Поиск по творчеству и критике
Cлово "АРХИВ"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Варианты слова: АРХИВЕ, АРХИВОВ, АРХИВА, АРХИВЫ

1. Суворова К. Н.: Рукой Александра Блока...
Входимость: 19. Размер: 28кб.
2. Максимов Д. Е.: Александр Блок и Евгений Иванов
Входимость: 7. Размер: 70кб.
3. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 6. Размер: 63кб.
4. Белый А. - Блоку А., 31 августа 1918 г.
Входимость: 5. Размер: 5кб.
5. Реликвии Александра Блока
Входимость: 4. Размер: 20кб.
6. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава восьмая. Драма "Роза и крест" (1912-1913)
Входимость: 4. Размер: 136кб.
7. Книпович Е. Ф.: Об Александре Блоке: Воспоминания. Дневники. Комментарии. Об Александре Блоке. Глава I
Входимость: 4. Размер: 120кб.
8. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 4. Размер: 76кб.
9. Алянский С.: Последние месяцы жизни Блока
Входимость: 3. Размер: 25кб.
10. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 3. Размер: 161кб.
11. Базанов В. В.: Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября
Входимость: 3. Размер: 44кб.
12. Иванов Е. П.: Записи об Александре Блоке. 1906 г.
Входимость: 3. Размер: 80кб.
13. Дневник 1921 года
Входимость: 3. Размер: 81кб.
14. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава первая
Входимость: 3. Размер: 19кб.
15. Нолле-Коган Н. А.: Из воспоминаний
Входимость: 3. Размер: 45кб.
16. Андрей Турков. Александр Блок. Краткая библиография
Входимость: 3. Размер: 6кб.
17. Белый А. - Блоку А., 10 августа 1918 г.
Входимость: 3. Размер: 4кб.
18. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава десятая. "Двенадцать". Последние годы жизни (1918-1921)
Входимость: 2. Размер: 122кб.
19. Блок А. - Чулкову Г., 10 октября 1908? г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
20. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 1. Список условных сокращений
Входимость: 2. Размер: 2кб.
21. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 2. Размер: 109кб.
22. Блок А. А. - Белому Андрею, 18 июня / 1 июля 1903 г.
Входимость: 2. Размер: 42кб.
23. Иванов Е. П.: Записи об Александре Блоке
Входимость: 2. Размер: 57кб.
24. Иванов-Разумник Р. В.: Испытание в грозе и буре
Входимость: 2. Размер: 80кб.
25. Блок А. А. - Белому Андрею, 2 октября 1905 г.
Входимость: 2. Размер: 34кб.
26. Блок в переписке Блоков и Качаловых
Входимость: 2. Размер: 17кб.
27. Емельянов Ю. Н.: Поэт Александр Блок и Чрезвычайная следственная комиссия 1917 г.
Входимость: 2. Размер: 67кб.
28. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава шестнадцатая
Входимость: 2. Размер: 31кб.
29. Чулков Г. И.: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 62кб.
30. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Семейная драма
Входимость: 1. Размер: 20кб.
31. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава восьмая
Входимость: 1. Размер: 42кб.
32. Спроге Л.: Неизвестный инскрипт А. Блока и письмо А. В. Гиппиуса к Л. Д. Блок
Входимость: 1. Размер: 7кб.
33. Листая страницы альбома... (Блок, Чехов, Репин в альбоме А. С. Вознесенского)
Входимость: 1. Размер: 20кб.
34. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Сокращения, принятые в комментариях
Входимость: 1. Размер: 3кб.
35. Загадочная гибель Александра Блока (автор неизвестен)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
36. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 1
Входимость: 1. Размер: 40кб.
37. Левинтон Г.: Мелочи из запаса моей памяти (Ф. Сологуб, А. Блок, Б. Пастернак)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
38. Бекетова M. A.: Александр Блок
Входимость: 1. Размер: 58кб.
39. Блок А. А. - Ясинскому И. И., 5 ноября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
40. Панченко С. В. - Блоку А., 14 или 15 октября 1902 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
41. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 3
Входимость: 1. Размер: 39кб.
42. Белоусов Роман: Блок А. А.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
43. Блок А. Л. - Блоку А. А., июль 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
44. Иванов Е. П.: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 1. Размер: 104кб.
