Поиск по творчеству и критике
Cлово "ДРАМА"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Варианты слова: ДРАМЫ, ДРАМЕ, ДРАМУ, ДРАМ

1. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Роза и крест"
Входимость: 103. Размер: 156кб.
2. О драме
Входимость: 91. Размер: 64кб.
3. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 71. Размер: 158кб.
4. Федоров А.: Путь Блока-драматурга
Входимость: 58. Размер: 44кб.
5. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Песня судьбы"
Входимость: 56. Размер: 65кб.
6. Волков Н. Д.: Александр Блок и театр. Глава X. "Роза и крест"
Входимость: 56. Размер: 33кб.
7. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Натурализм и символизм
Входимость: 52. Размер: 173кб.
8. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Незнакомка"
Входимость: 47. Размер: 45кб.
9. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 2
Входимость: 45. Размер: 49кб.
10. Волков Н. Д.: Александр Блок и театр. Глава IV. "Король на площади"
Входимость: 36. Размер: 46кб.
11. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава восьмая. Драма "Роза и крест" (1912-1913)
Входимость: 36. Размер: 136кб.
12. Волков Н. Д.: Александр Блок и театр. Глава IX. "О драме" и "О театре"
Входимость: 33. Размер: 23кб.
13. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 3
Входимость: 32. Размер: 31кб.
14. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 31. Размер: 161кб.
15. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 4
Входимость: 31. Размер: 34кб.
16. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 6
Входимость: 30. Размер: 38кб.
17. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Шекспировские мотивы
Входимость: 28. Размер: 99кб.
18. Волков Н. Д.: Александр Блок и театр. Глава III. "Балаганчик"
Входимость: 27. Размер: 40кб.
19. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 3. Страница 3
Входимость: 27. Размер: 53кб.
20. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава шестая. Общественная деятельность (1908-1909)
Входимость: 26. Размер: 116кб.
21. Андрей Турков. Александр Блок. Часть 17
Входимость: 24. Размер: 62кб.
22. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава четвертая. "Балаганчик" (1906)
Входимость: 23. Размер: 131кб.
23. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Балаганчик"
Входимость: 23. Размер: 73кб.
24. Волков Н. Д.: Александр Блок и театр. Глава V. "Незнакомка"
Входимость: 22. Размер: 26кб.
25. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 3. Страница 2
Входимость: 22. Размер: 49кб.
26. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 1
Входимость: 21. Размер: 29кб.
27. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 20. Размер: 86кб.
28. Иванов-Разумник Р. В.: Роза и Крест
Входимость: 20. Размер: 31кб.
29. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 2. Страница 1
Входимость: 19. Размер: 68кб.
30. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Лирика и театр в искусстве Блока
Входимость: 19. Размер: 35кб.
31. Белый А.: Блок
Входимость: 19. Размер: 23кб.
32. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Король на площади"
Входимость: 19. Размер: 23кб.
33. Волков Н. Д.: Александр Блок и театр. Глава VIII. "Песня судьбы"
Входимость: 18. Размер: 26кб.
34. Белый А.: Обломки миров
Входимость: 17. Размер: 9кб.
35. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 1. Страница 3
Входимость: 16. Размер: 44кб.
36. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Обломки миров
Входимость: 15. Размер: 9кб.
37. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава девятая. Годы мировой войны (1914-1917)
Входимость: 14. Размер: 98кб.
38. Песня судьбы
Входимость: 14. Размер: 102кб.
39. Магомедова Д.: "Андреевский" пласт в пьесе Блока "Песня Судьбы"
Входимость: 14. Размер: 24кб.
40. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 1. Страница 2
Входимость: 13. Размер: 36кб.
41. Биография (вариант 4)
Входимость: 13. Размер: 36кб.
42. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Вочеловечение
Входимость: 12. Размер: 99кб.
43. Безродный М. В.: Из комментария к драме Блока "Незнакомка"
Входимость: 12. Размер: 41кб.
44. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Лирическая трилогия
Входимость: 11. Размер: 13кб.
45. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Заключение
Входимость: 11. Размер: 44кб.
46. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава пятая. "Снежная маска" (1907)
Входимость: 11. Размер: 98кб.
47. Паперный В. М.: Блок и Ницше
Входимость: 10. Размер: 79кб.
48. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава десятая. "Двенадцать". Последние годы жизни (1918-1921)
Входимость: 10. Размер: 122кб.
49. Гзовская О. В.: А. А. Блок в московском художественном театре
Входимость: 10. Размер: 48кб.
50. О театре
Входимость: 10. Размер: 75кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Роза и крест"
Входимость: 103. Размер: 156кб.
Часть текста: в духовном и творческом развитии поэта. Именно в это время разрушается утопическая вера Блока в то, что искусство является высшей и самостоятельной формой действительности и что в этом качестве оно способно — при известной душевной подготовленности людей — преодолеть социальные противоречия, сближая между собою мир идеальный, в котором искусство берет свои истоки, и данный, «ближайший» мир. Эта платоновско-соловьевская концепция искусства заметно драматизировалась после революции 1905 г. Драма «Песня Судьбы» уже писалась Блоком в состоянии крайней душевной тревоги и озабоченности именно проблемами общественными. Но Блок все еще считал, что пьеса может подействовать на зрителей пробуждающе, хлестнув их по душам, подобно «удару бича» 258* . Работая над ней, Блок еще разделял характерную для символистов надежду на «соборную» силу театра. Постигшее его поражение было для Блока во многом целительно. Однако оно вовсе не снимало — напротив, торопило и активизировало — постановку вопроса о том, какова же реальная роль искусства в обществе, стремительно приближающемся к своему историческому концу? Какова миссия художника перед событиями разрушительного и обновляющего значения? Специфика исторического периода как периода крайнего напряжения сил политической реакции, крайнего...
2. О драме
Входимость: 91. Размер: 64кб.
Часть текста: движения исчезли так же, как сильные страсти, и громкий голос сменился топотом. Тончайшие лирические яды разъели простые колонны и крепкие цепи, поддерживающие и связующие драму. Последним великим драматургом Европы был Ибсен; вслед за королем северной драмы склоняется к закату творчество Гауптмана, д'Аннунцио, Метерлинка, даже Гофмансталя или Пшибышевского, Шницлера. Уже иным из этих писателей выпало на долю отнять у драмы героя, лишить ее действия, предать драматический пафос, понизить металлический голос трагедии до хриплого шопота жизни. Но на Западе это произошло по каким-то непреложным законам; западная драма пришла к своему кризису с какой-то математической точностью, путем культурной эволюции. Хотя бы Метерлинк. Писатель далеко не гениальный, но, как все западные писатели, обладающий своим, совсем особенным, пафосом. Когда мы произносим имя: Метерлинк, у нас возникает очень определенное представление; мы уже не испытываем чувства новизны, многим из нас Метерлинк приелся, для иных — выдохся; но мы знаем, что есть...
3. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 71. Размер: 158кб.
Часть текста: Давид Самойло- вич (1880—1947), библиофил и букинист — И, 271. Айхенвальд Юлий Исаевич (1872—1928), критик; в 1922 г. выслан из СССР — I, 409. Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна...
4. Федоров А.: Путь Блока-драматурга
Входимость: 58. Размер: 44кб.
Часть текста: значение - нравственное и художественное. В его статье "О театре", написанной в 1908 году, в период воцарившейся политической реакции, мы находим знаменательные слова, обращенные к будущему: "Более, чем какой бы то ни было род искусства, театр изобличает кощунственную бесплотность формулы "искусство для искусства". Ибо театр-это сама плоть искусства, та высокая область, в которой "слово становится плотью". Вот почему почти все, без различия направлений, сходятся на том, что высшее проявление творчества есть творчество драматическое... Именно в театре искусству надлежит столкнуться с самою жизнью, которая неизменно певуча, богата, разнообразна" {А. Блок. Собрание сочинений в 8 томах, М. -Л., 1960-1963, т. V. М. -Л., 1962, стр. 270. (В дальнейшем ссылки на статьи и письма Блока - по этому изданию, они даются в скобках после цитаты: римская цифра обозначает том, арабская - страницу.)}. Убеждение в высоком призвании театра никогда не оставляло Блока, и не случайно, что такие же мысли, как и в 1908 году, он высказал в "Письме о театре", носящем даты: 19 сентября 1917 - 3 апреля 1918, а это было время, когда перед лицом великих исторических свершений поэт относился к каждому своему слову с чувством исключительной ответственности. "Театр, - писал он теперь, -...
5. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Песня судьбы"
Входимость: 56. Размер: 65кб.
Часть текста: показывает ей феерическую картину снежных гор, где «ходят и веселятся снежные весны, разбивая зеркала синих льдов, которые падают вниз с хрустальным звоном». На горы по крутому склону поднимаются люди: им кажется, что они видят «мировой закат» и что идти дальше не надо, потому что они «достигли вершин красоты мировой». Но их вожак, «ослепленный и сильный», заставляет их идти выше «силою своей пустой воли». Только один юноша остается, чувствуя «меру пути» и «присутствие божества». Он зовет — и ему отвечает «Ее низкий голос». Пока замысел развивается в плане образной символики «Снежной маски». Но заметки свои Блок, «для себя неожиданно», заканчивает «юмористически». Те, кто поднимались ввысь изможденными и усталыми, спустились обратно хвастливыми и «упитанными». Тот же, кто остался, пребывает в гармонии плоти и духа. Вновь встающая на место стена закрывает их от глаз зрителей. В той же поблекшей комнате юноша и внучка танцуют друг с другом. Глядя на них, «дед» чувствует, что может «умереть...
6. Волков Н. Д.: Александр Блок и театр. Глава X. "Роза и крест"
Входимость: 56. Размер: 33кб.
Часть текста: разработать сценарий к балету из провансальской жизни. Балет, к которому должен был написать музыку А. К. Глазунов, предназначался Терещенко для нового им задуманного театра. Блок предложение принял, но вскоре балетный сценарий превратился в оперное либретто. Не так скоро отпала мысль об опере, и не сразу «Роза и Крест» отлилась в свою окончательную форму, форму драмы. Первоначальный набросок «Розы и Креста» как оперы Блок, делает 12‑го мая. Этот набросок дает нам ряд характеристик действующих лиц. Имен еще нет, но характеры намечены выпукло и рельефно. Из этого наброска видно, каким путем идет воображение Блока. Он представляет прежде всего какой-то средневековый замок, и пытается из обитателей его сложить такое соотношение, какое дало бы ему возможность начать уже действенно разрабатывать сценарий. Блок видит пока четвертых участников оперы. Это прежде всего владетель замка — пожилой и грубый граф (или герцог), затем его супруга молодая и прекрасная chatelaоne и, наконец, двое влюбленных в нее — красавчик паж и один из рыцарей, живущих в замке. На первый взгляд и намеченные Блоком фигуры и их расположение кажутся испытанным оперным трафаретом. Но более внимательное чтение наброска показывает, что эта трафаретность — мнимая. Иное содержание проступает в ситуации муж, жена и двое влюбленных. И этого изменения Блок достигает двумя способами. Во-первых, давая образ не просто рыцаря, а рыцаря-неудачника, и отводя этому рыцарю главную роль, а во-вторых, завязывая узел пьесы, на основе не любви, а влияния какой-то северной песни, какую занесли в замок странствующие певцы и растревожили ею и душу chatelaоne и душу рыцаря. Эта северная песня обрисована...
7. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Натурализм и символизм
Входимость: 52. Размер: 173кб.
Часть текста: эстетических норм, сопровождавший образование новых художественных систем в драматургии и сценическом искусстве конца XIX – начала XX в., был, по началу, неожиданен, резок, казался разрывом с классическим наследием прошлого и в этом плане выглядел чуть ли не легкомысленно. Только в последующие годы обнаружились те классические и даже традиционалистские тенденции в составе этих систем, которые не только связали их с широкими процессами развития мирового искусства, но и помогли им осуществить их собственные неповторимые и особые цели. Это касается Блока, как и ряда других символистов; в огромной степени, хотя и по-иному, касается это Мейерхольда и Станиславского. Далеко не простые взаимодействия установились между символизмом и натурализмом. Практически непримиримые, враждебные друг другу, теоретически взаимоисключающие, они имели и общие точки соприкосновения. Позиции, с которых отрицался натурализм, были во многом подготовлены самим натурализмом. Типичные тенденции нового искусства, выразившиеся в стремлении резко расширить объем действительности, подлежащей изображению художника и в принципе иначе трактовать образ человека в этой действительности, были отражением общественных потребностей, на которые не мог ответить сам натурализм, перед лицом которых он обнаружил свою историческую исчерпанность. Оба эти течения — и натурализм, и символизм — резко антибуржуазны, но оба они несут на себе отпечаток общественного разочарования, проникшего в европейское искусство конца XIX в. В каждом из этих направлений на свой манер проявляется дух критики, вызова — в одном случае сопряженного ...
8. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Незнакомка"
Входимость: 47. Размер: 45кб.
Часть текста: «Снежная маска», «Возмездие») иное выражение. Это проблема взаимодействия мира высшей реальности, обозначающей для Блока все главные духовные и общественные ценности, с низменной реальностью современной социальной жизни. Незнакомка, женщина-звезда, попадает на Землю; какое-то краткое время она пребывает в ее пошлой толчее и исчезает неузнанная. «Астральный» (как говорил иногда сам Блок) образ Вечной женственности, вобравший в себя все земные мечты о воплощении , но отвлеченный, нереальный, и как звезда, только созерцаемый, — спускается на Землю, заскучав в своей одинокой высоте. Пьеса была закончена Блоком в ноябре 1906 г. Кроме ряда мотивов, связывающих ее с «Балаганчиком» (среди них главный — о невозможности избежать самоизмены, мысль о том, что торжества, «обладания» нет и не может быть, а есть общая боль, слабость и бездорожье), «Незнакомка» внутренне перекликается и с «Королем на площади». Она вбирает в себя, несомненно, мысли и чувства, вызванные поражением революции, — первой попытки воплощения отвлеченной и прекрасной мечты человечества. В таком своем аспекте драма связана с очень широким кругом произведений Блока, генерализуя применительно к 1905 – 1906 гг. общественную тему его творчества. «Незнакомка» — драма о несостоявшемся пришествии, о том, что люди, приблизившись к...
9. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. Поэтический театр Александра Блока. Глава 2
Входимость: 45. Размер: 49кб.
Часть текста: и «иронии». По Блоку, «лирика» может означать действенность героя, но она же может говорить и об отъединении человека от общества. «Ирония» говорит об омертвении личности, ведет к законченному нигилизму, но она же служит и беспощадно трезвому анализу противоречивости души человека, беспощадно трезвому отношению к миру отживших, нереальных, нежизнеспособных ценностей. В этом смысле Блок считал «иронию», «скепсис» характернейшей особенностью своей душевной жизни, спутником всего своего духовного развития. Поэтому он всегда отводил особую роль «Балаганчику» — первой драме лирической трилогии 1906 г. В «Автобиографии» Блок связывает появившуюся еще в отроческий период его духовного движения тему высокой романтической любви с «приступами отчаянья и иронии» и утверждает, что эти мотивы душевной двойственности «нашли себе исход» (VII, 13) в «Балаганчике». В процессе своего духовного роста Блок все более осознает «иронию» как категорию историческую: «приступы отчаянья и иронии» становятся в его сознании проверкой реальности того или иного типа переживаний, их близости или отдаленности от подлинных жизненных коллизий. Сам же подобный тип личности и сознания, как это становится ясным Блоку, возникает в конкретном историческом контексте. В дневниковой записи от 15 августа 1917 г. «Балаганчик» характеризуется как «произведение, вышедшее из недр департамента полиции моей собственной души» в органической связи с целым циклом общественных явлений, определяемых как «…  вихрь атомов космической революция» (VII, 301), которую...
10. Волков Н. Д.: Александр Блок и театр. Глава IV. "Король на площади"
Входимость: 36. Размер: 46кб.
Часть текста: площади» имеет для нас и другое, до сих пор неоцененное значение. Он дает возможность разобраться больше, чем какое-либо другое произведение Блока, в вопросе о том, какой след оставили в духовной жизни поэта «события 1904 – 1905 гг.», т. е. русско-японская война и первые раскаты революции. Рассмотрение этого вопроса тем более важно, что сам поэт «события 1904 – 1905 г.» включил в перечень «событий, мыслей и веяний», особенно сильно на него повлиявших. То, что «Король на площади» является плодом переживаний, связанных с революцией, — легко заметить даже при беглом знакомстве с драмой. Монархизм «золотых» и анархизм «черных», пафос святыни и проповедь разрушения, борьба против «короля» — все это ясно указует на те, вне Блока лежащие обстоятельства времени, которые и отразились в образах драмы. Если же мы обратим внимание на дату, — лето 1906 года — то для нас станет ясным «итоговый» характер...