Поиск по творчеству и критике
Cлово "1990"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 9. Размер: 86кб.
2. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 2
Входимость: 5. Размер: 26кб.
3. Петроградский священник. О Блоке
Входимость: 3. Размер: 53кб.
4. Пустыгина Н.: "Тургеневские истоки" концепции творчества А. А. Блока
Входимость: 3. Размер: 35кб.
5. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Сокращения, принятые в комментариях
Входимость: 3. Размер: 3кб.
6. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 1
Входимость: 3. Размер: 40кб.
7. Базанов В. В.: Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября
Входимость: 2. Размер: 44кб.
8. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Комментарии
Входимость: 2. Размер: 6кб.
9. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 2. Размер: 63кб.
10. Магомедова Д.: "Андреевский" пласт в пьесе Блока "Песня Судьбы"
Входимость: 1. Размер: 24кб.
11. Иванов-Разумник Р. В.: Испытание в грозе и буре
Входимость: 1. Размер: 80кб.
12. Замятин Е. И.: Речь на вечере памяти А. А. Блока
Входимость: 1. Размер: 5кб.
13. Белый А. - Блоку А., 19 августа 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
14. Панченко С. В. - Блоку А., 30 марта/12 апреля 1901 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
15. Блок А. А. - Белому Андрею, 23 сентября 1907 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
16. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. Жизнь в Москве
Входимость: 1. Размер: 14кб.
17. Белый А. - Блоку А., конец октября 1910 г.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
18. Белый А. - Блоку А., 6 января 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
19. Панченко С. В. - Блоку А., 29 января / 11 февраля 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
20. Блок А. А. - Белому Андрею, 7 апреля 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
21. Белый А. - Блоку А., 2 или 3 ноября 1911 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
22. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 4
Входимость: 1. Размер: 18кб.
23. Белый А. - Блоку А., 24 или 25 октября 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
24. Белый А. - Блоку А., апрель-май 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
25. Блок А. А. - Белому Андрею, 19 мая 1905 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
26. Павлович Надежда: Из "Воспоминаний об Александре Блоке и Николае Гумилёве"
Входимость: 1. Размер: 20кб.
27. Емельянов Ю. Н.: Поэт Александр Блок и Чрезвычайная следственная комиссия 1917 г.
Входимость: 1. Размер: 67кб.
28. Винокуров Ф.: "Воспоминания о Блоке" Евгения Замятина - генезис и структура
Входимость: 1. Размер: 55кб.
29. Одесский М.: "Славянский" контекст стихотворений Блока ("На поле Куликовом")
Входимость: 1. Размер: 36кб.
30. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава пятая. 1905 год. На перевале
Входимость: 1. Размер: 13кб.
31. Павлов Ю. М.: Лирика Александра Блока - "трилогия вочеловечивания"?
Входимость: 1. Размер: 33кб.
32. Блок А. А. - Белому Андрею, 9 января 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
33. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава третья. Шахматово. 1904-ый год
Входимость: 1. Размер: 18кб.
34. Белый А. - Блоку А., 26 или 27 сентября 1907 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
35. Белый А. - Блоку А., 24 или 25 февраля 1903 г.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
36. Лавров А.: Письма С. В. Панченко к Блоку. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 23кб.
37. Блок А. А. - Белому Андрею, 16 декабря 1904 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
38. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 6
Входимость: 1. Размер: 21кб.
39. Бальмонт К. Д.: Три встречи с Блоком
Входимость: 1. Размер: 11кб.
40. Блок А. А. - Белому Андрею, 14 или 15 января 1906 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
41. Левинтон Г.: Мелочи из запаса моей памяти (Ф. Сологуб, А. Блок, Б. Пастернак)
Входимость: 1. Размер: 23кб.
42. Белый А.: Поэзия Блока
Входимость: 1. Размер: 39кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. Фортуна
Входимость: 9. Размер: 86кб.
