимость: 4. Размер: 28кб.
Входимость: 4. Размер: 76кб.
Входимость: 4. Размер: 11кб.
Входимость: 4. Размер: 124кб.
Входимость: 4. Размер: 15кб.
Входимость: 4. Размер: 3кб.
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Входимость: 3. Размер: 1кб.
Входимость: 3. Размер: 38кб.
Входимость: 3. Размер: 3кб.
Входимость: 3. Размер: 30кб.
Входимость: 3. Размер: 68кб.
Входимость: 3. Размер: 120кб.
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Входимость: 3. Размер: 27кб.
Входимость: 3. Размер: 8кб.
Входимость: 3. Размер: 136кб.
Входимость: 3. Размер: 140кб.
Входимость: 3. Размер: 79кб.
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 26. Размер: 56кб.
Часть текста: К. М., 31 марта 1900 г. Блок А. А. - отцу, 1 декабря 1900 г. Блок А. А. - отцу, 2 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 2 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 25 июня 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 июля 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 13 августа 1901 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 августа 1901 г. Блок А. А. - отцу, 29 сентября 1901 г. Блок А. А. - отцу, 16 октября 1901 г. Блок А. А. - отцу, 8 февраля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 14 июня 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 июня 1902 г. Блок А. А. - Малько Н. А., 18 июля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., июль (до 21) 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 июля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 2 августа 1902 г. Блок А. А. - отцу, 5 августа 1902 г. Блок А. А. - Малько Н. А., 5 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 16 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 8 сентября 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 14 сентября 1902 г. Блок А. А. - отцу, 29 ноября 1902 г. Блок А. А. - Соловьеву М. С., 23 декабря 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 декабря 1902 г. Блок А. А. - Брюсову В. Я., 1 февраля 1903 г. Блок А. А. - Соловьеву С. М., 20 марта 1903 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 30 апреля 1903 г. Блок А. А. - Менделеевой Л. Д., 13 июня (н. ст.) 1903 г. Блок А. ...
Входимость: 25. Размер: 158кб.
Часть текста: библиофил и букинист — И, 271. Айхенвальд Юлий Исаевич (1872—1928), критик; в 1922 г. выслан из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун Северной области и директор Большого драматического...
Входимость: 24. Размер: 67кб.
Часть текста: гильотине. Второй, в вихре революционных дней, стремился услышать еще слабые раскаты приближающейся новой бури. Все дальше отходят от нас события и люди 1917 года. Мы, тем не менее, по прошествии почти 90 лет, вновь и вновь обращаемся к свидетельствам того времени, более внимательно вчитываемся в них, более объективно смотрим на лица тех, кто был творцом или свидетелем этих событий. Выявление новых материалов дает возможность по новому взглянуть на старые, что, в свою очередь формирует более трезвое, не предвзятое мнение. Потребовались годы страданий и лишений, чтобы осознать это. Большое значение в этой связи имеют публикации 20-х годов, появившиеся на страницах эмигрантского издания «Архив русской революции» (далее – АРР). С 1921 по 1937 г. в Берлине вышло 22 тома[1]. В 1991 – 1993 гг. был осуществлен репринтный выпуск всех томов в России. Издателем АРР был Гессен Иосиф Владимирович (1866 – 1943), известный юрист, член ЦК партии кадетов, член второй Государственной думы. В 1919 г. он эмигрировал в Германию, где основал и возглавил в Берлине издательство «Слово»; совместно с В. Д. Набоковым (отцом известного писателя), редактировал газету «Руль». Гессен был автором воспоминаний «В двух веках», вошедшие в состав АРР (т. XXII) и «Годы изгнания: Жизненный отчет» (Париж. 1979). На страницах сборников отложился огромный живой материал. Каждый том АРР преподносил читателям очередную сенсационную изюминку. Так, первый его выпуск открывался большой статьей В. Д. ...
Входимость: 18. Размер: 63кб.