45. Городецкий Сергей: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 1. Размер: 51кб.
46. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Великое пламя любви
Входимость: 1. Размер: 42кб.
47. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 5
Входимость: 1. Размер: 11кб.
48. Лавров А.: Письма С. В. Панченко к Блоку. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 23кб.
49. Адамович Георгий: Невозможность поэзии (избранные эссе 50-х годов). О Штейгере, о стихах, о поэзии и о прочем
Входимость: 1. Размер: 26кб.
50. Андрей Турков. Александр Блок. Часть 11
Входимость: 1. Размер: 43кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Суворова К. Н.: Рукой Александра Блока...
Входимость: 19. Размер: 28кб.
Часть текста: поэта прошло в семье деда со стороны матери, профессора Петербургского университета, известного ботаника А. Н. Бекетова. Бекетов, по словам его дочери, "был далеко не чужд литературе, уже в старости зачитывался Толстым и Тургеневым, второй частью Гетева "Фауста" (М. А. Бекетова. Александр Блок. Пб., 1922, стр. 16). Помимо научных трудов, он писал критические очерки и статьи. Бабушка, Елизавета Григорьевна, как свидетельствовал Блок в "Автобиографии", "знала лично многих наших писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Ап. Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым" (Собр. соч., т. 7. М., 1963, стр. 10--11). Она являлась автором многочисленных компиляций и переводов научных и художественных произведений. С профессиональным уважением Блок отметил: "... список ее трудов громаден; в последние годы она делала до 200 печатных листов в год" (там же, стр. 9). Дочери Бекетовых: мать Блока, Александра Андреевна, тетки Мария Андреевна и Екатерина Андреевна, переводили с иностранных языков, писали стихи. О сестрах Бекетовых Блок сказал, что они "от дедов унаследовали любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении" (там же, стр. 11). С полным основанием можно отнести эти слова и к самому Блоку. Когда, "чуть ли не с пяти лет", Сашура, как звали Блока дома, стал "сочинять" стихи, затем составлять рукописные журналы, а позднее, гимназистом, "издавать" рукописный журнал "Вестник", родные отнеслись к этому...
2. Максимов Д. Е.: Александр Блок и Евгений Иванов
Входимость: 7. Размер: 70кб.
Часть текста: в 1905 году. Е. П. Иванов, в свою очередь, вспоминает о своей «собачьей преданности» Блоку и его семье. Блок познакомился с Евгением Ивановым 6 марта 1903 года (на редакционном собрании журнала «Новый Путь»), а 22 февраля 1905 года уже перешел с ним на «ты». С тех пор дружба их не прерывалась до смерти Блока. В этой дружбе не было того захватывающего, удивленного и радостного вглядывания, той напряженности духовного общения, которые господствовали в ранних отношениях Блока с Андреем Белым. Но близость Блока с Е. П. Ивановым, несмотря на все отличия их путей, всегда оставалась ясной, спокойной и безоблачной, и в этом смысле также не походила на потрясаемые тяжелейшими кризисами и надолго исказившиеся отношения его с Андреем Белым. Смысл и содержание этой дружбы трудно понять, не составив представления о личности Е. П. Иванова, его жизни и образе мыслей. При этом нужно иметь в виду, что Евгений Иванов принадлежал к числу тех людей, в которых их человеческий стиль имеет едва ли не большее значение, чем их идейная ориентация и внешние факты их биографии. Евгений Павлович Иванов — человек ярко выраженного религиозного склада, член Петербургских религиозно-философских собраний 1900-х и 1910-х годов, член Вольной философской ассоциации, спорадический сотрудник символистских изданий и детский писатель — родился 7 декабря 1879 г. в Петербурге * . В Петербурге он прожил всю жизнь и был связан с ним прочной духовной связью. Здесь же в своем городе в самые страшные дни фашистской блокады он умер от голода (4 января 1942 г). Отец его, Павел Александрович Иванов, личный дворянин, был членом Совета Волжского Камского банка; мать — Мария Петровна (урожденная Угрюмова), происходила из купеческого старообрядческого рода. Религиозная атмосфера патриархальной, на редкость дружной и сплоченной семьи Ивановых, налаженный обиход их уютной квартиры, с...
3. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 6. Размер: 63кб.
Часть текста: С осени 1915 года и до середины 1917-го Клюев редко появляется в родной Олонии. Он живет преимущественно в Петрограде, принимает участие в «крестьянских» вечерах; вместе с певицей Н. В. Плевицкой ездит по стране и выступает на ее концертах; его имя вновь и вновь мелькает на страницах столичных и провинциальных периодических изданий. Конец 1915 года и начало 1916-го – апогей дружбы Клюева с Сергеем Есениным, подпавшим в ту пору под сильное влияние «старшого брата». Именно теперь, в 1915-1916 годах, новокрестьянское направление в русской литературе принимает отчетливо зримые формы. В Петрограде возникают группы «Краса» и «Страда», где поэты «из народа» (прежде всего Есенин и Клюев) объединяются с «городскими» писателями (Городецкий, Ремизов и другие). Обе группы существовали недолго: сменившая «Красу» «Страда» распалась уже весной 1916 года. 21 октября 1915 года Клюев и Есенин вместе навещают Блока, проводят у него несколько часов (ЗК,...
4. Белый А. - Блоку А., 31 августа 1918 г.
Входимость: 5. Размер: 5кб.
Часть текста: но совсем не знаю "поэтов"; за помощь буду благодарен 2 . Гробовое молчание Раз<умника> Вас<ильевича> меня удивляет; писал: не отвечает 3 . Между тем, так во многом надо было посоветоваться; пока же: отказался от профессуры в Соц<иалистической> Академии, отказался от "Пролеткульта" 4 : причины - "эконом<ический> матер<иализм>", насаждаемый ими. Ничего не пишу: тяжело, душа молчит... От Аси ни слуху, ни духу 5 ; страшно нуждаюсь в деньгах; месяц служил в "Архиве", было хорошо, да "профессора" не утвердили 6 ; теперь всякими правдами и неправдами приходится зарабатывать: редактирование - заработок. Итак, поддержи меня, дай стихов. Остаюсь глубоко любящий Тебя Борис Бугаев Москва 31 августа 1918 года. Примечания 1 Пометы Блока графитным карандашом: "1918"; "Получ. 3 сентября"; "Ответ. 5 сент.". 2 Издание этого альманаха не было осуществлено. О том же проекте Белый писал Вяч. Иванову в недатированном письме (1918): "... мне поручили составить стих<отворный> отдел альманаха, посвященного темам революции, который выпускает к<нигоиздательст>во "Змий". Пишу Блоку, Бальмонту, Брюсову, Мережковскому; Брюсов уже обещал <...> к<нигоиздательст>во хочет объединить стихи, выросшие у поэтов "из революции", и дать разнообразную гамму; предприятие глубоко беспартийное; в Альманахе слово будет принадлежать только "Аполлону"" (РГБ. Ф. 109. Карт. 12. Ед. хр. 29). С просьбой прислать для альманаха стихи "молодых талантливых поэтов" Белый обратился также в письме к Иванову-Разумнику от 23 сентября 1918 г. (Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. СПб., 1998. С. 165). 3 См. письмо Белого к Иванову-Разумнику от 10 августа 1918 г. и ответное письмо Иванова-Разумника, отправленное с К. Эрбергом после 5 сентября 1918 г. (Там же. С. 162--164). 4 В конце сентября 1918 г., однако, Белый поступил на службу в московский...
5. Реликвии Александра Блока
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Часть текста: Зои Михайловны Полюта, бабушки нынешнего владельца автографов, и Марии Дмитриевны Менделеевой. Дочь знаменитого химика, агроном по образованию, она была еще и известным кинологом, постоянным авторитетным членом жюри на выставках собак. Деятельная, всегда кому-то помогавшая, Мария Дмитриевна относилась к категории людей, которых Менделеев называл "общественными" и считал "лучшими" (дальше по его классификации шли "семьянины", достойные жалости и сочувствия, за ними - презираемая им группа - "эгоисты"). К "общественным людям" относилась и Зоя Михайловна, человек высокой культуры, отзывчивая, доброжелательная, с открытым и легким характером. Круг ее знакомых был очень широк. Очень точно Зою Михайловну характеризуют строки из письма к ней известного востоковеда, академика Н. И. Конрада: "... По душевной полноте и тонкости Вы - наиболее совершенный тип женщины". Знакомство с Марией Дмитриевной перешло в тесную дружбу. Вместе с нею Зоя Михайловна часто бывала у ее матери Анны Ивановны...
6. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава восьмая. Драма "Роза и крест" (1912-1913)
Входимость: 4. Размер: 136кб.
Часть текста: Закончив первую главу "Возмездия", Блок читает ее в небольшом кружке у В. Иванова. Городецкий описывает это чтение: "Поэма произвела ошеломляющее впечатление. Меня она поразила свежестью зрения, богатством быта, предметностью - всеми этими запретными для всякого символиста вещами. Но наш учитель (В. Иванов) глядел грозой и метал громы. Он видел разложение, распад как результат богоотступничества, номинализм, как говорили мы немного позднее, преступление и гибель в этой поэме. Блок сидел подавленный: он не умел защищаться. Он спорить мог только музыкально. И когда Вячеслав пошел в атаку, развернув все знамена символизма, неофит реализма сдался почти без сопротивления. Поэма легла в стол, где пробыла до последних лет, когда Блок сделал попытку если не докончить, то привести ее в порядок". Пролог и первая часть "Возмездия" появляются в "Русской мысли" в 1917 году. Над второй и третьей главой поэт работает в последние дни своей жизни (июль 1921 года). "Неофит реализма", по выражению Городецкого, сразу почувствовал, что поэма ему не удалась, и надолго потерял веру в свои творческие силы. В дневнике он беспощадно судит свое "писательство". Первая запись 1912 года (2 января) начинается словами: "Господи, благослови!" "Когда люди долго пребывают в одиночестве, например, имеют дело только с тем, что недоступно пониманию "толпы", как "декаденты" 90-х годов, тогда - потом, выходя в жизнь, они оказываются беспомощными и часто падают ниже самой "толпы". Так было со многими из нас... Для того, чтобы не упасть низко... для этого надо иметь большие нравственные силы, известную "культурную избранность", ибо нравственные фонды-- наследственны... Пишу я вяло и ...
7. Книпович Е. Ф.: Об Александре Блоке: Воспоминания. Дневники. Комментарии. Об Александре Блоке. Глава I
Входимость: 4. Размер: 120кб.
Часть текста: я его знала в 1918–1921 годах. Понимаю, что по многим приметам и реалиям образа жизни, быта, связей и отношений с людьми Блок пооктябрьских лет не похож на Блока 1901 или 1908 года. И — в этом я уверена — все‑таки похож в том главном, что определяет его путь, о котором он сказал: «…путь среди революций; верный путь». Сейчас очень легко быть «умнее» Блока, потому что он действительно не знал революционной теории и не верил в ее значение, потому что острейшее предчувствие «тектонических» сдвигов в судьбах человечества порой получало в его толковании христианско–эсхатологическую окраску. И многое еще можно напомнить и перечислить. А потом — повторить слова самого Блока: «Путь среди революций; верный путь». «…Только вкратце хочу напомнить Вам наше личное, — писал Блок в неотправленном письме к Зинаиде Гиппиус. — Нас разделил не только 1917 год, но даже 1905–й, когда я еще мало видел и мало сознавал в жизни. Мы встречались лучше всего во времена самой глухой реакции, когда дремало главное и просыпалось второстепенное. Во мне не изменилось ничего (это моя трагедия, как и Bаша ), но только рядом с второстепенным проснулось главное». Я думаю, что здесь Блок — по великой беспощадности своей — несправедлив к себе. Ведь во время самой глухой реакции созданы не только стихи страшного мира, где воплотилась боль за унижение человека, ненависть ко всем уродствам и болезням в жизни предреволюционного времени. В эти же годы — черные годы — созданы стихи о России, «Ямбы», «На поле Куликовом» — цикл, пронизанный волей к подвигу, огненной любовью к Родине, огненной верой в ее великое будущее. Вот это главное, языками пламени прорывавшееся даже в самое страшное время, и стало основным после Октября. Но «второстепенное» то,...
8. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 4. Размер: 76кб.