Часть текста: этого кризиса стала эволюция поэтической системы Блока, его обращение к новой тематике. В 1906-1907 годах в творчестве поэта, стремившегося покинуть лирическое «уединение», выйти на «площадь» и «улицу», в открытое пространство (один из важных мотивов творчества Блока эпохи «антитезы»), особую значимость приобретают проанализированные в классической на сегодняшний день работе Д. Е. Максимова [Максимов 1981а: 6-151] мифологемы «судьбы» и «пути», которые в этой новой ситуации довольно отчетливо начинают соотноситься Блоком с проблематикой «общественности». Движение в сторону «общественности» инспирирует критику «интеллигенции» и апологетику «народа», который связывается поэтом с идеей «судьбы». Так, в статье 1906 года «Поэзия заговоров и заклинаний», характеризуя магические практики народной культуры, Блок вводит различие между «судьбой», под знаком которой протекает «народная жизнь», и «случаем», покорившим творческую жизнь интеллигенции: В первобытной душе – польза и красота занимают одинаково почетные места. Они находятся в единстве и согласии между собою; союз их определим словами: прекрасное – полезно, полезное – прекрасно. Это и есть тот единственный истинный союз, который запрещает творить кумиры и который распался в сознании интеллигентного большинства, так что, по слову Вл. Соловьева, «кумир красоты стал так же бездушен, как кумир пользы». Разрыва этого религиозного союза избежал...
2. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 2
Входимость: 5. Размер: 26кб.
Часть текста: символисты (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) остро отзываются на общественное брожение и пытаются – каждый по-своему – преодолеть индивидуализм на общих для них путях сближения с «народной душой» («соборность», «братство» и т. д.). «Какой-то переворот совершился в нашей душе, какой-то еще темный поворот в сторону соборности», – восклицал Вяч. Иванов в программной статье «Кризис индивидуализма» [33]. О «душе» России размышлял Андрей Белый в известной статье «Луг зеленый» [34]. Неонародничество – одна из отличительных черт русского символизма 1900-х годов. Вслед за теми, кого они считали своими предшественниками, прежде всего – Достоевским и Вл. Соловьевым, «младшие» символисты, отождествляя (подобно народникам XIX столетия) «народ» и крестьянство, видят в русской патриархальной деревне источник и средоточие «народной чуши». Истолкованное в религиозно-мистическом ключе понятие «народа» во многом определило и взгляды, и эстетические каноны младосимволистов и близких к ним писателей (С. Городецкий, А. Ремизов): их творчество устремлено к архаике, мифу и народной поэзии – специфически отобранному и...
3. Петроградский священник. О Блоке
Входимость: 3. Размер: 53кб.
Часть текста: пожарищ, Обожженный языками Преисподнего огня. Доклад возник случайно и не был записан. Несколько моих знакомых после вечера памяти Блока, устроенного в январе с. г. Союзом писателей и Большим драмат<ическим> театром по случаю 5-летия смерти поэта 1 , не удовлетворившись поверхностностью докладов о нем и невыразительностью актерской декламации его стихов - кстати, неудачно подобранных, - просили меня дать "введение в творчество поэта", хотя бы в виде примечаний к чтению его стихов. В такой именно форме и было сымпровизировано мое сообщение. Оформить импровизацию, пожалуй, удобнее всего в тезисах, выражающих предпосылки моего подхода к Блоку. Тезирование, впрочем, предполагает неизбежно ущербность мотивировки и аподиктичность стиля. 1. Блок - подлинно великий русский поэт лермонтовского масштаба и стиля - представляет отстоявшуюся (и ныне оставленную) ценность русской культуры. 2. Надлежащую, т. е. единственно-содержательную формулу этой ценности можно найти, лишь вставив изучаемый феномен (творчество поэта) внутрь какой-либо строго монистической системы, правомочной оценивать самое культуру. Современная российская императивность марксизма принудительно наталкивает (в этом ее добро) на необходимость выбора монистической системы мировоззрения, внутри которой надлежит "расставить на свои места" накопленные ценности культуры. Сейчас непосредственно ощутимо, что мир расколот религиозным принципом: антитезис марксизму - только христианство (т. е. православие), религии человекобожия - религия богочеловечества. Наше время обнажило природу спора: tertium non datur 2 . Или - или. Но для последовательного немарксиста non datur и secundum 3 . 3....