Часть текста: Олонии. Он живет преимущественно в Петрограде, принимает участие в «крестьянских» вечерах; вместе с певицей Н. В. Плевицкой ездит по стране и выступает на ее концертах; его имя вновь и вновь мелькает на страницах столичных и провинциальных периодических изданий. Конец 1915 года и начало 1916-го – апогей дружбы Клюева с Сергеем Есениным, подпавшим в ту пору под сильное влияние «старшого брата». Именно теперь, в 1915-1916 годах, новокрестьянское направление в русской литературе принимает отчетливо зримые формы. В Петрограде возникают группы «Краса» и «Страда», где поэты «из народа» (прежде всего Есенин и Клюев) объединяются с «городскими» писателями (Городецкий, Ремизов и другие). Обе группы существовали недолго: сменившая «Красу» «Страда» распалась уже весной 1916 года. 21 октября 1915 года Клюев и Есенин вместе навещают Блока, проводят у него несколько часов (ЗК, 269). В записи от 25 октября 1915 года упомянут вечер в Тенишевском училище, на котором выступали Клюев, Есенин, Городецкий, Ремизов и другие (ЗК, 271). На вечере присутствовал и Блок. В начале февраля 1916 года в Петрограде в издательстве М. В. Аверьянова был выпущен четвертый сборник Клюева – «Мирские...
Входимость: 15. Размер: 44кб.
Часть текста: такой же жребий выну, Горькая детоубийца — Русь! И на дне твоих подвалов сгину, Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! 1 Придавая стихотворению обобщенно-символический характер, поэт просто посвятил его «памяти А. Блока и Н. Гумилёва», вовсе не пытаясь хоть в какой-то мере передать здесь свое личностное отношение к столь внезапно ушедшим в беспредельность вечности поэтам, не слишком частые в прошлом, но весьма подчас насыщенные различными событиями встречи Волошина с которыми оставили — при всей их краткости — достаточно заметный след не только в его биографии (хорошо известна и не раз уже освещалась исследователями история состоявшейся в ноябре 1909 г. дуэли Гумилёва с Волошиным, после которой поэты практически не общались вплоть до июня 1921 г., когда произошла их новая встреча и примирение), 2 но и в...
Входимость: 13. Размер: 80кб.
Часть текста: тогда - горе устоям Атланта! Ибо - Есть суд всего, что дышит, живет и растет - суд огнем. Огонь последний судия - все судит и все разрешает. А молния - кормчий. Последнее испытание через огонь. Так слышим мы в "Предании от Гераклита Эфесского" (А. Ремизов) 3 ; так знаем мы: мировой огонь обрушит на Атланта своды старого мира. И пришел огонь - в грозе и буре. Молния - кормчий... И второе испытание - испытание в грозе и буре революции - сразу расшатало крепкие своды; мировой вихрь вновь понес на старое пожарище весенние семена "международного братства", ринулся на старые устои, покачнул великана Атланта, обрушил часть сводов на головы властителей старого мира. И как тогда не выдержали "властители дум" испытания огнем войны, так не выдержали они теперь испытания в грозе и буре революции: испугались, пали духом, озлобились, возненавидели, понесли свои кирпичики для спешной поддержки устоев Атланта, поспешили, добродетельные муравьи, скорее вновь лепить разбросанный бурей мещанский муравейник... Муравьи, мириадами тел, могут потушить пылающий огонь. Потушат ли? Да, если не разгорится он в мировой пожар. Разгорится ли? И с надеждою одни, со страхом другие - ждут: удастся ли старому миру сотнями тысяч тел погасить огненный вихрь, удастся ли ему гекатомбой трупов укрепить расшатанные устои? Ибо...
Входимость: 13. Размер: 17кб.
Часть текста: старые уже не удовлетворяли. Характерно, что еще в 1915 году Блок думал о том, что его творчество слишком «стабилизовалось», т. е., что им уже сказано то, что он мог сказать при данных условиях. 25 марта он записал: «На днях я подумал о том, что стихи писать мне не нужно, потому что я слишком умею это делать. Надо еще измениться (или — чтобы вокруг изменилось), чтобы вновь получить возможность преодолевать материал». И вот — все «вокруг изменилось». Нужно было понять это изменение для того, чтобы суметь его творчески претворить. Но здесь-то и обнаруживалась вся противоречивая сущность мироощущения Блока, абстрактность его революционности, абстрактность, становившаяся опасной теперь, когда революция приобрела полную конкретность и время требовало ясности политических взглядов и симпатий. Поэтому вместе с восторгом освобождения России Блок испытывал и большую растерянность. Совершилось то, что он предчувствовал в своем творчестве, так страстно обнаруживавшем всю неприемлемость старого мира. Но — Блок замолчал. Почему? Его письма и дневники этого периода объясняют это молчание. Февральскую революцию Блок встретил восторженно. Весть о ней дошла к нему, в прифронтовую полосу, с опозданием. По письму от 1 марта к матери видно, что он ничего еще не знает о...
Входимость: 11. Размер: 98кб.
