Поиск по творчеству и критике
Cлово "1998"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 3. Размер: 63кб.
2. Белый А. - Блоку А., 12 марта 1919 г.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
3. Белый А. - Блоку А., 1/14 мая 1912 г.
Входимость: 2. Размер: 39кб.
4. Белый А. - Блоку А., 10 августа 1918 г.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
5. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 2
Входимость: 2. Размер: 26кб.
6. Белый А. - Блоку А., 29 апреля 1917 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
7. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 1. Размер: 86кб.
8. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Священная брань"
Входимость: 1. Размер: 33кб.
9. Белый А. - Блоку А., 18 или 19 октября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
10. Одесский М.: "Славянский" контекст стихотворений Блока ("На поле Куликовом")
Входимость: 1. Размер: 36кб.
11. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 1. Размер: 93кб.
12. Белый А. - Блоку А., 31 августа 1918 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
13. Белый А. - Блоку А., 13 декабря/26 декабря н. ст. 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
14. Лавров А.: Письма Александра Блока к И. И. Ясинскому. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 12кб.
15. Белый А. - Блоку А., около 10/23 июня 1916 г.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
16. Белый А. - Блоку А., конец августа - начало сентября 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
17. Белый А. - Блоку А., 26 или 27 сентября 1907 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
18. Блок А. А. - Белому Андрею, 15/28 декабря 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
19. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 1. Размер: 68кб.
20. Белый А. - Блоку А., 8-9 марта 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
21. Берберова Н. Н.: Александр Блок и его время. Глава XXIII
Входимость: 1. Размер: 11кб.
22. "…Кто забудет Блокову кровь?" Неизвестный некролог Б. Пильняка
Входимость: 1. Размер: 8кб.
23. Блок А. А. - Белому Андрею, 7/20 декабря 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
24. Блок А. А. - Белому Андрею, 19 декабря 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
25. Белый А. - Блоку А., 9 или 10 ноября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
26. Белый А. - Блоку А., 16 или 17 марта 1918 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
27. Белый А. - Блоку А., 7-8 мая 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
28. Белый А. - Блоку А., 10 января (н. ст.) 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
29. Чулков Г. И.: Красный призрак
Входимость: 1. Размер: 26кб.
30. Иванов-Разумник Р. В.: Испытание в грозе и буре
Входимость: 1. Размер: 80кб.
31. Белый А. - Блоку А., 16 февраля/1 марта 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
32. Блок А. А. - Белому Андрею, 15 ноября 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
33. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 1. Размер: 76кб.
34. Белый А. - Блоку А., конец октября 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 19кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 3. Размер: 63кб.
Часть текста: 1916-го – апогей дружбы Клюева с Сергеем Есениным, подпавшим в ту пору под сильное влияние «старшого брата». Именно теперь, в 1915-1916 годах, новокрестьянское направление в русской литературе принимает отчетливо зримые формы. В Петрограде возникают группы «Краса» и «Страда», где поэты «из народа» (прежде всего Есенин и Клюев) объединяются с «городскими» писателями (Городецкий, Ремизов и другие). Обе группы существовали недолго: сменившая «Красу» «Страда» распалась уже весной 1916 года. 21 октября 1915 года Клюев и Есенин вместе навещают Блока, проводят у него несколько часов (ЗК, 269). В записи от 25 октября 1915 года упомянут вечер в Тенишевском училище, на котором выступали Клюев, Есенин, Городецкий, Ремизов и другие (ЗК, 271). На вечере присутствовал и Блок. В начале февраля 1916 года в Петрограде в издательстве М. В. Аверьянова был выпущен четвертый сборник Клюева – «Мирские думы». На экземпляре книги, подаренном Блоку (книга была получена Блоком 8 февраля, о чем свидетельствует собственноручно сделанная им помета [163]), Клюев написал: «Сладчайшему Брату Александру Блоку автор». Далее следовал ряд «народных речений» (сочиненных, по-видимому, самим Клюевым): Думушка Мирская  Пресвятая –  Ена дыхом воздохнула  Сына Божьево тронула. Из песен каргопольских бегунов Мирская каша гуще. Народная пословица Миром ищите ключи от Царства. От словес старца Стефана Потдубного [164] Мирских умильных думушек В долгий летний день не высказать, В ночь осеннюю не выслухать! Из северных причитов Головой лягать – мух гонять.  Миром думать – смерть попрать. Из бесед со старцем Григорием Распутиным [165] Сходным образом Клюев надписал тогда и несколько других экземпляров «Мирских дум» (например, Б. А. Садовскому [166], Н. А. Котляревскому [167]). Февральскую и затем...