Часть текста: — записал в дневнике Корней Чуковский, сблизившийся с Блоком на заседаниях издательства “Всемирная литература” в 1919 году. — У него по карманам рассовано несколько записных книжечек, и он все, что ему нужно, аккуратненько записывает во все книжечки...» 1 Здесь все точно, вплоть до множественного числа: в некоторые периоды своей жизни Блок вел не одну, а сразу две или даже три книжки, информация в которых распределялась по одному ему известному принципу. О. А. Линдеберг, текстолог, готовившая для нового издания расшифровку блоковских записей, так описывает эту часть его творческого хозяйства: «Что же такое записная книжка Блока? Чаще всего это тонкая тетрадь в коленкоровой, кожаной или дерматиновой обложке форматом 9x15 или 8x10 см. Туда записывались деловые заметки, творческие замыслы, наброски статей, конспекты прослушанных докладов, размышления, жизненные впечатления, адреса, хозяйственные расчеты и, конечно, самое главное — стихи. Некоторые записные книжки почти полностью заняты набросками и черновиками стихотворений, причем большинство из них имеет сложную многослойную правку, проводившуюся в несколько этапов, иногда сделанную спустя несколько лет. В первую очередь это касается многих ранних стихотворений, примыкающих к первому тому лирики, к текстам которых Блок неоднократно возвращался в зрелые годы. Несколько иной характер носят книжки-ежедневники, в которых почти или вовсе нет записей творческого характера. Это своеобразный деловой дневник, в краткой и лаконичной манере отражающий жизнь поэта. На протяжении многих лет Блок фиксировал повседневные события и впечатления от них в кратких или более пространных записях. Иногда это несколько страничек в записной книжке, где каждому дню посвящена одна или две строки,...
9. Алянский С.: Последние месяцы жизни Блока
Входимость: 3. Размер: 25кб.
Часть текста: нем не было галстука и верхняя пуговица рубашки была расстегнута. По моим наблюдениям, такая «воль ность» в одежде обычно совпадала с хорошим настроением поэта. От болезни будто и следа не осталось. Был яркий, солнечный день. В комнате Блока, где каждая вещь твердо знала свое место и где всегда царил строгий, привычный порядок, я заметил, вернее, почувствовал, что на этот раз порядок в чем-то нарушен; но где и в чем именно, сразу не уловил. На вопрос о здоровье Блок сказал, что хорошо отдохнул, что дома чувствует себя куда лучше, но ноги еще побаливают и поэтому выходить на улицу он воздерживается. — Мама с тетей уехали на дачу в Лугу. Живем теперь вдвоем с Любой. И добавил: — Занимаюсь разбором книг, оставшихся после продажи. Тут только я заметил, что большой книжный шкаф, стоявший у окна, раскрыт и объемистая пачка книг лежит на нижней, выступающей части шкафа. Александр Александрович пригласил меня к шкафу, сказал, что с утра занимается книгами, и предложил, если у меня есть время и желание, продолжить вместе с ним эту работу. Он обещал показать кое-какие книги,...
10. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 3. Размер: 161кб.
Часть текста: театр начала XX века Блок, Станиславский, Мейерхольд БЛОК, СТАНИСЛАВСКИЙ, МЕЙЕРХОЛЬД Блок очень заинтересованно откликался на режиссерские искания современной ему сцены. При ближайшем рассмотрении видно, сколь глубоки были корни этого интереса и как далеко он простирался. Театральные статьи дореволюционного Блока, его письма и дневниковые записи обнаруживают склонность поэта воспринимать спектакль прежде всего как целостную сценическую композицию. Пьеса живет для него в театре в измерениях сценических (а не только литературных) — в мизансценах, ритмах, музыкально-голосовых и красочных звучаниях, в связях со зрительным залом. Драматургия Блока показывает, насколько органичны ему методы режиссерского мышления. Смысловая емкость и драматическая динамика его пьес существуют за счет возможности использования временных и пространственных объемов, лежащих за пределами литературы как таковой. Развитие драматических образов совершается средствами, заранее предусматривающими зрелищное воплощение, ремарки менее всего требуют сценической иллюстрации текста — обычно они содержат описание пантомимической игры, в бессловесности которой просвечивает нечто, словом невыразимое, но первостепенно важное для смысла пьесы. Театр дает Блоку возможность представить в формах сценически реализующей себя, зримо действующей структуры тот образ мира, который в его лирике...