Поиск по творчеству и критике
Cлово "1926"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 9. Размер: 158кб.
2. Листая страницы альбома... (Блок, Чехов, Репин в альбоме А. С. Вознесенского)
Входимость: 3. Размер: 20кб.
3. Рождественский Вс.: Из книги "Страницы жизни"
Входимость: 3. Размер: 8кб.
4. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 2. Размер: 109кб.
5. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 2. Размер: 63кб.
6. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Философия
Входимость: 2. Размер: 36кб.
7. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Первые стихи Блока
Входимость: 2. Размер: 39кб.
8. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 5
Входимость: 2. Размер: 62кб.
9. Емельянов Ю. Н.: Поэт Александр Блок и Чрезвычайная следственная комиссия 1917 г.
Входимость: 2. Размер: 67кб.
10. Петроградский священник. О Блоке
Входимость: 2. Размер: 53кб.
11. Мурашов М.: А. Блок и С. Есенин
Входимость: 1. Размер: 8кб.
12. Из письма Ольги Львовны Качаловой А. Л. Блоку, 12 апреля 1900 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
13. Арельский Г.: Из воспоминаний об А. Блоке
Входимость: 1. Размер: 8кб.
14. Павел Сухотин: Памяти Блока
Входимость: 1. Размер: 12кб.
15. Пяст Вл.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 1. Размер: 88кб.
16. Бекетова М.А.: Александр Блок и его мать. Мать Александра Блока. Глава I
Входимость: 1. Размер: 35кб.
17. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". Предстояние первое перед порогом
Входимость: 1. Размер: 16кб.
18. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". Третий - месяц наверху - искривил свой рот
Входимость: 1. Размер: 22кб.
19. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава пятая. 1905 год. На перевале
Входимость: 1. Размер: 13кб.
20. Бернштейн Сергей: Мои встречи с А. А. Блоком
Входимость: 1. Размер: 22кб.
21. Ходасевич В. Ф.: Ни сны, ни явь
Входимость: 1. Размер: 22кб.
22. Панченко С. В. - Блоку А., 29 октября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
23. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 1. Страница 1
Входимость: 1. Размер: 55кб.
24. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 4
Входимость: 1. Размер: 18кб.
25. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". Горячка
Входимость: 1. Размер: 47кб.
26. Замятин Е. И.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 1. Размер: 30кб.
27. Веригина В. П.: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 1. Размер: 11кб.
28. Замятин Е. И.: Речь на вечере памяти А. А. Блока
Входимость: 1. Размер: 5кб.
29. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 2
Входимость: 1. Размер: 49кб.
30. Иванов Е. П.: Записи об Александре Блоке
Входимость: 1. Размер: 57кб.
31. Правдина И. С.: Спор поэтов (Блок и Маяковский)
Входимость: 1. Размер: 98кб.
32. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава пятнадцатая
Входимость: 1. Размер: 29кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 9. Размер: 158кб.
Часть текста: из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев»...
2. Листая страницы альбома... (Блок, Чехов, Репин в альбоме А. С. Вознесенского)
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: Вознесенский собрал большое количество автографов, фотографий, большие подборки вырезок из газет со статьями и портретами известных писателей, режиссеров, художников и т. д. О встречах с некоторыми из них были написаны интересные воспоминания (до настоящего времени неопубликованные), которые могут служить своеобразным комментарием к собранным материалам. Коллекция Вознесенского наклеена в альбомы (их 24). Не имея возможности рассказывать подробно обо всех, обратимся к одному из них, наиболее интересному (ф. 2247, оп. 1, ед. хр. 31). Перевернем обложку. На первой же странице - автограф широко известного стихотворения А. А. Блока "Унижение" ("В черных сучьях дерев обнаженных..."), написанного в 1911 году, а опубликованного впервые в 1913 году в журнале "Северные записки". В этой рукописи есть отклонения от канонического текста стихотворения (в 3-й строке эпитет "осужденные" заменен другим, и мы читаем: "К эшафоту на казнь обреченных поведут на закате таком"; в последней строфе 35-я строка, другая глагольная форма: "И вонзи мне, мой ангел вчерашний, в сердце острый французский каблук" вместо "Так вонзай же..."). Это позволяет предположить, что запись была сделана до 1913 года. Каким образом стихотворение попало к Вознесенскому, установить не удалось, так как не сохранилось каких-либо сведений о его знакомстве с поэтом. Следующую страницу альбома занимает письмо А. П. Чехова И. М. Кондратьеву, секретарю Общества драматических писателей и композиторов. Переписка Чехова и Кондратьева завязалась в 1889 году и продолжалась много лет, но была ограничена узким кругом деловых вопросов. В письме от 19 января 1895 года (о котором идет речь) Чехов, как и в предыдущих письмах, сообщает адрес, по которому удобнее выслать гонорар, и благодарит Кондратьева за присылку каталога пьес, изданных обществом. Подлинник письма...