2. Белый А. - Блоку А., 12 марта 1919 г.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Часть текста: впечатление; в ней есть то, что именно нужно сейчас: монументальность, полет, и всемирно-исторический взгляд, соединенный с тончайшими индивидуальными переживаньями; я прочел в этой статье не только то, что Ты сказал, но и то, что Ты не сказал: прочел не в мыслях, а в ритме; и в ритме прочел, что сейчас Ты мог бы сказать многое. Признаюсь, насколько я люблю Твои стихи, настолько иные из Твоих прежних статей оставляли во мне впечатление, что Ты мог бы сильней выразиться в них. "Катилина" вполне соответствует Тебе (автору "Двенадцати", "Куликова Поля" и т. д.). Это не статья, а - "драматическая поэма"; и - главное: это - первый акт драматической поэмы; ряд актов - в Твоем (не знаю, в сознании ли, в подсознании ли?). И потому - пиши, пиши, пиши: "Катилина" дает о Тебе знать, что Ты - в Духе; а писать сейчас, это - больше, чем учреждать 10 университетов. Каждая книга - осуществленная Академия; и 9/10 из проектов - "неосуществимый проект". Если бы Ты писал в "Записках Мечтателей" 3 - как это было бы важно. Если бы Ты, Разумник Вас<ильевич>, я и Вячеслав писали бы о самом Главном сейчас и перекликались бы, то - "Записки Мечтателей", ...
3. Белый А. - Блоку А., 1/14 мая 1912 г.
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Часть текста: нашу брюссельскую эпопею - развязка которой произошла в Кельне. Но прежде, чем подступить к этой эпопее, скажу Тебе о Рудольфе Штейнере, что он есть, каким является в книгах, каково отношение у нас сложилось к нему в Москве, ибо Штейнер - герой эпопеи нашей. Если взять списочек книг, выпускаемых теософическим обществом, где наряду с перлами вроде "Свет на пути", "Багавад-Гитой" 2 , популярными, иногда интересными, но невысокого полета книжечками Безант и Ледбитера, ученым-филологом теософом Мидом и пр., попадаются и книжки Р. Штейнера (на русском языке имеются "Путь к посвящению" {Ася говорит, что из "Пути к посвящению" все-таки кое-что при умении подступить выловить можно. (Примечание Белого.)} и "Феософия" - обе неинтересны для нас <с> Тобою) 3 ; прочтя эти книжки, скажешь невольно: "Или это рядовой теософский писатель, или это сознательный педагог, миссия которого растолкать спячку немецких "тетушек", прикрывающий свои знания общетеософскими трюизмами, или это эстетически безвкусный человек". Но сказав так, задумаешься: иные места книг сквозят огромной близостью (так среди пустыни бывает иногда заброшен едва заметный прелестный цветочек). Несколько лет тому назад я прочел его книгу "Мистерии христианства и мистерии древности" 4 . И, прочтя, сказал себе: "Вот скучный человек". Сказал и забыл. Тогда Штейнер впервые появился на теософском горизонте; с ним меня познакомил некогда П. Н. Батюшков (помнишь - смешной человечек с огромным носом: не то грузинский князек, не то индусский святоша) 5 ... Несколько лет спустя я слышал в одном кружке чтение ремингтонированной лекции какого-то теософского автора; лекция была главой эзотерического курса; кружок был ...
