Поиск по творчеству и критике
Cлово "1899"
Входимость: 12. Размер: 40кб.
Входимость: 8. Размер: 122кб.
Входимость: 7. Размер: 47кб.
Входимость: 6. Размер: 30кб.
Входимость: 5. Размер: 58кб.
Входимость: 4. Размер: 15кб.
Входимость: 4. Размер: 78кб.
Входимость: 4. Размер: 73кб.
Входимость: 4. Размер: 99кб.
Входимость: 4. Размер: 3кб.
Входимость: 4. Размер: 110кб.
Входимость: 3. Размер: 2кб.
Входимость: 3. Размер: 24кб.
Входимость: 3. Размер: 158кб.
Входимость: 3. Размер: 79кб.
Входимость: 2. Размер: 1кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 78кб.
Входимость: 2. Размер: 76кб.
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Входимость: 2. Размер: 22кб.
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Входимость: 2. Размер: 173кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 81кб.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Входимость: 2. Размер: 86кб.
Входимость: 2. Размер: 1кб.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Входимость: 2. Размер: 109кб.
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Входимость: 2. Размер: 142кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 93кб.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 12. Размер: 40кб.
Часть текста: в свет первой книги стихов Сергея Михайловича Соловьева (1885-1942) "Цветы и ладан" (М., 1907) предшествовало около десяти лет поэтического творчества. Ранние стихотворные опыты Соловьева лишь в незначительной части были доведены до печати, большинство их осталось в рукописи 1 , - что и не удивительно, поскольку в большинстве своем эти отроческие и юношеские пробы пера были ученическими упражнениями, попытками писать под воздействием поэзии высоко почитаемого дяди, Владимира Соловьева, и пока еще никому, кроме близких родственников и знакомых, не ведомых стихов троюродного брата, Александра Блока. И тем не менее, поэтические опыты Соловьева-гимназиста, при всем художественном несовершенстве, отражают в себе картину духовного становления автора, погружают в атмосферу подлинных переживаний, во многом созвучных тем, которые нашли свое воплощение в "Стихах о Прекрасной Даме". Хотя Сергей Соловьев был на пять лет моложе Блока, эта возрастная разница не помешала их дружескому сближению: Блок едва ли не до поры студенчества сохранял в себе инфантильные черты, а Соловьев, напротив, в своем развитии опережал многих сверстников 2 . Характерно, что первая значимая для обоих встреча в Шахматове летом 1896 г. сопровождалась "литературной" проекцией: Блок привлек Соловьева к участию в своем рукописном журнале "Вестник" 3 и поместил в нем несколько его детских сочинений. Закономерным продолжением этого со-творчества стало появление стихотворений Соловьева в тетрадях Блока, содержавших беловые автографы его...
Входимость: 8. Размер: 122кб.
Часть текста: 2, с. 70) Наука о творческом наследии А. Блока представлена крупными монографическими исследованиями, не свободными однако от попыток поместить поэта в прокрустово ложе идеологических убеждений. К сожалению, религиозно-философский аспект не получил в них достаточного развития. Михаил Бахтин, признавая продуктивность такого совмещённого, литературно-философского подхода, писал: «Вообще должно сказать, что эстетика словесного творчества много бы выиграла, если бы более ориентировалась на общую философскую эстетику, чем на квазинаучные генетические обобщения истории литературы; к сожалению, приходится признаться, что важные явления в области общей эстетики не оказали ни малейшего влияния на эстетику словесного творчества, существует даже какая-то наивная боязнь философского углубления; этим объясняется низкий уровень проблематики нашей науки». Писать об Александре Блоке сегодня более, чем сложно. Но писать о нём давно пора, и писать - по-другому. Ассоциации, связанные с А. Блоком, как водится, образуют сложные переплетения, включающие так называемый "серебряный век", символизм, Прекрасную Даму, поэму "Двенадцать". Достаточно долго мы имели под рукой одномерный подход к А. Блоку как...
Входимость: 7. Размер: 47кб.
