Поиск по творчеству и критике
Cлово "1924"
Входимость: 11. Размер: 158кб.
Входимость: 6. Размер: 55кб.
Входимость: 4. Размер: 86кб.
Входимость: 3. Размер: 27кб.
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 62кб.
Входимость: 2. Размер: 80кб.
Входимость: 2. Размер: 22кб.
Входимость: 2. Размер: 67кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 98кб.
Входимость: 1. Размер: 161кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 84кб.
Входимость: 1. Размер: 80кб.
Входимость: 1. Размер: 99кб.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 78кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 11. Размер: 158кб.
Часть текста: Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442,...
Входимость: 6. Размер: 55кб.
Часть текста: газеты «Жизнь искусства» (16–21 августа), «в Петербурге образовался Комитет по увековечению памяти Александра Александровича Блока. В Комитет вошли: Андрей Белый, Р. В. Иванов-Разумник, Евгений Ив. Замятин, П. Е. Щеголев и С. М. Алянский» 2 . В числе первоочередных задач Комитета значилось и издание сборника воспоминаний о Блоке 3 . Об этом упоминал Андрей Белый в дневниковом тексте «К материалам о Блоке» (запись от 18 августа 1921 г.): «<…> обсуждали сборник (первый из предполагаемой серии имени Блока), в который вошли бы исключительно воспоминания о Блоке, по возможности без оценки. Кроме сего важен биографический материал в широком смысле слова; мы наметили круг людей, могущих дать ценные воспоминания о Блоке, как в ближайший месяц <…>, так и вообще. Сюда вошли лица, к которым предположено обратиться: Пяст, Е. П. Иванов, Г. И. Чулков, Городецкий, В. И. Иванов, Н. А. Котляревский, Штейнберг, С. М. Соловьев, М. В. Коваленская, Радлов, Анненков, Бердяев, Аскольдов, Сюннерберг, Мейер, Гиппиус, Е. В. Аничков, Замятин и др. <…> Для ближайшего сборника наметили группу лиц» 4 . Однако отдельное издание сборника осталось неосуществленным. К 22 августа Замятиным уже была написана небольшая некрологическая заметка о Блоке 5 , опубликованная вместе с некрологами издательства «Алконост» и Андрея Белого в 4-м номере «Записок мечтателей» за 1921 г. 6 В этом же номере был дан анонс 6-го – 7-го номеров, которые издатели предполагали полностью посвятить памяти А. Блока: в числе предполагавшихся к опубликованию авторов «воспоминаний и статей» упоминался и Е. Замятин 7 . «Воспоминания о...
Входимость: 4. Размер: 86кб.
Часть текста: и русская общественность. Фортуна Фортуна Он жаждал одного: выйти наконец на дорогу… лишь бы не кружиться более в этой бестолковой полутьме. «Дым» 1 Хорошо известно, что переход Блока к так называемой лирике «второго тома» был спровоцирован кризисом, который переживал поэт в немалой степени под влиянием политических событий – русско-японской войны и революции 1905 года. Результатом этого кризиса стала эволюция поэтической системы Блока, его обращение к новой тематике. В 1906-1907 годах в творчестве поэта, стремившегося покинуть лирическое «уединение», выйти на «площадь» и «улицу», в открытое пространство (один из важных мотивов творчества Блока эпохи «антитезы»), особую значимость приобретают проанализированные в классической на сегодняшний день работе Д. Е. Максимова [Максимов 1981а: 6-151] мифологемы «судьбы» и «пути», которые в этой новой ситуации довольно отчетливо начинают соотноситься Блоком с проблематикой «общественности». Движение в сторону «общественности» инспирирует критику «интеллигенции» и апологетику «народа», который связывается поэтом с идеей «судьбы». Так, в статье 1906 года «Поэзия заговоров и заклинаний», характеризуя магические практики народной культуры, Блок вводит различие между «судьбой», под знаком которой протекает «народная жизнь», и «случаем», покорившим творческую жизнь...
Входимость: 3. Размер: 27кб.