3. Рождественский Вс.: Из книги "Страницы жизни"
Входимость: 3. Размер: 8кб.
Часть текста: встрече с Александром Блоком. Блока я знал уже давно, — но только по книгам. Был он для меня словно икона, и еще проездом через Москву я решил: доберусь до Петрограда и обязательно его увижу. Хоть и робок был тогда, а дал себе зарок: идти к нему прямо домой. Приду и скажу: вот я, Сергей Есенин, привез вам свои стихи. Вам только одному и верю. Как скажете, так и будет. Ну, сошел я на Николаевском вокзале с сундучком за спиной, стою на площади и не знаю, куда идти дальше , — город незнакомый. А тут еще такая толпа, извозчики, трамваи — растерялся совсем. Вижу, широкая улица, и конца ей нет: Невский. Ладно, побрел потихонечку. А народ шумит, толкается, и все мой сундучок ругают. Остановил я прохожего, спрашиваю: «Где здесь живет Александр Александрович Блок?» — «Не знаю, — отвечает, — а кто он такой будет?» Ну, я не стал ему объяснять, пошел дальше. Раза два еще спросил — и все неудача. Прохожу мост с конями и вижу — книжная лавка. Вот, думаю, здесь уж наверно знают. И что ж ты думаешь: действительно раздобылся там верным адресом. Блок у них часто книги отбирал, и ему их с мальчиком на дом посылали 1 . Тронулся я в путь, а идти далеко. С утра ничего не ел, ноша все плечи оттянула. Но иду и иду. Блока повидать — первое дело. Все остальное — потом. А назавтра, надо сказать, мне дальше ехать. Пробирался я тогда на заработки в Балтийский порт (есть такое место где-то около Либавы) и в Петрограде никак дольше суток оставаться не рассчитывал. Долго ли, коротко ли — дошел до дома, где живет Блок. Поднимаюсь по лестнице, а сердце стучит, и даже вспотел весь. Вот и дверь его квартиры. Стою и руки к звонку не могу поднять. Легко ли подумать, — а вдруг сам Александр Александрович двери...
4. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 2. Размер: 109кб.
Часть текста: послесловием А. Л. Гришунина   19 марта 1903 г. студент второго курса славяно-русского отделения филологического факультета Петербургского университета Александр Блок дебютировал в литературе — основанный незадолго до этого ежемесячный петербургский журнал «Новый Путь» в своей третьей книжке опубликовал десять стихотворений юного поэта под общим названием «Из посвящений»  1 . К этому моменту Блок был уже вполне сложившимся художником, автором нескольких сот стихотворений. О нем знали не только в кругу близких; его ровесник Борис Бугаев (Андрей Белый), студент-математик Московского университета, увидел стихи Блока в доме Соловьевых  2 : «В начале сентября 1901 года я вернулся Москву. В первое свое посещение Соловьева я ознакомился с рядом стихотворений А. А. <...> Впечатление было ошеломляющее. Стало явно: то <...> что через 15 лишь лет дошло до сознания читательской публики <...> что А. А. — первый поэт нашего времени» (Белый...
5. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: вечерах; вместе с певицей Н. В. Плевицкой ездит по стране и выступает на ее концертах; его имя вновь и вновь мелькает на страницах столичных и провинциальных периодических изданий. Конец 1915 года и начало 1916-го – апогей дружбы Клюева с Сергеем Есениным, подпавшим в ту пору под сильное влияние «старшого брата». Именно теперь, в 1915-1916 годах, новокрестьянское направление в русской литературе принимает отчетливо зримые формы. В Петрограде возникают группы «Краса» и «Страда», где поэты «из народа» (прежде всего Есенин и Клюев) объединяются с «городскими» писателями (Городецкий, Ремизов и другие). Обе группы существовали недолго: сменившая «Красу» «Страда» распалась уже весной 1916 года. 21 октября 1915 года Клюев и Есенин вместе навещают Блока, проводят у него несколько часов (ЗК, 269). В записи от 25 октября 1915 года упомянут вечер в Тенишевском училище, на котором выступали Клюев, Есенин, Городецкий,...
6. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Философия
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Часть текста: близко примюгули: проф. Булгаков, переселившийся из Петербурга в Москву, и Н. А. Бердяев, проф. Е. Н. Трубецкой, переведенный из Киева: на кафедру философии (вместо покойного брата С. Н. Трубецкого); действовали - В. Ф. Эрн, Г. А. Рачинский и В. П. Свенцицкий, не исключенный еще; здесь бывали священники: Добронравов 1 , Арсеньев, Востоков и Фудель; являлися: Новоселов, Кожевников, Громогласов, Флоренский, Покровский, П. Астров; естественно: складывалось ядро общества, организовавшее ряд интереснейших заседаний - на протяжении: десяти лет. Одно время я, помнится, был даже членом совета (с Рачинским, Свенцицким, Булгаковым, Эрном, Бердяевым, Трубецким); тут Рачинский решительно настоял на вхожденьи в совет, чтобы было представлено левое религиозное устремление мною; боялся в те годы он тяги к ортодоксальности в С. Н. Булгакове, в В. Ф. Эрне; Рачинского выбрали председателем; и заседания были действенным священнодействием для него, покраснев яро, вспыхивая папиросой, блистая очками, подергивая седую бородку, торжественными аллилуями он снаряжал корабль странствия заседания; и - торжественно закрывал заседание; в каждом "слове" Рачинского был непременно какой-нибудь громкий возглас: "Дориносима чинми" 2 , "Святися, святися, Новый Иерусалим", "В начале бе Слово " и т. д. Заседания вел он прекрасно; но многие...
7. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Первые стихи Блока
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Часть текста: с ортодоксальными представителями вечной традиции: с епископами Сергием 97 , Антониной 98 , с отцом Михаилом 99 {Впоследствии старообрядческим епископом.}; но к проявлениям жизни кружка относились враждебно мы; в это же время в Москве, в Волочке собирались кружки, посвященные углублению церковных вопросов; здесь действовал миссионер Новоселов 100 , недавно толстовец; к кружку примыкали: почтеннейший Лев Тихомиров 101 , священник И. Фудель 102 , епископ Никон 103 , редактор реакционного "Троицкого листка", известнейший В. М. Васнецов 104 и Погожев 105 и многие другие, сносившиеся с Тернавцевым 106 , чиновником при Синоде, истолкователем Апокалипсиса, вечно раздвоенным между новым и старым религиозным сознанием; на собраниях кружка был я несколько раз; атмосфера была реакционная; этот кружок был враждебен нам так же, как петербургский; да, мы, соловьевцы, воистину чувствовали себя далекими от повсюду слагающихся религиозных течений, стараясь нести чистоту соловьевских путей: И - бедная, меж двух враждебных станов, Тебе спасенья нет 107 . Существовал в наших чаяниях третий "наш стан", принимающий новые откровения Соловьева о женственности и отвергающий налет оргиазма; кто "мы"? Несколько всего человек: М. С. и О. М. Соловьевы, их сын, Новский, я, А. Петровский,...
8. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 5
Входимость: 2. Размер: 62кб.
Часть текста: выражает ее «юное презрение»; взгляды персонажей встречаются в зеркале, и тут оказывается, что «ее» влечет к «нему», и отсюда ее «тревога». Далее этот противоречивый, тревожный психологический рисунок страсти, бесспорно, включается в «мировой оркестр», в общую тревогу «страшного мира». Потому-то стихотворение и выражает так точно тему «страшного мира», что индивидуальная любовная тревога пронизана «общими» трагическими предчувствиями и «диссонансами мирового оркестра». Но индивидуальное и общее тут не выступают в полной, абсолютной аналогии; индивидуальный случай не исчерпывает всей тревоги, всей ситуации, всего содержания «страшного мира», и даже не претендует на это. Напротив, резко выражен именно индивидуальный характер происходящего и подчеркнуто то обстоятельство, что таких индивидуальных случаев должно быть много, они все разные, и это и есть «страшный мир»: изображаются «нераздельность и неслиянность» общего и частного, если говорить блоковскими словами, но не их полная аналогия, совпадение или дуализм. Стихотворение «В ресторане» отчетливо напоминает по ситуации, персонажам и их расположению, некоторому общему смыслу отношений героев (как в плане чисто конкретном, психологическом, так и в обобщенно-философском) стихи о Незнакомке. Как я старался показать это выше, оставаясь в границах эволюции Блока, тут следует говорить в итоге о своеобразной автополемике, о принципиально ином решении аналогичной ситуации на новом этапе идейно-духовного развития Блока, но никак не о простом повторении старых стихов. Однако эта аналогия в существующей литературе, притом у серьезного исследователя творчества Блока, рассматривается как полное тождество не только ситуации, но и ее решения....