Часть текста: серый нелюдим... Толпа кричит — я хладен бесконечно, Толпа зовет — я нем и недвижим. (23 февраля 1899 года) Этот индивидуализм имеет мрачный, упадочный характер: Я стар душой. Какой-то жребий черный — Мой долгий путь. Тяжелый сон, проклятый и упорный, Мне душит грудь. (6 июня 1899 года). Или: Каждый вечер, лишь только погаснет заря, Я прощаюсь, желанием смерти горя, И опять, на рассвете холодного дня, Жизнь охватит меня и измучит меня! (3 декабря 1899 года) Одиночество — настойчиво повторяющаяся тема стихотворений этого периода: Не доверяй своих дорог Толпе ласкателей несметной: Они сломают твой чертог, Погасят жертвенник заветный. Все духом сильные одни Толпы нестройной убегают, Одни на холмах жгут огни. Завесы мрака разрывают. (25 июня 1900 года) Этот мрачный индивидуализм подчеркивается еще и тем, что лирический образ поэта рисуется Блоком в обстановке совершенно необычайной, далекой от обыденной действительности, на фоне очень скупо обозначенной природы. В стихотворениях нет ни реальных жизненных ситуаций, ни встреч с людьми; перед читателем — какой-то туманный и неясный, холодный и чуждый мир, скорее луна, чем земля. Душа молчит. В холодном небе Все те же звезды ей горят. Кругом о злате иль о хлебе Народы шумные кричат... Она молчит, — и внемлет крикам, И зрит далекие миры, Но в одиночестве двуликом Готовит чудные дары,...
Входимость: 6. Размер: 30кб.
Часть текста: 1903 г. Блок А. Л. - Блоку А. А., январь — февраль 1904 г. Блок А. Л. - Блоку А. А., ноябрь 1904 г. Блок А. Л. - Блоку А. А., 23 марта 1905 г. Блок А. Л. - Блоку А. А., январь 1908 г. Блок А. Л. - Блоку А. А., 31 мая 1908 г. Письма Андрея Белого: Белый А. - Блоку А., 4 января 1903 г. Белый А. - Блоку А., 6 января 1903 г. Белый А. - Блоку А., 15 января 1903 г. Белый А. - Блоку А., 19 января 1903 г. Белый А. - Блоку А., 27 января 1903 г. Белый А. - Блоку А., 24 или 25 февраля 1903 г. Белый А. - Блоку А., 5 марта 1903 г. Белый А. - Блоку А., 6 или 7 апреля 1903 г. Белый А. - Блоку А.,9 мая 1903 г. Белый А. - Блоку А., 10 июня 1903 г. Белый А. - Блоку А., 14 июля 1903 г. Белый А. - Блоку А., 19 августа 1903 г. Белый А. - Блоку А., 23 сентября 1903 г. Белый А. - Блоку А., 24 или 25 октября 1903 г. Белый А. - Блоку А., начало ноября 1903 г. Белый А. - Блоку А., до 10 ноября 1903 г. Белый А. - Блоку А., первая половина ноября 1903 г. Белый А. - Блоку А., конец ноября 1903 г. Белый А. - Блоку А.,...
Входимость: 5. Размер: 58кб.
Часть текста: прыгал на столе и на кресле и, стоя на подоконнике, поддерживаемый кем-нибудь из домашних, дожидался, пока ударит пушка. А весной смотрел на Неву, следя за яликами, барками и пароходами. Войдешь, бывало, в эту комнату в солнечный день и увидишь яркую полосу синей Невы, сверкающую из-под белой маркизы, а на окне — веселый, розовый мальчик и при нем кто-нибудь из взрослых. Все жители ректорского дома принимали Сашу с распростертыми объятиями. В дедушкином кабинете, тоже выходившем окнами на Неву, он подолгу сидел на ковре и рассматривал картинки в больших томах Бюффона и Брэма 2 . Много бегал Саша по комнатам обширного ректорского дома, особенно наверху, в длинной, светлой зале, и не раз опускался и поднимался по теплой внутренней лестнице, устланной ковром, которая соединяла два этажа. Вставал он рано, как все дети, и успевал утром и погулять и поиграть. В хорошую погоду он гулял еще среди дня, после 2-х часов. Его водили чаще всего по солнечной Университетской набережной, а весной и осенью в университетский...
Входимость: 4. Размер: 15кб.
