Поиск по творчеству и критике
Cлово "1981"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 7. Размер: 73кб.
2. Безродный М. В.: Из комментария к драме Блока "Незнакомка"
Входимость: 5. Размер: 41кб.
3. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 4. Размер: 93кб.
4. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Священная брань"
Входимость: 3. Размер: 33кб.
5. Бекетова М. А.: Веселость и юмор Блока
Входимость: 2. Размер: 21кб.
6. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 7
Входимость: 2. Размер: 27кб.
7. Панченко С. В. - Блоку А., 31 декабря 1902 г. / 13 января 1903 г.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
8. Бобров А. Г.: Блок Александр Александрович (энциклопедия "Слова о полку Игореве", 1995)
Входимость: 2. Размер: 9кб.
9. Базанов В. В.: Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября
Входимость: 2. Размер: 44кб.
10. Блок А. А. - Белому Андрею, 9 апреля 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
11. Мурьянов М. Ф.: Литературный дебют Александра Блока (Стихи о голубиной книге - текст, контекст и подтекст)
Входимость: 1. Размер: 109кб.
12. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава девятая. У второго порога. Блок в Москве
Входимость: 1. Размер: 21кб.
13. Белый А. - Блоку А., 18 или 19 октября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
14. Мережковский Д. С.: Балаган и трагедия
Входимость: 1. Размер: 26кб.
15. Белый А. - Блоку А., 26 ноября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
16. Блок А. А. - Белому Андрею, начало апреля 1905 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
17. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава третья
Входимость: 1. Размер: 22кб.
18. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Примечания
Входимость: 1. Размер: 4кб.
19. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 1. Размер: 51кб.
20. Лавров А.: Письма С. В. Панченко к Блоку. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 23кб.
21. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава восьмая
Входимость: 1. Размер: 42кб.
22. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава одиннадцатая
Входимость: 1. Размер: 36кб.
23. Белый А. - Блоку А., конец ноября 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
24. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Краткая библиография литературно-критических работ П. П. Громова
Входимость: 1. Размер: 10кб.
25. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Комментарии
Входимость: 1. Размер: 6кб.
26. Павлов Ю. М.: Тема Родины в лирике Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 19кб.
27. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 3
Входимость: 1. Размер: 39кб.
28. Белый А. - Блоку А., начало декабря / середина декабря 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
29. Блок А. А. - Белому Андрею, 19 декабря 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
30. Белый А. - Блоку А., апрель-май 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
31. Павлович Надежда: Из "Воспоминаний об Александре Блоке и Николае Гумилёве"
Входимость: 1. Размер: 20кб.
32. Бекетова М. А.: О рисунках Александра Блока
Входимость: 1. Размер: 16кб.
33. Блок А. А. - Белому Андрею, 20 ноября 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
34. Белый А. - Блоку А., 10 января (н. ст.) 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
35. Иванов-Разумник Р. В.: Испытание в грозе и буре
Входимость: 1. Размер: 80кб.
36. Блок А. А. - Белому Андрею, 1 августа 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
37. Блок А. А. - Белому Андрею, 15 ноября 1912 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
38. Грякалова Наталия , Иванова Евгения: Записные книжки Александра Блока без купюр
Входимость: 1. Размер: 76кб.
39. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава девятая. У второго порога. В глухом ресторанчике
Входимость: 1. Размер: 39кб.
40. Авраменко А. П.: Блок А. А. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
Входимость: 1. Размер: 34кб.
41. Бекетова М. А.: О шахматовской библиотеке
Входимость: 1. Размер: 15кб.
42. Белый А. - Блоку А., 20 марта 1913 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
43. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. На перевале
Входимость: 1. Размер: 29кб.
44. Пустыгина Н.: "Тургеневские истоки" концепции творчества А. А. Блока
Входимость: 1. Размер: 35кб.
45. Белый А. - Блоку А., конец октября 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 19кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 7. Размер: 73кб.
Часть текста: А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие) КОНЦЕПЦИИ “ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА” В РУССКОМ СИМВОЛИЗМЕ НАЧАЛА ВЕКА “Жизнетворчество” в декадентстве и мифопоэтическом символизме В поэзии символистов мотив “жизни” мифологизируется, т. е. выступает как самостоятельная (нео-)мифологема или родовое понятие, объединяющее в себе смежные мотивы-символы (“путь”, “видение”, “ожидание”, “перерождение”, “надежда”, “любовь” и т. п.), или же как относительный мотив в ряду других мотивов-символов того же рода 1 . Мотив “жизни” превращается в мифопоэтическом символизме начала века в символику “Жизни” с большой буквы, т. е. в центральную для автомифологизации “мифопоэта” категорию судьбы, “живой жизни”, “подвига” или “жизнетворчества”, которая объединяет сферу “логоса”, т. е. “словотворчества” и (нео-) мифологизма, т. е. “мифотворчества”. Все три категории образуют треугольник “творчества”, который реализуется на уровне микрокосмоса как продукт и процесс ...