9. Емельянов Ю. Н.: Поэт Александр Блок и Чрезвычайная следственная комиссия 1917 г.
Входимость: 2. Размер: 67кб.
Часть текста: Достаточно только вспомнить Андре Шенье, автора «Марсельезы», революционного гимна Франции и Александра Блока, автора поэмы «Двенадцать», поэмы «гибели и воскресения». Первый закончил свой жизненный путь на гильотине. Второй, в вихре революционных дней, стремился услышать еще слабые раскаты приближающейся новой бури. Все дальше отходят от нас события и люди 1917 года. Мы, тем не менее, по прошествии почти 90 лет, вновь и вновь обращаемся к свидетельствам того времени, более внимательно вчитываемся в них, более объективно смотрим на лица тех, кто был творцом или свидетелем этих событий. Выявление новых материалов дает возможность по новому взглянуть на старые, что, в свою очередь формирует более трезвое, не предвзятое мнение. Потребовались годы страданий и лишений, чтобы осознать это. Большое значение в этой связи имеют публикации 20-х годов, появившиеся на страницах эмигрантского издания «Архив русской революции» (далее – АРР). С 1921 по 1937 г. в Берлине вышло 22 тома[1]. В 1991 – 1993 гг. был осуществлен репринтный выпуск всех томов в России. Издателем АРР был Гессен Иосиф Владимирович (1866 – 1943), известный юрист, член ЦК партии кадетов, член второй Государственной думы. В 1919 г. он эмигрировал в Германию, где основал и возглавил в Берлине издательство «Слово»; совместно с В. Д. Набоковым (отцом известного писателя), редактировал газету «Руль». Гессен был автором воспоминаний «В двух веках», вошедшие в состав АРР (т. XXII) и «Годы изгнания: Жизненный отчет» (Париж. 1979). На страницах сборников отложился огромный живой материал. Каждый том АРР преподносил читателям очередную сенсационную...
10. Петроградский священник. О Блоке
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Часть текста: и не был записан. Несколько моих знакомых после вечера памяти Блока, устроенного в январе с. г. Союзом писателей и Большим драмат<ическим> театром по случаю 5-летия смерти поэта 1 , не удовлетворившись поверхностностью докладов о нем и невыразительностью актерской декламации его стихов - кстати, неудачно подобранных, - просили меня дать "введение в творчество поэта", хотя бы в виде примечаний к чтению его стихов. В такой именно форме и было сымпровизировано мое сообщение. Оформить импровизацию, пожалуй, удобнее всего в тезисах, выражающих предпосылки моего подхода к Блоку. Тезирование, впрочем, предполагает неизбежно ущербность мотивировки и аподиктичность стиля. 1. Блок - подлинно великий русский поэт лермонтовского масштаба и стиля - представляет отстоявшуюся (и ныне оставленную) ценность русской культуры. 2. Надлежащую, т. е. единственно-содержательную формулу этой ценности можно найти, лишь вставив изучаемый феномен (творчество поэта) внутрь какой-либо строго монистической системы, правомочной оценивать самое культуру. Современная российская императивность марксизма принудительно наталкивает (в этом ее добро) на необходимость выбора монистической системы мировоззрения, внутри которой надлежит "расставить на свои места" накопленные ценности культуры. Сейчас непосредственно ощутимо, что мир расколот религиозным принципом: антитезис марксизму - только христианство (т. е. православие), религии человекобожия - религия богочеловечества. Наше время обнажило природу спора: tertium non datur 2 . Или - или. Но для последовательного немарксиста non datur и secundum 3 . 3. Монистической системой, правомочной оценивать самое культуру и отдельные феномены, берется философия православия. 4. Генетическая зависимость культуры от культа заставляет искать истоков тем культуры в тематике культа, т. е. в богослужении. В нем - все начала и концы, исчерпывающие совокупность общечеловеческих тем в их чистоте и отчетливости. Культура же, от ...