Поиск по творчеству и критике
Cлово "1940"
Входимость: 12. Размер: 10кб.
Входимость: 10. Размер: 158кб.
Входимость: 6. Размер: 98кб.
Входимость: 3. Размер: 62кб.
Входимость: 2. Размер: 30кб.
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 88кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Входимость: 1. Размер: 80кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 73кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 78кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 12. Размер: 10кб.
Часть текста: 1. Юрий Крымов. Очерк творчества. Л., 1956. 2. Герой и время. Статьи о литературе и театре. Л., 1961. 3. А. Блок, его предшественники и современники. М. -Л., 1966. 4. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души». Л., 1971. 5. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977. МОНОГРАФИЧЕСКИЕ СТАТЬИ-ОЧЕРКИ 6. Н. С. Лесков. Очерк творчества. — В кн.: Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 11-ти т. М., 1956, т. 1, с. V – IX (в соавторстве с Б. М. Эйхенбаумом). 7. Творческий путь Ольги Форш. — В кн.: Форш О. Д. Сочинения в 4-х т. Л., 1956, т. 4, с. XI – XLVIII. 8. М. Л. Слонимский. Очерк творчества. — В кн.: Слонимский М. Л. Избранные произведения. Л., 1958, т. 1, с. III – XLVIII. 9. Аполлон Григорьев. — В кн.: Ап. Григорьев. Избранные произв., Л., 1959, с. 5 – 78. 10. А. А. Фет. — В кн.: А. А. Фет. Стихотворения. М. -Л., 1963, с. 5 – 88. 11. Каролина Павлова. — В кн.: К. К. Павлова. Полное собрание стихотворений. М. -Л., 1964, с. 5 – 72. 12. М. М. Зощенко. Очерк творчества. — В кн.: М. М. Зощенко. Избранные произведения. М. -Л., 1968, т. 1, с. 3 – 46. 13. Ранняя режиссура Вс. Э. Мейерхольда. — В сб.: У истоков режиссуры. Л., 1976, с. 138 – 180. 14. Поэтический театр Александра Блока. — В кн.: Александр Блок. Театр. Л., 1981, с. 5 – 56. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ 15. «Этюды о советской литературе» (о книге В. Перцова). — Звезда, 1938, № 5. с. 256 – 262. 16. Две поэмы К. Симонова. — Звезда, 1939, № 2, с. 228 – 230. 17. О книге А. Гурвича «В поисках героя». — Звезда, 1939, № 2, с. 215 – 221. 18. Драма Д. Б. Пристли «Опасный поворот» и проблема реализма в драматургии. — Звезда, 1939, № 4, с. 148 – 158. 19. Маяковский и Блок. — Резец, 1939, № 8, с. 16...
Входимость: 10. Размер: 158кб.
Часть текста: — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун Северной области и директор Большого драматического театра — II, 338, 408. Андреева-Дельмас (ур. Тишинская) Любовь Александровна (1879—1969), оперная артистка, возлюбленная и близкий друг Блока — II, 96, 102, 171, 355, 408. Andrieu — Андрие Шарль (1845—1910), артист франц. драм. труппы в Петербурге (с 1875 г.) — I, 56, 57. Андрюша — см. Кублицкий- Пиоттух А. А. Аничков Евгений Васильевич (1866—1937), литературовед и критик; после Октября в эмиграции — I, 331, 336, 378, 386, 387, 393, 438; II, 65, 103, 407, 409. Аничкова (ур. Авинова) Анна Митрофановна...
Входимость: 6. Размер: 98кб.
Часть текста: в Смольном совещание представителей литературно-художественной интеллигенции, чтобы обсудить вопрос об участии в культурном строительстве. На призыв Советского правительства откликнулись всего несколько человек. Среди них были Александр Блок и Владимир Маяковский. На вопрос анкеты: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?»,—Блок ответил в январе 1918 г.: «Может и обязана» (VIII, 236) 1 . В протоколе собрания уполномоченных Союза деятелей искусств, которое происходило в ноябре 1917 г., зафиксировано следующее высказывание Маяковского: «Нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт» (12, 215) 2 . Блок и Маяковский закономерно оказались по одну сторону баррикад. Революция! была для них осуществлением давней мечты о разрушении мира капитализма. Черты небывалого в истории переворота впервые были воплощены в «Двенадцати» и «Скифах», в «Оде революции» и «Левом марше». Блок и Маяковский принадлежат к разным поэтическим поколениям (хотя Блок был всего на тринадцать лет старше Маяковского, а Маяковский умер только на девять лет позже Блока). Стихи Блока впервые были опубликованы в 1903 г., стихи Маяковского — в 1912; Блок достиг творческой зрелости в период реакции, наступившей после революции 1905 года, Маяковский только делал первые поэтические шаги в годы нового революционного подъема. Их разделило не просто десятилетие, а историческая эпоха жизни России. Дело не только в хронологической разнице. Блок и Маяковский принесли с собой в искусство разный жизненный опыт, их окружала различная среда,— они оказались «на разных берегах истории», по образному выражению П. Антокольского 3 . Блок и Маяковский вместе открыли первую страницу советской поэзии. Маяковский пошел дальше по пути,...