Часть текста: ВЦИК созвал в Смольном совещание представителей литературно-художественной интеллигенции, чтобы обсудить вопрос об участии в культурном строительстве. На призыв Советского правительства откликнулись всего несколько человек. Среди них были Александр Блок и Владимир Маяковский. На вопрос анкеты: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?»,—Блок ответил в январе 1918 г.: «Может и обязана» (VIII, 236) 1 . В протоколе собрания уполномоченных Союза деятелей искусств, которое происходило в ноябре 1917 г., зафиксировано следующее высказывание Маяковского: «Нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт» (12, 215) 2 . Блок и Маяковский закономерно оказались по одну сторону баррикад. Революция! была для них осуществлением давней мечты о разрушении мира капитализма. Черты небывалого в истории переворота впервые были воплощены в «Двенадцати» и «Скифах», в «Оде революции» и «Левом марше». Блок и Маяковский принадлежат к разным поэтическим поколениям (хотя Блок был всего на тринадцать лет старше Маяковского, а Маяковский умер только на девять лет позже Блока). Стихи Блока впервые были опубликованы в 1903 г., стихи Маяковского — в 1912; Блок достиг творческой зрелости в период реакции, наступившей после революции 1905 года, Маяковский только делал первые поэтические шаги в годы нового революционного подъема. Их разделило не просто десятилетие, а историческая эпоха жизни России. Дело не только в хронологической разнице. Блок и Маяковский принесли с собой в искусство разный жизненный опыт, их окружала различная среда,— они оказались «на разных берегах...
Входимость: 10. Размер: 76кб.
Часть текста: “Всемирная литература” в 1919 году. — У него по карманам рассовано несколько записных книжечек, и он все, что ему нужно, аккуратненько записывает во все книжечки...» 1 Здесь все точно, вплоть до множественного числа: в некоторые периоды своей жизни Блок вел не одну, а сразу две или даже три книжки, информация в которых распределялась по одному ему известному принципу. О. А. Линдеберг, текстолог, готовившая для нового издания расшифровку блоковских записей, так описывает эту часть его творческого хозяйства: «Что же такое записная книжка Блока? Чаще всего это тонкая тетрадь в коленкоровой, кожаной или дерматиновой обложке форматом 9x15 или 8x10 см. Туда записывались деловые заметки, творческие замыслы, наброски статей, конспекты прослушанных докладов, размышления, жизненные впечатления, адреса, хозяйственные расчеты и, конечно, самое главное — стихи. Некоторые записные книжки почти полностью заняты набросками и черновиками стихотворений, причем большинство из них имеет сложную многослойную правку, проводившуюся в несколько этапов, иногда сделанную спустя несколько лет. В первую очередь это касается многих ранних стихотворений, примыкающих к первому тому лирики, к текстам которых Блок неоднократно возвращался в зрелые годы. Несколько иной характер носят книжки-ежедневники, в которых почти или вовсе нет записей творческого характера. Это своеобразный деловой дневник, в краткой и лаконичной манере...
Входимость: 10. Размер: 98кб.
Часть текста: музыкальной драмы Блок видит в роли "Кармен" артистку Любовь Александровну Дельмас. В марте он с ней знакомится. Неукротимая, дикая цыганка покоряет его своей стихийной страстностью. Он - "в хищной силе рук прекрасных". М. А. Бекетова пишет о Дельмас: "Да, велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии ее высокого гибкого стана, пышно золотое руно ее рыжих волос, обаятельно-неправильное, переменчивое лицо, неотразимо влекущее кокетство. И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах. В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжелого. Напротив - весь он солнечный; легкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью". Влюбленность - и снова звуки "мирового оркестра", бурный прилив вдохновения. В несколько дней, в конце марта, создается цикл "Кармен". В стихотворении "Сердитый взор бесцветных глаз" поэт вспоминает о первой встрече: В партере - ночь. Нельзя дышать. Нагрудник черный близко, близко... И бледное лицо... и прядь Волос, спадающая низко... .................. В движеньях гордой головы Прямые признаки досады... И песня Ваших нежных плеч Уже до ужаса знакома, И сердцу суждено беречь, Как память об иной отчизне, - Ваш образ, дорогой навек... О "музыке" этой новой любви - короткие заметки в "Записной книжке": 9 марта. "Холодный ветер. Уж очень было напряженно и восторженно все эти дни - устал немного, утих". 16 марта. "Дождь, мгла, скучаю... Март кошмарит". 29 марта. "Все поет". 1 апреля. "Холодный, серый ветер с моря, я дома, усталый. Демоническое...