2. Безродный М. В.: Из комментария к драме Блока "Незнакомка"
Входимость: 5. Размер: 41кб.
Часть текста: 1 Исследователи творчества Блока располагают ценнейшей в источниковедческом отношении базой: значительная часть библиотеки писателя уцелела и сосредоточена, почти вся, в одном хранилище — библиотеке Пушкинского Дома 1 . Еще в 1940-х гг. к изучению этих книг приступил Д. Е. Максимов, а в 1981 г. увидела свет его фундаментальная работа о блоковских пометах на сочинениях Вл. Соловьева 2 , значение которой, как это было в случае с другими его публикациями — «Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока» и «О мифопоэтическом начале в лирике Блока», предстоит оценить не одним блоковедам только. Не ограничиваясь задачами дескриптивного характера, исследователь тонко проанализировал психологию и «стиль» блоковского чтения и предложил ряд остроумных и продуктивных толкований индивидуальной символики его маргиналий. Предпринятое Д. Е. Максимовым типологическое исследование помет Блока в аспекте их систематизации по сходству «означающего» (поиск стабильных значений у тех или иных знаков — нотабен, «птичек», крестов различной конфигурации и пр.) вне всяких сомнений должно быть продолжено. Представляется также, что его будет полезно дополнить разысканиями, нацеленными на систематизацию помет по сходству «означаемого» (поиск общих значений у тех или иных акцентируемых текстовых фрагментов независимо от вида маргиналий). В общем массиве могут быть выделены, например, пометы «эмпатического» характера: при чтении мемуарной и критической литературы о деятелях культуры...
3. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 4. Размер: 93кб.
Часть текста: случайный» Дальше – еще не припомню – и дальше как будто оборвано. «Нет, не мигрень, – но подай карандашик ментоловый» Что ж пророчит странная песня? «Роза и Крест» Ты зовешь или пророчишь? «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» Открой мои книги: там сказано всё, что свершится. «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки» Осенью 1913 года Александр Блок работал над поэтическим циклом «О чем поет ветер», который был завершен в памятном августе 1914-го и опубликован с посвящением Л. Д. Блок в марте 1915-го в «Русской мысли». Той же весной 1915 года поэт готовил новое собрание своих стихотворений для издательства «Мусагет». В этом поэтическом трехтомнике, вышедшем в 1916 году, недавно написанный цикл стал финалом третьего тома, а заключительное стихотворение «Ветра», «Было то в темных Карпатах» – последним стихотворением «трилогии вочеловечения», своего рода итогом, «последним» или почти «последним словом» Блока: как в «Русской мысли», так и в третьем томе второго «мусагетовского» собрания «Карпаты» печатались с откровенно полемическим...
4. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Священная брань"
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Часть текста: в сером и гнилом тумане,Увяла плоть, и дух погас,И ангел сам священной брани,Казалось, отлетел от нас: Там – распри кровные решаютДипломатическим умом,Там – пушки новые мешаютСойтись лицом к лицу с врагом,Там – вместо храбрости – нахальство,А вместо подвигов – «психоз»,И вечно ссорится начальство,И длинный громоздкой обозВолочит за собой команда,Штаб, интендантов, грязь кляня,Рожком горниста – рог РоландаИ шлем – фуражкой заменя…[Блок V, 24-25] В предыдущей главе я попытался продемонстрировать, что упоминание «дипломатического ума», которым решают «кровные распри», а также «новых пушек» восходит к парафразам «Будущей войны» варшавского банкира И. С. Блиоха, с которыми Блок познакомился, слушая лекцию П. Н. Милюкова, посвященную вопросам международного разоружения (эту лекцию, как уже отмечалось, Блок посетил 22 марта 1911 года и упомянул о ней в предисловии к поэме в 1919-м). С парафразами исследования Блиоха у Милюкова я связывал блоковское представление о «гуманном» XIX столетии, выбравшем путь дипломатии, а не войны, отказавшемся от прямого боестолкновения («Там – пушки новые мешают…») и забывшем о былых рыцарских доблестях («рог Роланда»). Отнюдь не дезавуируя выводы предыдущей главы, попытаюсь тем не менее скорректировать и дополнить приведенные там наблюдения. Думается, что ключевым вопросом для понимания данного фрагмента является семантика «священной брани». Комментаторы академического собрания сочинений Блока, поясняя эти строки, сконцентрировались на образе воинственного ангела, обратив внимание читателя на библейские тексты – Апокалипсис (Откр. VIII. 13) и...