4. Белый А. - Блоку А., 10 августа 1918 г.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Часть текста: ни Разумн<ика> Вас<ильевича> - просто в смысле информационном я один: никого не вижу, ни у кого не бываю, ни от кого никаких вестей не имею. Евг<ений> Герм<анович> Лундбергтоже путаник. От всех "путаников" устал; и - пошел служить в "Архив". Теперь - помощник Архивариуса; и это меня очень занимает 4 . Если увидишь Раз<умника> Вас<ильевича>, обними его от меня и передай, что нехорошо нас так забывать. Остаюсь искренне любящий Борис Бугаев Москва. 10 августа 18 года. Примечания 1 Вероятно, имеется в виду поэма Блока "Соловьиный сад" (Пб., "Алконост", 1918), вышедшая в свет отдельным изданием в начале июля 1918 г.; экземпляр, подаренный Белому, не выявлен (см.: ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 148). 2 Имеется в виду издание, вышедшее в свет в конце мая 1918 г.: Блок А. Двенадцать. Скифы. Предисловие Иванова-Разумника "Испытание в грозе и буре". СПб., "Революционный Социализм", 1918 (новейшее репринтное переиздание с приложением Записки А. Блока о "Двенадцати": М., 1998. Составление и общая редакция - С. С. Лесневский. Послесловие - В. Г. Белоус). Экземпляр, подаренный Белому, не выявлен (см.: ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 148). 3 Ср. аналогичное сообщение в письме Белого к Иванову-Разумнику, датированном тем же днем (Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. СПб., 1998. С. 162). Имеется в виду Социалистическая академия, учрежденная в Москве в 1918 ...
5. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 2
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Часть текста: 1907 года – все сильней и настойчивей овладевали Блоком. Революционная ситуация в России, сложившаяся к 1905 году, а также события последующих лет решающим образом повлияли на развитие русского символизма. Уже в начале нового столетия стало ясным, что те идейные принципы, на которых основывались символисты старшего поколения («индивидуализм», ориентация на западноевропейские, прежде всего, французские, образцы «нового искусства», подчеркнутый эстетизм и др.), претерпевают кризис. Выступившие на литературную сцену «младшие» символисты (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) остро отзываются на общественное брожение и пытаются – каждый по-своему – преодолеть индивидуализм на общих для них путях сближения с «народной душой» («соборность», «братство» и т. д.). «Какой-то переворот совершился в нашей душе, какой-то еще темный поворот в сторону соборности», – восклицал Вяч. Иванов в программной статье «Кризис индивидуализма» [33]. О «душе» России размышлял Андрей Белый в известной статье «Луг зеленый» [34]. Неонародничество – одна из отличительных черт русского символизма 1900-х годов. Вслед за теми, кого они считали своими предшественниками, прежде всего – Достоевским и Вл. Соловьевым, «младшие» символисты, отождествляя (подобно народникам XIX столетия) «народ» и крестьянство, видят в русской патриархальной деревне источник и средоточие «народной чуши». Истолкованное в религиозно-мистическом ключе понятие «народа» во многом определило и взгляды, и эстетические каноны младосимволистов и близких к ним писателей (С. Городецкий, А. Ремизов): их творчество устремлено к архаике, мифу и народной поэзии – специфически отобранному и осмысленному фольклору. В поле повышенного...
6. Белый А. - Блоку А., 29 апреля 1917 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: Крюковым и Клином 4 . Если бы Ты был в Шахматове, то хорошо бы было поглядеть на Тебя. Не приедешь ли Ты к нам на дачу? Был бы счастлив Тебя увидать. Милый Саша, с благодарностью высылаю Тебе 300 или 200 рублей (в зависимости от Пашуканиса) послезавтра, в понедельник (завтра закрыта почта). Но теперь обращаюсь к Тебе с огромною просьбою. Ты не помнишь ли точно, какую сумму я Тебе должен. По моим соображениям, я был Тебе должен 800 рублей (но это - круглая сумма); я могу остаться Тебе должен еще. Прошло столько времени; за это время у меня были и другие долги, так что я легко мог перепутать цифру долга и не доплатить Тебе. Если я ошибся в определении суммы долга, ради Бога, поправь меня. Я написал о Тебе статью (должна была пройти в 2-х фельетонах в "Русских Ведомост<ях>>). Но, по-видимому, Мануйлов испугался статей, и они пролежали 2 месяца в Редакции, откуда я с трудом выцарапал их. Теперь передал статью в сборник московского "Клуба" писателей (есть такой). Когда появится в свет этот сборник, никто не сможет сказать 5 . Остро, трудно, тревожно, но... уповаю все же: надеюсь, что чудо спасет Россию от возможных развалов. Я тоже бодр духом, хотя и душа, и тело болят. Целую. Остаюсь крепко любящий и верящий в Тебя Борис Бугаев Примечания 1 Ответ на п. 298. Помета Блока красным карандашом: "1917". 2 Возможно, подразумевается предполагавшийся отъезд Блока по месту военной службы. 3 А. Тургенева осталась в Дорнахе (см. примеч. 14 к п. 297). 4 Имеются в виду Дедово...
7. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 1. Размер: 86кб.
Часть текста: в открытое пространство (один из важных мотивов творчества Блока эпохи «антитезы»), особую значимость приобретают проанализированные в классической на сегодняшний день работе Д. Е. Максимова [Максимов 1981а: 6-151] мифологемы «судьбы» и «пути», которые в этой новой ситуации довольно отчетливо начинают соотноситься Блоком с проблематикой «общественности». Движение в сторону «общественности» инспирирует критику «интеллигенции» и апологетику «народа», который связывается поэтом с идеей «судьбы». Так, в статье 1906 года «Поэзия заговоров и заклинаний», характеризуя магические практики народной культуры, Блок вводит различие между «судьбой», под знаком которой протекает «народная жизнь», и «случаем», покорившим творческую жизнь интеллигенции: В первобытной душе – польза и красота занимают одинаково почетные места. Они находятся в единстве и согласии между...
8. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Священная брань"
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: брань" «Священная брань» Se vos murez, esterez seinz martirs. Chanson de Roland В первой главе «Возмездия» Блок так описывает деградацию XIX века: Там, в сером и гнилом тумане,Увяла плоть, и дух погас,И ангел сам священной брани,Казалось, отлетел от нас: Там – распри кровные решаютДипломатическим умом,Там – пушки новые мешаютСойтись лицом к лицу с врагом,Там – вместо храбрости – нахальство,А вместо подвигов – «психоз»,И вечно ссорится начальство,И длинный громоздкой обозВолочит за собой команда,Штаб, интендантов, грязь кляня,Рожком горниста – рог РоландаИ шлем – фуражкой заменя…[Блок V, 24-25] В предыдущей главе я попытался продемонстрировать, что упоминание «дипломатического ума», которым решают «кровные распри», а также «новых пушек» восходит к парафразам «Будущей войны» варшавского банкира И. С. Блиоха, с которыми Блок познакомился, слушая лекцию П. Н. Милюкова, посвященную вопросам международного разоружения (эту лекцию, как уже отмечалось, Блок посетил 22 марта 1911 года и упомянул о ней в предисловии к поэме в 1919-м). С...
9. Белый А. - Блоку А., 18 или 19 октября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: письмо, но, сидя уже две недели в деревне, я не мог его получить и написал на повестке, чтоб переслали в Москву на "Мусагет". (Заказные письма не пиши мне в деревню)... Твоего письма я еще не читал 4 . Мы с Асей мило устроились под Москвой в лесу, среди ветра и дождей в маленьком домике. Нам уютно вместе и хорошо: много работаем, много читаем, много по-хорошему, отдыхая, молчим; раз в неделю приходится иметь дело с городом; угорелые, через день, мы бросаемся в бегство, прихватив с собой пук газет, которые в городе даже нет времени почитать: всякий раз сваливаются сюрпризы: война 5 , гадость, волнение, купринский инцидент 6 , смерть Петра Николаевича Трубецкого 7 и т. д. и т. д. У меня в деревне на столе лежит громадная книга "Свобода и Евреи", принадлежащая... Шмакову (??) 8 . Ты не думай, что я стал черносотенец. Но сквозь весь шум городской и деревенскую задумчивость все слышней и слышней движение грядущее рас 9 . Будет, будет день, и народы, бросив занятия, бросятся друг друга уничтожать. Все личное, все житейски пустое, как-то умолкает в...
10. Одесский М.: "Славянский" контекст стихотворений Блока ("На поле Куликовом")
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: 2 . Правомерность подобного подхода может быть подтверждена словами самого поэта, который позднее, в 1912 г., снабдил текст ставшим впоследствии знаменитым примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди» 3 . Однако, что допустимо для творца — не обязательно допустимо для филолога. А герменевтический аппарат, созданный на базе категорий «ясновидец», «будущее», «предчувствия грядущих катастроф», хотя и не лишен познавательных потенций, но явно выходит за рамки филологии. Более уместен и продуктивен столь же традиционный подход, при котором «послание» цикла «На поле Куликовом» связывается с размышлениями Блока о трагическом для русской истории противостоянии народа и интеллигенции. Это исследовательское положение подтверждается целым рядом аргументов: в аспекте творческой истории лирический цикл Блока бесспорно зависит от его драматической поэмы «Песня Судьбы», а драма посвящена именно попыткам осмысления...