Часть текста: вдруг почему-то завязал с ними сношения. Он появился в доме у тетки Ольги Львовны Качаловой, единственной сестры Александра Львовича и моего отца. Затем стал изредка бывать и у нас. Семья Качаловых была большая, здоровая, веселая, очень русская. В ту пору она по-весеннему шумела и цвела. Этим цветением и шумом Александр Александрович (очень ненадолго) был, по-видимому, захвачен. Мне было десять — двенадцать лет, — я был «лицом без речей». Насколько помню, с Александром Александровичем мы не обменялись в эти годы ни одним словом. Поэтому все относящиеся к этому времени воспоминания мои о нем основаны исключительно на впечатлениях «молчаливого зрителя снизу». Он только что поступил в университет и увлекался сценой. Всем было известно, что будущность его твердо решена — он будет актером. И держать себя он старался по-актерски. Его кумиром был Далматов, игравший в то время в Суворинском театре Лира и Ивана Грозного. Александр Александрович причесывался как Далматов (плоско на темени и пышно на висках), говорил далматовским голосом (сквозь зубы цедил глуховатым баском). Раз вечером у нас были гости. И. И. Лапшин, тогда молодой еще доцент, читал какую-то пьесу Зудермана. 1 Чтение было прервано поздним приходом Александра Александровича. Он приехал с репетиции спектакля, в котором участвовал. Когда его спросили, какая у него роль, он своим заправским актерским тоном ответил, что небольшая: «тридцать страниц с репликами». Узнав, какую пьесу читают, он тем же тоном небрежно заметил, что Зудерман ему «не дается». Затем прочитал только что написанную им юмористическую балладу про рыцаря Ральфа. Там, сколько помню, всё чередовались рифмы: простужен, ужин, сконфужен, и он, читая, на эти рифмы налегал 2 . Помню его в другой раз в театре. Он был в ложе с Качаловыми. Играла модная в то время Яворская, только что...
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: было задолго до войны, безусловно, появление сборника в какой-то степени вызвано военными событиями… Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть. Таким “отсветом” явилась и сама книжка, со страниц которой веяло гордостью за свою Родину. Верой в ее светлое будущее. И опять – коварство, слава, Злато, лесть, всему венец – Человеческая глупость, Безысходна, величава, Бесконечна…Что ж конец? Нет…еще леса, поляны, И проселки, и шоссе, Наша русская дорога, Наши русские туманы, Наши шелесты в овсе… Стихи, собранные под этой обложкой, были близки Сергею Есенину, который, конечно купил новую книгу Блока. Она еще продавалась, когда молодой поэт, получив отсрочку от призыва в армию, в начале октября 1915 года снова приехал в Петроград. А впервые в столицу Есенин приехал полугодом раньше. Тогда он прямо с вокзала направился именно к Блоку, который приветливо встретил юного поэта. Позже, будучи в Берлине, Есенин напишет в автобиографии: “Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не...
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: литературе принимает отчетливо зримые формы. В Петрограде возникают группы «Краса» и «Страда», где поэты «из народа» (прежде всего Есенин и Клюев) объединяются с «городскими» писателями (Городецкий, Ремизов и другие). Обе группы существовали недолго: сменившая «Красу» «Страда» распалась уже весной 1916 года. 21 октября 1915 года Клюев и Есенин вместе навещают Блока, проводят у него несколько часов (ЗК, 269). В записи от 25 октября 1915 года упомянут вечер в Тенишевском училище, на котором выступали Клюев, Есенин, Городецкий, Ремизов и другие (ЗК, 271). На вечере присутствовал и Блок. В начале февраля 1916 года в Петрограде в издательстве М. В. Аверьянова был выпущен четвертый сборник Клюева – «Мирские думы». На экземпляре книги, подаренном Блоку (книга была получена Блоком 8 февраля, о чем свидетельствует собственноручно сделанная им помета [163]), Клюев написал: «Сладчайшему Брату Александру Блоку автор». Далее следовал ряд «народных речений» (сочиненных, по-видимому, самим Клюевым): Думушка Мирская Пресвятая – Ена дыхом воздохнула Сына Божьево тронула. Из песен каргопольских бегунов Мирская каша гуще. Народная пословица Миром ищите ключи от Царства. От словес старца Стефана Потдубного [164] Мирских умильных думушек ...
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: и, между прочим, только что вышедшую тогда мою первую книжку стихов «Кремнистый путь». Эта странная старушка была та самая А. Н. Шмидт, чьи сочинения вместе с письмами к ней Владимира Соловьева были опубликованы в 1916 году, т. е. спустя десять лет после ее смерти (она умерла 7 марта 1905 года). Анна Николаевна раскрыла мою книжку и указала мне на три мои стихотворения — «О, медиума странный взор...», «Я молюсь тебе, как солнцу, как сиянью дня...» и, наконец, мое стихотворное переложение «Песни Песней». — Это мне дает право требовать от вас внимательного отношения к моему «Третьему Завету», — сказала она тихо и торжественно. В самом деле, хотя я никогда лично не знал Владимира Соловьева и заочно не имел с ним связи, если только не считать косвенного к нему касания через его брата Михаила Сергеевича Соловьева (t 16 января 1903 г.), который был моим учителем в Шестой классической гимназии и всегда относился ко мне благосклонно, все-таки в душе моей бессознательно преобладала тогда тема «софианства», соловьевская тема, с ее ослепительным светом и с ее мучительными противоречиями. Это сказалось и в моих стихах. Анна Николаевна Шмидт тотчас же почувствовала во мне...
