Поиск по творчеству и критике
Cлово "1972"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Паперный В. М.: Блок и Ницше
Входимость: 3. Размер: 79кб.
2. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 3. Размер: 86кб.
3. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 3. Размер: 73кб.
4. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 3. Размер: 158кб.
5. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 2. Размер: 63кб.
6. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 1
Входимость: 2. Размер: 29кб.
7. Блок А. А. - Белому Андрею, 19 декабря 1910 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
8. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава четвертая
Входимость: 2. Размер: 21кб.
9. Бекетова М.А.: Александр Блок и его мать. Мать Александра Блока. Глава VI
Входимость: 1. Размер: 14кб.
10. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 1. Размер: 161кб.
11. Борисов Леонид: О Блоке
Входимость: 1. Размер: 17кб.
12. Левинтон Г.: Мелочи из запаса моей памяти (Ф. Сологуб, А. Блок, Б. Пастернак)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
13. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 1. Размер: 109кб.
14. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава первая. Период до личной встречи. Кружок Соловьевых
Входимость: 1. Размер: 28кб.
15. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава шестнадцатая
Входимость: 1. Размер: 31кб.
16. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 13кб.
17. Бекетова М. А.: Веселость и юмор Блока
Входимость: 1. Размер: 21кб.
18. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 1. Список условных сокращений
Входимость: 1. Размер: 2кб.
19. Белый А. - Блоку А., 18 февраля/3 марта 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
20. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава четырнадцатая
Входимость: 1. Размер: 25кб.
21. Белый А. - Блоку А., 19 мая /1 июня 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
22. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава третья. Шахматово. 1904-ый год
Входимость: 1. Размер: 18кб.
23. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава третья
Входимость: 1. Размер: 22кб.
24. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Примечания
Входимость: 1. Размер: 4кб.
25. Лавров А.: Письма С. В. Панченко к Блоку. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 23кб.
26. Арсенева К.: Воспоминания о Блоке
Входимость: 1. Размер: 5кб.
27. Бекетова М. А.: О рисунках Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 16кб.
28. Белый А. - Блоку А., конец января 1908 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
29. Реликвии Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 20кб.
30. Блок А. А. - Белому Андрею, 3 января 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
31. Блок А. А. - Белому Андрею, 2 октября 1905 г.
Входимость: 1. Размер: 34кб.
32. Блок А. А. - Белому Андрею, 7/20 декабря 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
33. Белый А. - Блоку А., начало декабря / середина декабря 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
34. Алянский С.: Первая встреча с Александром Блоком
Входимость: 1. Размер: 18кб.
35. Минц З. Г.: Александр Блок (История русской литературы в 4 томах, 1983)
Входимость: 1. Размер: 85кб.
36. Бекетова М. А.: О шахматовской библиотеке
Входимость: 1. Размер: 15кб.
37. Петроградский священник. О Блоке
Входимость: 1. Размер: 53кб.
38. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава седьмая. Встреча и охлаждение. Полемика с Петербургом
Входимость: 1. Размер: 40кб.
39. Магомедова Д.: "Андреевский" пласт в пьесе Блока "Песня Судьбы"
Входимость: 1. Размер: 24кб.
40. Белый А. - Блоку А., 16 февраля/1 марта 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
41. Авраменко А. П.: Блок А. А. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
Входимость: 1. Размер: 34кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Паперный В. М.: Блок и Ницше
Входимость: 3. Размер: 79кб.
Часть текста: необходимое обновление «мира» как «революцию духа», философия Ницше оказалась источником важнейших духовных мотивов 2 . Блок отчетливо осознавал причастность Ницше глубинным изменениям, характеризовавшим культуру начала XX в. 3 , однако его собственное отношение к Ницше было достаточно сложным. Прежде всего, следует указать на отсутствие непосредственной связи с идеями Ницше на ранних этапах творчества Блока. В отличие, например, от А. Белого, «ницшеанство» не играло никакой роли в формировании поэтического сознания Блока. Идеи Ницше входят в творчество Блока только с 1906 г. 4 , т. е. тогда, когда уже прошел период «расцвета» русского «ницшеанства» (1901–1904 гг.). Поэтическая символика Ницше, столь значимая для поэзии Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, Вяч. Иванова, А. Белого и др., Блоком воспринята не была. Принимая и сложно трансформируя некоторые доктрины Ницше, Блок, однако, всегда был далек от приписывания Ницше роли родоначальника символизма, как это делал А. Белый 5 . Изучение реального места и характера блоковских представлений, связанных с Ницше, осложнено тем, что Блок никак не выразил в своих сочинениях, дневниках и письмах понимания философии и личности Ницше как целого. Как это ни странно, для Блока вообще не существовало вопроса о том, как множество отдельных идей Ницше, часто взаимно друг другу противоречащих, согласовать в рамках единой концепции. Для Блока не было ни эволюции Ницще, ни целостной философии Ницше, ни живой личности Ницше...
2. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 3. Размер: 86кб.
Часть текста: Блока эпохи «антитезы»), особую значимость приобретают проанализированные в классической на сегодняшний день работе Д. Е. Максимова [Максимов 1981а: 6-151] мифологемы «судьбы» и «пути», которые в этой новой ситуации довольно отчетливо начинают соотноситься Блоком с проблематикой «общественности». Движение в сторону «общественности» инспирирует критику «интеллигенции» и апологетику «народа», который связывается поэтом с идеей «судьбы». Так, в статье 1906 года «Поэзия заговоров и заклинаний», характеризуя магические практики народной культуры, Блок вводит различие между «судьбой», под знаком которой протекает «народная жизнь», и «случаем», покорившим творческую жизнь интеллигенции: В первобытной душе – польза и красота занимают одинаково почетные места. Они находятся в единстве и согласии между собою; союз их определим словами: прекрасное – полезно, полезное – прекрасно. Это и есть тот единственный истинный союз, который запрещает творить кумиры и который распался в сознании интеллигентного большинства, так что, по слову Вл. Соловьева, «кумир красоты стал так же бездушен, как кумир пользы». Разрыва этого религиозного союза избежал «темный» народ. Вот почему он – наивно, с нашей точки зрения, – творит магические обряды,...
3. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 3. Размер: 73кб.
Часть текста: “любовь” и т. п.), или же как относительный мотив в ряду других мотивов-символов того же рода 1 . Мотив “жизни” превращается в мифопоэтическом символизме начала века в символику “Жизни” с большой буквы, т. е. в центральную для автомифологизации “мифопоэта” категорию судьбы, “живой жизни”, “подвига” или “жизнетворчества”, которая объединяет сферу “логоса”, т. е. “словотворчества” и (нео-) мифологизма, т. е. “мифотворчества”. Все три категории образуют треугольник “творчества”, который реализуется на уровне микрокосмоса как продукт и процесс человеческого “творения”, а на макрокосмическом уровне как постоянное становление творца. Между обеими сферами “творчества” (“творений”) действуют энергетические и имажинарные, т. е. образно-символические силы, объединяющие “realia” и “realiora”, “signans” — “signatum”, здешний мир и “мир иной”, семиотическую и ноуменальную сферу и т. д. Как чистая динамика в смысле “élan vitale”, процесс “живой жизни” тавтологичен, т. е. не имеет логической или практической основы. Он “беспредметен” до такой степени, что “живучесть” как пустая категория действует “как таковая”, как самоценная “интенсивность”. В этом широком смысле символистское “жизнетворчество” является тавтологией в семантическом или, точнее, символическом смысле, где парадоксальным образом сливаются статические признаки (творение, дело-вещь, текст или “книга” жизни, “продукт”, положительные данные, “natura naturata”, онтологическая сфера бытия) и динамические (творческий акт, “creatio [ex nihilo]”, процессуальность, апофатическая “авербальность”,...
4. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 3. Размер: 158кб.
Часть текста: Блок в воспоминаниях современников. Том 2 Указатель имен и названий УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И НАЗВАНИЙ А. А., Александр Александрович — см. Блок А. А. А. А., Александра Андреевна — см. Кублицкая-Пиоттух А. А. А. С— см. Петровский А. С. А. С— см. Сумароков А. Д. Абрам, «Товарищ Абрам» — партийная кличка большевика H. В. Крыленко (1885—1938) — I, 402. Аввакум (1621—1682) — I, 404. Агриппа Неттесгеймский (1486—1535), немецкий мыслитель, медик и оккультист — I, 207, 284. Айзенштадт Давид Самойло- вич (1880—1947), библиофил и букинист — И, 271. Айхенвальд Юлий Исаевич (1872—1928), критик; в 1922 г. выслан из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II,...
5. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: – апогей дружбы Клюева с Сергеем Есениным, подпавшим в ту пору под сильное влияние «старшого брата». Именно теперь, в 1915-1916 годах, новокрестьянское направление в русской литературе принимает отчетливо зримые формы. В Петрограде возникают группы «Краса» и «Страда», где поэты «из народа» (прежде всего Есенин и Клюев) объединяются с «городскими» писателями (Городецкий, Ремизов и другие). Обе группы существовали недолго: сменившая «Красу» «Страда» распалась уже весной 1916 года. 21 октября 1915 года Клюев и Есенин вместе навещают Блока, проводят у него несколько часов (ЗК, 269). В записи от 25 октября 1915 года упомянут вечер в Тенишевском училище, на котором выступали Клюев, Есенин, Городецкий, Ремизов и другие (ЗК, 271). На вечере присутствовал и Блок. В начале февраля 1916 года в Петрограде в издательстве М. В. Аверьянова был выпущен четвертый сборник Клюева – «Мирские думы». На экземпляре книги, подаренном Блоку (книга была получена Блоком 8 февраля, о чем свидетельствует собственноручно сделанная им помета [163]), Клюев написал: «Сладчайшему Брату Александру Блоку автор». Далее следовал ряд «народных речений» (сочиненных, по-видимому, самим Клюевым): Думушка Мирская  Пресвятая –  Ена дыхом воздохнула  Сына Божьево тронула. Из песен каргопольских бегунов Мирская каша гуще. Народная пословица Миром ищите ключи от Царства. От словес старца Стефана Потдубного [164] Мирских умильных думушек В долгий летний день не высказать, В ночь осеннюю не выслухать! Из северных причитов Головой лягать – мух гонять.  Миром думать –...
6. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 1
Входимость: 2. Размер: 29кб.
Часть текста: творческом движении Блока-драматурга. От лирики к театру в собственном смысле слова — так представлял себе свой путь на театре Блок. Между тем в трудах, специально посвященных драматургии Блока, и в опытах обобщенного исследования драматургии русского символизма театральное творчество Блока рассматривалось — вплоть до самых последних лет — как законченный в своем роде опыт субъективно-лирической драматургии, далекой от театра, внутренне чуждой ему. Большая идейно-художественная драма Блока, сложными путями шедшего к отображению в своем творчестве содержания великой исторической эпохи, полной глубоких революционных потрясений, тем самым сводилась к топтанию на месте, к однообразному повторению раз и навсегда выработанных канонов лирико-субъективистского искусства. Подводя итоги своему творчеству, размышляя над тем, каким должен быть окончательный состав его «театра», стоит ли в него включать драму «Песня Судьбы», в дневниковой записи от 7 января 1919 г. Блок определяет логику своего историко-общественного и художественного движения «до 1917 года», этого величайшего в его духовной жизни рубежа, как « верный путь», «путь среди революций» (VII, 355). Этот «путь среди революций», чрезвычайно сложный и противоречивый, по-своему отразился и в театральных исканиях Блока. Можно сказать так, что театральное творчество Блока резче и, быть может, острей, болезненней преломляет общие противоречия идейно-поэтической эволюции автора, чем какой-либо другой из видов блоковской художественной работы. При этом деятельность Блока в области...
7. Блок А. А. - Белому Андрею, 19 декабря 1910 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Часть текста: письмо и итальянскую открытку. В Петербурге трудно и туманно. Живу тихо и жду лучшего. Приезжал Э. К. Метнер 2 . Соловьевский вечер здесь не удался, лучше было бы совсем не устраивать 3 . В Москве, надеюсь, будет лучше и строже 4 . Пиши мне иногда. Часто думаю о Тебе. Я перечитывал "Кубок мятелей" - совсем по-новому; но когда-нибудь буду перечитывать его еще иначе и еще лучше. Я написал Д. С. Мережковскому несколько резких писем. Он отвечал так, что лучше бы и совсем не отвечать 5 . Больше не буду делать попыток к сближению; для меня неприемлем Мережковский; как его сверстники - Розанов и Минский. Бог с ними. Завидую Тебе, что Ты в Италии; впрочем, вероятно, и сам там буду 6 . Хочу списаться об издании с Э. К. Метнером. Мне окончательно ясно, что не надо издавать "Собрания сочинений", а только - "Собрание стихотворений" (3 тома); "Стихи о Прекрасной Даме" разрослись 7 . Да, прибавляются и "Эллины", о которых Ты говорил на вокзале 8 . Люблю Тебя, пиши. Твой Ал. Блок Примечания 1 Ответ на п. 227 и 228. 2 Э. К. Метнер посещал Блока 7 и 9 декабря (см.: Письма к родным, II С. 104, 105); 19 декабря он сообщал Белому: "... главное был дважды у Блока; мы очень, очень сблизились; он прекрасен, другого слова нет <...>" (ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 376). Об их взаимоотношениях см.: Фрумкина Н. А., Флейшман Л. С. А. А. Блок между "Мусагетом" и "Сирином" (Письма к Э. К. Метнеру) // Блоковский сборник, II. Тарту, 1972. С. 385--397; Неизданная переписка А. Блока и Э. К. Метнера / Публикация, предисловие и комментарии А. В. Лаврова // Александр Блок. Исследования и материалы. СПб., 1998. С. 195--223. 3 Подразумевается вечер Литературного фонда в зале Тенишевского училища 14 декабря 1910 г., посвященный десятилетию со дня смерти Вл. Соловьева; на нем Блок впервые прочел свою речь "Рыцарь-монах" (см.: V, 446--454). Более развернутый,...
8. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава четвертая
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Часть текста: Иванова. По вечерам дети играли втроем, но особенного веселья не выходило. Зимой на Невке устроили каток. Саше купили коньки, он быстро выучился кататься, но простужался, и пришлось это оставить. В то время были у него разные домашние занятия, которые ему нравились: выпиливание, разрисовывание майоликовых вещиц, а главное - переплетание книг. Это очень его увлекало. Купили ему станок, позвали солдата-переплетчика, который дал ему несколько уроков, и мальчик выучился переплетать на славу. В семье хранятся переплетенные им книги. Отчим относился к нему равнодушно, не входил в его жизнь. Но Блок проходил как-то мимо этого. Об отношениях отца с матерью он тоже никогда не спрашивал 2 . Между тем мать задумала отдать его в гимназию. Ей казалось, что это будет ему занятно и полезно. Но она ошиблась... На лето приглашен был учитель, студент-юрист Вячеслав Михайлович Грибовский, впоследствии профессор по кафедре гражданского права 3 . Студент оказался веселый и милый, не томил Сашу науками и в свободное время пускал с ним кораблики в ручье возле пруда. В августе 1889 года отправились поступать в гимназию. Впоследствии она была переименована в гимназию Петра I, а в то время она носила название Введенской. Помещается она на Большом проспекте Петербургской стороны, и мать выбрала ее потому, что ходить приходилось недалеко, и на пути не было мостов, а стало быть, меньше шансов для простуды. Грибовский приготовил мальчика в первый класс. Саша выдержал вступительный экзамен, но гимназия и вся ее обстановка произвели на него тяжелое впечатление: товарищи, учителя, самый класс - все казалось ему диким, чуждым, грубым. Потом он привык, оправился, но мать поняла свою ошибку: нельзя было отдавать его в гимназию ...
9. Бекетова М.А.: Александр Блок и его мать. Мать Александра Блока. Глава VI
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: была "Appassionata". Симфоний Бетховена она не понимала. От оркестра требовала она большей звучности и эффектов, и потому бетховенские средства ее не удовлетворяли. Из симфонистов всего ближе ей были Чайковский и Скрябин. Ее поражала и увлекала "Поэма экстаза". Но больше всего чувствовала она 6-ю симфонию Чайковского, находя в ее безысходном отчаянии что-то родственное своей душе. Некоторые мотивы оттуда внезапно возникали в ее мозгу в особенно тяжелые минуты ее жизни. Шопен был ей антипатичен, очень немногие из его пьес ей нравились, большую часть их она находила вычурными, слащавыми и мелкосубъективными. "Все жалуется на свою судьбу, все плачется", - говорила она. Из исполнителей она особенно любила в юности несравненного Ан. Рубинштейна, из певцов - Фигнера, а позднее Ершова. Одним из последних ее впечатлений такого рода было удивительное исполнение Ершовым песни Гаэтана из "Розы и Креста" (муз. Гнесина). Это исполнение ее потрясло. Очень нравилась ей также певица Д'Орлиак, исполнявшая шербачевские романсы на...
10. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 1. Размер: 161кб.
Часть текста: пределами литературы как таковой. Развитие драматических образов совершается средствами, заранее предусматривающими зрелищное воплощение, ремарки менее всего требуют сценической иллюстрации текста — обычно они содержат описание пантомимической игры, в бессловесности которой просвечивает нечто, словом невыразимое, но первостепенно важное для смысла пьесы. Театр дает Блоку возможность представить в формах сценически реализующей себя, зримо действующей структуры тот образ мира, который в его лирике поневоле возникает лишь в мгновенных постижениях. В театре многопланность бытия может быть раскрыта действенно, как противоречие и как синтез одновременно. Блок, несомненно, является одним из наиболее ярких представителей той «авторской режиссуры», которая возникает в драме XX в. в борьбе с однопланностью театра натуралистической традиции. Как драматург и критик Блок принадлежит к числу тех театральных деятелей, для которых искусство изображения человека, прочно вросшего в быт, до конца определяемого и связанного инерцией социальных отношений, было не вполне истинным и полноценным. Его...