Входимость: 3. Размер: 62кб.
Часть текста: тут же вытащила из большого сака, вышитого бисером, несколько тетрадей и, между прочим, только что вышедшую тогда мою первую книжку стихов "Кремнистый путь". Эта странная старушка была та самая А. Н. Шмидт, чьи сочинения, вместе с письмами к ней Владимира Соловьева, были опубликованы в 1916 году, т. е. спустя десять лет после ее смерти (она умерла 7 мая 1905 года). Анна Николаевна раскрыла мою книжку и указала мне на три стихотворения - "О, медиума странный взор...", "Я молюсь тебе, как солнцу, как сиянью дня..." и, наконец, мое стихотворное переложение "Песни песней". -- Это мне дает право требовать от вас внимательного отношения к моему "Третьему завету", - сказала она тихо и торжественно. В самом деле, хотя я никогда лично не знал Владимира Соловьева и не имел с ним связи, если только не считать косвенного к нему касания через его брата Михаила Сергеевича Соловьева 3 , который был моим учителем в шестой классической гимназии и всегда относился ко мне благосклонно, - все-таки в душе моей бессознательно преобладала тогда тема "софианства" 4 , соловьевская тема, с ее ослепительным светом и с ее мучительными противоречиями. Это сказалось и в моих стихах. Анна Николаевна Шмидт тотчас же почувствовала во мне "своего человека", и немудрено, что мы заговорили об Александре Блоке, об этом духовном наследнике Соловьева, успевшем тогда напечатать циклы стихов в "Северных цветах" и "Новом пути". Моя книжка вышла в 1903 году и помечена на обложке 1904 годом. Спустя год вышла книжка Александра Блока "Стихи о Прекрасной Даме". Книжка датирована 1905...
Входимость: 2. Размер: 30кб.
Часть текста: коллектив; верю чуткости друга, но все ж не могу я понять, что там, собственно, было, откуда взволнованность эта в С. М., этот блеск расширяемых взоров и самая интонация описания свадьбы; переживают мистерии так, а не свадьбы; прислушиваюсь; по С. М. выходило, что в Боблове 221 , в Шахматове (имениях, где проживали жених и невеста) располагало все к тишине, к углубленному пониманию обряда венчания; обед после свадьбы какой-то особенный был; и природа была лучезарна, и - гости; состав их и отношенье друг к другу опять-таки высекали какие-то ноты поэзии Блока, какие-то ноты грядущей эпохи. Ведь вот тебе на: "эпохальная свадьба" -- полушутливо подумал я, слушая повествование Соловьева; и все старался понять, что же, собственно говоря, поразило его; наконец угадал: свадьба Блока, "влюбленного в Вечность", на эмпирической девушке вызывала вопрос: кто для Блока невеста? Коль Беатриче, - на Беатриче не женятся; коли девушка просто, то свадьба на "девушке просто" измена пути; право - темы поэзии Блока вызывали к догадке: какими путями духовными шел сам поэт? Ведь естественно было нам видеть монахом его, защищающимся от житейских соблазнов; а тут - эта свадьба. С другой стороны (знали мы): в "свете Новой Богини" пучины мирские преобразятся, но как, в каких формах? Преображение мы волили; и о нем говорили; и в нас поднимался...
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Часть текста: задачами дескриптивного характера, исследователь тонко проанализировал психологию и «стиль» блоковского чтения и предложил ряд остроумных и продуктивных толкований индивидуальной символики его маргиналий. Предпринятое Д. Е. Максимовым типологическое исследование помет Блока в аспекте их систематизации по сходству «означающего» (поиск стабильных значений у тех или иных знаков — нотабен, «птичек», крестов различной конфигурации и пр.) вне всяких сомнений должно быть продолжено. Представляется также, что его будет полезно дополнить разысканиями, нацеленными на систематизацию помет по сходству «означаемого» (поиск общих значений у тех или иных акцентируемых текстовых фрагментов независимо от вида маргиналий). В общем массиве могут быть выделены, например, пометы «эмпатического» характера: при чтении мемуарной и критической литературы о деятелях культуры прошлого внимание Блока стабильно приковывают такие характеристики психологического плана, которые явно ощущаются им как соотносимые с интроспективными данными. Так, в тексте работы Вл. Соловьева о Пушкине Блок отчеркивает на полях и подчеркивает следуюший тезис: ...