4. Пустыгина Н.: "Тургеневские истоки" концепции творчества А. А. Блока
Входимость: 3. Размер: 35кб.
Часть текста: ТВОРЧЕСТВА А. А. БЛОКА Исследователями творчества А. Блока имя Тургенева, в отличие от других авторов XIX в., упоминается лишь в связи с темой уходящих “дво рянских гнезд”. Данно е обстоятельство обусловлено, кон ечно, и странным замалчиванием Турге нева самим Блоко м: в статьях, письмах, “Записных кни жках” поэт о нем говорит совсем мало, и это тем более странно, поскольку вырос он в среде глубокого почитания Тургенева. Лишь позже, почти в конце своего творческого пути, Блок хочет признаться в любви к Тургеневу: в период раздумий над вопросом об интел лигенции и революции поэт, утвер ждая тезис “мы не можем быть вне политики”, тем не менее, призывает объективно оценивать тех “больших худо жников”, в ч ьих взглядах наблюдается некото рая “политическая размягче нност ь”. К последним Блок относит и Тургенева: в нем, по мнению поэта, “дьявольски соединился больш ой художник с вялым барствующим либералом-конституционалистом”, и во имя же Тургенева, “во имя муз ыки” не следует прятаться от этого, «ибо, — запис ывае т Блок в “Дневнике ”, — иначе мы не оценим Тургенева , т. е. не полюбим его по-настоящему <…> умеющие любить Тургенева» (Блок VII: 359). Причину “замалчивания” Тургенева Блоком сле дует искать в личности самого поэта, который самое сокровенное (“тайное”) — особенно на этапе раннего творчества — старательно прятал не только от “непосвященных”, но да же и от...
5. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Сокращения, принятые в комментариях
Входимость: 3. Размер: 3кб.
Часть текста: Белый А.: Воспоминания о Блоке Сокращения, принятые в комментариях СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В КОММЕНТАРИЯХ Арабески - Белый Андрей. Арабески. Книга статей. М.: Мусагет, 1911. Бекетова - Бекетова М. А. Воспоминания об Александре Блоке. М.: Правда, 1990. Воспоминания - Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Художественная литература, 1980. Воспоминания о Белом - Воспоминания об Андрее Белом. М.: Республика, 1995. Долгополое - Долгополое Л. Андрей Белый и его роман "Петербург". Л.: Советский писатель, 1988. Жизнь Соловьева - Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель: Жизнь с Богом, 1977. Записные книжки - Блок Александр. Записные книжки. М.: Художественная литература, 1965. ЛН - Литературное наследство. Т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 1--5. М.: Наука, 1980--1995. Луг зеленый - Белый Андрей. Луг зеленый. Книга статей. М.: Альциона, 1910. Материал к биографии - Белый Андрей. Материал к биографии. Автограф. 1923. РГАЛИ, ф. 53, оп. 2, ед. хр. 3. Между двух революций - Белый Андрей. Между двух революций. М.: Художественная литература, 1990. На рубеже - Белый Андрей. На рубеже двух столетий. М.: Художественная литература, 1989. Начало века - Белый Андрей. Начало века. М.: Художественная литература, 1990. О Блоке - Белый Андрей. Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. В кн.: Александр Блок в воспоминаниях современников. Т. 1. М.: Художественная литература, 1980. Переписка - Александр Блок и Андрей Белый. Переписка (Летописи Государственного литературного музея. Кн. 7). М., 1940. Почему я стал символистом - Белый Андрей. Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития. В кн.: Белый Андрей. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. Путь к самопознанию - Штейнер Рудольф. Путь к самопознанию человека. Порог духовного мира. Ереван: Ной, 1991. Проблемы творчества - Андрей Белый. Проблемы творчества. М.: Советский писатель, 1988. Ракурс к дневнику - Белый Андрей. Ракурс к дневнику. Автограф. РГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 100. РГАЛИ - Российский государственный архив литературы и искусства. РГБ - Отдел Рукописей Российской государственной библиотеки. Символизм - Белый Андрей. Символизм. Книга статей. М.: Мусагет, 1910. Собр. соч. - Блок Александр. Собрание сочинений: В 8 т. М.; Л.; ГИХЛ, 1960--1963.
6. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 1
Входимость: 3. Размер: 40кб.
Часть текста: заявляют о себе как талантливые литераторы. Среди них были и крестьянские авторы: И. З. Суриков, И. С. Никитин, С. Д. Дрожжин и другие. В начале 1900-х годов в Москве возникает «Товарищеский кружок писателей из народа»; такие же кружки появляются и в других городах. В 1905 году эти разрозненные организации объединяются в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовал до 1933 года). Творчество крестьянских поэтов XIX и начала XX века отличалось известным однообразием. Поэты писали о горемычной бедняцкой доле, о безысходной судьбе русского пахаря. Основной мотив их произведений – тоскливая, заунывная жалоба. После 1905 года на русской литературной сцене появляется группа поэтов, которых принято называть новокрестьянскими (термин используется главным образом для того, чтобы подчеркнуть отличие этих поэтов от их предшественников – крестьянских поэтов). Новокрестьянскую группу, во всяком случае – ее ядро, образуют шесть писателей: С. А. Есенин (1895-1925), П. И. Карпов (1887-1963), С. А. Клычков (1889-1937), Н. А. Клюев (1884-1937), П. В. Орешин (1887-1938), Ширяевец (наст. имя и фамилия – Александр Васильевич Абрамов; 1887-1924) [4]. Новокрестьянское движение в русской литературе окончательно оформляется в 1914-1916 годах, однако первые печатные выступления большинства поэтов (Клюева, Карпова, Клычкова) относятся к более раннему периоду – к 1905-1907 годам [5]. Клюев был старшим в этой группе. Его первые стихотворения, помещенные в столичном сборнике «Новые поэты» (1904) и в изданиях московского «Народного кружка», которым руководил П. А. Травин, проникнуты сильным свободолюбивым пафосом [6]. Из документов, опубликованных к настоящему...
7. Базанов В. В.: Александр Блок и Николай Гумилёв после Октября
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Часть текста: дне преисподней» с его горькими, поистине трагедийными строками: С каждым днем все диче и все глуше Мертвенная цепенеет ночь. Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит: Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь. Темен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца — Русь! И на дне твоих подвалов сгину, Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! 1 Придавая стихотворению обобщенно-символический характер, поэт просто посвятил его «памяти А. Блока и Н. Гумилёва», вовсе не пытаясь хоть в какой-то мере передать здесь свое личностное отношение к столь внезапно ушедшим в беспредельность вечности поэтам, не слишком частые в прошлом, но весьма подчас насыщенные различными событиями встречи Волошина с которыми оставили — при всей их краткости — достаточно заметный след не только в его биографии (хорошо известна и не раз уже освещалась исследователями история состоявшейся в ноябре 1909 г. дуэли Гумилёва с Волошиным, после которой поэты практически не общались вплоть до июня 1921 г., когда произошла их новая встреча и примирение), 2 но и в известной мере в его творчестве: еще в начале 1903...
8. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Комментарии
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Часть текста: (1921. No 4. С. 10). Он первым последовал собственному призыву: по возвращении в конце сентября из Москвы в Петроград Белый выступает в "Вольфиле" с воспоминаниями о Блоке, которые в краткой редакции были напечатаны в альманахе "Северные дни" (М., 1922). Более полная редакция этих воспоминаний, воссоздающая историю непростых отношений двух поэтов, содержится в беловских "Воспоминаниях об Александре Александровиче Блоке" (Записки мечтателей. 1922. No 6) с их итоговой формулой: "А. А. стоит передо мной прекрасный и вечный, - весь с головы до ног "великий поэт", "большой человек", "человек новый", "человек правдивый", а это больше, чем "великий", - человек прекрасный, т. е. изящный во всех своих проявлениях, и человек хороший, добрый, т. е. прекрасный в малом, умалившийся до малого, до забот о хлебе насущном своих друзей. Он сотворил своею краткою человеческой жизнью вечную память в сердцах тех, кто его знал и любил. И этот памятник нерукотворный живее, бессмертнее и долговечнее тех памятников, которые будут ему поставлены... Этот памятник - его бессмертная жизнь, ибо мы в Боге родимся, во Христе умираем и в Святом Духе возрождаемся" (О Блоке. С....
9. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: 1915 года и начало 1916-го – апогей дружбы Клюева с Сергеем Есениным, подпавшим в ту пору под сильное влияние «старшого брата». Именно теперь, в 1915-1916 годах, новокрестьянское направление в русской литературе принимает отчетливо зримые формы. В Петрограде возникают группы «Краса» и «Страда», где поэты «из народа» (прежде всего Есенин и Клюев) объединяются с «городскими» писателями (Городецкий, Ремизов и другие). Обе группы существовали недолго: сменившая «Красу» «Страда» распалась уже весной 1916 года. 21 октября 1915 года Клюев и Есенин вместе навещают Блока, проводят у него несколько часов (ЗК, 269). В записи от 25 октября 1915 года упомянут вечер в Тенишевском училище, на котором выступали Клюев, Есенин, Городецкий, Ремизов и другие (ЗК, 271). На вечере присутствовал и Блок. В начале февраля 1916 года в Петрограде в издательстве М. В. Аверьянова был выпущен четвертый сборник Клюева – «Мирские думы». На экземпляре книги, подаренном Блоку (книга была получена Блоком 8 февраля, о чем свидетельствует...
10. Магомедова Д.: "Андреевский" пласт в пьесе Блока "Песня Судьбы"
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: возможной сцены) все глупое, также то леонид-андреевское, что из нее торчит. Посмотрим, что останется тогда от этого глуповатого Германа» [СС–8: 7; 188]. Тема «Блок и Леонид Андреев» обстоятельно разрабатывалась в 1960–1970 гг. тартуским исследователем В. И. Беззубовым 2 . Однако большая часть сопоставлений и наблюдений исследователя относится к критической прозе Блока. Систематического сопоставления принципов драматургии Блока и Андреева, не говоря уже об отдельных текстуальных перекличках, как это ни странно, никогда не проводилось, не говоря уже о более широких сравнительных исследованиях, выявляющих андреевские реминисценции в лирике Блока. Что же касается «леонид-андреевского» в «Песне Судьбы», то этот вопрос был поставлен в работе И. С. Приходько «Песня Судьбы и Книга Судеб: (Философема судьбы в драмах «Песня Судьбы» А. Блока» и «Жизнь Человека» Л. Андреева)» 3 . По мнению исследовательницы, Блок создал свою пьесу «как бы в полемике с Л. Андреевым. “Жизни Человека” он противопоставляет “Судьбу Героя”; бессилию человека перед неумолимым роком — радостную готовность ответить на зов Судьбы; сгоревшей свече, символизирующей трагическую обреченность человеческой жизни, — дорогу как символ Свободы и предопределения в выборе Судьбы» 4 . Вопрос о многообразных источниках «Песни Судьбы» неоднократно ставился в науке о Блоке. Не оспаривая и не отменяя ни одного из...