5. Бекетова М. А.: Веселость и юмор Блока
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Часть текста: погруженном в заоблачные миры. Ведь то было время "Стихов о Прекрасной Даме". Познакомившись с Блоком, А. Белый узнал его с новых сторон, но кажется мне, что при всей тонкости его проникновений в душу Блока и при всей духовной близости обоих поэтов он так и не увидел в Блоке того, что особенно бросалось в глаза в интимном кругу. Блок был прежде всего ребенок - простодушный, невинный и милый. В своей речи о символизме, прочитанной в Обществе ревнителей художественного слова (8 апреля 1910 г.), он поставил такую программу: "Художник должен быть трепетным в самой дерзости, зная, чего стоит смешение искусства с жизнью, и оставаясь в жизни простым человеком". Этот завет свой он и исполнил. Он был в жизни простым человеком. "Но есть неистребимое в душе, там, где она младенец", - говорит он в другом месте той же речи. В его душе это "неистребимое" было особенно сильно и проявлялось и в ясности его улыбки, и в уменье радоваться всяким житейским пустякам, а...
6. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 7
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Часть текста: в «большую русскую литературу» – таково было желание Блока, которое он в 1908-1909 годах деятельно старался осуществить. Он пропагандировал имя Клюева в столичных литературных салонах, защищал его от нападок со стороны Мережковских, Розанова и других, пытался привлечь своего деревенского корреспондента к сотрудничеству в таких изданиях, как, например, «Русская Мысль». Не без участия Блока завязываются и отношения Клюева и С. М. Городецкого, который начиная 1911 года энергично покровительствует олонецкому поэту. Однако решающее значение для литературной карьеры Клюева имело его начавшееся в 1910 году – также благодаря Блоку – сближение с И. П. Брихничевым. Священник, лишенный права священное лужения за пропаганду своих неортодоксальных, «протестантских» идей, Брихничев в те годы считал своей основной задачей духовное просвещение русского народа. Он примыкал к тем представителям российского духовенства, которые были – в той или иной степени – захвачены революционной волной и стремились излагать свои религиозные убеждения в доступной для «простого народа» форме социальных требований. Эти священники выступали против государственности и официального православия, против имущественного неравенства и духовного гнета, призывали к осуществлению древних христианских заветов и установлению «царства Божия» на земле. В годы первой русской революции и после нее брожение...
7. Панченко С. В. - Блоку А., 31 декабря 1902 г. / 13 января 1903 г.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: Вы пишете, что у Вас там все серьезно и деятельно ищут 32 . И вот те, кто серьезно и деятельно теперь ищут, — ничего не найдут. Уже потому, что, Вы говорите, они не верят друг другу. Уже одно это помешает им — ищущим — что-либо найти. В этом неверении лежит подозрительность. А подозрительность показывает слабый ум. И не слабому уму дано будет найти. Сильный ум не недоверяет. Он во все верит. В идею, мысль поверит, т. е. вернее доверит ей, раскроет природу ее и постановит: хорошо ли, плохо ли; надо или не надо. Заметьте. Не критикует, а раскроет природу. Критикуют, — критиканствуют, — недоучи, слабые или лакеи чужой мысли. Ищущие там у Вас еще и потому ничего не найдут, что им искать (да и всем) нечего. То, что они ищут, — тут, около них. Житейское — у ног их, а духовное — в них самих. Надо только посмотреть около себя близко, низко и прислушаться внутрь себя, — и тогда сразу всякому все, говорю: все — станет ясно. Но, так как ищущие вытягивают напряженно шеи и глядят в даль; запрокидывают головы и глядят вверх, то искомое ими никогда не попадет в луч их...