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: считал он 1901 год. Поэтический дневник его жизни, который начался с 1898 года, еще долго будет служить предметом догадок и комментарий, так как не пришло еще время расшифровать те иероглифы, ключ к которым находится в руках вдовы поэта, тем более, что сам он никогда не объяснял своих стихов. Фактически эти юношеские годы сводятся к следующим событиям: осенью 1898 года (около 18 лет) Ал. Ал. поступил в университет на юридический факультет, где прошел два курса. Осенью 1901 года он перешел на филологический факультет. У меня сохранилось одно веселое письмо, написанное Сашей во время его последних юридических экзаменов. Это короткая записка, где он сообщает мне два нужных мне адреса. Привожу дословно ее конец. "... На следующей странице приведено стихотворение Ал. Блока с эпиграфом из Симеона Полоцкого. Твой доброжелатель. 26 апреля 1901 года. Плевелы от пшеницы жезл твердо отбивает, Розга буйство из сердец детских изгоняет... 16 Права русского исторью Уподоблю я громам, Что мешают мне на взморье Уходить по вечерам. Впереди ж (душа раскисла!) Ждет меня еще гроза: Статистические числа, Злые Кауфмана * глаза. Мая до двадцать второго Не "исхичу я из тьмы" Имя третьекурсового Почитателя Козьмы 18 ." {* Кауфман - профессор статистики 17 .} Упоминание о взморье в этом...
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: Университет в революционную трибуну: для агитации; закрыть его; а другая гласила: оставить занятия, для часов, освобожденных от митингов. Помню: на астровских средах являлись растерянно к нам и общественники; появлялся порой Челноков 40 (был поздней городской голова он); но позиция Астровых нам казалася правой; я, Эллис, Петровский, - склонялись к меньшевикам; Соловьев - был эсером; Сизов и П. П. Киселев - анархистами; вращался в то время Семенов меж нами; проездом застрял он в Москве; он бывал у меня и на астровских средах; они ему нравились (я отходил уж от Астрова); на похоронах Трубецкого он бурно расталкивал толпы, устраивал цепь; были вместе мы. Но расклеили прокламацию Трепова 41 . Она так задела меня; я стремительно бросился к Астрову - требовать: бойкот офицерам; но - встретил: решительное несочувствие; это меня отдалило от астровского кружка; я, Петровский и, кажется, М. И. Сизов очутились в Университете, чтоб с кафедры провозгласить офицерам бойкот. Но - до бойкота ли? Провозглашалась Россия республикой; и - указывалось: быть на площади нам, перед Думой. С А. С. Петровским решили: пойдем! И я был перед Думою; вместо толп я увидел лишь жалкую кучку: десятка два-три: то - студенты, курсистки; конями плясал эскадрон добродушных сумцов; я прождал: надоело; пошел по Тверской я - к кофейне Филиппова; там посидел минут десять; и - стал возвращаться на площадь; но - выстрелы, крики; от площади вижу - бегут, заворачивают в переулок; не помню, как я очутился на стоптанном университетском...
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: стать лебединого песнью Блока. Это и не ощущалось, потому что сборники стихов его под разными заглавиями продолжали выходить, и не всякий читатель обращал внимание на то, что это все из старых, дореволюционных запасов. Из этих книжек — все они были маленького формата — наибольший успех у читателей имело, как мне помнится, «Седое утро» (издание «Алконоста» 1920 года), а в этом сборнике — четыре стихотворения: «Голос из хора» — «Как часто плачем — вы и я...» (1910—1914), «Когда-то гордый и надменный...» (1910), «Женщина» (1914) и особенно «Перед судом» — «Что же ты потупилась в смущеньи?..» (1915). Некоторые в связи с последним из этих стихотворений вспомнили Некрасова, но лиризм Блока тоньше и сердечнее, чем в аналогичных вещах Некрасова. «Скифы» напомнили многим «Клеветникам России»; по энергии лирического негодования больше не с чем было сравнивать. Наиболее выразительными и запоминаю - щимися строками в «Скифах» оказались...
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: отмечен ряд блоковских стихотворений, лучшее из которых "Россия" (октябрь 1908 г.), являющееся, как я попытаюсь доказать, полемическим по отношению к Андрею Белому - автору стихотворения "Отчаяние" (цикл "Россия", июль 1908 г.), откуда я приведу начальную и финальную строфы: Довольно: не жди, не надейся - Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся, За годом мучительный год! ............................................. Туда, где смертей и болезней Лихая прошла колея, Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя! А. Блок и А. Белый дружили почти 20 лет, но дружба двух поэтов была неровной, а точнее - дружбой-враждой. И дело не только в том, что весной 1906 года Белый до потери сознания влюбился в Любовь Дмитриевну, жену Блока, а она не осталась равнодушной к его заклинаниям и мольбам. Белый вызвал Блока на дуэль, но вовремя "опомнившаяся" Любовь Дмитриевна предотвратила эту дуэль. Главная причина спора двух поэтов (обывателю этого не понять!) - в ином: Блок верил в будущее России - Белый был полон трагического безверья. Особый накал этого спора приходится на 1908 год. Именно в этом году возникает блоковское стихотворение "Друзьям" с его горькими строками: Друг другу мы тайно враждебны, Завистливы, глухи, чужды... Именно в этом году, почти одновременно с написанием стихотворения "Россия", Блок выступает в Религиозно-философском обществе с докладом "Народ и интеллигенция", отдельные положения которого противостоят идейной направленности цикла Белого "Россия": "Если интеллигенция все более пропитывается...