Часть текста: зори, зори" 25 Чтобы понять тонус встречи моей с А. А. Блоком, естественно вызвать веяния, которые проносились в те годы над нами. Для многих стиль нового века разительно отличался от века отшедшего; так: в 1898 и в 1899 годах прислушивались к перемене ветров психической атмосферы; до 1898 дул северный ветер под сереньким небом. "Под северным небом" 26 - заглавие книги Бальмонта; оно - отражает кончавшийся девятнадцатый век; в 1898 году - подул иной ветер; почувствовали столкновенье ветров: северного и южного; и при смешенье ветров образовались туманы: туманы сознания. В 1900--1901 годах очистилась атмосфера; под южным ласкающим небом начала XX века увидели мы все предметы иными; Бальмонт уже пел, что "Мы будем, как солнце" 27 . А. Блок, вспоминая те годы впоследствии строчкой "И - зори, зори, зори", охарактеризовал настроение, охватившее нас; "зори", взятые в плоскости литературных течений (которые только проекции пространства сознания), были зорями символизма, взошедшими после сумерек декадентских путей, кончающих ночь пессимизма, девятисот-десятники обозначали первые грани, которые отделили их о! декадентов философии Шопенгауэра 28 ; скептический иллюзионизм Бодлера 29 не тешил; и сам Метерлинк не казался уже выразителем идеалов и вкусов. До того - действовали: Шопенгауэр, Ибсен 30 и Чехов; "Привидениями" 31 висели: наследственность, рок; и "Слепыми" 32 бродили мы в кантовых познавательных формах; глашатаем мироощущения этого креп только Брюсов, выразивший ощущение в последующих годах: Так путник посредине луга, Куда бы он ни кинул взор, Всегда пребудет в центре круга; И будет замкнут кругозор 33 . Прежде крепли творения Чехова; Нина Заречная {Черная "Чайка".} декламировала невнятицу; да - унывал "Дядя Ваня" с Бальмонтом, ушедшим и туманы кувшинок и в шепоты камышей; чайки реяли: Чайка, серая чайка с печальными криками носится Над равниной, покрытой тоской 34 . Злая нежить ...
Входимость: 4. Размер: 78кб.
Часть текста: выражению, т. е. отчетливо знать, что вот здесь, например, должна кончиться ясность; и - выступает из-под нее темный смысл (для рассудка) - все же ясный, когда мы положим его в наше сердце, и он в нашем сердце заленится процветающим образом; выжидать, чтобы образ созрел, не кромсать его в сердце рассудочными определениями, - это значит: быть ясным. Блок - наш национальный поэт; его участь - всем нравиться без объяснения, чем он нам нравится; объяснения - периферичны; и понимание умом не покрывает глубины сердечного взятия; Пушкин понравится 12-летнему гимназистику: и ему, уже ставшему сорокалетним; сорокалетний, быть может, впервые, сознает природу поэзии Пушкина; но - так ли сознает, как гимназистик? Многие не пережили вторичного соприкосновения с поэтами; и - остаются при "гимназическом" понимании поэзии их; все оценки, диктуемые таким пониманием, - плоски; не убраны здесь предрассудки сознания; не попадает поэт в наше сердце. Поэтому нам надо подставить, как чашу, сознание наше; и ждать, иногда очень долго, чтобы струя его жизни действительно пролилась в нас; поэт должен в нас пережить себя; мы должны наблюдать "его" жизнь в нашем сердце; на основании лишь такого конкретного наблюдения из нас прорастают суждения о музе его. Понять Гете - понять связи "Фауста" со световою теорией 18 ; понять Блока - понять связь стихов о "Прекрасной Даме" с "Двенадцатью"; вне этого понимания - Блок партийно раскромсан и разве что отражается и однобокой политике, которую он сам называет "маркизовой лужей". Не отдать Блока "луже" -- пройти в его мир, где один за другим из ствола поэтической жизни, как ветви, росли его мифы; и тут упираемся мы в первообраз его: тут "Прекрасная Дама" встает. Все, написанное о Ней - полно пошлости, плоскости; видеть в Ней стиль и романтику средних веков, после смытую реальными, гражданскими темами, -...
Входимость: 4. Размер: 73кб.