8. Бобров А. Г.: Блок Александр Александрович (энциклопедия "Слова о полку Игореве", 1995)
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Часть текста: ист. явлений и событий позволяют исследователям говорить о полигенетичности блоковских цитат и реминисценций, дающих отсылку одновременно к нескольким различным контекстам (см.: Минц З. Г. Функция реминисценций в поэтике А. Блока // Тр. по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 6. С. 402 и след.; Паперный В. К вопросу о поэтическом механизме... С. 60—69 и др.). В связи с этим обращения Б. к тексту С. не всегда могут быть однозначно выделены в его произведениях. В ряде случаев, однако, исследователям удалось обнаружить прямое использование Б. текста памятника. Первое по времени такое обращение Б. к С. относится к 1907 («Зачатый в ночь, я в ночь рожден...» — 2. 131): «... Что мне поет? Что мне звенит? Иная жизнь? Глухая смерть?» (ср.: «Что ми шумить, что ми звенить давечя рано предъ зорями?» С. 18; см.: Stellecky V. I. A. A. Blok... S. 563; Левинтон Г. А. , Смирнов И. П. «На поле Куликовом»... С. 77—78 и др.). Как отметил Смирнов, здесь цитата из С. превращает авторский текст «в одну из реализаций вечной темы загадок бытия» ( Смирнов . Цитирование... С. 255) Наиболее подробно рассмотрено исследователями соотношение блоковского цикла «На поле Куликовом» со С., « Задонщиной », « Сказанием о Мамаевом побоище » (работы Н. Н. Евреиновой, В. И. Стеллецкого, Левинтона и Смирнова и др.). Созданный Б. в 1908 цикл «На поле Куликовом» (5 стихотворений; 3. 249—253) использует памятники древнерус. лит-ры наряду с фольклорными текстами. Евреинова, рассматривавшая «На поле Куликовом» в сопоставлении главным образом со «Сказанием о Мамаевом побоище», обнаружила три случая использования поэтом С.: «закат в крови» у Б. восходит к тексту «кровавыя зори светъ поведаютъ» (С. 12); «освежила пыльную кольчугу на моем плече» — к тексту «утру...
9. Базанов В. В.: Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Часть текста: взаимоотношения) Под острым впечатлением с некоторым опозданием дошедших до Крыма известий о неожиданной кончине Александра Блока и почти одновременно произошедшей трагической гибели Николая Гумилёва Максимилиан Волошин 12 января 1922 г. написал стихотворение «На дне преисподней» с его горькими, поистине трагедийными строками: С каждым днем все диче и все глуше Мертвенная цепенеет ночь. Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит: Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь. Темен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца — Русь! И на дне твоих подвалов сгину, Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! 1 Придавая стихотворению обобщенно-символический характер, поэт просто посвятил его «памяти А. Блока и Н. Гумилёва», вовсе не пытаясь хоть в какой-то мере передать здесь свое личностное отношение к столь внезапно ушедшим в беспредельность вечности поэтам, не слишком частые в прошлом, но весьма подчас насыщенные различными событиями встречи Волошина с которыми оставили — при всей их краткости — достаточно заметный след не только в...
10. Блок А. А. - Белому Андрею, 9 апреля 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: был и откуда идешь" 4 . Мне было за это время действительно ужасно скверно (см. прилагаемые стихи). Я до такой степени "пожелал ругаться среди лапчатых листьев" 5 , что оставил в душе своей какой-то горький осадок от метания стрел в позитивистов; "голосил низким басом" 6 , за что и был окачен, но не светопенным потоком 7 , а... совершенным равнодушием. Не раз палил из 12-дюймовой пушки по трясогузкам. "Запалился", как старая кляча, так что должен собственно ехать теперь по железной дороге в обществе "8-ми лошадей" (что, впрочем, гораздо приятнее "40-ка человек" 8 ). Обнимаю Тебя крепко, милый друг. Благодарим Тебя с Любой за посвященные нам с Любой стихи 9 . Пожалуйста, передай наши приветствия Твоей маме. - Знаешь, я до сих пор не знаю, что делать с "Грифом". Как Ты думаешь, издавать мне стихи, или подождать? Мне и хочется и нет, и как-то не имею собственного мнения на этот счет 10 . Преданный и любящий Тебя Ал. Блок I Я восходил на все вершины, Смотрел в иные небеса, Мой факел был и глаз совиный, И утра Божия роса. За мной! За мной! Ты молишь взглядом, Ты веришь брошенным словам, Как будто дважды чашу с ядом Я поднесу к своим губам! О, нет! Я сжег свои приметы, Испепелил свои следы! Все, что забыто, недопето, - Не возвратится до Звезды! - До Той Звезды, Которой близость Познав, - сторицей отплачу За все величие и низость, Которых тяжкий груз влачу! 11 II Мой любимый, мой князь, мой жених, Ты печален в цветистом лугу. Павиликой средь нив золотых Завилась я на том берегу. Я ловлю твои сны налету Бледно-белым...