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Часть текста: 60-х мне, молодому литератору, благоволил сам Александр Петрович Кулешов. Не знаете такого? Значит, вам не попадались на глаза сборники «Советские спортсмены в борьбе за мир», выходившие почти ежегодно массовым тиражом. А. П. фигурировал в этих сборниках сразу в двух ипостасях: как Александр Кулешов, один из авторов, и как редактор-составитель А. П. Нолле. Псевдоним Кулешов так прирос к нему, что и хоронили его как Кулешова — «прозаика, очеркиста, общественного деятеля»... Когда он поучал меня (а он любил это делать), я никогда не слышал от него, что надо-де повышать литературное мастерство, читать классиков и тому подобные глупости. Нет, поучения его были сугубо практическими. — Пора, наконец, стать членом Союза писателей! — Кто же меня туда примет? — Но вы даже не подаете документы! Некоторые подают по пять и по восемь раз. Только так! Имейте в виду: количество рано или поздно переходит в качество. Научный факт! Это произносилось с неизменной улыбочкой, потому что А. П. определенно был незлым человеком. Однажды, при подготовке очередного сборника, он в самых деликатных выражениях попросил меня придумать себе четкий, краткий псевдоним. А так как в разных редакциях мне это уже предлагали, я сходу спросил: — Псевдоним Кац вас устраивает? — Не петушитесь, — улыбнулся А. П. — У нас в Союзе писателей сплошь евреи — и ничего, как-то обходимся... Ф амилия Нолле — благородная, иноземная, с неким шармом загадочности — выглядела куда более удачным псевдонимом, чем вполне плебейская Кулешов. Я спрашивал А. П. о причинах употребления псевдонима, о происхождении его собственной звучной фамилии и был бы...
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: к гостеприимным М. С. и О. С. Соловьевым; в кружке этом помню, помимо хозяев и маленького "Сережи", Д. Новского (будущего католика) 47 , А. Упкооскую 48 , А. Г. Коваленскую 49 , А. С. Петровского 50 , братьев Л. Л. и С. Л. Кобылинских 51 , Рачинского 52 ; здесь я встречался с Ключевским 53 , с С. Н. Трубецким 54 ; здесь я встретился с Брюсовым, с Мережковским, с Гиппиус, с поэтессой Allegro 55 (с Владимиром Соловьевым встречался я раньше). Всех членов кружка единил звук эпохи, раздавшийся внятно, по-разному оформляемый каждым: так тема различные допускает варианты; в вариациях расходилися люди разнообразнейших бытов и возрастов: Петр Иваныч д'Альгейм 56 {Муж известной певицы Олениной д'Альгейм, автор интересных сочинений и замечательного романа-мистерии "Les passions de maitre Villon".} проповедовал явление нового Моисея, способного вывести из Египта культуру; а мы с Соловьевым (Сережей) зачитывались поэзией Владимира Соловьева и бредили будущей Теократией 57 ; А. С. Петровский ждал света от сосен Сарова 58 ; Л. Л. Кобылинский (впоследствии Эллис) расстраивался между Бодлером, марксизмом и Данте. Помимо кружка Соловьевых завязывались знакомства и связи: соединялись по линии неоформленных заревых устремлений, преодолевалося прошлое во имя каких-то еще не...
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: нигде не играла, приняла предложение С. Э. Радлова 1 вступить в труппу драматического театра "Народной Комедии". У Блоков в то время не хватало денег, условия, предложенные Радловым, были довольно выгодные, и потому Люб. Дм. дала свое согласие. Она шла неохотно, для заработка, но потом втянулась в это дело и увлеклась им, тем более, что идеи Радлова пришлись во многом ей по душе, а театральная атмосфера всегда ее привлекала. Тут пошли трудные времена. Совмещать домашние дела, не имея прислуги, со службой в театре, да еще таком отдаленном, было мудрено. Люб. Дм. приходилось утром ходить на базар и получать пайки, к 12 часам поспевать на репетицию и, вернувшись к четырем часам, сломя голову готовить обед. После обеда спешить на спектакль и поздно возвращаться домой уже без трамваев. Таким образом, выходило, что она почти не бывала дома, что очень удручало Ал. Ал. Вообще надо сказать, что чем дальше, тем больше нуждался он в постоянном общении с женой. Тут была причиной не только его нежнейшая и глубокая любовь к ней, но также ее здоровье, жизненность, детская беспечность и уменье отвлечь его от печальных мыслей своеобразной ...