Часть текста: “Жизни” с большой буквы, т. е. в центральную для автомифологизации “мифопоэта” категорию судьбы, “живой жизни”, “подвига” или “жизнетворчества”, которая объединяет сферу “логоса”, т. е. “словотворчества” и (нео-) мифологизма, т. е. “мифотворчества”. Все три категории образуют треугольник “творчества”, который реализуется на уровне микрокосмоса как продукт и процесс человеческого “творения”, а на макрокосмическом уровне как постоянное становление творца. Между обеими сферами “творчества” (“творений”) действуют энергетические и имажинарные, т. е. образно-символические силы, объединяющие “realia” и “realiora”, “signans” — “signatum”, здешний мир и “мир иной”, семиотическую и ноуменальную сферу и т. д. Как чистая динамика в смысле “élan vitale”, процесс “живой жизни” тавтологичен, т. е. не имеет логической или практической основы. Он “беспредметен” до такой степени, что “живучесть” как пустая категория действует “как таковая”, как самоценная “интенсивность”. В этом широком смысле символистское “жизнетворчество” является тавтологией в семантическом или, точнее, символическом смысле, где парадоксальным образом сливаются статические признаки (творение, дело-вещь, текст или “книга” жизни, “продукт”, положительные данные, “natura naturata”, онтологическая сфера бытия) и динамические (творческий акт, “creatio [ex nihilo]”, процессуальность, апофатическая “авербальность”, “natura naturans”, беспредметность, чистое становление, “Werden”). Для декадента “жизнь человека” является эстетической категорией. Иными ...
Входимость: 4. Размер: 99кб.
Часть текста: мотивы ШЕКСПИРОВСКИЕ МОТИВЫ Теперь, после того, как мы попытались охарактеризовать эстетическую систему и эволюцию символизма в целом, нам предстоит вернуться к началу творческого пути Блока, чтобы понять, как складывались его взаимоотношения с театром и как его театр соотносился с символистскими идеями обновления сцены и, затем, самой жизни. Блок — драматург и театральный деятель начинается созданием «лирических драм». С этого момента, т. е. с 1906 г., влияние Блока на театральную жизнь современности может быть прослежено в самых различных направлениях. Но «лирические драмы» одновременно и завершают собой довольно длительный период жизни Блока, окрашенный всесторонне проявляющимся интересом к театру. Биографы Блока никогда не забывают отметить, что он в юности сильно увлекался театром, много выступал на любительской сцене. «Внешним образом готовился я тогда в актеры», — напишет Блок позднее. Внутренне же происходил сложный процесс формирования личности и поэтического сознания Блока. На рубеже века молодой Блок впервые начинает задумываться на общие исторические и философские темы. В ощущении наступающей эпохи, как «переходной», как времени действия, а не «созерцания», определяется его отношение к смыслу и цели собственного существования. Многое для Блока переживалось, уяснялось и шло от театра и через театр. Дело не только в том, что сценическое искусство, с такой силой захватившее Блока, расширяло его эмоциональный опыт, сталкивало его с глубокими и резко выявленными...
Входимость: 4. Размер: 3кб.
Часть текста: всяком случае могу быть лишь доволен непосредственными сообщениями и за нынешний семестр послать (примерно) 250 рублей, из коих попросил бы перед Р. X. передать с 15 Бабушке — на свойственные ей обычные домашние подарки от меня; сочтусь с Тобою в следующем полугодии, когда, б<ыть> м<ожет>, и опять приеду в П<етер>бург (на Пасхе или раньше). Если соберешься до тех пор писать мне, то полезно было бы осведомить и о т<ак> н<азываемых> «практических занятиях» — особ<енно> по госуд<арственному> праву, издавна отбившему меня от разных, в частности почтовых «практик», требующих утреннего времени и даже соотв<етствующего> «настроения». Благодарю и Твою Маму за известия. Желаю всего лучшего и остаюсь душевно преданным отцом. С прогулки мог бы Ты когда-нибудь зайти (во избежание «односторонности») и к Гардерам: [12] они всегда интересуются учебными, а также театральными делами, да и родственниками всех возрастов, с которыми там встретишься. Здесь «тягостный ярем до гроба все влекут», но «гонят лени сон угрюмый» [13] и т. д. 28 сентября 1899 г. Примечания 10. Письмо на трех отрезных купонах денежного перевода (250 р.). 11. Речь идет об Ариадне Александровне Блок, матери А. Л. Блока, жившей в семье Качаловых. 20 сентября 1899 г. Блок писал отцу: «Бабушка передала мне о Вашем желании получить от меня письмо в том случае, если мне понадобятся деньги» («Письма к родным», I, с. 46). Далее он сообщает о необходимых расходах и обращается с просьбой дослать 50 р. к тем 350 р., которые в текущем ...